Выступление на педагогическом совете " Время как ресурс современного урока"
материал
Именно время - это наш самый ценный ресурс не только в жизни, но и на уроке, и именно мы должны его использовать наиболее эффективно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете «Ресурсы современного урока»
Выступление на педагогическом совете «Время как ресурс современного урока»
Киселева Ю.Э,
06.11.2024
Давайте начнем с загадки: "Что есть у человека, но не у каждого есть понимание его ценности? Это летит быстрее, чем мы можем себе представить, и ускользает из рук, если не использовать его мудро. Отгадка - время".
Именно время - это наш самый ценный ресурс не только в жизни, но и на уроке, и именно мы должны его использовать наиболее эффективно.
Он пригласил всех присутствующих участников педсовета встать и сформировать круг. Затем он выдал всем по яблоку и объявил, что у них есть 5 минут на то, чтобы съесть его целиком.
Все засмеялись и стали пытаться съесть яблоко как можно быстрее. Однако, через какое-то время им стало ясно, что задача далеко не так проста, как казалось. Некоторые сталкивались с проблемами при попытке съесть яблоко целиком, другие выбирали стратегию постепенного его поедания.
Педагог использовал этот необычный эксперимент для того, чтобы продемонстрировать, как важно правильно распоряжаться временем на уроке и находить оптимальные способы его использования. Он подчеркнул, что каждая минута на уроке имеет ценность и нужно уметь эффективно распоряжаться этим ресурсом, чтобы обеспечить максимально качественное обучение учащихся.
Таким образом, необычное выступление на педсовете помогло привлечь внимание к проблеме использования времени на уроке и обеспечило интересное обсуждение среди педагогов, а также позволило участникам по-новому взглянуть на эту тему.
Притча: "Один учитель спросил у своих учеников: «Как вы проводите время на уроке?». Один из учеников ответил: «Мы просто ждем, когда звенит звонок». Учитель задумался и понял, что он исполняет свою роль неэффективно, если его ученики просто тратят время, а не учатся. Он решил изменить свой подход и начал планировать каждую минуту урока так, чтобы она приносила максимальную пользу".
Дорогие коллеги, сегодня я хочу поговорить с вами о том, как мы используем самый ценный ресурс на наших уроках – время. Ведь как мы его тратим, таковы и результаты наших учеников.
Как часто у нас бывает, что мы проводим урок, но из-за ограниченного времени, не успеваем закончить все запланированные задания и материалы. Все это создает на нас давление , и мы чувствуем стресс и неуверенность в своих способностях. Ученики также страдают из-за этого, так как им может не хватать времени на усвоение материала или выполнение заданий, что в конечном итоге может отразиться на их успеваемости и успехах в учебе.
Давайте вместе разберемся, как можно эффективно распоряжаться этим ресурсом, чтобы каждый урок был максимально продуктивным и интересным.
Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.
Обозначим типичные действия учителей, приводящие к потере времени.
- Дети входят в кабинет по звонку. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено.
- Проверка отсутствующих. Данное действие мотивируется необходимостью отметить отсутствующих для порядка или с целью организации им помощи по усвоению пропущенного материала. Но время при этом тратится напрасно. О порядке отработки пропущенного материала можно договориться с классом один раз в начале года Выяснять причины отсутствия обучающихся - забота классного руководителя. Обучающиеся, присутствующие в классе, ни в коей мере не несут ответственность за отсутствующих.
- Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене, этот вопрос тоже должен контролироваться классным руководителем, если дежурные недобросовестно выполняют свои обязанности.
- Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы для достижения целей урока не имеет. Кроме того, оправдываться - достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные беседы проводятся на классных часах и переменах.
- Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (как материально - отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержанию) не помогает им обрести необходимые знания. Материальные потребности может оперативно удовлетворить учитель без отрыва от основной образовательной деятельности, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. 2.
- Гадание над журналом: "Кто пойдет к доске?" Это бесполезная трата времени и показатель того, что учитель недостаточно качественно спланировал урок.
- Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника - неэффективно. Ребенок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет как на его самооценку, оценку его одноклассниками, так и на его отношение к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с учителем (например, в период групповой работы класса) либо предупредив лично заранее о содержании выступления перед классом по конкретному вопросу. Говорить (произносить монолог) должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.
- Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово (предложение) и сесть - весьма расточительно по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями обучающегося.
- Опрос по вопросам (или повторение вопросов) содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение целей данного урока. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.
- Любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) - деятельность обучающихся - проверка результата выполнения.
- Включение в содержание урока дополнительной информации, материалов, отсутствующих в образовательной программе, свидетельствует о том, что учителем не осуществлен отбор учебного материала. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для отработки знаний и способов деятельности, указанных в образовательной программе. Весь интересный дополнительный материал может быть использован в системе внеурочной деятельности.
- Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания программы (т. е. целевых установок урока) якобы в целях выполнения плана урока на 100% приводит к последующим пробелам в знаниях обучающихся, что потребует дополнительного времени на ликвидацию этих пробелов. Рациональный выход - качественно отработать меньший по сравнению с запланированным объем программных знаний и способов деятельности. Задачи, которые не удалось решить на данном уроке, должны быть решены на следующем. Не следует задавать их в качестве домашнего задания для самостоятельной проработки.
- Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма. Чем четче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.
- Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать - то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных объяснениях обучающихся.
- Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока.
Причина 1: Неправильно составленный план урока
Это довольно частая ошибка молодых педагогов, которые не всегда грамотно могут составить план урока, соотнести его с целями и задачами, правильно распределить время для каждого этапа.
Варианты решения проблемы:
- Планируя урок, желательно провести предварительный хронометраж: сколько минут вы отведете на той или иной этап? Найдите и выделите основной этап урока и запланируйте больше времени для него.
- Старайтесь не выходить за рамки отведенного времени на уроке. Например, вы отвели на дискуссию 5 минут, а дискуссия получается бурной и затягивается. Важно в любом случае уложиться в 5 минут и подвести итог дискуссии. Если многое остается непонятным, дискуссию можно продолжить во внеурочное время.
- Или, например, вы планировали, что ученики будут работать над упражнением 5 минут, а они справились за минуту. Все равно выдерживайте рамки времени: предложите задания повышенной сложности или творческого характера — по теме того же упражнения.
То есть, при составлении плана урока заранее готовьте дополнительные задания к каждому виду работы.
- Проблема "лишнего времени" решается просто: для каждого урока придумайте заранее "резервные задания". Это могут быть индивидуальные карточки, игра, викторина по теме урока, творческое задание. Желательно иметь в запасе задания разного уровня сложности, чтобы увлечь всех учеников, а не только самых сильных в классе.
- Еще один способ решения проблемы — уделите время самоанализу урока, а именно структурно-временному анализу. Это поможет увидеть причины нерациональности использования времени. Если сомневаетесь в своей компетентности, попросите кого-то из старших коллег провести анализ вашего урока в этом аспекте.
Причина 2: Незнание психологических особенностей класса
Проводя один и тот же урок в параллельных классах, учитель может столкнуться с проблемой, что ученики одного класса работают быстрее, а для другого класса пришлось сокращать количество заданий, чтобы успеть уложиться во времени хотя бы с основным этапом урока.
Как решить эту проблему? Варианты решения:
- Конечно, знание психологических особенностей каждого класса придет с практикой. Но на первые уроки в новом классе можно пригласить школьного психолога, который проведет специальные тесты, определяющие уровень развития каждого ребенка и всего класса в целом, выявит лидеров, отстающих, тех учеников, кто предпочитает работать на месте и т.д.
- Еще один вариант: расспросить классного руководителя и тех учителей, кто работают с этим классом не один год. Они могут подсказать, как строить уроки с этими учениками.
Причина 3: Опоздания на урок
Иногда учитель никак не может начать урок, так как из-за опозданий учеников затягивается начальный этап урока, а значит, придется сокращать и остальные этапы.
