Внеурочная программа по коррекционному курсу Сенсорное развитие
методическая разработка

Юшина Мария Анатольевна

Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_sensornoe_razvitie.docx103.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная программа по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие»

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, предназначена для обучающихся 5-12 классов. Программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
  • Адаптированной основной образовательной программы(АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»

Развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий.

Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Сенсорное развитие детей направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию

Общая характеристика коррекционного курса.

Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы;
  • коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с НОДА и ТМНР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
  • формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Место курса в учебном плане «Сенсорное развитие».

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в формируемую часть годового учебного плана, раздел «Коррекционные курсы».

Количество часов, предусмотренных учебным планом с 5 класса по 12 класс – 34 часа в учебном году (1 час в неделю);

Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Продолжительность занятий индивидуальных занятий 15-20 минут, групповых 30-40.

Раздел

5 – 12 класс

1

Зрительное восприятие

6

2

Слуховое восприятие

7

3

Кинестетическое развитие

6

4

Восприятие запаха

5

5

Восприятие вкуса

5

ИТОГ

34

Содержание курса

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы: Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов. Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы ароматных баночек, вибромассажеры и т.д.

Содержание коррекционных занятий

Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)

Восприятие запаха

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Восприятие вкуса

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Во время коррекционно-развивающих занятий особое внимание уделяется

здоровье сберегающим технологиям, а значит соблюдается оптимальная плотность занятия, учебная нагрузка дозируется строго индивидуально, чередуются виды учебной деятельности, на занятии проводятся физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательные гимнастики, гимнастика для глаз.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

  • Способность опосредовать свою деятельность речью;
  • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога (по словесной инструкции);
  • Умение использовать учебные материалы по назначению с помощью педагога;
  • Сосредоточенность зрительно- моторной координации;
  • Умение ориентироваться в основных, ахроматических, спектральных, не спектральных цветах.
  • Умение определять на ощупь величину и форму хорошо знакомых предметов.
  • Способность анализировать речевые и неречевые звуки
  • Умение ориентироваться в схеме собственного тела и пространстве.
  • «Принимать, воспринимать» проприорецепции, кинестетических ощущений.
  • Способность узнавать продукт по вкусу.
  • Способность различать объект по запаху.
  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по- поверхности, весу, температуре).

Основные личностные результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
  • понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
  • способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Тематическое планирование 5 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры

2

Развитие зрительной памяти «Найди 2-3 отличия»

1

Воспитание уверенности в своих силах.

Практические упражнения.

Беседы

3

Формирование умения различать цвета «Раскраска»

1

Воспитание логического мышления.

Беседа.

Практические упражнения

4

Формирование умения различать «Найди предмет такой же формы»

1

Воспитание логического мышления.

Беседа.

Практические упражнения

5

Величина: «Разложи предметы по величине»

1

Воспитание логического мышления.

Беседа.

Практические упражнения

6

Обобщающее занятие: цвет, форма, величина.

1

Воспитание логического мышления.

Беседа.

Практические упражнения

Слуховое восприятие

7

Формирование умения различать «Голоса птиц: ворона, петух»

1

Мотивация деятельности учащихся на уроке к созданию рабочего настроя

Познавательные и сюжетные игры.

8

Формирование умения определять неречевые звуки «Музыкальные инструменты: Колокольчик, барабан»

1

Воспитание смелости своих суждений.

Познавательные беседы.

9

Формирование умения определять неречевые звуки (мяу, му, ....)

1

Мотивация деятельности учащихся на уроке к созданию рабочего настроя

Познавательные и сюжетные игры.

10

Формирование умения определять неречевые звуки (звук чайника, будильник)

1

Воспитание смелости своих суждений.

Познавательные беседы.

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Курочка ряба»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения повторять действия с предметами используя звуки и слова на, но, вперед, назад

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Формирование умения адекватно реагировать на прикосновения человека.

1

Соблюдение правил речевого этикета.

Диалоги в различных коммуникативных ситуациях.

15

Формирование умения определять разные качества движений. Быстро-медленно, мягкие – жесткие, тяжелые – легкие, сильные – слабые (карточки антонимы)

1

Соблюдение правил речевого этикета.

