Сравнительная характеристика вариантов 7.1. и 7.2. АООП НОО обучающихся с ЗПР
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС НОО ОВЗ (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1598, приложение №7) АООП НОО для обуч- ся с ЗПР Вариант 7.1. Вариант 7.2.
Вариант 7.1. Вариант 7.2. Требования к структуре АООП и результатам ее освоения соответствуют ФГОС НОО . АООП представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы , ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО. АООП предполагает адаптацию требований к структуре АООП, условиям ее реализации и результатам освоения. АООП предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции .
Для кого предназначен Вариант 7.1. Вариант 7.2. Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме , но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения . Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы . Отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Образование и сроки его получения Вариант 7.1. Вариант 7.2. Обуч- ся с ЗПР получает Обуч- ся с ЗПР получает образование, образование, полностью сопоставимое по итоговым соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения достижениям к моменту обучения с образованием завершения обучения обучающихся без ОВЗ. образованию обучающихся, не «Сопоставимость» заключается в том, имеющих ограничений по что объем знаний и умений по возможностям здоровья, в те основным предметам сокращается же сроки обучения (1 - 4 несущественно за счет устранения классы). избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения : пять лет, за счет введения первого дополнительного класса (1 класс, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы)
Формы реализации АООП Вариант 7.1. Вариант 7.2. Обучающийся полностью включён в общий образовательный поток на всех уровнях образования (только инклюзия). Вариант 7.2. может быть реализован в разных формах : как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность. Организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Для обеспечения возможности освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО может быть реализована сетевая форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП на другой Вариант 7.1. Вариант 7.2. В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой ( основанием для этого является заключение ПМПК ). Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков ( дислексия, дисграфия, дискалькулия ), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, препятствующие ее освоению в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся АООП специалисты, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, а также такой обуч- ся может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану.
Учебный план (обязательные предметные области) Вариант 7.1. Вариант 7.2. Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО . Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО ОВЗ . Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5 – дневной учебной неделе) соответствует максимально допустимой недельной нагрузке, определённой учебным планом образовательной организации соответствующего уровня образования.
Учебный план ( коррекционно- развивающая область) Вариант 7.1. Вариант 7.2. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО и составляет не менее 5 часов в неделю . Выбор коррекционно- развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией , исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся. Содержание коррекционно- развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия).
Примерный недельный учебный план НОО обуч- ся с ЗПР (вариант 7.2) Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в неделю Всего 1 1 1 2 3 4 Обязательная часть Филология Русский язык 5 5 5 4 4 23 Литературное чтение 4 4 4 4 3 19 Иностранный язык - - - 1 1 2 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 4 20 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 2 10 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 1 5 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 5 Технология Технология 1 1 1 1 1 5 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 15 Итого 21 21 21 21 21 105 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - - 2 2 2 6 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): 10 10 10 10 10 50 коррекционно- развивающая область 7 7 7 7 7 35 коррекционно- развивающие занятия 6 6 6 6 6 30 ритмика 1 1 1 1 1 5 направления внеурочной деятельности 3 3 3 3 3 15 Всего к финансированию 31 31 33 33 33 161
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО Вариант 7.1. Вариант 7.2. Общий результат: полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (Примерная АООП НОО вариант 7.1. fgosreestr.ru .) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО ОВЗ и дополняются результатами освоения программы коррекционной работы (Примерная АООП НОО вариант 7.2. fgosreestr.ru. ) Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО Вариант 7.1. Вариант 7.2. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП НОО необходимо ориентироваться на представленный в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР перечень планируемых результатов. В соответствии с требования ФГОС НОО обучающихся с ЗПР оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы , составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (мониторинг, экспертная оценка, мнение родителей). Результаты освоения программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку .
Аттестация обучающихся с ЗПР Вариант 7.1. Вариант 7.2. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную); привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции (упрощение формулировок, деление многозвеньевой инструкции на короткие смысловые единицы и т.д.); при необходимости адаптирование текста задания (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого, упрощение формулировок задания); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей, организующей, направляющей, но не обучающей; увеличение времени на выполнение заданий; •возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Рабочие программы по отдельным учебным предметам Вариант 7.1. Вариант 7.2. В соответствии с ФГОС НОО В соответствии с ФГОС ОВЗ (ЗПР) fgosreestr.ru Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР (для 1 и 1 дополнительного, 2, 3 классов)
