Развитие артикуляционной моторики у детей с ДЦП
методическая разработка
Методические технологии
«Развитие артикуляционной моторики у детей с ДЦП»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Методические технологии
«Развитие артикуляционной моторики у детей с ДЦП»
Составители: Кузьмина А.А., учитель-логопед |
Югорск
2024
Пояснительная записка
Детский церебральный паралич — это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих зон головного мозга, которое заключается в неспособности выполнять произвольные движения и поддерживать позу. Это заболевание связано с патологией головного мозга, сформировавшейся до рождения ребенка.
Основная характеристика ДЦП — это нарушение движения.
Нарушение двигательной сферы заключается в следующем:
1. Нарушение координации движения:
а. повышение мышечного тонуса;
б. участие в движении тех мышц, которые не должны в нем участвовать.
2. Невозможность удержания позы.
Часто, у ребенка, больного ДЦП могут быть поражены не только отделы головного мозга, отвечающие за движение, но и многие другие. В таких случаях у ребенка наблюдаются сопутствующие заболевания такие как: умственная отсталость, эпилепсия, задержка развития и роста, деформация позвоночника, нарушения слуха, зрения и речи, слюнотечение, недержание мочи, аномалии восприятия и ощущений.
Нарушения функции речи при ДЦП
Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.
Формы нарушений речи у детей, больных ДЦП разнообразны. Это связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.
Признаки детского церебрального паралича у ребенка обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития малыша, в частности замедляется и искажается процесс формирования его речи. Как правило, в дальнейшем возникает тяжелое речевое расстройство — дизартрия. Несмотря на то, что нарушения доречевого развития можно обнаружить в первые месяцы жизни, логопедическая работа иногда начинается только после достижения трех лет и направлена на исправление уже закрепившегося стойкого нарушения речи.
Задержка речевого развития (ЗРР) — это более позднее начало речи, замедление темпа и искажение ее формирования, что обусловлено задержкой развития мозга. ЗРР у детей с ДЦП, как правило, отмечается уже с доречевого периода, который затягивается на 2—3 года.
К 1 году у детей с ДЦП наблюдается снижение в потребности речевого общения. При этом дети предпочитают общаться жестами, мимикой.
Сроки появления речи у детей с ДЦП колеблются в зависимости от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала работы с логопедом.
При ДЦП наиболее медленные темпы речевого развития отмечаются в первые три года жизни ребенка. Как правило, на втором году развитие мелкой моторики значительно опережает развитие речи.
При ДЦП наблюдается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетической.
У детей с ДЦП в этом возрасте очень медленно формируется собственная речь, снижена внятность речи, задерживается восприятие и воспроизведение речи, низкая речевая активность, преобладают отдельные слова (иногда — короткие предложения), тяжело формируется связь между словом, предметом и действием.
У детей с церебральным параличом нарушено произношение звуков вследствие нарушения функции артикуляционного аппарата. При этом в начале речевого развития многие звуки отсутствуют, далее часть их произносится искаженно, что приводит к невнятности речи.
Возрастное развитие речи детей с ДЦП в основном зависит от состояния интеллекта.
Коррекционная логопедическая работа с детьми с ДЦП
Целью коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является постепенное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики. Это обеспечивает своевременное развитие речи ребенка, его личности и адаптацию в обществе.
Работа с такими детьми должна начинаться в раннем возрасте, так как нарушения движений приводят к вторичной задержке развития других функций.
Вся работа строится на основе изучения нарушенных и сохраненных функций, а также их использования.
Ребенок, страдающий ДЦП, эмоционально не зрелый, поэтому индивидуальные занятия проводятся в игровой форме, которая вызывает у него интерес и способствует улучшению работоспособности за счет повышения психического тонуса.
В связи с этим встает первостепенная по своей важности задача ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, направленной на предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка.
Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает: развитие и коррекцию слухового восприятия, развитие и коррекцию зрительного восприятия, развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния. Эффективность работы с детьми самого раннего возраста во многом зависит от того, насколько учитель-логопед сумеет правильно организовать не только специальные индивидуальные занятия, но и воспитание, и развитие доречевой и речевой активности во все режимные моменты. Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми с церебральными параличами.
