Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, обучающегося индивидуально на дому
рабочая программа

Рабочая программа по предмету "Чтение и альтернативное чтение" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, обучающегося индивидуально на дому

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЧТЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и альтернативное чтение» для ученика 12 класса (индивидуальное обучение на дому) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.Федерального Закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

3.Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

4. Годового учебного календарного графика ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год;

5.Учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);  

6.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).  

Данная программа составлена  на основании индивидуальных особенностей учащегося, а также согласно  предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями, утверждена приказом школы-интерната № 184 от «30» августа 2024 г.

Цель программы:  формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:

o Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.

o Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

o Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).

o Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

o Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

o Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

2. Общая характеристика учебного предмета

Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.

Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение и альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение и альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.

Учитель в процессе обучения чтению особое внимание уделяет работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков развития.

3. Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение»,  в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

В индивидуальном учебном плане учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение», представлен с расчётом по 1 часу в неделю - 34 учебных недели.  

Количество часов по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

8

7

10 часов

9 часов

34 часов

4.Содержание учебного предмета

Содержание предмета включает следующие направления:

№ п/п

Тема раздела программы

Основные элементы содержания

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Создание тематических картинок.

«Чтение» литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, видеофильмов, выполнение этюдов.

Аудиальные и визуальные упражнения: использование картинок, прослушивание стихотворения и показ картинки, выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения, короткого рассказа.

2

«Аудиальное чтение».

«Чтение» стихов, сказок, рассказов.

3

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

«Чтение» гласных звуков. «Чтение» согласных звуков. Работа со слогами (выделение слогов, подкладывание карточки-слога под соответствующий слог в слове). Составление слов из букв разрезной азбуки.

5.Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты освоения программы могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

- учащиеся должны выполнять логопедические и мимические упражнения (по подражанию);

- должны участвовать в играх- имитациях, в музыкально – дидактических играх;

- знать графические изображения: времени года, явлений природы;                                    

- осмысливать простые изображения;                                                                                    

- показывать персонажей коротких произведений (с помощью учителя);                                                                                              

- самостоятельно (иногда с помощью учителя) выбирать нужную картинку из серии предложенных.

6. Критерии и нормы оценки  достижения планируемых  результатов освоения программы учебного предмета

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

3

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

5

2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,  обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

3

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

5

7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

I четверть — 8 часов

1

«Здравствуй, школа!». Осенние месяцы.

1

02.09

2

Чтение стихов об осени. Осенние признаки.

1

09.09

3

Съедобные и несъедобные грибы.

1

16.09

4

Карточки «Грибы» Загадки о грибах

1

23.09

5

«Школьные принадлежности»

1

30.09

6

Карточки «Фрукты». Загадки про фрукты.

1

07.10

7

Карточки «Овощи». Загадки про овощи.

1

14.10

8

Прослушивание сказок

1

21.10

II четверть — 7 часов

1

Чтение и нахождение буквы А.

1

11.11

2

Накладывание букв на слог.

1

18.11

3

Чтение и нахождение буквы М. Игры с магнитными буквами на слияние АМ, МА

1

25.11

4

Чтение и нахождение буквы Х. Игры с магнитными буквами на слияние ХА, АХ

1

02.12

5

Накладывание букв на слог.

1

09.12

6

«Обводка букв и раскрашивание».

1

16.12

7

Прослушивание сказок

1

23.12

III четверть — 10 часов

1

Зима. Признаки зимы.

1

13.01

2

Чтение и нахождение буквы Ш. Игры с магнитными буквами на слияние ША, АШ

1

20.01

3

Накладывание букв на слог.

1

27.01

4

Чтение и нахождение буквы Л. Игры с магнитными буквами на слияние ЛА, АЛ

1

03.02

5

Накладывание букв на слог.

1

10.02

6

«Обводка букв и раскрашивание».Накладывание букв на слог.

1

17.02

7

Чтение и нахождение букв О, У. Игры с магнитными буквами на слияние МО, ОМ, МУ, УМ, ШО, ОШ, ШУ, УШ, ЛО, ОЛ

1

24.02

8

Весна. Весенние месяцы.

1

03.03

9

Нахождение буквы Ы. Игры с магнитными буквами на слияние ЫЛ, ЛЫ, ЫШ, ШЫ, МЫ, ЫМ

1

10.03

10

«Найди такую же букву».

1

17.03

IV четверть — 9 часов

1

Прослушивание сказок

1

31.03

2

Чтение и нахождение буквы Н. Игры с магнитными буквами на слияние НА, АН, НО, ОН, УН, НУ

1

07.04

3

«Обводка букв и раскрашивание».

1

14.04

4

Чтение и нахождение буквы Р. Игры с магнитными буквами на слияние РА, АР, УР, РУ, ОР, РО

1

21.04

5

Накладывание букв на слог.

1

28.04

6

Чтение и нахождение буквы К. Игры с магнитными буквами на слияние КА, АК, КО, ОК, КУ, УК

1

05.05

7

«Найди такую же букву».

1

12.05

8

«Обводка букв и раскрашивание».

1

19.05

9

Прослушивание сказок

1

26.05

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература:

  1. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
  2. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
  4. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург: Речь, 2004г. -354 с.
  5. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

Учебно-практическое оборудование:

Дидактический материал: фотографии, игрушки, предметные картинки, картинки действий, пиктограммы.

Технические средства: ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).

Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...

«Особые условия для развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

При подготовке семинара особое внимание уделялось исследованию отношения педагогов и воспитателей к работе с детьми и подростками с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития, трудностям, с котор...

Рабочая программа по чтению и альтернативному чтению для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 11 класс.

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми имножественными нарушениями развитияпо предмету: «Чтение и альтер...