программа по внеурочной деятельности "Развивающая математика"
рабочая программа (5 класс)

программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_razvivayushchaya_matematika.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и принята

Педагогическим советом

протокол № 1 от 29.08.2024 г.

Утверждена

Приказом директора

МБОУ Коноваловская СОШ

№ 98 от 29.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Развивающая  математика»

для 5,6 класса

                      Учитель: Коковина

Марина Васильевна

                                                                                                     с. Коновалово

2024 г.

 

Пояснительная   записка

Программа внеурочной деятельности  «Развивающая математика» коррекционно - развивающего направления для  5,6 класса разработана в соответствии:

-         Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-         Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);

-         СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (далее - СанПиН 2.4.2.3286- 15);

-         Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);  одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15);

-         С методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Письмо Минобрнауки от 11 марта 2016 года № ВК-452/07.

-         Учебным планом школы на 2024 – 2025  учебный год.

Внеурочная деятельность деятельности  «Развивающая математика» коррекционно - развивающего направления для  5,6 класса ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к математике.

Цель :

Формирование и развитие интереса к математике.

Основные задачи:

-  расширение и углубление программного материала;

-   воспитание настойчивости, упорства, чувства коллективизма;

-   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе.

Основные направления коррекционной работы:

-   развитие зрительного восприятия и узнавания;

-   обогащение словаря;

-   расширение кругозора в различных областях математики;

-   применение и использование математической терминологии и символики;

-   формирование творческого мышления, познавательной активности, внимания, памяти; развитие мелкой моторики рук;

-   развитие пространственных представлений и ориентации;

-   развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать, давать простейшие объяснения;

-   коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-   коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика внеурочной деятельности

 Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство математики, раскрыть многие её “тайны”.

В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность  «Развивающая математика»  коррекционно - развивающего направления.        Занятия с применением занимательных заданий, позволяют, как изучить новое, так и быстро вспомнить уже изученный материал, привносят в обучение дополнительную эмоциональность, заинтересовывают обучающихся своей нестандартностью. Кроме того, позволят дополнительно коснуться вопросов, вызывающих особую сложность в изучении. Их множество по всем темам. Требуется  лишь осуществить  их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с  целью углубления представлений детей о математике.

Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу.     Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и решение конкретных жизненных задач

Учащиеся  знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению задач.

В основе занятий лежит игра. В игровой форме легче происходит освоение новых, ранее не испробованных социальных ролей, приобретение необходимого опыта, самореализация.

Применение игровых технологий математического содержания способствуют лучшему пониманию и закреплению математического материала, а также помогают вовлечь умственно отсталого ребёнка в серьёзную учебную деятельность. Кроме того, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.  Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

При разработке программы внеурочной деятельности основными  являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с детьми, подготовке их к участию во внеклассных  и внешкольных мероприятиях различного уровня по предмету математика.

Место учебного предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Развивающая математика» входит в часть коррекционных курсов адаптированной основной образовательной программы МБОУ Коноваловская СОШ. Программа коррекционного курса реализуется через внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

На реализацию программы в учебном плане 5,6  класса – 35  часов  (1 ч. в неделю).

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-  осознание  роли математики в жизни людей;

-  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-  понимать причины успеха/неуспеха

-  владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

Предметные результаты:

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.

Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

Минимальный уровень:

-   применять математические знания в повседневной жизни;

-   обобщать, делать несложные выводы;

-   овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

-   уметь  выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

-   уметь ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» итд.;

-   находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

-   отличать кривые и плоские поверхности;

-   уметь читать графическую информацию;

-   дифференцировать видимые и невидимые линии;

-   конструировать геометрические фигуры;

-   анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

-   уметь различать существенные и несущественные признаки.

Достаточный уровень:

-   уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.

-   уметь опровергать неправильное направление поиска. 

 

Содержание  программы внеурочной деятельности

Раздел «Математическое справочное бюро»

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. Как люди научились считать. Цифры и числа.

Раздел «Удивительный мир чисел»

Названия и последовательность чисел от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты.

Раздел «Математические игры»

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Круговые примеры. Магические квадраты. Числовые треугольники. История возникновения ребусов.

Раздел «Геометрическая мозаика»

История развития геометрии. Волшебная линейка. Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты и закономерности. Составление картинки с заданным разбиением на части: танграм.  Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование из геометрических фигур. Орнамент. Бордюр.                                    Выполнение орнаментов, бордюров. Орнамент в народном художественном ремесле.