Диалоги в различных коммуникативных ситуациях.

16

Формирование умения передавать движения и повадки лесных животных. Сказка «Теремок»"

1

Воспитание познавательной активности

Сюжетные игры.

17

Тактильное восприятие на предметы изготовленных из материала (дерево, металл, бумага, вода и др.)

1

Стимулирование получения значимого для ребенка учения.

Практические упражнения.Беседы

18

Релаксация «Шум моря»

1

Воспитание познавательной активности

Музыкальные произведения

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Формирование понятий сладкий, соленый

1

Стимулирование получения значимого для ребенка учения.

Беседа

21

Формирование умения определять запахи продуктов питания апельсин, чеснок на основе натуральных продуктов и картинок с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Формирование умения определять запахи зубной пасты на основе натурального и карточки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации..

Беседа.

Практические упражнения

23

Формирование умения определять запахи укроп, герань на основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Формирование умения различать сладкие вкусы продуктов питания сахар, печенье. На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Формирование умения различать соленые вкусы продуктов питания огурец, соль на основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Формирование умения различать горькие - кислые вкусы продуктов питания чеснок, яблоко на основе натурального и картинки с изображениями.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Формирование умения различать вкусы напитков чай, морс на основе натур. продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 6 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Формирование умения удерживать взгляд за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад)

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

2

«Найди 3 отличия»

1

Поддержание мотивации учеников к получению знаний.

Беседы.

Познавательные игры.

3

Формирование умения различать цвета «Радуга»

1

Поддержание мотивации учеников к получению знаний.

Практические упражнения

4

Формирование умения находить предмет такой же формы

1

Воспитание логического мышления.

Беседа.

Практические упражнения

5

Формирование умения находить предметы по величине

1

Воспитание логического мышления.

Беседа.

Практические упражнения

6

Обобщающее занятие: цвет, форма, величина.

1

Воспитание логического мышления.

Тесты

Слуховое восприятие

7

Формировать умение различать голоса домашних птиц: курица, петух, цыпленок, гусь, индюк

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Формирование умения различать неречевые звуки. Музыкальные инструменты колокольчик, барабан, дудочка

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

9

Формирование умения изменить звуковые параметры при воспроизведении по высоте, силе.

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

10

Формирование умения различать неречевые звуки (звук чайника, будильника, телефона)

1

Воспитание самостоятельности

Взаимопроверка заданий и

совместное выполнение заданий.

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Теремок»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения развитие действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.)

1

Воспитание самостоятельности

Взаимопроверка заданий и

совместное выполнение заданий.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Я и мое тело (изучение частей). Карточки.

1

Воспитание навыка опрятности и аккуратности.

Беседа.

Игровые ситуации

15

Формирование умения различать эмоции. Карточки с картинками

1

Поддержание мотивации учеников к получению знаний.

Познавательные игры.

16

Формирование умения узнавать выражения мимики на качество предметов (тепло, холодно и т.д)

1

Поддержание мотивации учеников к получению знаний.

Познавательные игры.

17

Формирование умения адекватно воспринимать давление на поверхность тела.

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры.

18

Формирование умения овладения элементов расслабления, снятия напряжения «Волшебный песочек», «Звуки природы»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Формирование умения определять запахи на основе предметов: духи.

и картинок с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Формирование умения определять запахи продуктов питания: кофе на основе натуральных продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Формирование умения определять запахи бытовой химии: мыло. На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Формирование умения определять неприятные запахи на основе натурального и картинки с изображениями (мусор)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Формирование умения различать сладкие вкусы продуктов: конфеты, варенье на основе натуральных продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Формирование умения различать соленые вкусы продуктов: сухарики, чипсы. На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Формирование умения различать горькие - кислые вкусы продуктов питания: горчица, лук на основе натуральных продуктов и картинки с изображениями.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Формирование умения различать напитки: молоко, на основе натуральных продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 7 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Где звучит игрушка? (на уровне уха, плеча, талии).

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры

2

Найди 4 отличия

1

Воспитание логического мышления

Практические упражнения

3

Формирование умения узнавать и различать цвета предметов.

