Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, обучающегося индивидуально на дому
рабочая программа
Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, обучающегося индивидуально на дому
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЧТЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и альтернативное чтение» для ученика 12 класса (индивидуальное обучение на дому) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
3.Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
4. Годового учебного календарного графика ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год;
5.Учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);
6.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).
Данная программа составлена на основании индивидуальных особенностей учащегося, а также согласно предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями, утверждена приказом школы-интерната № 184 от «30» августа 2024 г.
Цель программы: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
o Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
o Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
o Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
o Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
o Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
o Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
2. Общая характеристика учебного предмета
Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.
Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение и альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение и альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.
Учитель в процессе обучения чтению особое внимание уделяет работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков развития.
3. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение», в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
В индивидуальном учебном плане учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение», представлен с расчётом по 1 часу в неделю - 34 учебных недели.
Количество часов по четвертям:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
8 | 7 | 10 часов | 9 часов | 34 часов |
4.Содержание учебного предмета
Содержание предмета включает следующие направления:
№ п/п | Тема раздела программы | Основные элементы содержания |
1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | Создание тематических картинок. «Чтение» литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, видеофильмов, выполнение этюдов. Аудиальные и визуальные упражнения: использование картинок, прослушивание стихотворения и показ картинки, выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения, короткого рассказа. |
2 | «Аудиальное чтение». | «Чтение» стихов, сказок, рассказов. |
3 | Чтение букв и слов («глобальное чтение»). | «Чтение» гласных звуков. «Чтение» согласных звуков. Работа со слогами (выделение слогов, подкладывание карточки-слога под соответствующий слог в слове). Составление слов из букв разрезной азбуки. |
5.Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
- учащиеся должны выполнять логопедические и мимические упражнения (по подражанию);
- должны участвовать в играх- имитациях, в музыкально – дидактических играх;
- знать графические изображения: времени года, явлений природы;
- осмысливать простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений (с помощью учителя);
- самостоятельно (иногда с помощью учителя) выбирать нужную картинку из серии предложенных.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. | 3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. | 4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. | 5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. | 3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. | 4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. | 5 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
I четверть — 8 часов | ||||
1 | «Здравствуй, школа!». Осенние месяцы. | 1 | 02.09 | |
2 | Чтение стихов об осени. Осенние признаки. | 1 | 09.09 | |
3 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 16.09 | |
4 | Карточки «Грибы» Загадки о грибах | 1 | 23.09 | |
5 | «Школьные принадлежности» | 1 | 30.09 | |
6 | Карточки «Фрукты». Загадки про фрукты. | 1 | 07.10 | |
7 | Карточки «Овощи». Загадки про овощи. | 1 | 14.10 | |
8 | Прослушивание сказок | 1 | 21.10 | |
II четверть — 7 часов | ||||
1 | Чтение и нахождение буквы А. | 1 | 11.11 | |
2 | Накладывание букв на слог. | 1 | 18.11 | |
3 | Чтение и нахождение буквы М. Игры с магнитными буквами на слияние АМ, МА | 1 | 25.11 | |
4 | Чтение и нахождение буквы Х. Игры с магнитными буквами на слияние ХА, АХ | 1 | 02.12 | |
5 | Накладывание букв на слог. | 1 | 09.12 | |
6 | «Обводка букв и раскрашивание». | 1 | 16.12 | |
7 | Прослушивание сказок | 1 | 23.12 | |
III четверть — 10 часов | ||||
1 | Зима. Признаки зимы. | 1 | 13.01 | |
2 | Чтение и нахождение буквы Ш. Игры с магнитными буквами на слияние ША, АШ | 1 | 20.01 | |
3 | Накладывание букв на слог. | 1 | 27.01 | |
4 | Чтение и нахождение буквы Л. Игры с магнитными буквами на слияние ЛА, АЛ | 1 | 03.02 | |
5 | Накладывание букв на слог. | 1 | 10.02 | |
6 | «Обводка букв и раскрашивание».Накладывание букв на слог. | 1 | 17.02 | |
7 | Чтение и нахождение букв О, У. Игры с магнитными буквами на слияние МО, ОМ, МУ, УМ, ШО, ОШ, ШУ, УШ, ЛО, ОЛ | 1 | 24.02 | |
8 | Весна. Весенние месяцы. | 1 | 03.03 | |
9 | Нахождение буквы Ы. Игры с магнитными буквами на слияние ЫЛ, ЛЫ, ЫШ, ШЫ, МЫ, ЫМ | 1 | 10.03 | |
10 | «Найди такую же букву». | 1 | 17.03 | |
IV четверть — 9 часов | ||||
1 | Прослушивание сказок | 1 | 31.03 | |
2 | Чтение и нахождение буквы Н. Игры с магнитными буквами на слияние НА, АН, НО, ОН, УН, НУ | 1 | 07.04 | |
3 | «Обводка букв и раскрашивание». | 1 | 14.04 | |
4 | Чтение и нахождение буквы Р. Игры с магнитными буквами на слияние РА, АР, УР, РУ, ОР, РО | 1 | 21.04 | |
5 | Накладывание букв на слог. | 1 | 28.04 | |
6 | Чтение и нахождение буквы К. Игры с магнитными буквами на слияние КА, АК, КО, ОК, КУ, УК | 1 | 05.05 | |
7 | «Найди такую же букву». | 1 | 12.05 | |
8 | «Обводка букв и раскрашивание». | 1 | 19.05 | |
9 | Прослушивание сказок | 1 | 26.05 | |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
- Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
- А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
- Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург: Речь, 2004г. -354 с.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
Учебно-практическое оборудование:
Дидактический материал: фотографии, игрушки, предметные картинки, картинки действий, пиктограммы.
Технические средства: ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...

«Особые условия для развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
При подготовке семинара особое внимание уделялось исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, трудностям, с котор...

Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развитияпо предмету: «Чтение и альтер...

Конспект урока по предмету "Домоводство" - "Мука и мучные изделия" для 3 класса АООП НОО для обучающихся с НОДА с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР(вариант 6.4)
Конспект урока по предмету "Домоводство" -"Мука и мучные изделия"...