Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» для обучающихся 4 класса по АООП НОО ОВЗ (вариант 6.3) с нарушениями опорно-двигательного аппарата
рабочая программа

Иванова Валерия Андреевна

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование  коммуникативных способностей , речевого и общего психического развития ребёнка  младшего школьного возраста  с речевой патологией как основы успешного  овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а также его социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург 2023 год

Содержание

1.

Пояснительная записка                                                                                                            

3

2.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Основы коммуникации»                                                                                                              

4

3.

Описание места  коррекционно-развивающего курса в учебном плане                      

6

4.

Планируемые результаты                                                                                                            

7

5.

Содержание курса                                                                                                                        

9

6.

Тематическое планирование  

13

7.

Материально-техническое обеспечение                      

17

8.

Учебно-методическая и справочная литература                                                                                                                                                                

18

1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Основы коммуникации» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП c НОДА вариант обучения 6.3.

Основание для разработки программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 "Об образовании в РФ";

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ОВЗ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, вступил в силу 1 сентября 2016 г.);

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИП- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 № 9 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

5. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3);

6. Устав ГБОУ СОШ №323.

  В системе образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью логопедическая работа в школе является важным в общей системе коррекционной работы. Речевое развитие обучающихся с НОДА и УО характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. У обучающихся данной категории не сформирован интерес к окружающему, нет потребности в общении, не развиты предметная деятельность, доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи, ограничен словарный запас. В активном словаре преобладают существительные, ограниченно употребление прилагательных и глаголов, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности и социальной адаптации. Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности проявляются в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи той или иной степени, а также замедленная обучаемость и низкий уровень овладения графомоторными навыками. У детей с НОДА и умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В результате реализации программы у обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих возможностях; формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, будет расширяться и обогащаться социальный опыт. Обучающиеся познакомиться с правилами этикета и нормами поведения в разных ситуациях. Обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях, у них сформируется положительная самооценка. Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование  коммуникативных способностей , речевого и общего психического развития ребёнка  младшего школьного возраста  с речевой патологией как основы успешного  овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а также его социализации.

2. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Основы коммуникации»

  Цель программы по курсу «Основы коммуникации»: формирование у обучающихся коммуникативных навыков, коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.

Задачи:

  • Развитие общей моторики, координации движений (речь с движениями), мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой и с песком, штриховка…).
  • Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
  • Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи). Постановка, автоматизация поставленных звуков.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
  • Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов), грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
  • Развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими.
  • Обогащение представлений о себе и своих возможностях.
  • Формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта.
  • Знакомство с правилами этикета и нормами поведения в разных ситуациях.
  • Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

  Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

  Нарушение речи у детей с НОДА и умственной носят характер системного недоразвития. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи, выраженная дислексия и дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). Тематическое планирование разработано на основе лексических тем, изучаемых на курсе «Речевая практика». По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.

  Развитие коммуникативной деятельности – это практический курс обучения школьников основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество. В ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (19.10.2014 №1598) особое внимание уделено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способом деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  Коррекционный курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной деятельности на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях 2 раза в неделю по 20 минут (68 часов в год).

Основными ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • Ценность учения как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, познавательных интересов, инициативы и любознательности.
  • Ценность развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.  
  •   Ценность целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей.  
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду, творчеству.

4. Планируемые результаты изучения курса

  В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса обучающиеся четвертого класса научится:

  • Понимать роль общения в жизни человека: понимать основные нормы и правила общения; понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения; осознавать роль речи, движений, слуха в общении.
  • Формировать образа человека: дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения; дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции; применять некоторые движения и действия человека в ситуации общения; использовать способы обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.
  • Коммуникативной грамотности: использовать адекватно ситуации вербальные и невербальные средства общения; практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных и вербальных средств общения; использовать свои коммуникативные способности.
  • Получат знания и умения в области социального взаимодействия: создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; регулировать совместные с партнером действия.

В результате изучения данного курса ученик получит следующее:

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила общения (этические нормы);
  • личностное самоопределение;
  • восприятия «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности.