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры

4

Формирование умения соотносить звук с его источником.

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры

5

Формирование умения различать речевые и неречевые звуки. Дидактическая игра «Зоопарк».

1

Воспитание творческой самостоятельности.

Игровые ситуации.

6

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Слуховое восприятие

7

Формировать умение различать голоса домашних животных: коза, лошадь, корова, поросенок

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Формировать умение различать «Музыкальные инструменты» Колокольчик, барабан, дудочка, ложки

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

9

Формировать умение различать звуки по высоте, силе, далеко, близко

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры

10

Формировать умение различать неречевые звуки «Послушай, что вокруг»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Лиса и заяц»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения повторять действия с предметами используя звуки и слова там, тут, за, под

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Тактильное восприятие на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

1

Поддержание мотивации учеников к получению знаний.

Познавательные игры.

15

Тактильное восприятие на предметы по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.)

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

16

Формирование

ощущений от различных поз тела. Мимика, пантомимика «Море волнуется раз, …»

1

Воспитание познавательной активности.

Сюжетные игры.

17

Формирование умения повторять движения и позы головы по показу.

1

Воспитание творческой самостоятельности.

Игровые ситуации.

18

Формирование умения повторять движения и позы верхних и нижних конечностей.

1

Воспитание творческой самостоятельности.

Игровые ситуации.

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Формировать понятия предметов крем для лица. На основе предметов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Формировать понятия запахи продуктов питания: специи. На основе натуральных продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Формировать понятия запахи бытовой химии: шампунь. На основе предметов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Формировать понятия запахи в природе дым. На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Формировать понятия сладкие вкусы продуктов питания вафли. На основе натур. продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Формировать понятия соленые вкусы продуктов питания помидор. На основе натур. продуктов и картинок с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Формировать понятия горькие - кислые вкусы продуктов питания: лимон. На основе натур. продуктов и картинок с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Формировать вкусы напитков: йогурт, на основе натур. продуктов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 8 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Ориентировка на собственном теле («Наше тело»)

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

2

Найди 5 отличий

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

3

Формирование умения узнавать и различать цвета, оттенки цветов.

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

4

«Найди предмет такой же формы» Блоки Дьенеша

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

5

«Разложи предметы по величине» Палочки Кюизенера

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

6

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Слуховое восприятие

7

Определение звука в пространстве «Звуки природы»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Формирование умения различать неречевые звуки: колокольчик, барабан, дудочка, ложки, баян

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произвед ения

9

Формирование умения различать по высоте, силе, темпу «Узнай по голосу»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

10

Формирование умения различать неречевые звуки: звук транспорта.

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Лиса и журавль»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения повторять действия с предметами

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.Познавательные игры.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Формировать умения представления собственного тела «Дорисуй»

1

Эстетическое воспитание.

Выставки работ учащихся.

15

Формирование умения подражать повадкам птиц, зверей.

1

Воспитание творческой самостоятельности.

Игровые ситуации.

16

Формирование умения владения способами невербальной коммуникации. Мимика, пантомимика «Угадай, что это?»

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры.

17

Тактильное восприятие на предметы из дерева, бумаги, железа, пластика, ткани.

1

Воспитание познавательной активности.

Беседы.

Познавательные игры.

18

«Волшебный мешочек»

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры.

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Формирование умения различать запахи «Ванилин». На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Формирование умения различать запахи продуктов питания хлеб. На основе предметов и картинки с изображениями.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Формирование умения различать запахи крем для обуви. На основе предметов и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Формирование умения различать запахи в природе Прогулка.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Сладкие вкусы продуктов питания. «Что ты съел?»

На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Соленые вкусы продуктов питания «Что ты съел?» На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Горькие - кислые вкусы продуктов питания «Что ты съел?» На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Напитков «Что ты выпил?».

На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 9 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Ориентировка на собственном теле («Наше тело»)

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

2

Найди 6 отличий

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

3

Формирование умения узнавать и различать цвета, оттенки цветов.

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

4

«Найди предмет такой же формы» Блоки Дьенеша

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

5

«Разложи предметы по величине и цвету» Палочки Кюизенера

1

Воспитание логического мышления.

