Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка
статья (5,9 класс) по теме

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованны учащимся для самостоятельной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №20

(МБОУ СОШ №20)

Г.Донецк

Статья: «Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностранного языка»

подготовила

учитель французского и немецкого языков

Поповская Вера Геннадиевна

г. Донецк

2012

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, вследствие нарушения или недоразвитости психофизических процессов: памяти, внимания и мышления.

Поэтому я считаю, что учителю невозможно добиться результатов без кропотливой работы по развитию памяти и внимания.

Свою работу в этом направлении я начала с изучения работ психологов Е.И. Рогова, И.А. Зимней, дидактов современной методики преподавания иностранных языков Е.И. Пассова, Н.В. Барышникова, Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской; материалы журналов «Иностранный язык в школе». На основе данной психолого-методической литературы я апробировала на своих уроках некоторые предлагаемые ими приёмы и упражнения, а так же разработала на их основе свои упражнения для развития памяти и внимания применительно к предмету немецкий и французский языки.

Развитие внимания учащихся на уроках иностранного языка

Свою работу по данной проблеме я проводила в тесном контакте со школьным психологом. Мы провели замеры памяти и внимания в 5классе. Показатели внимания указывали, прежде всего, на его неустойчивость, слабость процессов концентрированности, распределяемости  и переключения.

Действительно, возрастные особенности детей 10-11 лет характеризуются недостаточной устойчивостью внимания. Учащиеся часто отвлекаются на уроке в силу преобладания у них непроизвольного внимания над произвольным. Учитель должен знать, что это не проявление недисциплинированности, а следствие особенности психических функций учащихся данного возраста. Психологи указывают так же и на другие причины отвлечения внимания: плохое самочувствие, повышенная утомляемость, недостаточность волевых качеств, монотонность работы на уроке, непосильность заданий.

Однако внимание, как психическая функция реализуется только в процессе какой-либо деятельности. Поэтому на своих уроках я заранее планирую деятельность каждого учащегося. А для формирования готовности учащихся к учебно-речевой деятельности я стараюсь создать благоприятную обстановку на уроке. Для этого практикую использование музыкальных заставок перед началом урока, которые формируют положительные эмоции и настраивают на работу. До урока включаю запись с лёгкой музыкой (Например, оркестр Поля Мориа). "Музыка создаёт приятный фон для предстоящей работы, настраивает на познание какой-то тайны на уроке,"- считает Н.В. Барышников.

Для сосредоточения внимания в начале урока я часто применяю такой приём как проведение нестандартного начала урока. Так, при изучении предлогов в 5 классе, для закрепления пройденного материала я обращаюсь к учащимся с просьбой, навести порядок в классе, расположить предметы по своим местам, убрать бумажки с пола и так далее и рассказать, что и куда они размещают, убирают. Ещё на перемене, незаметно от учащихся, я устраиваю "этакий" беспорядок.

Дети быстро включаются в работу, сосредотачивая своё внимание на установке учителя. Таким образом, идет не только тренировка внимания, но также памяти (где, что находилось) и логического мышления (что, куда расположить).

Затем на протяжении всего урока я стараюсь управлять вниманием класса. Во-первых, путём постоянного обращения учащихся к цели и задачам урока, которые чётко формулирую и выписываю на доске до начала урока.

Например: 6 класс Французский язык.7 На этом уроке:

  1. Ты прочтешь письмо Жюли и сможешь написать ей ответ;
  2. Для этого познакомимся с Formules de pôlitesse;
  3. Внимание конкурс! Чье письмо интереснее?

Во-вторых, с помощью распоряжений, которые делаю кратко и четко, тогда они оказывают более сильное воздействие. Например:

"Attention, s'il vous plaît!" ("Тишина!"), "Chut!" ("Тихо!"), "Je suis là!" ("Я здесь!").

А так же использую условные знаки, отработанные и понятые ученикам, к выполнению того или иного задания. Например: хлопок начало работы, три хлопка переход к коллективным формам работы, взмах руки - работа по цепочке, взмах обеими руками - повторение хором.