Раздел «Мир занимательных задач»

Что такое задача.  Решение логических задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение задач, требующих рассуждения. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания. Решение логических задач. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Решение олимпиадных задач.

 

Тематическое планирование

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Корректировка даты

Примечание

Раздел «Математическое справочное бюро»(2ч)

1

Как возникло слово «математика». Приемы устного счета

1

 

 

 

2

Счет у первобытных людей. Как люди научились считать. Цифры и числа

1

 

 

 

Раздел «Удивительный мир чисел» (8 ч)

3

Названия и последовательность чисел от 1 до 100

1

 

 

 

4

История чисел от 1 до 10

1

 

 

 

5

Использование цифр в литературе и крылатых выражениях

1

 

 

 

6

Зрительный образ цифр от 0 до 9

1

 

 

 

7

Решение и составление ребусов, содержащих числа

1

 

 

 

8

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

1

 

 

 

9

Удивительные свойства действий. Число 0

1

 

 

 

10,11

Графические диктанты

1

 

 

 

Раздел «Математические игры» (8 ч)

12

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число

1

 

 

 

13

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта

1

 

 

 

14

Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел

1

 

 

 

15

Заполнение числовых кроссвордов

1

 

 

 

16

Круговые примеры

1

 

 

 

17

Магические квадраты

1

 

 

 

18

Числовые треугольники

1

 

 

 

19

История возникновения ребусов

1

 

 

 

Раздел «Геометрическая мозаика»(8ч)

20

История развития геометрии. Волшебная линейка

1

 

 

 

21

Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур

1

 

 

 

22

Занимательные задания с геометрическими фигурами

1

 

 

 

23

Геометрические лабиринты и закономерности

1

 

 

 

24

Составление картинки с заданным разбиением на части: танграм

1

 

 

 

25

Симметрия. Симметричные фигуры. Конструирование из геометрических фигур

1

 

 

 

26

Орнамент. Бордюр.  Выполнение орнаментов, бордюров

1

 

 

 

27

Орнамент в народном художественном ремесле

1

 

 

 

Раздел «Мир занимательных задач» (8ч)

28

Что такое задача.  Решение логических задач

1

 

 

 

29

Задачи, допускающие несколько способов решения

1

 

 

 

30

Решение задач, требующих рассуждения.

1

 

 

 

31

Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи-шутки

1

 

 

 

32

Занимательные задания:  лабиринты, загадки, ребусы

1

 

 

 

33

Задания на развитие слуховой памяти

1

 

 

 

34

Викторина для знатоков математики

1

 

 

 

35

Задачи на поиск закономерностей. Решение олимпиадных задач

1

 

 

 

 

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

 

Методические пособия:

1.    Игровые и занимательные задания по математике. Под ред. Т.К.Жикалкина,- М.:Просвещение, 1986

2.    Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. Под ред.М.Н. Перова. – М.: Просвещение,1972.

3.    Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия. Методика подготовки и проведения.

4.    Оригинальные авторские сценарии. Под ред. О.Г. Черных. – М.: ВАКО,2009

5.    Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Под ред.М.Н. Перова. – М.:Просвещение,1975

6.    Нестандартные задачи по математике. Под ред. Г.В.Керова.- М.:ВАКО,2015

7.    Математике 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль. Внеклассные мероприятия. Под ред. С.Е. Степурина. – В.:Учитель,2006

8.    Решение арифметических задач в вспомогательной школе. Под ред. Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова. – М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР,1948

9.    http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

10.                  http://fcior.edu.ru/card/3267/priznaki-i-svoystva-parallelnyh-pryamyh-k1.html

11.                  www.fipi.ru

Технические средства обучения:

-       классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок,

-      мультимедийный проектор,

-       ноутбук

-      карточки с играми и заданиями,

-      тексты для работы на занятиях.

Экранно-звуковые пособия:

Слайды, соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности по математике в 5 классе по ФГОС.

Представлена программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС, с учетом УУД по каждому занятию.По данной программе я работаю в 5б классе МОУ СОШ№4 г. Дмитрова....

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Жиая математика"

Рабочая программа для внеурочной деятельности для учеников 6-7 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая математика» в условиях перехода на ФГОС ОО 5 класс

Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена  для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас"

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчита...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обу­чение более успешным, включить учащихся в активную по­знавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...

внеурочная деятельность "Развивающая математика"

Разработка к занятию " Магические квадраты"...