Сценарий открытого занятия с учителем-дефектологом по пространственной ориентировке для детей 10-11 лет с нарушением интеллекта.
план-конспект занятия (5 класс)

Серышева Светлана Васильевна

Тема: "Путешествие по кабинету дефектолога: находим сокровища!"

Цели:

- Развивать навыки пространственной ориентировки в знакомом пространстве (кабинете).

- Совершенствовать умение детей работать со схемами, правильно читать их, рассказывать о местоположении предметов мебели с использованием в речи пространственных терминов (около, на, между, справа, слева, напротив и т. п.).

- Способствовать развитию пространственного мышления и координации;

- Учить командному взаимодействию и развитию навыков коммуникации в нестандартных условиях;

   Задачи:

  1. Закрепить понятия "право-лево", "вверху-внизу", "впереди-сзади" и т.д.
  2. Научить ориентироваться по плану кабинета.
  3. Развивать внимание и память.
  4. Формировать умение использовать словесные инструкции для навигации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.pptx905.1 КБ
Файл stsenariy.docx1002.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карта «Остров сокровищ»

Слайд 2

Шифр вверх направо вверх налево вверх



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»

Сценарий открытого занятия с учителем-дефектологом по пространственной ориентировке для детей 10-11 лет

с нарушением интеллекта.

Подготовил:

учитель-дефектолог Серышева С.В.

Тема: "Путешествие по кабинету дефектолога: находим сокровища!"

Цели: 

- Развивать навыки пространственной ориентировки в знакомом пространстве (кабинете).

- Совершенствовать умение детей работать со схемами, правильно читать их, рассказывать о местоположении предметов мебели с использованием в речи пространственных терминов (около, на, между, справа, слева, напротив и т. п.).

 -Способствовать развитию пространственного мышления и координации; 

- Учить командному взаимодействию и развитию навыков коммуникации в нестандартных условиях;

   Задачи:

  1. Закрепить понятия "право-лево", "вверху-внизу", "впереди-сзади" и т.д.
  2. Научить ориентироваться по плану кабинета.
  3. Развивать внимание и память.
  4. Формировать умение использовать словесные инструкции для навигации.

Материалы: План комнаты, карточки с заданиями (например, "Реши кроссворд и получи подсказку», «Разгадай ребус и получи подсказку»), "сокровища" (небольшие призы), карта.

Ход занятия:

Дефектолог: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня нас ждут увлекательные приключения и интересные задания. Сегодня вы будете искателями сокровищ!

Мы отправимся на корабле в морское путешествие и попадем на затерянный остров, где пираты спрятали свои несметные богатства. Старинные карты, загадочные шифры, опасные ловушки – всё это ждёт вас на пути к заветному кладу. Но не бойтесь, отважные искатели! У вас есть смекалка, командный дух и жажда приключений.

Дефектолог: И так, наше приключение начинается! И прежде чем отправиться в путешествие мы должны тщательно подготовиться. Канаты, которые отвечают за натяжение парусов и управление судном запутались, а для того, чтобы их распутать мы с вами поиграем в игру «Спутанные канаты».

Перед детьми стоит задача запутаться как можно больше, а затем, по команде, попытаться распутаться, не отпуская "канаты".

Дефектолог:

- Ребята вставайте в круг;

- Ксюша, возьмись своей левой рукой за правое ухо соседа справа";

- Кирилл, возьми своей правой рукой правую руку соседа слева;

- Оля, возьми своей левой рукой правую руку соседа слева;

- Вот и запутались наши канаты, а се6йчас вы должны их распутать.

- Ребята, говорите по очереди, что вы должны сделать, чтобы освободиться. Начинаем с Ксюши.

- Молодцы, ребята. Вы распутали все канаты, а наш корабль расправил паруса и мы отправляемся в путешествие.

Дефектолог:

- Для того, чтобы нам найти таинственный остров, на котором спрятаны сокровища, необходимо разгадать шифр, который указан на карте. (Презентация  PowerPoint)

- Молодцы, вы разгадали шифр и нашли остров сокровищ, а сейчас, предлагаю самим создать шифр.

Дети создают собственный шифр, проговаривая вслух направления (налево, направо, прямо) по которым должен следовать корабль до острова сокровищ. (Приложение №1)

Дефектолог:

- Ребята, мы приплыли на остров сокровищ и нашли хижину пират в которой они и спрятали свои сокровища. У нас есть 4 плана этой хижины, чтобы продолжить поиски, мы должны определить какой план верный.

Игра: «Какой план комнаты соответствует рисунку? Расскажи»

Цель: Совершенствовать умение детей работать со схемами, правильно читать их, рассказывать о местоположении предметов мебели с использованием в речи пространственных терминов (около, на, между, справа, слева, напротив и т. п.).          

Оборудование: Детям предложены рисунок комнаты, в которой расположена мебель, и три карточки со схематичным изображением этой комнаты, из которых только одна схема правильная.

                                                                                                                                  Содержание: Дети анализируют взаимоположение предметов мебели в комнате, расположение окна, двери, используя при этом пространственные термины: у стены справа, прямо посередине, в правом дальнем углу, рядом и т. п. Затем педагог предлагает выбрать схему комнаты, на которой все предметы расположены в соответствии с рисунком. Дети объясняют, в чем несоответствия в расположении предметов на двух других схемах. (Приложение №2)

Дефектолог:

- Молодцы! Вы справились с заданием и мы можем приступить к поискам сокровищ.

- Мы знаем, что сокровища спрятаны в хижине, а вот найти их нам помогут подсказки, но вам придется справиться с загадочными и сложными шифрами. Чтобы узнать где первая подсказка, вам необходимо угадать загадку.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (цветы)

- Да, первая подсказка находилась под цветочным горшком на подоконнике.

- Расшифруйте слова на подсказках и вы узнаете место, где нужно искать следующие подсказки. (Приложение №3)

Текст на последней подсказке:

- Клад находится в сундучке, сундучок на полочке, полочка в шкафчике за дверками. Нужно встать так, чтобы справа было окно, слева – стена, а строго посередине спереди шкаф. Тогда нужная полка будет у тебя прямо перед глазами. Смело открывай дверки и забирай сокровища.

Дефектолог:

- Вот и подошло наше приключение к концу. Потрудились вы сегодня на славу! И получили заслуженную награду – сундучок с конфетами. Молодцы!

Приложение №2


Приложение №3

  1. Убери лишнее

к↑☁✿л♦ав❥❅❂ат➚❒§у♦¿р❉✖а

  1. Расставь буквы в правильном порядке

  1. Прочитай это

  1. Разгадай ребус

Приложение№ 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии музыкальных праздников для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...

Сценарии музыкальных праздников для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Сценарий музыкального праздника для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями...

Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи

Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...

В рамках проекта «Нейропсихология в образовании» 22 ноября 2016 года в Городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялось открытое занятие с нейропсихологом на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»

22 ноября 2016 года в ТО Хорошево-Мневники провели множество веселых игр в рамках занятия «Развивающие игры для всей семьи». Учитель-дефектолог Иванникова Ольга Анатольевна провела с ребятами младшего...

Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"

Цельформирование  умнения  осматривать расчлененную   орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное  расположение , зрительного анализа цветовых сочет...

Статья на тему: «Дидактическая игра, как один из приемов развития пространственных представлений у слабовидящих младших школьников с нарушением интеллекта»

Уровень интеллектуального развития младших школьников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность является ключевым фактором, выз...

Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...