Как бороться с опозданием? Способов много, главное условие одно — ваша требовательность и умение строить урок интересно (чтобы ученики бежали на ваш урок, а не плелись длинной очередью).
Причина 4: Неподготовленное оборудование
Драгоценные минуты теряются, когда учитель начинает настраивать компьютер, проектор и т.д., долго писать задания на доске или выводить мелом дату, тему урока, эпиграф и т.д.
Выход прост: класс к каждому уроку должна быть «в полной боевой готовности»: оборудование проверено и установлено, наглядный материал развешан, раздаточный — приготовлен и разложен в удобном порядке.
Причина 5: Неподготовленность учащихся
Знакомая ситуация: учитель планирует, что дети справятся с заданием минуты за 3, а они уже «битый час» корпят над упражнением.
Что делать? Желательно при подготовке к уроку дублировать каждое задание в двух вариантах: более легком и более сложном. Тогда, если ученики «засиделись» над заданием — предложите им облегченный вариант. И обязательно проанализируйте — в чем возникло затруднение? Возможно, по этой теме у класса остался пробел в знаниях.
И наоборот, ученики быстро справились с заданием — предложите более сложный вариант.
Причина 6: Незнание учениками техники приемов и методов обучения
Это чаще случается тогда, когда учитель пытается вводить новые методы и приемы на уроке. Например, запланировали прием «уголки», но ученики теряются, путаются, не могут начать выполнять задание.
Варианты решения проблемы:
- Любое новшество следует вводить дозировано. Сначала объясните и отработайте один элемент приема, на следующем уроке — другой. И только потом, когда все стадии работы по данному приему отработаны и знакомы, можно вводить в канву урока и весь прием полностью.
- Или, например, вы хотите впервые построить урок по ТРКМЧП (технологии развития критического мышления). На одном-двух уроках попробуйте отработать этап вызова. Ученики должны понять особенность этого этапа, научиться приемам, которые используются на нем. Затем так же отрабатываете этапы осмысления и рефлексии.
- Другой вариант: тестировать каждый прием, реализовывая принцип: от простого к сложному. Например, вы решили использовать прием «Кластер». Но дети и понятия не имеют, как его составлять и как с ним работать. На одном уроке составьте самый простенький кластер — буквально из 3-4 слов. На следующем уроке усложните задачу — пусть ученики составят кластер уже с использованием большего количества слов и понятий. На третьем уроке можно попросить разделить слова кластера на блоки, группируя их по одному признаку.
Причина 7: Плохая дисциплина
Конечно, если учитель большую часть времени занят установлением рабочей дисциплины на уроке — львиная доля такого урока проводится впустую.
Как наладить дисциплину на уроке — это тема для отдельного разговора. Но общие рекомендации едины: постарайтесь занять каждого ребенка, особенно тех, кто больше всех «буянит». Можно прибегнуть к системе «фоновых заданий»: когда задание дается общее для всего класса, а учитель в это время может работать индивидуально с каждым из учеников, привлекая к работе наиболее шумных и гиперактивных.
Таким образом, эффективное использование времени на уроке является важным аспектом образовательного процесса. Ключевым моментом здесь является планирование и структурирование урока, а также учет индивидуальных потребностей учащихся. Будем совершенствовать свои методы работы, чтобы сделать уроки более продуктивными и интересными для всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"
Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...

Выступление на педагогическом совете по теме "Ресурсы гимназии для активизации научно-методической работы предметных кафедр"
С целью активизации аналитической исследовательской и продуктивной исследовательской деятельности учителей в системе повышения квалификации используются разнообразные формы и методы, помогающие учител...

Выступление на педагогическом совете "Приемы и методы современного урока"
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский ...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".
quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...

Выступление на педагогическом совете по теме "Ресурсы современного коррекционного урока"
Презентация "Современные методы развития памяти на уроках"...

Выступление на педагогическом совете по теме "Ресурсы современного коррекционного урока"
Презентация "Современные методы развития памяти на уроках"...
Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время".
Большие возможности для развития творческой личности создает актуальная и востребованная в современной педагогике проектная деятельность учащихся....
