Тренинг для детей с ОВЗ "Мой дружный класс".
методическая разработка (7 класс)
Данная методическая разработка представляет собой тренинг, направленный на формирование и развитие навыков эффективного взаимодействия и сплочения в классном коллективе у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тренинг "Мой дружный класс" разработан с учетом особенностей психоэмоционального развития детей с ОВЗ и адаптирован для использования в инклюзивной образовательной среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Барлукская СОШ
Тренинг для учеников 5б-6б-7б класса: "Наш дружный класс"
Педагог-психолог: Алабина Т.П.
Цель тренинга: Формирование условий для сплочения коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- Научить командному взаимодействию
- Снять эмоциональное напряжение
- Сформировать взаимное доверие
- Развить коммуникативные навыки
- Сформировать позитивное мышление
Ход тренингового занятия:
Список правил на доске: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
#1057;лушать друг друга.
#1053;е перебивать говорящего.
#1059;важать мнение друг друга.
#1071; – высказывание.
#1041;езоценочность суждений.
#1040;ктивность
#1050;онфиденциальность.
Притча
Вначале вспомним притчу: В одном королевстве государь попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшно. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начнем.
3. Разминка – погружение
Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
- У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
- Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
- Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
- Поменяйтесь местами те, кто любит смеяться;
- Похлопайте в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
- Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин».
Разные приветствия (для детей с 5 лет)
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков
Взрослый напоминает детям, что с разными людьми мы общаемся по-разному «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
- С другом в детском саду
- С воспитателем
- С клоуном в цирке
- С любимой бабушкой
- С тем, на кого обиделись
- С тем, кого рады видеть
А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поаплодируем друг другу.
Вариант. Здороваться с разным настроением: «Очень устали, Веселые, Опаздываем в детский сад, В Космосе (в невесомости)»
#1059;пражнение знакомство. «Откроем сердца друг другу»
Цель: познакомиться
Ход упражнения
Детям раздаются шаблоны сердечек. Каждый должен написать на нем свое имя и опустить в шкатулку или шляпу, которую держит ведущий. После этого учитель идет по кругу, и каждый ребенок достает любое сердечко наугад. Прочитав имя, школьник должен назвать качество характера одноклассника, которого он назвал, и отдать ему сердечко.
#1059;пражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы.
Вопросы для обсуждения:
- Ваши впечатления от игры?
- Что было легко, а что было трудно в этой игре?
- Чему эта игра может научить?
- А вы уже поняли, о чем мы с вами будем говорить?
3. Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в классе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Педагог-психолог, используя метод деления на группы, разбивает участников на пары и предлагает сесть за стол рядом друг с другом.
Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один лист бумаги и один карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть важное правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Обсуждение упражнения:
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
2. "Командный пазл" 🧩
Описание: Класс делится на несколько команд. Каждой команде дается пазл, который они должны собрать вместе. Важно, чтобы каждый ученик участвовал в процессе.
Цель: Развитие навыков командной работы и сотрудничества.
Пример: Команда из пяти человек получает пазл с изображением природы. Они распределяют части пазла между собой и начинают собирать его вместе, обсуждая, куда должна пойти каждая часть.
4. "Построим башню" 📄
Описание: Класс делится на команды, и каждая команда получает набор листов бумаги и скотч. Их задача —построить башню, у кого выше будет, та команда и победила.
Цель: Развитие креативного мышления и навыков командной работы.
Бумажный самолётик
Размер команды: 6–12 человек
Время: 20–30 минут
Правила игры. Разделите команду на группы от двух до четырёх человек и раздайте бумагу. Дайте каждой команде от 10 до 15 минут на то, чтобы создать бумажный самолётик, который сможет пролететь как можно дальше (пользоваться интернетом для поиска вариантов можно) и придумать название авиакомпании.
Когда бумажные самолёты будут готовы, проведите соревнование в длинном коридоре или на улице, чтобы узнать, какое воздушное средство пролетит дальше всех.
Чем полезное это упражнение. В этой игре участникам нужно вместе работать над проектом со сжатыми сроками. Это занятие помогает практиковать навыки общения, делегирования и управления временем.
4. Игра «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения
По моему сигналу вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость этой игры состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение упражнения:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
8. Быстрая перемена
Размер команды: 10–20 человек
Время: 10–15 минут
Правила игры. Разделите команду на две группы и выстройте их друг напротив друга. Команда А получает возможность в течение 15—30 секунд запомнить как можно больше деталей о внешности людей, стоящих напротив. Затем команда А отворачивается, а команда Б старается как можно сильнее изменить свой внешний вид.
Можно делать всё — изменять порядок, в котором стояли игроки, меняться обувью или менять причёску. Примерно через 45 секунд команда А поворачивается обратно. У них есть от 5 до 10 минут на то, чтобы заметить все изменения. Время можно подобрать с учётом размера группы.
Чем полезно это упражнение. Эта игра — хороший способ сделать перерыв посередине долгого дня и на время забыть о работе. Кроме того, в процессе изменения внешности команда получает возможность попрактиковаться в невербальной коммуникации с ограничением во времени.
5. Упражнение «Пожелания»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в классе.
Ход упражнения
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятия-тренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Анкета
ФИО_________________________________
1. Самочуствие в классе:
А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.
2. Отношение к классу
А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.
3. Психологическая атмосфера в классе
Дружелюбие | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Враждебность |
Согласие | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Несогласие |
Удовлетворенность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Неудовлетворенность |
Увлеченность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Равнодушие |
Продуктивность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Непродуктивность |
Теплота | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Холодность |
Сотрудничество | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Недоброжелательность |
Занимательность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Скука |
Безразличие | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Сочуствие |
Анкета
ФИО_________________________________
1. Самочуствие в классе:
А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.
2. Отношение к классу
А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.
3. Психологическая атмосфера в классе
Дружелюбие | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Враждебность |
Согласие | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Несогласие |
Удовлетворенность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Неудовлетворенность |
Увлеченность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Равнодушие |
Продуктивность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Непродуктивность |
Теплота | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Холодность |
Сотрудничество | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Отсутствие сотрудничества |
Взаимная поддержка | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Недоброжелательность |
Занимательность | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Скука |
Безразличие | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Сочуствие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и тренинги для детей. Сборник 2
Игры и тренинги для досуга детей...

Танцевально-экспрессивный тренинг для детей
Танцевально-экспрессивный тренинг для детей "К здоровью с дружбой".Музыкальное сопровождение тренинга может быть выслано по электронной почте....

Игровой коммуникативный тренинг для детей "группы риска" - "Если бы я был волшебником..."
Целью разработки занятия является коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками....

Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс»
Классный час – тренинг для старших классов «Мы – дружных класс» Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания....
Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА»
Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе...

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"
Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"...

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»
Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...