Цели коррекционно-педагогической работы в доречевой период при ДЦП является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка. Основные направления коррекционно-педагогической работы: - нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики; - развитие зрительного и слухового восприятия; - развитие эмоциональных реакций; - развитие движений руки и действий с предметами; - формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
Выделяются IV уровня доречевого развития при ДЦП: отсутствие голосовой активности, наличие недифференцированной голосовой активности, гуление, лепет. Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на I доречевом уровне развития – стимуляция голосовых реакций. Работа проводится по следующим направлениям: - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; - вокализация выдоха; - развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента; - стимуляция голосовых реакций; - развитие зрительной фиксации и прослеживания; - выработка слухового сосредоточения; - формирование зрительно-моторной координации. С целью нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится массаж. Для увеличения объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха используются дыхательные упражнения по 1-1,5 минуты 2-3 раза ежедневно. С целью формирования «комплекса оживления» и включения в него голосового компонента взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его, показывает яркие игрушки. Появление улыбки свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым. Стимуляцию голосовых реакций начинают с вокализации выдоха ребенка. На фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым проводят вибрацию его грудной клетки и гортани, чтобы вызвать голосовые реакции. Голосовые реакции можно вызвать и во время проведения легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани. Возможность вокализировать выдох закрепляется многократным повторением этого упражнения в течение дня. Для развития зрительной фиксации и прослеживания ребенку предъявляют адекватные с точки зрения его перцептивных возможностей оптические объекты. Для формирования слухового восприятия выбирают время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии. Логопед наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь успокоения и привлечения его внимания. Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук. Работа с детьми, находящимися на II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления. Основные направления коррекционно-педагогической работы: - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; - увеличение объема и выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления; - развитие устойчивости фиксации взора, плавности прослеживания; - формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого; - развитие хватательной функции рук. Занятия длятся 10-15 минут и носят индивидуальный характер. С целью нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится логопедический массаж. На увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией направлены дыхательные упражнения в форме пассивной дыхательной гимнастики с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. Развитие зрительного восприятия направлено на увеличение подвижности глазных яблок, плавности прослеживания за движущимся предметом, устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, формирование плавного прослеживания глазами при неизменном положении головы. Эти упражнения проводят с использованием ярких озвученных игрушек. Дальнейшее развитие слухового внимания идет в направлении формирования умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса взрослого. С этой целью вызывают сосредоточение на звуках, адекватных для данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие). Звуковыми раздражителями являются игрушки различного качества звучания. Подготовку к формированию понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций голоса. Ребенок, в первую очередь, усваивает те интонации, которые чаще употребляются взрослым. Необходимо добиваться, чтобы ребенок не только воспринимал интонации голоса, но и адекватно реагировал на них. Для развития хватательной функции рук необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.
Основная задача работы с детьми, находящимися на III доречевом уровне развития – стимуляция интонированного голосового общения и лепета. Работа проводится по следующим направлениям: - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата; - выработка ритмичности дыхания и движений ребенка; - стимуляция лепета; - формирование положительного эмоционального отношения к занятиям; - выработка зрительных дифференцировок; - стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания; - выработка акустической установки на звуки и голос; - развитие слуховых дифференцировок; - формирование подготовительных этапов понимания речи. На нормализацию мышечного тонуса языка, губ, ослабление гиперкинезов, на развитие афферентации оральной мускулатуры направлен логопедический массаж. Повышению активности губ и языка способствует пассивная гимнастика; развитие подвижности губ и языка проводится также посредством активной гимнастики. Важным фактором для развития произвольной вокализации и является правильно поставленное произвольное дыхание ребенка. С этой целью проводятся более сложные дыхательные упражнения по сравнению с упражнениями предыдущих уровней, которые направлены на становление ритмичности движений и дыхания. С целью стимуляции лепета пытаются вызвать «комплекс оживления». У ребенка появляется улыбка, он начинает фиксировать свое внимание на артикуляции логопеда, который низко к нему наклоняется, разговаривает с ним, произносит певучие звуки. Стимуляция эмоциональных реакций предполагает формирование у детей положительно-эмоционального отношения к занятиям и активизацию голосовой лепетной активности. Решающую роль играет эмоциональной состояние ребенка во время занятий: только положительный эмоциональный фон способствует актуализации гуления, лепета и т.п. Основной целью развития зрительного восприятия является выработка зрительных дифференцировок. Во время занятия привлекают внимание ребенка не только к игрушкам, но и к окружающему: ребенок должен научиться узнавать окружающих, настораживаться при виде изменившегося лица матери. Отсутствие кинестетических ощущений и несформированность осязания под зрительным контролем вследствие двигательной патологии препятствуют развитию простейшего манипулирования ребенка с предметами, в связи с чем необходимо уделять внимание, этой стороне зрительно-моторной координации. Продолжается работа по развитию чувствительности кончиков пальцев. Развитие слухового восприятия направлено на формирование акустической установки на голос человека и звуки и слуховых дифференцировок. Для развития акустической установки на звуки и голос ребенку предлагают различные звуковые раздражители (звуки различны по высоте и силе звучания). При разговоре с ребенком меняют силу голоса от громкого до шепота, добиваясь сосредоточения на голосе взрослого. Для формирования слуховых дифференцировок меняют тон разговора с ласкового на строгий и наоборот, стараясь при этом вызвать у ребенка адекватные реакции. Любой интонационно окрашенный звук ребенка служит средством выражения его состояния, желания, отношения к окружающему, чувств, что в сочетании с выразительной мимикой, жестами, выразительными движениями глаз служит средством безречевого контакта с окружающими людьми и способствует формированию подготовительных этапов развития понимания речи. Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов. Направления работы: - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; - увеличение силы и длительности выдоха; - стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов; - развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; - формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации. Для нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится логопедический массаж. Дыхательные упражнения направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Наряду с пассивными проводят активные дыхательные упражнения с включением элемента подражательности. При этом пассивно удерживают необходимую позу губ. Привлекая внимание ребенка к звучанию собственного голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, т.е. аутоэхолалии, что способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, лепетной активности. Развитию простейшего манипулирования с предметами препятствует не только отсутствие у ребенка кинестетических ощущений, но и несформированность осязания под зрительным контролем вследствие двигательной патологии. Много внимания необходимо уделять развитию этой стороны зрительно-моторной координации. Продолжается работа по развитию чувствительности кончиков пальцев. Дети, находящиеся на IV уровне доречевого уровня развития, понимают обращенную к ним речь, поэтому особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания. Логопедическая работа в период речевого развития начинается с обучения манипулированию с предметами (игрушками), что стимулирует лексическую сторону речи. Перед началом занятий детям делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастики, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных звуков, их сочетаний, простых слов. При выполнении различных заданий взрослый сначала показывает ребенку, что нужно делать. Это способствует накапливанию речевых впечатлений и развитию способности подражать речи окружающих. Ребенка с церебральным параличом побуждают к речи приемами, которые для него интересны и просты. Логопедические занятия начинают с создания определенной звуковой базы, для чего используют массаж, артикуляционную гимнастику. Далее стимулируют общение ребенка с помощью доступных ему звуковых реакций, аморфных слов-корней, слов-предложений. После этого — занятия на развитие звукоподражания.