Ученик получит возможность научиться в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты ученик научится:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

Ученик получит возможность научиться: учиться высказывать свое предположение (версию);

Познавательные УДД ученик научится:

  • использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,
  • владение диалогической формой речи;
  • моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей;
  • постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и

Ученик получит возможность научиться: учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;

Коммуникативные УДД ученик научится:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

Ученик получит возможность научиться: овладевать навыками сотрудничества в совместном решении учебной задачи.

Предметные результаты ученик научится:

  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

Ученик получит возможность научиться: определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания.

  Система оценки результатов диагностики позволяет отследить индивидуальные достижения обучающихся, формирование личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий в рамках курса.  С целью наиболее полного отражения индивидуальных особенностей формирования достижений обучающихся, их динамики в рамках работы выделяется стартовая диагностика, текущая, итоговая.

Для оценки эффективности занятий так же можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков. 

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

  Программа курса включает в себя 6 модулей, направленных на формирование у обучающихся основ коммуникативного поведения и базовых навыков общения.

Модуль 1. Я сам.

Модуль 2. Наши чувства и эмоции.

Модуль 3. Моя семья.

Модуль 4. Взрослые и дети.

Модуль 5. Моя школа.

 Модуль 6. Мои друзья.

Модуль 1. «Я сам»

  Занятия этого раздела направлены на знакомство детей со строением и сенсорно-перцептивными возможностями органов чувств. Умение говорить о себе, разными способами выражать самого себя, рефлексировать свой опыт (сначала – локально, затем – все более и более дифференцированно) является важным этапом в формировании коммуникации с другими людьми. Занятия этого раздела направлены на формирование собственного «Я», чувства собственного достоинства и умения увидеть себя со стороны. Темы раздела коррекционного курса позволяют диагностировать интересы детей, научить их рассказывать о том, что им интересно и о том, чем они любят заниматься самостоятельно и вместе с родителями. Особую роль эти занятия могут играть в профилактике формирования выученной беспомощности. Для этого детей просят рассказать о том, что у них получается делать хорошо, а также о том, что им вообще нравиться делать, чем они любят заниматься. Возможно обсуждение того, что такое способность и какие способности бывают. Также полезно поговорить о том, что помогает проявлять какие-то способности, а что – мешает.

Модуль 2. «Наши чувства и эмоции».

  Занятия могут иметь единый сюжет и построены в форме игры с обращением к чувственному опыту, сформированному с помощью анализаторов разной модальности, направлены на более точную дифференцировку различных видов чувствительности. Они включают в себя следующие виды: тактильное восприятие, восприятие запахов, восприятие вкуса, слуховое восприятие, зрительное восприятие. Занятие, посвященное изучению двигательных возможностей человека, должно готовиться с учетом тяжести двигательных нарушений у детей и стимулировать использование и развитие имеющихся двигательных возможностей. В рамках занятий исследуются ситуации недостаточного сенсорного опыта (сенсорного голода), а также ситуации, в которых отсутствует какой-то вид сенсорно-перцептивной организации человека. Занятия этого раздела направлены на формирование собственного «Я», чувства собственного достоинства и умения увидеть себя со стороны. Дети должны научиться ценить себя, осознавать свою ценность, правильно принимать похвалу и замечания, оценивать собственные поступки и чувства, правильно различать по выразительным средствам общения чувства других детей и взрослых. В результате полученных на занятиях знаний у детей вырабатываются навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности, умение ценить окружающих и выражать это словами и делами при общении. Встреча детей с собственными эмоциональными переживаниями и реакциями других людей может основываться на предыдущем опыте. Акцентируется, что эмоции лишь условно могут относиться к положительным и отрицательным. Самопознание невозможно без такого важного этапа, как управление собственным поведением на основе волевой регуляции. Саморегуляция возможна с использованием определенных технологий, помогающих справляться с ситуативно нежелательными эмоциями. Ведется разговор о роли эмоций в жизни человека. Исследуются различия между эмоциями и чувствами, а также рефлексируется опыт переживания различных эмоциональных состояний. Проводится коррекция эмоциональных реакций через их рисование, проигрывание, обсуждение и т.п. Фиксируются способы преодоления тревоги, страха, гнева и других эмоций и эмоциональных комплексов. На занятиях дети учатся распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, что позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции. Эмоциональная сфера развивается через игру. Игры служат той средой, где ребенок проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться. В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Обсуждается, что «заражаться» можно хорошим настроением и другими условно положительными состояниями. Все занятия этого раздела призваны развивать умение фантазировать, понимать содержание волшебных сказок, составлять короткие рассказы о любимых героях. На занятиях в рамках данного раздела важно привлекать разные способы самовыражения: чтение, рисование, драматические инсценировки.