В-третьих - включением в урок специальных упражнений и игр на развитие целенаправленного устойчивого внимания. Я считаю, что любая обучающая игра способствует развитию целенаправленного внимания, так как она содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности и концентрации. Например, в 5-6 классах я использую игру "Un-deux-trois, dis-moi!" "Раз - два - три говори!" В данном случае при самых разнообразных заданиях и лексическом наполнении, игровые действия выполняются только после вербального или не вербального сигнала (хлопок, поднятие руки и т.д.)

При обучении алфавиту я использую такие упражнения, способствующие, на мой взгляд, и запоминанию букв в определенном порядке (тренировка памяти) и концентрации, и сосредоточенности внимания.

  1. Назовите буквы в прямом алфавитном порядке.
  2. Назовите буквы в обратном алфавитном порядке.
  3. Назовите буквы от А до К, от К до Z.
  4. Найдите букву по её порядковому номеру в алфавите.
  5. Назовите порядковый номер буквы.
  1. Игра/в шифровку. Для закрепления повторения алфавита (например: при обучении чтению со словарём). Эту игру я использую, начиная с 6 класса, усложняя постоянно её языковое наполнение. Заключается она в следующем:

Диктую ученикам порядковый номер буквы, они быстро записывают цифровую шифровку. А затем расшифровывают небольшие сообщения, зачитывают вслух или передают по памяти.

На этапе обучения чтению буквосочетаний и письму я предлагаю детям сыграть в игру-соревнование "Кто быстрее?" "Qui va plus vite?". Учащиеся должны вычеркнуть в колонке любого текста заданную букву или буквосочетание. Эта игра не только тренирует внимание учащихся, но и способствует запоминанию чтения данной буквы (буквосочетания) и их графического образа.

au

Для тренировки переключения и распределения внимания изменяю задачу: теперь учащиеся должны зачёркивать одну букву вертикальной чертой, а другую горизонтальной. Или по сигналу чередовать зачёркивание одной буквы (буквосочетания) с другой. Затем задание усложняю. Например: подчеркните букву u_, зачеркните букву a_, обведите кружком буквосочетание Как указывалось выше, одной из причин отвлечения внимания является повышенная утомляемость современных школьников. Поэтому я всегда стараюсь так построить урок, чтобы в нем всегда была пауза, позволяющая немного отдохнуть, снять усталость. Это и физкультпауза на иностранном языке исполнение стишков, песенок с движениями " Un kilometre à pied...", "Sur le pont d'Avignon", "Savez-vous plantez les choux" и т. д. (5-7 класс). Учащимся (8-9классов) нравится выполнять самостоятельные творческие задания (Например: составить программу пребывания в нашем городе немецких школьников или наметить маршрут посещения достопримечательностей Парижа и так далее), когда звучит спокойная лёгкая мелодия. Музыка способствует созданию благоприятных условий для целенаправленной деятельности, эмоционального фона для творчества учащихся.

Как известно успешность переключения внимания находится в прямой зависимости от темпа деятельности; чем выше темп, тем лучше переключение.

Поэтому я стараюсь, вести уроки в хорошем темпе, что требует от учащихся лёгкости и сознательности переключения внимания. Этого можно достичь в результате серии упражнений.

Так при обучении чтению с рациональным использованием словаря мне нужно было научить учащихся переориентировке основного внимания с текста (1-й объект деятельности) на поиск слов в словаре (2-й объект деятельности) при концентрации основного внимания на первом объекте (тексте). Для этого я использовала упражнения рекомендуемые Н.В. Барышниковым:

  1. Возьмите часы с секундной стрелкой и проследите за ней в течение полминуты - минуты. Если отвлеклись, начинайте упражнение снова. Концентрация внимания 1,5 минуты считается хорошим показателем.
  2. Читая газету (текст на карточке), откройте учебник на странице 11,5, 96, 227 и т. д.
  3. Внимательно посмотрите на отдалённый предмет (точка на стене), затем на близкий, лежащий на столе. Повторите такое чередование 10 раз.
  4. Читайте рассказ и одновременно выстукивайте рукой ритм какой-либо известной песни.

После того, как учащиеся приучатся работать с двумя объектами деятельности, сходными с работой над текстом и словарём, Барышников рекомендует тренировать их внимание с помощью заданий на французском языке.

