Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
консультация
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста.Возникла необходимость применения технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС, ФАОП ДО – это одно из приоритетных направлений педагогической деятельности, направленное на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Согласно современным представлениям на основе ФГОС, ФАОП ДО целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста.
В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие образовательные технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС, ФАОП ДО – это одно из приоритетных направлений педагогической деятельности, направленное на решение важной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, артикуляционная гимнастика, гимнастика ортопедическая, самомассаж.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье».
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, самомассаж лица, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Применяя здоровьесберегающую технологию, учитываются все требования и рекомендации СанПиН: продолжительность логопедических занятий, постоянная смена деятельности, динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.
Во второй половине дня проводится “коррекционно-оздоровительный час”, который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий.
Мышечная релаксация. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Артикуляционная гимнастика. Главная задача - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Развитие мелкой моторики. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Биоэнергопластика. Это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований – совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию всех психических процессов, улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.
Кинезеологические упражнения. Это специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела. Именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта: улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, способствуют профилактике нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
Физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе графических практик, чтения обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, тренируют способность глаза фокусироваться, позволяют снимать мышечное напряжение глаз, вызывают эмоциональный подъем.
Су–джок терапия. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц, улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы во время НОД. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия.
Игротерапия с мелким игровым материалом. В работе используются различные по фактуре материалы: бумага, картон, пластилин, камушки, спички, орехи, шнурки, прищепки, копейки, счетные палочки, нитки, вода, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, мозаика, пазлы, карандаши, мячики, бусинки и т.д.
Систематические игровые упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи. Игры с мозаикой (составление слогов, слов, предложений): использование настольной и напольной мозаики; пальчиковым играм с пластилином; игры с бумагой: складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв; действия с нитками, крупой: пересыпание, разбор видов крупы, выкладывание из крупы изображений; водой, песком; с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание.
Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Литература:
Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. / М., 2013.
Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов»./ Логопед. 2004. №6. с. 83.
Сонькина В.Д., Безруких М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М., 2002.
Смирнова Н.К. Педагогика и психология здоровья / М.:АПКиПРО, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дидактического синквейна в работе учителя-логопеда логопедического пункта
Описание технологии дидактического синквейна...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с молодыми инвалидами....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошк...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ»
Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добит...
Современные образовательные технологии.. "Технология проблемного обучения в работе учителя-логопеда "
Данная технология поможет реализовать на логопедичесих занятиях частично-поисковую деятельноять, исследовательскую деятельность. Дети с помощью решения ситуативных задач преодолеют препятствия в...

Использование технологии критического мышления в работе учителя-логопеда при коррекции семантической дислексии у детей с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием)
В данной статье приводятся наглядные примеры, как и какими средствами использование технологии критического мышления способствует коррекции семантической дислексии....
Семинар-практикум для педагогов "Здоровьесберегающие технологии как норма профессиональной деятельности учителя-логопеда".
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главнейших задач российского общества сегодня – создание так...