 Модуль 3. «Моя семья».

  Третий раздел программы посвящен семье и ее особенностям. Для детей будет важным понять, что семья состоит из людей, которые решают совместно многие важные задачи. Занятия позволят обратиться к опыту жизни разных членов семьи; к традициям семьи; к ее ресурсам. Разговор о семейных ролях поможет диагностировать специфику поло-ролевой и этнической идентификации в семье. На встречах в рамках этого раздела получится обсудить взаимоотношения с членами семьи разного возраста. Выполнение упражнений по теме раздела позволит осознать собственные трудности и паттерны, используемые при построении межличностных контактов с близкими людьми, разбираются эффективные и неэффективные стратегии поведения в конфликте. Отдельной темой являются домашние питомцы. Идеи заботы о том, кто слабее, нуждается в защите станут важным этапом на пути становления самостоятельности ребенка, формирования его переживания причастности к происходящему в семье. 

Модуль 4. «Взрослые и дети».

  Содержание данного раздела посвящено сопоставлению различных возрастных периодов и формированию адекватных представлений о поведении людей разных возрастных групп. Дети получат возможность почувствовать и рефлексировать особенности своего взаимодействия со сверстниками, с людьми старшего возраста и с теми, кто младше. На занятиях в рамках данного раздела дети смогут почувствовать и осознать преимущества и специфику детства; вспомнить себя в более маленьком возрасте; сравнить «возрастные приращения» - особенности того, что было, и того, что происходит на данном этапе возрастного развития. В результате полученных на занятиях знаний у детей вырабатываются навыки понимания своей индивидуальности, самостоятельности, умение ценить окружающих и выражать это словами и делами при общении. Кроме того, будут созданы условия для понимания того, что способы и средства общения со взрослыми могут и должны быть не такими, как при общении со сверстниками.

 Модуль 5 «Моя школа».

  Школа - это, во-первых, физическое пространство, которое может восприниматься как ограничивающее или поддерживающее, более или менее доступное; а, во-вторых, это пространство общения и человеческих отношений. Школа как физическое пространство - это та предметная среда, которая окружает ребенка; которая способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Важно, чтобы дети знали и понимали специфику этой среды, ее возможности. Схема этого пространства должна обсуждаться с детьми, чтобы в будущем им было бы понятно, как вести себя в необычных ситуациях в этой среде. Также во многом предметно-пространственная среда школы, ее освоение может стать тренинговой, модельной ситуацией по формированию адекватного поведения в новых обстоятельствах, в новых физических (географических) условиях. Школа как пространство межличностного общения также представляет особый ресурс для обучающихся. На занятиях в рамках данного раздела дети познакомятся с основными приемами построения межличностных отношений со взрослыми, не относящимися к близкому семейному окружению, - учителями, воспитателями, специалистами службы сопровождения; а также - с одноклассниками, детьми другого возраста (более старшими и более младшими), обучающимися в школе. Формы и виды общения, основные закономерности межличностной и групповой коммуникации, разные ситуации и контексты общения, закономерные механизмы построения общения - важные аспекты социализации детей. На занятиях в доступной для детей форме рассматриваются проблемы и барьеры коммуникации, а также ресурсы общения. Уделяется внимание синхронности и эмпатии в общении. Отдельно разбираются эффективные и неэффективные стратегии поведения в конфликте.

Модуль 6. «Я и мои друзья».

  В данном разделе планируется освещать вопросы межличностных взаимоотношений с теми людьми, которых в младшем школьном возрасте можно считать друзьями. Будут обсуждаться вопросы о том, какое поведение может демонстрировать друг, а какое поведение не является дружелюбным и дружеским. В ходе встреч будут последовательно обсуждаться вопросы о том, чем и как могут помочь друг другу люди, находящиеся в дружеских отношениях. Выработка приемов эффективного межличностного взаимодействия позволит обогатить репертуар социально приемлемых форм поведения младших школьников. На примере ситуаций принятия гостей, похода в музей, театр, прогулки будут рассмотрены способы взаимодействия с друзьями, сверстниками и детьми разных возрастов.