Краткая характеристика примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам для 1 и 1 дополнительного классов (вариант 7.2. ) Предполагается, что обучающиеся получают образование в специальных классах или школах . Реализация представленных ПРП в условиях инклюзивного образования будет затруднена , поскольку для обучающихся с ЗПР задается другой темп изучения учебного материала . Содержание разработанного комплекта ПРП с одной стороны, соответствует ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и опирается на предметную линию учебников «Школа России» , с другой стороны учитывает многочисленные особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, которые и определяют их особые образовательные потребности. Материал учебников в соответствии с предлагаемыми рабочими программами используется выборочно , но предполагает более тщательную проработку. Увеличиваются часы на изучение сложных для понимания тем. Объем учебного материала, изучаемого детьми без ограничений по возможностям здоровья в 1 классе, разбит на два года . Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию подготовительного . Все разработанные ПРП отводят на этот год меньший объем учебного материала, предполагают довольно длительный пропедевтический период.
Работа с учебником в 1 классе предполагается не по всем учебным предметам («Окружающий мир», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство»). Вся первая четверть 1 дополнительного класса предполагает повторение учебного материала, изученного в 1 классе. Со 2 четверти 1 дополнительного класса изучается учебный материал в соответствии с учебниками «Русский язык» 1 класс, «Литературное чтение» 1 класс, «Математика» 1 класс (от раздела «Числа от 11 до 20»), «Окружающий мир» 1 класс. Календарно- тематическое планирование (КТП) всех ПРП приведено по четвертям с выделением часов на четверть и на раздел. КТП содержит три графы: раздел, примерные темы, примерное содержание. Авторы сознательно отказались от граф оценки результатов . Авторы ПРП старались избегать определения количества часов на ту или иную примерную тему, а также поурочного планирования . Познавательные возможности обучающихся с ЗПР могут существенно отличаться, так же как и субъективная сложность для них того или иного учебного содержания. Настоящие программы являются ПРИМЕРНЫМИ , представляют собой общее руководство, нуждаются в каждом конкретном случае в переработке через призму собственного опыта и реальной ситуации. Вместе с тем представляется обязательным соблюдение обозначенной в КТП последовательности изучения определенных тем.
Материально- техническое обеспечение НОО обучающихся с ЗПР Вариант 7.1. Вариант 7.2. В структуре материально- технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к: организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР; организации временного режима обучения; техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР; учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР
Требования к организации пространства Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях. Отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом- дефектологом, психологом, учителем- логопедом. Организация пространства для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня, желательно наличие игрового помещения. Удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе и т.д. Организация рабочего пространства обучающегося - выбор парты и партнера. Обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Требования к организации временного режима обучения Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821- 10). Целесообразно обучение по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут . Специальный подход при комплектовании класса: вариант 7.1. – не более 25 человек в классе, из них не более 4 человек с ЗПР ; вариант 7.2 . - наполняемость класса не должна превышать 12 обучающихся .
Учебный и дидактический материал При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников , не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и (преимущественное дидактическими материалами использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях.
Информационно- методическое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273- ФЗ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598 Примерные АООП НОО (варианты 7.1., 7.2.) fgosreestr.ru Комплект примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР. fgosreestr.ru Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР. 2, 3 классы. fgosreestr.ru
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика двух вариантов английского языка: британского и английского
Материал содержит презентацию по теме "Сравнительная характеристика английского языка: британского и американского". В презентации отражены грамматические, лексические, фонетические и орфографические ...

Таблица для обучающихся к сравнительной характеристике по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Предложенная таблица поможет в сравнении Жилина и Костылина,героев рассказа Л.Н.Толстого....

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1. Пояснительная записка (общие цели образования с ...

АООП НО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2 подготовительный класс) по курсу «Логопедические занятия»
Рабочая программа по курсу «Логопедические занятия» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2 (подготовительный класс)....

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 кл., обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов, обучающихся по АООП (вариант 1) построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытыв...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.
- Цель презентации, уточнить знания обучающихся о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....

