Программа "Предметно-практические действия"
материал

Морозова Виктория Михайловна

Программа разработана в соответствии с ФГОС ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_ppd_programma.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Департамент образования и науки

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

УТВЕРЖДЕНА

приказ № 175 от 28.08.2023 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

3 в класс

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)

Объем: 68 занятий

Учитель: В.М. Морозова

г. Нефтеюганск-2023

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

2.2

Календарно – тематическое планирование

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

  1. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся

Программа разработана для обучающихся сумеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 5 человек

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 3 человек
  2. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 2 человека

На каждого обучающегося 2в класса выделен 1 час (3 занятия в неделю),

Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Для данной категории детей характерны:

-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий; 

-речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи; 

-        Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи); 

-        эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

-        разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

-        замедленным темпом психического развития; 

-        отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.

Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся

на 2023-2024 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

2в  класс

1

Оля

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

2

Петя

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

3

Сергей

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

4

Света

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

5

Вова

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

6

Денис

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

  1. Планируемые результаты реализации программы

(коррекционной работы)

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.

Название курса

Предполагаемые предметные результаты

Предполагаемые личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

-  освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

  1. Содержательный раздел

Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.

2.1 Содержание учебного курса

Раздел

Формы организации коррекционных занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

Диагностика

2

Действия с материалами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.             Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.  

Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах.

Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала

3

Действия с предметами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.

Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.

Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности

Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве


  1. Календарно-тематическое планирование 1 группа

Тема урока

Содержание

Кол-во час

Дата

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога.

Фиксация  взгляда  на предметно – манипулятивной  деятельности  педагога.

1

Наблюдение за движущейся игрушкой.

Фиксация  взгляда  на движущейся игрушке.

1

Дидактическая игра «Помоги зайчишке».

Узнавание знакомых предметов.

1

Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши».

Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

1

Игра «Моя любимая игрушка».

Выбор своей игрушки среди других.

1

Игра «Что привез нам мишка».

Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других.

1

«Найди пару».

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.

1

«Узнай меня».

Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

1

Игра «Разноцветные шарики».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами:

катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости.

1

Игра «Волшебная коробка».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку.

1

Игра «Пирамидка».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами:

нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень.

1

Игра«Волшебные крышки».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек.

1

Игра «Веселые матрешки».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание двухместной матрешки.

1

Игра «Забавные цветочки».

Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый).

1

Игра «Большой – маленький».

Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький).

1

Игра «Выбери правильно».

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу  предметов одного размера  из 5—6 предметов двух контрастных размеров.

1

Дидактическая игра «Большой- маленький».

Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу.

1

Дидактическая игра «Веселые бусы».

Группировка однородных предметов по цвету.

1

Дидактическая игра «Волшебные фигурки».

Группировка однородных предметов по форме.

1

Дидактическая игра «Машинки».

Группировка однородных предметов по размеру.

1

Игры с кубиками.

Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета.

1

«Заборчик».

Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и кирпичиков.

1

Игра «Цветные палочки».

Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета.

1

Работа со счетными палочками.

Накладывание счетных палочек на контурное изображение.

1

Игры: «Ворота», «Дорожки»,  «Окно», «Домики».

Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем).

1

Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик».

Складывание из счетных палочек простейших фигур  (по подражанию и образцу).

1

Развивающая игра

«В мире мозаики».

Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

1

Игра с мозаикой «Домики и флажки».

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики).

1

Работа с пластилином.

Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином.

1

Лепка «Грибок».

Цвет и свойства пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием.

1

«Цепочка».

Изготовление совместно с педагогом цепочки из колец.

1

Изготовление шариков из фольги.

Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из  фольги, выполнение с ними игровых действий.

1

«Конфеты в обертке».

Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке».

1

Аппликация «Солнышко лучистое».

Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 8 классе на тему: "Порядок действий в примерах имеющих два- три арифметических действия".

Интегрированный урок в 8 классе. На этом уроке осуществляется связь с уроком географии. Цель данного урока обобщить и систематизировать знания учащихся при решении примеров имеющих два-три арифметичес...

Контрольная работа №1, самостоятельные работы "Совместные действия обыкновенных и десятичных дробей", "Решение уравнений ( совместные действия)" в 6классе по математике

Данный материал оформлен в виде раздаточных карточек  для распечатки. Материал работ взят из сборника "Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса  " Е.С.С...

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Внеклассное мероприятие "Толерантность и мы: действуем вместе, действуем сообща!»

Внеклассное мероприятие «Толерантность и мы» проводится после тематического классного часа « Что такое толерантность». ...