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

1

Входная диагностика

2

Модуль 1 «Я сам» (4 ч.)

2

Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела на картинке и на себе.

1

3

Развитие тактильных ощущений. Гигиена рук (мытьё).

1

4

Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

1

5

Развитие графомоторных функций. Режим работы и отдыха.

1

Модуль 2 «Наши чувства и эмоции» (7 ч)

6

«Вредные и полезные привычки».

1

7

«Органы чувств человека». Развитие зрительного восприятия.

1

8

Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга). Соблюдение правил охраны органов чувств.

1

9

Развитие умений выражать пространственные отношения в речи. Развитие слухового восприятия и слухового внимания.

1

10

Развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов. «Наши эмоции».

1

11

«Признаки эмоциональных проявлений других людей».

2

Модуль 3 «Моя семья» (11 ч.)

12

«Члены семьи». Нужно ли в семье доверие?

2

13

Развитие произвольного внимания. «Профессии людей ближайшего окружения».

2

14

«Семейные традиции. Семейный отдых».

3

15

«Мои обязанности в семье. Гигиена жилища (проветривание, уборка)».

2

16

«Гигиена питания».

2

                                          Модуль 4 «Взрослые и дети» (12 ч.)

17

 Связь слов в предложении на материале лексической темы «Государственные праздники России». Развитие представлений о государственных праздниках России, их значении в жизни народа.

1

18

Связь предложений в рассказе. Обучение рассказыванию по сюжетной картинке с опорой на вопросы. «Праздники в России. Семейные традиции празднования».

1

19

Рассказы-описания. Обучение составлению устного рассказа по опорным схемам по лексической теме «Дикие и домашние животные».

1

20

Знакомство со сравнительным описанием. Расширение представлений по лексической теме «Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой)».

2

21

Обучение составлению рассказов по серии картинок, связанных единым сюжетом, по лексической теме «Уход за растениями».

2

22

Знакомство с алгоритмом пересказа по вопросному плану. «Мой город».

1

23

Составление рассказов по демонстрируемым действиям (видеоматериалам) по лексической теме «Транспорт».

2

24

Обучение пересказу текстов с выраженной причинно-следственной связью по лексической теме «Получение и расходование денег».

2

Модуль 5 «Моя школа» (13 ч.)

25

Развитие временных представлений (время года, день недели, части суток).

1

26

«Режим дня».

1

27

«Основные помещения в школе». Отработка навыков пространственного анализа и синтеза.

1

28

Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса).

1

29

Классификация. Формирование умения группировать предметы по заданному основанию и одному признаку. «Спортивные занятия».

1

30

Обобщение, конкретизация, абстрагирование. Знакомство с обобщающими словами. «Учебные принадлежности».

1

31

«Мебель». Выделение лишнего предмета на невербальном материале (четвертый лишний).

1

32

«Основные профессии людей в школе».

1

33

«Вежливые слова. Правила культурного поведения».

2

34

«Ты и вы.     Обращение по имени и отчеству».

1

35

«Как общаться с книгой». Знакомство с истинными и ложными суждениями.

1

36

Отработка приемов составления сочинения по наблюдениям с элементами рассуждения на материале лексической темы «Школьная жизнь».

1

Модуль 6 «Мои друзья» (19 ч.)

37

Коррекция и закрепление учебного навыка условно-графической записи слов и предложений, умения определять границы предложения. «Правила дружбы».

1

38

Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги. Понимание скрытого смысла текстов. Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе. Соотнесение срытого смысла сюжета и притчи со значением пословицы (поговорки).

1

39

Коррекция и автоматизация учебного навыка определения ударного слога, умения постановки ударения в словах. Употребление пословиц и поговорок в речи.

1

40

Сочинение-описание внешности друга.

1

41

Формирование и автоматизация моторной программы написания графем, различение схожих по начертанию прописных букв. Сочинение- рассуждение «Дружбе нужно учиться».

