«Развитие памяти и внимания у младших школьников» для детей 7 - 9 лет
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Крупенникова Наталья Алексеевна

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

В рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

            Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pamyati_okonchat_vraiant.doc75.5 КБ
Файл prilozhenie_2_k_programme.odt38.37 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Развитие памяти и внимания у младших школьников»

для детей 7 - 9 лет

       

 Автор: Крупенникова Н.А.

                                                                                                                           Педагог – психолог

                                                                                                              МБОУ «Средняя        общеобразовательная

школа № 8 им. Бусыгина М.И.»

Пояснительная записка.

        В рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

        Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте; необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира  и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы. Психические процессы  могут быть непроизвольными (непреднамеренными) и произвольными (преднамеренными). Непроизвольность не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

        Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для  учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

        Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.

Задачи:

  1. Учебная: познакомить учащегося с понятиеми «внимание» и «память», его свойствами.
  2. Развивающая: развивать основные свойства внимания и памяти, произвольности.
  3. Воспитательная: укреплять и развивать волевые качества личности.

Участники программы – дети 7-9лет.

Форма организации -индивидуальная

Основные методы – упражнения, игры

Количество занятий -10, продолжительность занятий-30 минут.

Критерии и механизм отслеживания: Первичная диагностика, итоговая диагностика

( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Прогнозируемый результат. У детей прошедших курс занятий по данной программе

- повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;

- увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;

- формируются приёмы запоминания;

- повышается уровень развития смысловой памяти;

- формируется самостоятельность в выполнении заданий.

По результатам пройденного курса, ребенок будет иметь опыт  наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и главное применять в жизни.

Техники и технологии используемые в программе:  диагностика, наблюдение, дидактические игры и упражнения.

Содержание занятий

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Занятие №1

«Первичная диагностика»

1

-

1

2

Занятие №2

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

Работа в тетради: "Графический диктант"

1

-

1

3

Занятие №3

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное”

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни парочки" "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

Работа в тетради:"Графический диктант"

1

-

1

4

Занятие №4

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Птица - не птица", " Чего не стало"

Развитие и коррекция памяти:"Пиктограммы", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

Работа в тетради:

"Графический диктант", "Корректурная проба"

1

-

1

5

Занятие №5

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Бывает- не бывает", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

Работа в тетради:"Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1

-

1

6

Занятие №6

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Топ- хлоп", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

Работа в тетради: "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки".

1

-

1

7

Занятие №7

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Разложи палочки также", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:""Пересказ"", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

Работа в тетради: "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Корректурная проба"

1

-

1

8

Занятие №8

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

Работа в тетради: "Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

1

-

1

9

Занятие №9

Развитие и коррекция внимания, восприятия:"Найди отличия", "Не пропусти животное"

Развитие и коррекция памяти:"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение"

Работа в тетради:"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

1

-

1

10

Занятие №10

«Итоговая диагностика»

Список использованной литературы:

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

 6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.


Приложение 1.

 Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.

Картинки «Найди отличие»

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Задача ребенка найти, чем отличаются картинки друг от друга.

  1.  «Не пропусти животное (растение, профессию)»
  2. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
  3. обозначающее, например, животное.

В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем  возможно объединение  первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

Вариант1

стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Вариаат2

МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА,  ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ,  СОЛНЦЕ, МЫШЬ,  ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС,  ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 3

ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО,  МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ,  МИМОЗА…

Вариант4.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

 «Летает - не летает»

  1. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
  2. обозначающее, летающий  объект.

ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД,  ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА,   КОРОВА, КОМАР,  КОШКА,  ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

 «Съедобное – несъедобное»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.

  Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.

 «Да и нет, не говорить»

Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».

Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?

Тебе  нравится  твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?

Сколько тебе лет?

Ты  любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Тебе нравится смотреть мультфильмы?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Цыплята умеют плавать?

Снегирь- это перелётная птица?

Скворечник – это домик для насекомых?

Ёлка зелёная?

Вариант2:

Берлога медведя на ветке?

Яблоки созревают зимой?

Листья желтеют осенью?

Воробей это птица?

У машины 4 колеса?

Лиса живет в логове?

Понедельник- это часть суток?

Стихи поют?

Пирамидка – это школьная принадлежность?

Ты любишь читать?

Луна квадратная?

В неделе 5 дней?

Стол – это электроприбор?

Апельсин синий?

Снег тает весной?

Ёж впадает в спячку?

«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Задача ребенка  хлопать, если выражение верное, или  топать, если выражение  не правильное.
Примеры:

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона - перелетная птица.

«Бывает – не бывает»

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предложить разные:

  1. Папа ушел на работу.
  2. Поезд летает по небу.
  3. Кошка хочет есть.
  4. Человек вьет гнездо.
  5. Почтальон принес письмо.
  6. Зайчик пошел в школу.
  7. Яблоко соленое.
  8. Бегемот залез на дерево.
  9. Шапочка резиновая.
  10. Дом пошел гулять.
  11. Туфли стеклянные.
  12. На березе выросли шишки.
  13. Волк бродит по лесу.
  14. Волк сидит на дереве.
  15. В кастрюле варится чашка.
  16. Кошка гуляет по крыше.

«Чего не стало?»

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот,  и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд  рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой  и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.

