Программа "Предметно-практические действия"
материал
Программа разработана в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
УТВЕРЖДЕНА приказ № 175 от 28.08.2023 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
3 в класс
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)
Объем: 68 занятий
Учитель: В.М. Морозова
г. Нефтеюганск-2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).
- Психолого- педагогическая характеристика обучающихся
Программа разработана для обучающихся сумеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 5 человек
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3 человек
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 2 человека
На каждого обучающегося 2в класса выделен 1 час (3 занятия в неделю),
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Для данной категории детей характерны:
-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
-речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся
на 2023-2024 учебный год
Класс | Ф.И обучающегося | Учебно-коррекционная | Коррекционно-воспитательная | Коррекционно-развивающая |
2в класс | ||||
1 | Оля | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
2 | Петя | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
3 | Сергей | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
4 | Света | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
5 | Вова | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
6 | Денис | Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами | Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. | Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков. |
- Планируемые результаты реализации программы
(коррекционной работы)
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
- Сведения о создании условий для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
- Содержательный раздел
Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.
2.1 Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | |||
2 | Действия с материалами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах. | Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала |
3 | Действия с предметами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности | Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве |
- Календарно-тематическое планирование 1 группа
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во час | Дата |
Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипулятивной деятельности педагога. | 1 | ||
Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 1 | ||
Дидактическая игра «Помоги зайчишке». | Узнавание знакомых предметов. | 1 | ||
Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши». | Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. | 1 | ||
Игра «Моя любимая игрушка». | Выбор своей игрушки среди других. | 1 | ||
Игра «Что привез нам мишка». | Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. | 1 | ||
«Найди пару». | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 1 | ||
«Узнай меня». | Соотнесение предмета с его изображением на картинке. | 1 | ||
Игра «Разноцветные шарики». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости. | 1 | ||
Игра «Волшебная коробка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку. | 1 | ||
Игра «Пирамидка». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень. | 1 | ||
Игра«Волшебные крышки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек. | 1 | ||
Игра «Веселые матрешки». | Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание двухместной матрешки. | 1 | ||
Игра «Забавные цветочки». | Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый). | 1 | ||
Игра «Большой – маленький». | Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). | 1 | ||
Игра «Выбери правильно». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров. | 1 | ||
Дидактическая игра «Большой- маленький». | Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу. | 1 | ||
Дидактическая игра «Веселые бусы». | Группировка однородных предметов по цвету. | 1 | ||
Дидактическая игра «Волшебные фигурки». | Группировка однородных предметов по форме. | 1 | ||
Дидактическая игра «Машинки». | Группировка однородных предметов по размеру. | 1 | ||
Игры с кубиками. | Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. | 1 | ||
«Заборчик». | Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и кирпичиков. | 1 | ||
Игра «Цветные палочки». | Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. | 1 | ||
Работа со счетными палочками. | Накладывание счетных палочек на контурное изображение. | 1 | ||
Игры: «Ворота», «Дорожки», «Окно», «Домики». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем). | 1 | ||
Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (по подражанию и образцу). | 1 | ||
Развивающая игра «В мире мозаики». | Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 1 | ||
Игра с мозаикой «Домики и флажки». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики). | 1 | ||
Работа с пластилином. | Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином. | 1 | ||
Лепка «Грибок». | Цвет и свойства пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. | 1 | ||
«Цепочка». | Изготовление совместно с педагогом цепочки из колец. | 1 | ||
Изготовление шариков из фольги. | Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из фольги, выполнение с ними игровых действий. | 1 | ||
«Конфеты в обертке». | Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке». | 1 | ||
Аппликация «Солнышко лучистое». | Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
Урок математики в 8 классе на тему: "Порядок действий в примерах имеющих два- три арифметических действия".
Интегрированный урок в 8 классе. На этом уроке осуществляется связь с уроком географии. Цель данного урока обобщить и систематизировать знания учащихся при решении примеров имеющих два-три арифметичес...

Контрольная работа №1, самостоятельные работы "Совместные действия обыкновенных и десятичных дробей", "Решение уравнений ( совместные действия)" в 6классе по математике
Данный материал оформлен в виде раздаточных карточек для распечатки. Материал работ взят из сборника "Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса " Е.С.С...

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»
В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....

Внеклассное мероприятие "Толерантность и мы: действуем вместе, действуем сообща!»
Внеклассное мероприятие «Толерантность и мы» проводится после тематического классного часа « Что такое толерантность». ...

Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