1

42

Формирование и автоматизация моторной программы написания графем, различение схожих по начертанию прописных букв. «Как вежливо разговаривать по телефону».

2

43

Отработка алгоритма учебного действия правописания мягкого знака в конце и середине слова. «Как вести себя в музее».

1

44

Коррекция и восполнение учебного приема соотнесения количества звуков и букв в слове. «В театре».

1

45

Установление причинно-следственных зависимостей. Установление последовательности событий в серии сюжетных картинок. Составление рассказа. «Как вести себя в общественном транспорте».

2

46

Сравнение. Отличительные и сходные признаки объекта. «Как вести себя в лесу».

1

47

«Идем в гости».

1

48

 Отработка навыков сравнения идентичных картинок. «Одежда». 

2

49

«Правила опрятных детей».

1

50

«Благодарность. Ответные реплики на поздравление».

1

51

Составление текста сочинения –рассуждения на материале лексической темы «У нас гости».

1

52

«Как принимать подарки».

1

Итого:

68ч.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

7. Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Оснащение логопедического кабинета

  • учебный материал (методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности; комплект методических материалов с необходимым оснащением для работы логопеда в школе);
  • печатные пособия (учебники по русскому языку, чтению, кассы букв и слогов; разрезные азбуки, разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), схемы для анализа предложений, комплект книг для разных возрастов, наборы предметных картинок для деления слов на слоги, комплект карточек-картинок с изображением эмоций, комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики, альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото);
  • материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; шумовые коробочки; музыкальные инструменты и др.;
  • материал для развития  тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами и др.;
  • материалы для развития сенсорной интеграции (полисенсорное восприятие объектов): наборы для полисенсорного восприятия; сыпучие материалы; комбинирование природных материалов; наборы Лего-конструктора;
  •  материалы для развития речи и представлений об окружающем: предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела; серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистичные истории), серии картинок времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей);
  • материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графо-моторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др.);
  • мебель и оборудование (стол и стулья для учителя и ребенка; шкаф для пособий и техники);
  • Черно-белый лазерный принтер HP LaserJet Pro Р1102w.
  • Программы: Wopd, Skain, Power Paint
  • Компьютер с программным обеспечением.
  • Сканер HP Scanjet G3110.
  •  Проектор.
  • Экран.
  • Полотенце.
  • Раковина.
  • Настенное зеркало.
  • Зеркало для индивидуальной работы.
  • Доска пробковая.
  • Интерактивная песочница.
  • Магнитно-маркерная доска.
  • Палас.
  • Песочные часы.
  • Коробки и папки для пособий.

                   

 8. Учебно-методическая и справочная литература

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. Б. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы. М. 1987
  2. Книга Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2015.
  3. Статья Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция». Под ред. О.А. Величенковой. М.: Изд-во «Логомаг», 2018.
  4. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994. 
  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. Е. Воронковой. М., 1994.
  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  7. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. – М.: «Академия», 2007.
  8. Зиглинда Мартин Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Ек.: «Рама Паблишинг»,2015.
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  10. Садовников И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: 1995.
  11. Светлова И.В. Домашний логопед. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004.
  12. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР. Альбом1,2,3,4. М.: Издательство «Гном и Д» 2008.
  13. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – М., 1999.
  14. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков Р, РЬ у детей. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
  16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №2 для закрепления произношения свистящих звуков С, З. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №5 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №6 для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  22. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №7 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  23. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дом. тетрадь №8 для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: изд-во ООО «Гном – ПРЕСС», 1998.
  24. Маллер А. Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей: Методическое письмо. М., 1985.
  25. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно (в 2-х частях). – М., 1991.
  26. Филичева Т.Г., Н.А. Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
  27. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
  28. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
  29. Щербакова Е.К. Свистящие звуки. Альбом №1. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.
  30. Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом №2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.
  31. Щербакова Е.К. Альбом №3. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.
  32. Щербакова Е.К. Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией. Альбом №4. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. – Ярославль. Академия развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Занимательная математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс

Программа коррекционного курса «Занимательная математика»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)5-9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма  по коррекционном...

Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образователь...

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)

Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Основы коммуникации» для обучающихся с НОДА и умеренной, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития 6.4 (вариант 2) 5-12 классы

Общение - условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Решающи...