«Домашние животные», «Звук «К».
план-конспект

Норотова Наталья Васильевна

Возрастная группа:подготовительная, 6-7лет.

Форма проведения,количество обучающихся: групповое занятие, 8 чел.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III ур.

Оборудование:

для детей: предметные картинки: серия «Говорим правильно» Каше «Чья голова? Чей хвост»; серия сюжетных картинок; цифры от 1до8.

для учителя-логопеда: интерактивная доска, разработанный флипчарт, мольберт, кроссворд с зашифрованной пословицей «Живут как кошка с собакой», схема         ,                                   

Приоритетная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: создать условия для активизации речевой деятельности детей: лексико-грамматических категорий и самостоятельной развернутой фразовой речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx32.11 КБ
Файл kommunikativnye_igry_norotova_n.v.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние животные», «Звук «К».

Возрастная группа:подготовительная, 6-7лет.

Форма проведения,количество обучающихся: групповое занятие, 8 чел.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III ур.

Оборудование:

для детей: предметные картинки: серия «Говорим правильно» Каше «Чья голова? Чей хвост»; серия сюжетных картинок; цифры от 1до8.

для учителя-логопеда: интерактивная доска, разработанный флипчарт, мольберт, кроссворд с зашифрованной пословицей «Живут как кошка с собакой», схема         ,                                    

Приоритетная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: создать условия для активизации речевой деятельности детей: лексико-грамматических категорий и самостоятельной развернутой фразовой речи.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  1. Активизировать словарь признаков по теме (притяжательных прилагательных, сложных прилагательных);
  2. Обеспечить закрепление навыка согласования имен числительных и имен существительных;
  3. Способствовать закреплению навыка составления рассказов, помочь понять смысл пословицы «Живут как кошка с собакой».

Коррекционно-развивающие:

  1. Обеспечить развитие мыслительных операций (анализа, синтеза)
  2. Обеспечить развитие умения планировать (коллективное выполнение кроссворда)

Воспитательные:

  1. Формировать навыки работы в паре, группе
  2. Убедить в том, что дружба помогает преодолеть трудности.

Планируемые результаты: позитивно-эммоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активизация аналитико-синтетической деятельности: решение кроссворда.

Методы: перцептивный (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический); логический (дедуктивный).

Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы,  показ способов действий.

Содержание занятия:

  1. Создание мотивационного поля
  1. Приветствие друг друга:

Собрались все дети в круг.                    С добрым утром, глазки!

Я - твой друг и ты - мой друг!              С добрым утром, ушки!

Дружно за руки возьмёмся                    С добрым утром, ручки!

И друг другу улыбнёмся.                        С добрым утром, ножки!

  1. Создание проблемной ситуации

а) Слайд 1. Дети слушают голоса домашних животных. Чьи голоса услышали?

б) Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия.

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

-Кем мы будем любоваться?

-На кого мы будем смотреть?

(дети отвечают и выполняют движения,     ,     перекреста рук и коленей, паралельно, перекрест)

  1. Актуализация знаний

Слайд 2. Активизация словаря. Дети рассматривают хозяйственный двор и называют домашних животных.

Д/и «Чья семья?» слайды 3,4,5,6,7 (коровья семья, мама- корова, папа – бык, детеныш- теленок, много- телята) и т.д.

Д/и «Кто как разговаривает» (работа над глаголами настоящего, будущего и прошедшего времени). Что делает корова, когда разговаривает? Что будет делать корова? Что делала корова? И т.д.

Д/и «Чья голова, чей хвост» (притяжательные прилагательные)

- как нам выполнить следующее задание? (на столе 4 картинки) подвожу к осмыслению проблемы: детям объедениться парами и договориться, кто о чем будет говорить. Один говорит: у нас на картинке коровья голова, другой: коровий хвост и т.д.

Физпауза «Котенок»

  1. Самостоятельное применение знаний на практике.

Д/И «Кто лишний» (слайд 8) Кто изображен на этом слайде? Кто лишний? Почему?

Д/И «Спрячь детеныша»

- Какой первый звук в слове котенок? (значит мы будем работать с каким звуком?)

- Какие геометрические фигуры нарисованы?

- Предлагаю, картинки, в названии которых звук «К» в начале слова- спрятать за квадрат, в конце слова – за прямоугольник.

Кроссворд

- Как вы думаете, могут ли дружить кошка с собакой? Давайте ответим на этот вопрос, выполнив кроссворд, (выставляю на мольберт кроссворд и предлагаю детям взять цифры под стульчиками, посмотреть что должны сделать и выполнить), читаем пословицу, предлагаю помирить кошку с собакой.

4. Рефлексия.

- Что для вас на занятии было нового? Какое задание вам было интересно выполнять? Какую игру хотелось бы повторить?

Слайд 9. На прощание посмотрите пажалуйста еще один слад.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры на развитие коммуникативных функций речи для детей 5-8 лет»

Учреждение: МБДОУ города Иркутска детский сад № 77

Автор: Норотова Наталья Васильевна

Возрастная аудитория: 5-8 лет

Аннотация:

- игры используются в свободное время, на занятии и в утреннем круге, предназначены для воспитателей старших и подготовительных групп, как детей с ТНР, так и для детей, посещающих группы общеобразовательной направленности;

- методическая разработка поможет объединить детей в утренний отрезок времени.

