Логопедический турнир «Умники и умницы»
методическая разработка

Костикова Ирина Алексеевна

Методическая разработка содерхит логопедические конкурсы и подойдёт в работе с обучающимися с нарушениями письменной речи. 

Цель: создание условий для проявления и развития речевых навыков, коммуникативного и познавательного потенциала у детей с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_turnir.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический турнир «Умники и умницы»

Составила: Костикова Ирина Алексеевна

Учитель –логопед

Для обучающихся 2-х классов

Цель: создание условий для проявления и развития речевых навыков коммуникативного и познавательного потенциала у детей с нарушением речи.

Задачи:

#1054;бразовательные:

закреплять правильные речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, уроках русского языка;

закреплять имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его звукобуквенном составе;

#1056;азвивающие:

совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;

развивать зрительное и слуховое внимание и память;

развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления;

развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу;

соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

прививать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к мероприятию; индивидуальные карточки; призы.

Ход игры:

Организационный момент

Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на интеллектуально-познавательном логопедическом турнире, которой имеет название «Умники и умницы». Ребята, сегодня вам предлагается вспомнить все то, чему вы научились на логопедических занятиях, уроках русского языка, литературы. Вас ждут интересные конкурсы и игры. В соревновании участвуют две команды. Как в любой игре у нас будут победители и поэтому мы пригласили жюри. А жюри у нас серьёзные люди, знающие толк в грамотной и красивой речи. По результатам конкурсов, каждой команде начисляется определенное количество баллов, которое в конце суммируется и таким образом определится победитель.

Сегодня в турнире будет участвовать две команды. Для начала каждая команда выберете капитана. Капитаны подойдите ко мне. На столе лежат карточки, на которых написаны названия команд. Вам нужно выбрать и прочитать название вашей команды. Итак, первая команда называется «Умники», вторая – «Знайки»

В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно. Ну, что приступим?

Конкурс № 1«Хитрые вопросы».

Ведущий: Я каждой команде буду задавать по вопросу. Команда, которая даст большее количество ответов, победит в этом конкурсе. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Сколько букв в русском алфавите? (33)
  • Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
  • Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (точка)
  • Как называется основная часть слова? (корень)
  • Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (приставка)
  • Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (пятница)
  • Слово, противоположное слову «УТРО»? (вечер)
  • Тетрадь для записи домашних заданий. (дневник)
  • Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (прилагательное)
  • Как называются слова образованные от одного корня? (однокоренные слова )
  • Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (медленный)
  • Эта гласная в русском языке никогда не может стоять в начале слова.(Ы)
  • Сколько гласных букв в русском языке? (10)
  • Сколько слогов в слове фрукт?(1)
  • Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают? (глагол)
  • Какой месяц является первым месяцем весны? (март)
  • Какой месяц является последним месяцем осени? (ноябрь)
  • Сколько слогов в слове пальто? (2)
  • Назовите одним словом. Пчела, бабочка, стрекоза – это…?(насекомые)
  • Назовите одним словом. Пила, молоток, отвёртка – это…? (инструменты)

Молодцы ребята! Вы быстро ответили на вопросы и принесли своим командам первые баллы. Давайте посчитаем, сколько у каждой команды баллов.

Конкурс №2 «Собери слова»

Ведущий: Ребята вам даны слова, в которых перепутаны слоги. Необходимо восстановить слова и записать их.

1. Жи фы ра (жирафы), ба ка со (собака), чиш маль ка ( мальчишка), по ро да чек (подарочек), лы ди ко кро (крокодилы)

2. Ши ма на (машина), та ра бо (работа), ха кроль чи (крольчиха), хар са ни ца (сахарница), ка кон точ фе (кошка)

Жюри подводит итоги конкурса, начисляя по одному баллу за каждое правильное слово.

Игра со зрителями «Скажи наоборот»

Ведущий: Ребята сейчас мы узнаем, умеете ли подбирать противоположные слова. Если я скажу слово ВЕСЁЛЫЙ, вы отвечайте ГРУСТНЫЙ. Скажу я слово ВЫСОКИЙ, вы отвечайте НИЗКИЙ.

громкий – тихий

богач - бедняк

холодный - горячий

быстрый – медленный

восход - закат

тонкий - толстый

мягкий - твёрдый

глубокий - мелкий

щедрый– скупой

зима – лето

много - мало

мокрый - сухой

глупый - мудрый

первый – последний

Конкурс № 3 «Отыщи слова»

Каждой команде предлагается таблица с набором букв (филворд), среди которых нужно найти слова на тему «Школа».

Ведущий: найдите в клеточках головоломки слова: школа, учитель, ученик, пенал, рюкзак, оценка, карандаш, тетрадь, дневник, ученик, перемена.

Команда, которая быстро справится с заданием, получает два балла.

Конкурс № 5 «Собери семью»

Ведущий: в этом задании необходимо собрать семью животных (маму, папу, детёныша). Например: даётся слово коза, а вам нужно дописать слова козёл и козлёнок. Команда, которая быстро справится с заданием, получает два балла.

Мать (самка)

Отец (самец)

Детёныш

Овца

Баран

Ягнёнок

Корова

Бык

Телёнок

Лошадь

Конь

Жеребёнок

Свинья

Хряк (боров)

Поросёнок

Волчица

Волк

Волчонок

Лиса

Лис

Лисёнок

Конкурс №5 «Закончи поговорку»

Ведущий: Этот конкурс мы проведем для капитанов команд. Закончите поговорку. За каждую правильно названную поговорку присуждается 1 балл.

Не имей сто рублей,………………………………..(а имей сто друзей).

Ученье – свет, ………………………………………….(а неученье – тьма).

Семь раз отмерь………………………………………(один раз отрежь).

Что посеешь,…………………………………………….(то и пожнёшь).

Не откладывай на завтра, …………………………….(то, что можно сделать

сегодня).

Делу время,…………………………………………………….(потехе час).

Старый друг лучше………………………………………..(новых двух).

Не откладывай на завтра ……………………………..(то, что можно делать

сегодня).

Встречают по одёжке,…………………………………..( а провожают по уму).

Хлеб всему………………………………………………..(голова).

Конкурс № 6 «Подумай и ответь»

Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова (имена прилагательные от имен существительных).
Карточки для обеих команд одинаковые, за каждый правильный ответ 1 балл

Ведущий: Ребята, вам необходимо изменить словосочетание так, чтобы второе существительное стало прилагательным. Например, сок из апельсинов – апельсиновый сок

Название команды

Сок из апельсинов

Апельсиновый сок

Сок из груш – (грушевый)

Сок из клубники – (клубничный)

Сок из моркови – (морковный)

Сок из яблок – (яблочный)

.Сок из слив – (сливовый)

.Сок из персика – (персиковый)

Сок из винограда – (виноградный)

.Сок из граната- (гранатовый)

Сок клюквы

(клюквенный)

Сок смородины

(смородиновый)

Конкурс № 7 «Составь предложение»

Ведущий: Прочитайте слова в каждой строчке. Составьте и запишите предложения из данных слов.

ветер, морю, к, синему, прилетел

парусный, качался, волнах, кораблик, на

решил, его, ветер, потопить

а, по, только, быстрей, морю, кораблик, помчался

Оценивается по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение. По окончании работы предложения зачитываются капитанами.

Подведение итогов.

Награждение участников.

Ведущий: Ребята, на этом наш турнир подошёл к концу. Всего вам доброго! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...