Придерживаясь этим рекомендациям я подготовила карточки с заданиями следующего типа:

  1. Во время чтения этого текста найдите в словаре подчёркнутые слова, фиксируйте внимание на двух видах деятельности (текст см. приложение)
  2. Во время чтения найдите в словаре подчёркнутые слова. Стремитесь распределять внимание на два вида деятельности (текст см. приложение).

Я заметила, что включение на уроках подобных упражнений и заданий по психологической тренировке делают учащихся более целеустремлёнными, собранными. Одним учащимся, как показывает практика, требуется больше упражнений, другим меньше. И это естественно, так как лёгкость и скорость переключения внимания, равно как и его концентрированность и распределяемость в значительной мере зависят от индивидуальных способностей учащихся: быстроты реакции, характера, типа нервной системы.

Развитие памяти учащихся на уроках иностранного языка.

Очень часто приходится слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. И здесь, я считаю, учитель должен создать на своих уроках благоприятные условия для развития основных процессов памяти, учитывая при этом какие или какой вид памяти преобладает у данной группы учащихся и у каждого из них отдельно взятого. Известно, что значительная часть учащихся имеет память смешанного типа, в котором сочетаются элементы зрительного, слухового и моторного запоминания. Но, тем не менее, проведённый школьным психологом анализ памяти учащихся 5А и 5Б классов показал, что в 5А классе преобладает зрительный и слуховой вид памяти, а в 5Б классе зрительный и моторный вид. И в соответствии с этим я использовала на своих уроках разные приёмы развития памяти; в 5А классе упражнения, воздействующие, прежде всего на зрительные и слуховые анализаторы, а в 5Б классе на зрительные и моторные анализаторы. Например: при изучении темы " Лицо человека, части тела" теперь уже в 6А классе я использую предметные картинки, хоровое и индивидуальное повторение предъявляемой лексики. А в 6Б классе помимо предметных картинок для наилучшего запоминания лексики я предлагаю учащимся изобразить на доске человечка и подписать названия частей лица и тела. Учащиеся выполняют это задание, выходя к доске по цепочке.

Также в классе, где преобладает моторный вид памяти, я использую приём транслитерации - передачу звуковой стороны слова русскими буквами. Транслитерация облегчает запоминание слов и выражений, являясь вспомогательным средством при обучении чтению.

Безусловную пользу приносит запись слов в словарики учащимся, у которых сильнее развита зрительная и моторная память, так как в этом случае информация быстрее переходит из оперативной (кратковременной) в долговременную память, если она, кроме отработки в устной речи и чтении, подвергается ещё и письменному фиксированию. Для поощрения ведения словариков учащимися я постоянно контролирую, оцениваю этот вид деятельности. А лучшие словари демонстрирую в других классах.

Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго является наличие интереса к тому, что запоминаешь. Поэтому я стараюсь отбирать для своих уроков интересный дополнительный иллюстрированный материал. Так, например, при изучении темы "Времена года" использую репродукции картин, изображающие состояние природы в разные времена года, музыкальную запись "Времена года" П.И. Чайковского. Это создаёт глубокий эмоциональный фон, а чувства радости, соучастия от соприкосновения с миром прекрасного способствует лучшему запоминанию.

Учащимся всегда интересно, если учебный материал как-то связан с их жизнью, семьёй, времяпровождением и т.д. Поэтому при изучении тем типа "Немецкий город" (6 классе), "Школа в Германии" (8 класс), "Что любят писать французы" (9 класс) я всегда использую приём транспонирования (перенос на свою страну, город, школу и т.д.). И тогда учащиеся проявляют особый интерес и активно включаются в работу, что способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Ещё древние греки подметили, что суть памяти состоит в установлении связей между предметами и явлениями, ассоциаций. Например: думая о родном доме, я вспоминаю и сад рядом, и улицу, где расположен дом. В связи с этим Е.И. Рогов рекомендует для тренировки памяти использовать упражнение "Бег ассоциаций". Взяв за основу данное упражнение, я разработала и включила в свои уроки несколько вариантов "Бега ассоциаций".