Практические упражнения

6

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Слуховое восприятие

7

Определение звука в пространстве «Звуки природы»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Формирование умения различать неречевые звуки: колокольчик, барабан, дудочка, ложки, баян

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произвед ения

9

Формирование умения различать по высоте, силе, темпу «Узнай по голосу»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

10

Формирование умения различать неречевые звуки: звук транспорта.

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Лиса и журавль»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения повторять действия с предметами

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы. Познавательные игры.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Формировать умения представления собственного тела «Дорисуй»

1

Эстетическое воспитание.

Выставки работ учащихся.

15

Формирование умения подражать повадкам птиц, зверей.

1

Воспитание творческой самостоятельности.

Игровые ситуации.

16

Формирование умения владения способами невербальной коммуникации. Мимика, пантомимика «Угадай, что это?»

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры.

17

Тактильное восприятие на предметы из дерева, бумаги, железа, пластика, ткани.

1

Воспитание познавательной активности.

Беседы.

Познавательные игры.

18

«Волшебный мешочек, что в нем?»

1

Воспитание познавательной активности.

Познавательные игры.

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Формирование умения различать запахи «Ванилин». На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Формирование умения различать запахи продуктов питания хлеб. На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Формирование умения различать запахи бытовой химии. На основе натурального и картинки с изображениями.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Формирование умения различать запахи в природе Прогулка.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Сладкие вкусы продуктов питания. «Что ты съел?»

На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Соленые вкусы продуктов питания «Что ты съел?». На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Горькие - кислые вкусы продуктов питания «Что ты съел?». На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Напитки «Что ты выпил?».

На основе натурального и картинки с изображениями

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 10класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

2

Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Сутки»

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

3

Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры»)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

4

Расположение предметов на листе бумаги («Фишка», «Рисунок»)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

5

Величина: «Разложи предметы по величине»

1

6

Неделя. Семь суток.

Наглядный материал

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

Слуховое восприятие

7

Определение звука в пространстве «Голоса птиц»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Формирование умения различать неречевых звуков «Музыкальные инструменты» Колокольчик, барабан, колокольчик, ложки, баян, пианино

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

9

Склонение местоимений: Я, мне, мой, моя, моего

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

10

Формирование умения различать неречевые звуки (звук чайника, будильник, телефон и т.д)

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Лиса и петух»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения повторять действия с предметами используя звуки и слова далеко, близко, высоко, низко, моя, мне

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Представление о себе, нарисуй

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

15

Разные качества движений. Быстро-медленно, мягкие – жесткие, тяжелые – легкие, сильные – слабые.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

16

Овладения способами невербальной коммуникации мимика, пантомимика

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

17

Порядок дней недели

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

18

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Запахи реальных предметов на основе натур. продуктов и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Запахи продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Запахи бытовой химии на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Запахи в природе «Что это?». Прогулка

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Самостоятельно распознавать сладкие вкусы продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Самостоятельно распознавать соленые вкусы продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Самостоятельно распознавать горькие- кислые вкусы продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Самостоятельно распознавать вкусы напитков на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 11 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

2

Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Сутки»

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

3

Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры»)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

4

Расположение предметов на листе бумаги («Фишка», «Рисунок»)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

5

Величина: «Разложи предметы по величине»

1

6

Неделя. Семь суток

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

Слуховое восприятие

7

Определение звука в пространстве «Голоса птиц»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Формирование умения различать неречевых звуков «Музыкальные инструменты» Колокольчик, барабан, колокольчик, ложки, баян, пианино

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

9

Склонение местоимений: Я, мне, мой, моя, моего

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.Познавательные игры.

10

Формирование умения различать неречевые звуки (звук чайника, будильник, телефон и т.д)

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

11

Формирование умения подражать сказочным героям. Сказка «Волшебное кольцо»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

12

Формирование умения повторять действия с предметами используя звуки и слова далеко, близко, высоко, низко, моя, мне

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в паре.

Беседы.

Познавательные игры.

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Представление о себе, нарисуй себя

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

15

Разные качества движений. Быстро-медленно, мягкие – жесткие, тяжелые – легкие, сильные – слабые.

