Игра «Что изменилось?» — развитие памяти и внимания у детей с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка
методическая разработка коррекционно-развивающего занятия «Что изменилось?» предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими нарушения интеллекта лёгкой и умеренной степени, ЗПР).
Цель занятия — развитие зрительной памяти, внимания, речевой активности и наблюдательности через игровую форму.
В ходе занятия дети обучаются запоминать последовательность предметов, отслеживать изменения, формулировать полные предложения и осмысленно взаимодействовать с заданием. Игра проста в реализации, не требует специального оборудования, адаптируется под индивидуальные особенности ребёнка и может использоваться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Разработка содержит подробное описание этапов игры, методические рекомендации и элементы дифференцированного подхода.
Рекомендуется к использованию педагогами-дефектологами, логопедами, психологами и воспитателями в условиях коррекционного и инклюзивного образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Методическая разработка составлена на основе известного приёма «Что изменилось?» с авторской адаптацией для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Игра «Что изменилось?» — развитие памяти и внимания у детей с интеллектуальными нарушениями
Автор: Яшина Яна Михайловна
Целевая группа: Дети 7–10 лет с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости
Форма проведения: групповое или индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
Цель:
Развитие зрительной памяти, внимания и способности к удержанию и воспроизведению информации.
Задачи:
- Формировать умение наблюдать и запоминать объекты;
- Развивать речь через описание изменений;
- Активизировать мышление через игровые приёмы;
Материалы:
- Набор предметов (игрушки, карточки, реальные вещи — 5–7 шт.)
- Платок или ткань для накрытия
- Таймер или счёт
- Картинки по теме занятия (животные, еда, игрушки и т.д.)
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие, создание положительного настроя
Игра на внимание: «Кто хлопает?»
2. Основная часть
Этап 1. Демонстрация и запоминание:
На стол выкладывается 5–6 знакомых предметов. Детям даётся 30 секунд на запоминание. Все предметы накрываются платком.
Этап 2. Изменение:
Ведущий убирает/заменяет 1 предмет (незаметно для ребёнка). Платок убирается — задача: найти, что изменилось.
Этап 3. Усложнение:
Можно менять два предмета, менять местами, добавлять лишний предмет.
3. Речевая активность:
После каждой попытки дети должны:
- Назвать все предметы;
- Указать изменения;
- Сформулировать полное предложение.
4. Заключительная часть:
Обсуждение, что было сложно. Поощрение. Упражнение на расслабление: «Деревце на ветру».
Методические рекомендации:
Использовать простые и знакомые детям предметы. Темы лучше подбирать по текущему лексическому модулю. Игра подходит как для фронтальной работы, так и для индивидуальной коррекции.
Эффективность:
Занятие позволяет мягко развивать оперативную память, пространственное восприятие и речь у школьников с ЗПР и УО. Регулярное повторение игры даёт заметный прогресс.
Выводы
✔ Простая форма подачи помогает детям с ограничениями в обучении удерживать внимание
✔ Эффективно развивает наблюдательность и словесную активность
✔ Подходит для инклюзивной и коррекционной практики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

«Развитие памяти и внимания у младших школьников» для детей 7 - 9 лет
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММАВ рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является опти...
Особенности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью
Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Однако чрезвычайно разнообразное толкование самого понятия «внимание» приводило и до сих пор приводит к тому, что ...

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Начало систематическог...

Игры с детьми для развития памяти и внимания
Какое же это прекрасно, весело, интересно проводить время с детьми ЗА ИГРОЙ ! Подобное времяпрепровождения "склеивает" и объединяет людей абсолютно разных поколений , создает неповторимую ат...

Буклет на тему: "Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
