Контроль и коррекция на уроках русского языка и чтения в рамках ФГОС.
учебно-методический материал
Материал освещает формы и виды контроля в рамках ФГОС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль и коррекция на уроках русского языка и чтения
в рамках ФГОС.
Головцова Алла Владимировна,
ГКОУ «Котовская школа-интернат»
( слайд)Каждый из нас с нетерпением ждёт оценки результатов своей деятельности. Каждый из нас по-разному реагирует на неудовлетворительные результаты. Наши ученики точно так же, ожидая свою оценку за контрольную работу, очень переживают. Вспомним мальчика, которого изобразил на своей картине Ф. Решетников «Опять двойка».
( слайд) Мальчику стыдно и обидно, потому что он получил двойку. К сожалению, психология ребёнка такова, что он ещё не в состоянии учиться ради познания. Ребёнок будет стараться учиться в том случае, если он знает и на практике убедился, что за его работой следят, её направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестаёт стараться, регулярно готовить уроки. Поэтому наряду с традиционной формой оценивания становится ценным и нетрадиционное.
( слайд)В чём актуальность формы оценивания в рамках ФГОС?
- Контроль знаний – это компонент, необходимый для управления качеством образовательного процесса, направленный на установление обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Совершенно новым для школы является, вводимая ФГОС, оценка знаний. Нетрадиционные формы контроля знаний значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес.
Регулятивные БУД (базовые учебные действия) данного блока включают в себя:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
Виды контроля по функциям в учебном процессе Предварительный (вводный) Текущий Тематический Итоговый
( слайд) Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы и т.д. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант,) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.
( слайд)Формы контроля по деятельности Таблица- Урочные традиционные Урочные нетрадиционные Внеурочные Контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения Круглый стол Конкурсные проекты Практические и лабораторные работы Дидактические многофункциональные игры Защита рефератов Тесты, в том числе с помощью тренажёра Кроссворды, ребусы, шарады Предметные олимпиады Зачеты Эссе, написание лингвистических сказок Путешествие по станциям Самостоятельные задания Техника письма в стиле РАФТ Рефераты
Мною опробованы разные виды нетрадиционных форм опроса и контроля.
Зашифрованный диктант, перфокарты, поэтическая пятиминутка, «ассоциативный кроссворд», «пятиминутки»-самодиктанты, викторины, кроссворды, опорные конспекты, составление словарей, создание компьютерных презентаций
( слайд) Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов и т.д. вряд ли можно назвать новаторским приемом: учителя-словесники уже давно используют их в своей практике. Мне же хочется предложить свой вариант, который отличается особой простотой исполнения. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки), я сама составляю подобный кроссворд (или криптограмму?), вписывая в клеточки подготовленной «решетки» (размеры произвольные) слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д
(видео 6б класс) «Установи правильный порядок»
( слайд) Перфокарты используют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее. Обязательно проводится работа в классе над всеми допущенными ошибками.
Как показывает практика, при использовании перфокарт для отработки навыка позволяют даже слабоуспевающим по предмету ученикам успешно справляются с темой.
( слайд) Прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать»
Учитель раздает учащимся рабочие листы с различными заданиями и таблицей с тремя столбцами, обозначенными как «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать».
Учащимся предлагается по порядку выполнять задания, проверяя правильность выполнения по ключу.Если задание не вызвало трудностей и учащийся не допустил ошибки при его выполнении, то его следует
поместить в колонку «Знаю».
Если какое-то задание оказалось знакомым, но вызвало трудности (учащийся забыл или сделал ошибку), то необходимо заполнить колонку «Повторить».
(видео 9а класс) «Волшебные очки»
Учащиеся объясняют лексический материал через предметные образы.
(видео 5 класс) «Помоги исправить ошибки»
Организуется работа с деформированными предложениями / текстами.
( слайд) Верные и неверные вопросы
«Верите - не верите» - прием, который способствует быстрой проверке знания изученного материала. Проводится в форме устного опроса. Учитель готовит верные и неверные утверждения. Если дети согласны с тем, что утверждает учитель, от отвечают: «Верю», если не согласен: «Не верю». Учитель может попросить аргументировать ответ, употребив слово «потому что»…
Например:
Карточка №1
Верите ли вы, что глаголы бывают 3-ех склонений?
… , что существительные изменяются по родам?
…, что к 1-ому склонению относятся существительные м.р.и ж.р., оканчивающиеся на –а,-я ?
…,что синонимы – слова одинаковые по смыслу и написанию?
…, что антонимы – слова, противоположные по смыслу?
…, что сложное предложение – предложение, в котором есть две и более грамматических основ.
…, что пунктуация – раздел языкознания, который изучает правила постановки запятых.
(видео 9б класс) «Лови ошибку»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Задача учащихся их обнаружить.
( слайд) Регулятивные БУД блока оценки включают в себя:
- умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
- умение оценивать собственные возможности решения
учебной задачи;
- умение пользоваться критериями в ходе оценки и
самооценки.
- Приём «Оцениваем свою работу»
- Выработка критериев оценки
- Взаимооценка
- Прогностическая оценка знак «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь.
- Анализ динамики собственных образовательных результатов «Касса моих успехов»
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
- Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
- Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
- Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
Опросные этапы урока, диктанты, контрольные задания воспринимаются учениками как стрессовые ситуации. Это связано с оценкой и её последствиями. Нетрадиционные формы контроля, например, тестирование ставит учащихся в изначально равные условия и обеспечивает равенство в итоговой оценке работы. Таким образом, избегая барьеров образования в учебных взаимодействиях и взаимоотношениях учителя и учащегося.
Список использованной литературы :
Формирование у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий. Из опыта работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 214 Центрального района Санкт - Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.
Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....

Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....

Проект урока по теме "Проценты" в рамках ФГОС
Проект урокаПредмет: математикаКласс, характеристика класса: общеобразовательный 5 класс; учащиеся данного класса умеют учиться, осознают важность образования и самообразования, способны применя...

Урок в 5 классе в рамках ФГОС
Урок по теме словосочетание по учебнику С.И.Львовой в 5 классе + презентация...
Проект урока по теме «Проценты» в рамках ФГОС
Проект урока по теме «Проценты» в рамках ФГОС...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
