Как я работаю с родителями детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
статья

Яшина Яна Михайловна

В статье представлен практический опыт сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автор делится методикой установления партнёрских отношений с родителями, принципами взаимодействия на всех этапах коррекционной работы, примерами сопровождения и вовлечения семьи в процесс.

Особое внимание уделяется использованию элементов ABA-подхода в обучении родителей, важности обратной связи, подбору домашних заданий и созданию структуры взаимодействия.

Материал содержит размышления о типичных трудностях, с которыми сталкивается специалист при работе с родителями, и практические рекомендации по их преодолению.

Статья может быть полезна педагогам, логопедам, дефектологам, тьюторам и психологам, работающим в системе сопровождения детей с РАС и другими ментальными особенностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-statya_rabota_s_roditelyami_ras_1.docx46.3 КБ

Предварительный просмотр:

Как я работаю с родителями детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра невозможна без активного взаимодействия с их родителями. Именно семья — первый и основной партнёр специалиста. С первых консультаций я стараюсь строить доверительные отношения, которые позволят нам говорить на одном языке — в интересах ребёнка.

Первая встреча — ключевой момент

На первой консультации я не только знакомлюсь с ребёнком, но и внимательно слушаю родителей: как они описывают поведение и трудности, какие у них ожидания, с какими чувствами они приходят.
Очень важно принять эмоции родителей: тревогу, усталость, непонимание, иногда — чувство вины. Я не даю оценок и не даю "волшебных советов". Я объясняю, успокаиваю и ориентирую на процесс.

Вовлечение семьи в коррекционный процесс

Моя работа строится на нескольких ключевых принципах:

1. Регулярная обратная связь:

После каждого занятия я кратко рассказываю, что получилось, что было трудно, и даю рекомендации на неделю.

2. Домашние задания для родителей:

Я не просто «назначаю упражнения», а объясняю, зачем они нужны. Всегда даю только то, что реально выполнить в домашних условиях.

3. Обучение родителей ABA-подходу:

Я использую элементы прикладного анализа поведения (ABA) в работе, и часть этого — обучение родителей простым стратегиям:
- Как поощрять желаемое поведение;
- Как реагировать на сложное поведение;
- Как создавать предсказуемую структуру дома;

4. Родительские встречи и консультации:

Раз в 1–2 месяца я провожу групповые встречи или индивидуальные беседы, где обсуждаем динамику, трудности, корректируем маршрут поддержки.

С какими трудностями я сталкиваюсь?

- Родители часто ждут быстрого эффекта — важно объяснить, что обучение детей с РАС идёт поэтапно.
- Некоторые не готовы участвовать — тогда я работаю над мотивацией через успехи ребёнка.
- Иногда сталкиваюсь с противоречиями между мнениями специалистов — в этих случаях особенно важно быть тактичным и последовательным.

Что работает лучше всего?

- Пошаговое объяснение техник (я даже рисую схемы).
- Совместное планирование: родители чувствуют себя соавторами изменений.
- Положительное подкрепление самих родителей — я говорю: "Вы сделали важный шаг", "Вы — молодцы".

Работа с родителями — это не "нагрузка", а продолжение коррекционной работы в реальной жизни. Именно в семье ребёнок с РАС получает ежедневную практику, которую мы не сможем заменить ни одним занятием. Моя задача — не только быть специалистом, но и надёжным партнёром, который помогает семье двигаться вперёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Рекомендации родителям детей с расстройствами аутистического спектра».

Это конкретные советы родителям, чем и как они могут помочь своим особенным детям. Какими навыками должен овладеть ребенок, как себя вести, занимаясь и играя с малышом, как добиваться положитель...

Статья на тему: Рекомендации для родителей имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС)  – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расс...

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

Консультация для учителей, воспитателей, тьюторов, ассистентов...

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

Во всем мире все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутистического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются тогда, ко...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...