  1. Учитель произносит слово. Например: школа. Учащиеся называют слова, относящиеся к этой теме. Можно выполнять данное упражнение в форме соревнования: "Кто назовёт больше слов?"
  2. Учитель прикрепляет на демонстрационной доске картинку. Например: платье. Учащиеся прикрепляют рядом с этим изображением картинки - предметы одежды, называют их.

3.        Использование ассоциограмм. Учитель пишет в  центре   доски   слово,   учащиеся   по   очереди записывают вокруг данного слова те слова, которые у них ассоциируются с этим словом.

На более продвинутом этапе записываются уже словосочетания. Работа заканчивается включением слов и словосочетаний в устное высказывание.

При обучении иностранному языку особое значение имеет работа оперативной памяти. В каждом виде речевой деятельности ученик должен уметь сохранить и воспроизвести лексические единицы. В связи с этим я включаю в урок также упражнения для тренировки оперативной памяти (см. приложение).

Не стоит забывать и о таком процессе памяти как забывание. Как предупредить забывание изученного ранее лексического материала? В старших классах проблема поддержания лексических навыков, приобретенных на младшем и среднем этапе, становится трудноразрешимой. Опыт моей работы свидетельствует о значительной утрате лексического минимума старшеклассниками. Для преодоления этого негативного явления я использую следующие приёмы:

  1. Предлагаю в 9 классе текст для чтения из учебника 8 класса, который они читали год назад.
  2. Использую карточки с тематическим набором слов, с опорой     на     которые     учащиеся     составляют монологическое высказывание.

3. Выполнение заданий на составление предложений с обязательным употреблением в них слов, подлежащих активизации. Список слов заранее выписываю на доске. Эту работу, непродолжительную по времени, провожу чаще всего в ходе речевой зарядки или как самостоятельный элемент урока.

Таковы основные приёмы и упражнения, которые я использую в своей работе для развития памяти и внимания учащихся. Хочется отметить, что такие упражнения вызывают интерес у учащихся. Они обращаются с пожеланиями их повторения. А мне как преподавателю иностранного языка позволяют сделать процесс обучения более результативным.

Список использованной литературы.

  1. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва "Владос" 1996г.
  2. Е.А.Маслыко П.К.Бабинская. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск. "Вышэйная школа" 1999г.
  3. Методический журнал. Класс №1. 1995г. статья Т.Р.Граф. Развитие и коррекция познавательных процессов школьников.
  4. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Москва "Просвещение" 1985г.
  5. Н.В. Барышников. Обучение французскому языку в средней школе. М. "Просвещение" 1992г.

Приложение

Упражнения на развитие внимания при формировании произносительных навыков.

  1. Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
  2. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
  3. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите
    новый звук.
  1. Прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествование (вопросительное, отрицательное) предложения.
  2. В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, что произносит диктор.
  3. Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках, на которое падает ударение.
  4. Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите за диктором, только слово на иностранном языке.

Развитие внимания при обучении говорению.

Игры "Ищем наблюдательных", "Корректор", "Детектив", "Человек рассеянный".

«Детектив». Установите, что изменилось в помещении, во дворе, в городе. Используется два рисунка, изображено одно и тоже помещение, но отличается некоторыми деталями.

«Ищем наблюдательных». Проверьте, внимательны ли вы? Скажите, какие предметы Вас окружают, сколько их, где они расположены.

«Человек рассеянный». Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или события и всё путает.

«Корректор». При обучении письму и орфографии.

Найдите и исправьте ошибки в тексте.

Voila un photo. C’ est  le famille. Voila ma pere, mon mere et toi. Je suis

treize ans. Mon nom est Anatole. Mon prenom est Pavlov. J’habite  dans le Rostov.

Варианты:

Исправьте в подчёркнутых словах опечатки.

Произносительные навыки + память

Проговорите по памяти пословицу:

«Оп пе discute pas les gouts»

          Стихотворение:

Anna, Ada, Helga, Hans,

Dieter, Uli, Petra, Franz,

Toni, Lothar, Monika,

Grete und -eronika .

Лексика + развитие памяти.