Как уже отмечалось, наиболее часто при ДЦП наблюдается дизартрия, в большинстве – ее псевдобульбарная форма. Логопедические занятия при дизартриях строятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефектов. Так, при псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного мышечного тонуса в речевых мышцах занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица. Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением. Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами зависит от формы дизартрии: - при псевдобульбарной дизартрии основное внимание – на расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий; - при мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж артикуляционных мышц сочетают с упражнениями для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Тренируют способности воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, точность артикуляционных движений; - при экстрапирамидной дизартрии ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без сопутствующих движений и общего напряжения, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому; - при корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание – на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса; - при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.
Логопедический массаж
К основным видам логопедического массажа относятся:
классический ручной;
точечный;
аппаратный.
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В справочниках по массажу можно найти описание этих приемов.
При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно. Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже
органов с небольшими мышечными группами (в логопедии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).
Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев. Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев. Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.
Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.
При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.
Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Особый вид логопедического массажа — зондовый. Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым. Е. В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нѐба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.
Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному). Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в стадии разработки), каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нѐба. Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняшний день основные виды логопедического массажа.
Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняшний день основные виды логопедического массажа.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.
Продолжительность сеанса
Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.
Частота
Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.
Положение ребенка
При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.
Правила проведения массажа
Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов артикуляции;
■ Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;
■ Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;
■ Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
Упражнения для восстановления глотания
Имитирующие движения: покашливание, зевание с широким открыванием рта, полоскание горла, храп, имитация глотка, проглатывания.
Упражнения для восстановления дыхания
- Дифференциация вдоха/выдоха (вдох носом- пауза- выдох носом; вдох носом- пауза- выдох ртом; вдох ртом- пауза- выдох ртом).
- Организация диафрагмального дыхания (лежа или сидя, контроль рукой за движением живота).
- Организация направленной длительной воздушной струи (дутье на ватный шарик, бумажку, через соломинку, на пламя и т.д.)
Упражнения для мимических мышц
- Улыбка с закрытым и открытым ртом.
- Надувание щек.
- Перемещение воздуха из одной стороны рта в другую.
- Высовывание « узкого» языка.
- Движения языком вперед – назад с открытым ртом.
- Движения языком вправо-влево.
- Выпячивание вперед губ, сложенных «трубочкой».
- Втягивание щек при закрытом рте; гримасы и т. д.
Упражнения для артикуляционных мышц
- Твердое ( как бы тужась) произношение звуков [ а],[ э]
- Высовывание языка и произношение звука [ г]
- Беззвучное произношение звука [ы] с выдвижением вперед нижней челюсти.
- Произношение звука [м] с сомкнутыми губами (насколько хватает воздуха, т. е. выдоха).
- Чередование звуков [и] – [у]; отрывистое (на выдохе) произношение звука [ а].
- Покусывание расслабленного языка с продвижением его вперед- назад.
- Поднятие языка к альвеолам; упор языком поочередно в щеки и т. д.
Список литературы:
1. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М., «ГНОМиД», 2011
2. Краузе Е. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. СПб., «Корона-принт», 2014.
3. Маслова В.Н. Организация коррекционно-логопедической работы детьми с детским церебральным параличом// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 5(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.
4. Смирнова И. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб., «Детство-Пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада н...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Консультация для родителей: "Развитие артикуляционной моторики у детей"
Формирование правильного звукопроизношения зависит от многих факторов, одним из которых является состояние артикуляционной моторики. В данной консультации подробно описаны комплексы артикуляционной ги...

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.
Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

,, Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики у детей с общим недорозвитием речи II уровня’’.
Коррекционно-развивающая программа по развитию артикуляционной моторики построена на применении упражнений-комплексов.Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится ...

Развитие артикуляционной моторики у детей со стѐртой формой дизартрии
Развитие артикуляционной моторики у детей со стѐртой формой дизартрии...