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

16

Овладения способами невербальной коммуникации мимика, пантомимика

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

17

Порядок дней недели

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

18

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Запахи реальных предметов на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Запахи продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Запахи бытовой химии на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Запахи в природе на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Самостоятельно распознавать сладкие вкусы продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Самостоятельно распознавать соленые вкусы продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Самостоятельно распознавать горькие- кислые вкусы продуктов питания на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Самостоятельно распознавать вкусы напитков на основе натурального и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Тематическое планирование 12 класс

Раздел

Тема

К-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятельности

Зрительное восприятие

1

Формирование умения развития координации рук и глаз. «Что изменилось?»

1

Воспитание логического мышления

Беседа.

Практические упражнения

2

Найди 7 отличий

1

Воспитание логического мышления

Беседа.

Практические упражнения

3

7 цветов Радуги. Нарисуй

1

Воспитание логического мышления

Беседа.

Практические упражнения

4

«Найди предмет такой же формы»

1

Воспитание логического мышления

Беседа.

Практические упражнения

5

«Разложи предметы по величине»

1

Воспитание логического мышления

Беседа.

Практические упражнения

6

Обобщающее занятие: цвет, форма, величина.

1

Воспитание уверенности в своих силах.

Практические задачи.

Слуховое восприятие

7

Определение звука в пространстве «Голоса птиц» «Голоса животных»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

8

Неречевых звуки. Колокольчик, барабан, скрипка, дудочка, ложки. Угадай какой инструмент звучит?

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

9

Определение звука в пространстве «Голоса» «Транспорт»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

10

Определение неречевых звуков (звук чайника, будильник, телефон и т.д)

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

11

Различие речевых и неречевых звуков. «Зоопарк», «Бытовые приборы, транспорт»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

12

Сутки. Части суток. Упражнения на графической модели «Сутки»

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе

Познавательные игры

13

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Кинестетическое развитие

14

Движение в заданном направлении в пространстве «Где находится…», «Куда едет машина?»)

1

Воспитание познавательной активности.

Сюжетные игры

15

Разные качества движений. Быстро-медленно, мягкие – жесткие, тяжелые – легкие, сильные - слабые

1

Воспитание познавательной активности.

Сюжетные игры

16

Способы невербальной коммуникации. Мимика, пантомимика

1

Воспитание познавательной активности.

Сюжетные игры

17

Работа с воображаемыми предметами

1

Воспитание познавательной активности.

Сюжетные игры

18

Релаксация «Шум дождя»

1

Воспитание уважения к многонациональному, поликультурному составу общества.

Беседа.

Музыкальные произведения

19

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие запаха

20

Запахи специй на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

21

Запахи продуктов питания на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

22

Запахи бытовой химии на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

23

Запахи в природе на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

24

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

Восприятие вкуса

25

Сладкие вкусы продуктов питания на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

26

Соленые вкусы продуктов питания на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

27

Горькие- кислые вкусы продуктов питания на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

28

Вкусы напитков на основе натуральных и картинки с изображениями «Что это?».

1

Привлечение внимания к социально

значимой информации.

Беседа.

Практические упражнения

29

Обобщающее занятие

1

Приобретение опыта ведения

конструктивного диалога в группе.

Познавательные игры

итог

34

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  • Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
  • Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):

  • Таблицы к основным разделам программы;
  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).

Электронные пособия:

  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • Видеофильмы, соответствующие тематике программы;
  • Слайды, соответствующие тематике программы;
  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Технические средства обучения (средства ИКТ):

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
  • Магнитофон;
  • Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша;
  • Цифровые образовательные ресурсы.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик и т.д.

Натуральные объекты.

Демонстрационные пособия:

  • Дидактические игры;
  • Пособия;
  • Плакаты;
  • Игрушки;
  • Пазлы;
  • Сенсорное оборудование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"

Рабочая программа разработа для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"

Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие". 1 класс, АООП 9.2

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  («Развитие психомоторики и сенсорных процессов» ) 1КЛАСС...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» в рамках реализации СИПР для обучающегося 5 класса

Программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости на 2020-2021 учеб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...