  1. Прочитайте слово из текста, затем произнесите его по памяти.
  2. Посмотрите в список слов, назовите очередное слово из списка и все предшествующие по памяти (количество слов при этом увеличивается).
  3. Назовите, опираясь на русские, иностранные слова, записанные на обратной стороне листа, всякий раз переворачивая его.
  4. Читайте и затем повторяйте, не глядя в текст, наращиваемые предложения (с начала, с конца и радиально вокруг ключевого слова).
  5. Заучите наизусть предложения, применяя затухающую подсказку путём постепенного пошагового стирания слов.
  6. Составьте коллективный рассказ, при этом повторите предшествующие фразы и добавьте свою. Игра "Снежный ком".

Тренировка оперативной памяти.

1) Прочитайте пары слов, закройте их и запишите по памяти:

а) аrgent        b)jeune         с) marin

а) аrdent        b)jaune        с) таlin 

 2) Запомните графический образ слова. Через полминуты запишите его. Проверьте правильность выполнения задания.

3) Сложные слова типа: rembourser, реrplexite,, оreiller, rabaissement, raccommodement 

4) Запомните слово, найдите его в словаре, не возвращаясь более к его написанию (графическому образу).

Упражнения на развитие внимания при обучении чтению.

1.        Скажите, перед какой буквой находится следующие буквы.

K                                  S

C                                  D

X                                  H

B                                  E

Q                                  F

2.     Скажите после, какой буквы находится буквы.

В                                    D 

Z                                  Е 

Р                                  N 

С                                  V 

К                                   G 

О                                  F 

3.        Расшифруйте следующее сообщение.

  1.  10’1,9,13,5      12’1,27,20,15,13,14,5.
  2. 12’1,27,20,15,13,14,5   13,5     16,12,1,9,20.
  3. 5 14   1,27,20,15,13,14,5 ,  12,5,19   1,18,2,18,5,19  19,15,14,20
  4. 10,1,21,14,5,19
  5. 13,5,19   6,5,11,12,12,5,19   20,0,0,13,2,5,14,20
  6. 10’1,2,13,5   12,5,19   16,0,13,13,5,19   5,20   12,5,19
  7. 13,1,9,19   10,5  14'1,9,13,5   16,1,19   12,1  16,12,21,9,5 

Упражнения на развитие внимания при обучении чтению

4.        Карточка для игры "Кто быстрее?".

                          1) Вычеркните в словах непроизносимую букву.

                          2) Зачеркните буквосочетания    аи — горизонтальной чертой

                                                                                  еu  —   вертикальной чертой

                          3) еu Подчеркните! Зачеркните аи!  Обведите кружком
                       
ои! 

5. .Во время чтения этого текста найдите в словаре подчёркнутые
слова.

Marie Tenaille 

Voilà le vent

Vent de printemps

Dans les pommiers blancs!

Vent d'été

Dans les blés dorés!

Vent d'automne Tombent les pommes!

 Vent d'hiver Sur les sapins verts!

Vive le vent qui vient... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы развития памяти, образного мышления, воображения на уроках русского языка.

В презентации рассматриваются разные методы Эйдетики, которые учат мыслить образами....

Концентрируем внимание учащихся на уроках английского языка.

Внимание всегда есть выде­ление чего-то и сосредоточенность на этом....

Особенности и условия развития памяти у младших школьников на уроках английского языка.

Считается, что учащийся имеет хорошую память, если способен быстро запоминать информацию, долго ее помнить и легко воспроизводить. Для того чтобы сформировать эти качества памяти, необходимо опираться...

Концентрация внимания учащихся на уроках английского языка

Вниманием называют направленность и сосредоточенность соз­нания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.Внимание всегда есть выде­ление чего-т...

Методика работы по коррекции и развитию разных видов памяти умственно отсталых учащихся на уроках русского языка и чтения

Одним из главных направлений деятельности коррекционной школы по развитию личности ребёнка является коррекция ВПФ. Работа над развитием и коррекцией памяти умственно отсталых учащихся   весь...

Мастер-класс "Эффективные приемы развития памяти и критического мышления на уроках иностранного языка"

Опыт использования приемов и методов развития памяти и мышления на уроках английского языка путем прямого показа последовательности действий, приемов, форм, используя методику конструирования понятий ...