Введение: человек в настоящем времени окружен информацией и опутан сетью коммуникативных связей: реклама, телевидение, Internet. Тем не менее, в этом несмолкающем информационном потоке, нужно сопоставлять и отфильтровывать значимые и необходимые данные так, чтобы не потеряться в их огромном количестве. Но в этом непрерывном потоке ускользают вещи, которые действительно важны, они проскальзывают сквозь информационные лавины, рекламы и новостного шума.

Отечественный исследователь А.А. Заморкин, отмечает: переход коммуникации в новую виртуальную среду, не только расширяет ее поле, но и ведет к редупликации смысловых и символических констант в поле коммуникации, что в свою очередь расширяет интерпретационный контекст и еще больше затрудняет непосредственность общения и понимания [Заморкин, 2014, 40-41]. Отсюда вопрос: как сделать передачу информации более эффективной? Причем эффективность передачи информации должна определяться не только ее скоростью и количеством, но и функциональностью. Как констатирует П.К. Гречко в своей работе «Коммуникация и коммуникативность: различительное единство»: «Эффективность информации сегодня измеряется, наряду с прочим, количеством коммуникативных действий, которые можно совершить на ее основе» [Гречко, 2013, 28].

Развитие и речи и коммуникации одна из первостепенных задач, ФГОС, ФОП и ФАОП. Следовательно, нужно находить различные подходы, для реализации этой задачи, коммуникативные игры, один из способов этого поиска.

Цель коммуникативной игры - развивать коммуникативные навыки, активный словарь, сформировать умение вступать в диалог, умение договориться и работать в команде и умение согласовывать свои действия, развивать наблюдательность, доверие, моторную ловкость, навыки общения, интерес к сверстникам.

«Близняшки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
«А давайте за руки возьмёмся»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
«Дорожка»

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;
«Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна» — дети поднимают руки над головой;
«Кочки!» — все приседают.
Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

«Небоскрёб»

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6 человек.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Змей Горыныч

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Пазлы»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.

«Улитка»

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.
Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.
«Кусастик»

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.
Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».
Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.
«Движение: стоп!»

Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Послушай повтори»

Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
«Скажи комплимент»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

«Утро наступает, всё оживает…»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Может за руки возьмёмся, друзья?»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок по спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
«Речка»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
Давай дружить (для детей с 5 лет)

Цель: сплотить детей.

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Дует ветер нам в лицо» (для детей 5—8 лет)

Цель: научить детей правильно называть детей по цвету волос и глаз. Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Секрет» (для детей с 6 лет)

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
«Рукавичка» (для детей с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Сломанный телефон»

Возраст: от 5 лет
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.
«Сделай подарок»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«Царевна-Несмеяна»

Возраст: от 5 лет
Игроки делятся на две команды.
Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.
Участники другой команды - “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.
Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.
Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”,выигравшей объявляется команда “смешителей“, если нет – команда “Несмеян”.
После объявления победителей команды могут поменяться ролями.
«Упражнение Посчитай»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
«Упражнение Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.
Возраст: от 5 лет
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат; треугольник; ромб; букву; птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

«Факир»

Возраст: 5-7 лет.
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Ход: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.
«Горячо-холодно, право – лево»

Возраст: 5-7 лет
Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребенка.
«Собери рюкзак»

Цель: развитие слухового восприятия. Возраст: 5-7 лет
Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?
Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя.
«Эхо»                                                                                                                                  

Цель: развитие слухового восприятия.
Возраст: 5-7 лет
1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.
2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики».
«Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.».

«Знайка объясняет»

Цель: учить детей перефразировать сказанное, оставив главный смысл.
Возраст: 5-7 лет
Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т. д.
«Лови мяч»

Возраст:5-7 лет
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
«Художник слова»

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично
Возраст: 5-7 лет
Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?» И т. д.
Заключение: таким образом, коммуникация в игре является наиболее эффективной, с одной стороны, благодаря замкнутости игры как символической системы, а с другой, ее постоянной внутренней пластичности, изменчивости и условности, способствующим как результативной трансляции сообщения, так и его адекватному пониманию. Именно поэтому для повышения эффективности повседневной коммуникации необходимо добавлять игровой элемент.

Однако следует помнить, что этот прием сработает только в том случае, если все участники коммуникативного процесса будут готовы вступить в игру

Библиография

1. Гречко П.К. Коммуникация и коммуникативность: различительное единство // Ценности и смыслы. 2013. № 4(26). С. 26-37. 228

2. Заморкин А.А. Социально-философские подходы к изучению феномена виртуальной коммуникации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 40-43.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фонотека звуков голоса домашних животных и птиц

Аудиозапись голосов домашних животных и птиц...

1.11. Старшая группа. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Домашние животные. Звуки Н-НЬ"

Старшая группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР), программа Н.Е. Нищевой...

Конспект и технологическая карта логопедического фронтального занятия по теме «Звуки домашних животных. Развитие фонематического слуха и внимания на материале неречевых звуков»

Данная разработка состоит из конспекта логопедического фронтального занятия в средней дошкольной логопедической группе детей ОНР-1 по теме «Домашние животные» на основе системно-деятельнос...

Авторский конспект. Тема: "Домашние животные. Звук "М"

Авторский конспект. Тема: "Домашние животные. Звук "М"...

Авторский конспект занятия. Тема: "Домашние животные. Звук "К", "Кь".

Авторский конспект занятия. Тема: "Домашние животные. Звук "К", "Кь"....