«Птица - не птица».

Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы: 

Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке

Упражнение «Разложи палочки также»

Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по образцу.

  1. Упражнение «Цифровая таблица».

Ребенка показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача ребенка  как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей   выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел предлагать).


21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

16

5

9

14

11

23

10



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

 Игры и упражнения на развитие и коррекцию памяти.

«Каскад слов»

Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.

1)  доска;

2)  окно, дым;

3)  урна, кувшин, карандаш;

4)  мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5)  яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6)  автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7)  стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, пер чатка;

9)  сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодиль ник, пуговица, ковер, антенна.

1)  огонь;

2)  дом, молоко;

3)  конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5)  крыша, пень, вода, свеча, школа;

6)  карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7)  орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;

8)  гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цып ленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, ла вочка, скатерть, арбуз, памятник.

«Запомни картинки»

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.

Дети рассматривают пять картинок и за поминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картин ку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображен ный на картинке.

 «Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»

Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.

 У ребят сегодня Рая отобрала самолет,

 Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...

А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,

 Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.

Поиграем в кошки — мышки: чур я — мышка, чур я — кот...»

Все так весело играют и хохочут, и шумят,

 А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...

Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,

У нее игрушек — воз, а играть невесело!

(Е. Серов)

Вопросы:

Какие игрушки Рая отобрала у ребят?

Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?

Почему другим ребятам весело?

В какую игру стали играть дети?

В какие игры можно играть вместе?

«Снежный ком»

 Первый участник игры  называет какой-нибудь предмет. Следующий  участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.

«Запомни и нарисуй»

Вариант 1

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

Вариант 2

Детям зачитываются 6-10  слов. Задача детей запомнить слова, а затем зарисовать.

Вариант 3

Детям читают рассказ и предлагают  нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.

Упражнение «Весёлые таблицы».

Детям предъявляется таблица из 4 клеток с изображением в них различных предметов и предлагается запомнить эти предметы. Затем таблица убирается и предъявляется таблица из 9 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Задача детей назвать эти изображения. Затем предлагается рассмотреть и запомнить 9 изображений. Далее таблица убирается, а вместо неё предлагается таблица из 16 клеток. Задача детей назвать 9 изображений.

«Послушай внимательно и повтори »

Психолог произносит предложение. Дети должны его повторить.

Начинать нужно  с предложения из 3-4 слов и постепенно увеличивать.

Перед началом игры необходимо дать установку: «Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить».

«Посмотри на картинку, а запомни слово»

Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а  чтобы вам было легче запомнить, - буду показывать  карточку с рисунком, которая  поможет запомнить названное мною слово".

ТАРЕЛКА – СУП

ПОЧТА – ПИСЬМО

ЗИМА – СНЕГ

МУКА – БУЛКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

ДОРОГА – МАШИНА

МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ – КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА – ВОДА

Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.

«Пересказ»

Детям читают рассказ.

Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Затем предлагают ответить на вопросы.

 Вопросы к рассказу:

1. Что подарила мама детям?

2. Как играли детям?

3. Почему они перестали играть?

4. Кого позвали дети и зачем?

Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.

«Опосредованная память»

Нужно подобрать 6-10 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (15- 20). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, - выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово".

Затем детям предлагают назвать предложенные для запоминания слова .

«Выполни движение»

Детям предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.

1. поставь руки на пояс

2. сделай два наклона вперёд

3. выпрямись, опустив руки вниз

«Запомни парочки»

Детям зачитываются пары слов, связанных  по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.

праздник – подарок;        дом – окно;

лимонад – прохлада;        будка – собака;

стол – пирог;        блины – сковородка;

шапка – шарф;        печь – дрова;

ваза – цветок;        пылесос – уборка;

пчела – мед;        город – улица.

Упражнение «Пиктограммы»

Инструкция детям:

« Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово».

Слова для запоминания: зима, дом, река, смех, школа, мама.

«Запомни стихи по картинкам»

Читается стихотворение.

Затем дети отвечают на вопросы:


О каком времени года это стихотворение?

Что говорится об осени (что она делала)?

Что осень подарила рябине?

Что осень подарила осине?

Что осень подарила тополям?

Что осень подарила людям, то есть нам?

Затем стих читается ещё раз с одновременным показом картинок-пиктограмм.

Затем дети вместе с педагогом повторяют стих построчно с опорой на картинки. Затем дети индивидуально рассказывают стих с опорой на картинки.

 «ПОДАРКИ ОСЕНИ»

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый тополям,

Фрукты осень дарит нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка

Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...

Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Урок "Развитие памяти и внимания"

 У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события.Кроме того ,обучение в начальных классах так строится, что школьника...

Конспект коррекционного занятия "Развитие памяти и внимания""

разработка предназначена для 3-4 классов коррекционной школы, но может быть использована воспитателями продленной группы общеобразовательных школ...

Рабочая программа " Развитие памяти и внимания школьников"

Дополнительная рабочая программа основана на книгах Л. В. Черемушкиной "Развитие памяти детей", И. В. Дубровиной "Практическая психология образования" по развитию памяти и внимания школьников....

Особенности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Однако чрезвычайно разнообразное толкование самого понятия «внимание» приводило и до сих пор приводит к тому, что ...