Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"
материал на тему

Кретова Татьяна Васильевна

Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме  "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние традиции нашего образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii.docx33.54 КБ
Package icon traditsii_patrioticheskogo_vospitaniya.zip4.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

Традиции патриотического воспитания

 МОУ «СОШ №18» им.Подольских курсантов

Цель. Обобщить и выявить воспитательный потенциал школьных традиций.

Повестка дня.

1. Что такое традиция. Ее значимость и необходимость.

2. Традиции патриотического воспитания в школе

3. Дальнейшие пути развития традиций школы и их использования.

Ход выступления

1. Что такое традиция. Ее значимость и необходимость.

Слово «традиция» образовано от латинского traditio, что в переводе обозначает преемственность, передача, предание.

В толковом словаре С. И. Ожегова приведено следующее определение: Традиция:

 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи);

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

В толковом словаре под редакцией А. П. Евгеньевой дается такое определение: Традиция: – 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.; 2. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание.

Д. И. Ушаков трактует слово следующим образом: Традиция – 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому, путем предания, устной или литературной передачи. 2. Обычай, укоренившийся порядок.

Все авторы предлагают два значения слова «традиция». Анализируя данные толкования, можно сказать, что каждый из авторов единогласно в первом значении слова ставит акцент на историческом аспекте, то есть на преемственности поколений, а вот второе значение трактуют по-разному. С. И. Ожегов и Д. И. Ушаков считают, что традиция – это обычай, установившийся порядок. А. П. Евгеньева же считает, что традиция – это устная передача сведений. Таким образом, говоря о втором значении слова «традиция», авторы словарей расходятся во мнениях.

Говоря о традициях в школе, не следует разграничивать эти два значения слова. Школьные традиции целесообразнее рассматривать как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учащихся к другому».

Какие же отличительные черты характеризуют школьные традиции?

Школьные традиции – это, прежде всего такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. По словам И. А. Блинкова «...приобрести традиционный характер явление сможет только в том случае, если оно получит активную поддержку школьников, если они будут беречь и пестовать то, что добровольно на себя приняли не столько по предписанию «сверху», сколько по решению «снизу», по желанию самого коллектива».

Традиционным можно признать только такое явление, которое либо периодически повторяется, либо носит повседневный характер. «Всякое явление в жизни школы, если оно не просто предусмотрено инструкцией, а вошло в жизнь, опираясь на поддержку коллектива учащихся, и учащиеся гордятся им, если, наконец, оно носит не эпизодический разовый характер и постепенно приобрело свою определенную, установившуюся форму, может быть отнесено к числу традиций».

Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Создание школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. В традициях, отмечал
А. С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту.

Говоря о признаках, которыми характеризуются школьные традиции, нужно отметить также наличие в них определенной, установившейся формы и, как правило, яркой, богатой формы. Если молодая, вновь возникшая традиция на первых порах и не очень привлекательна со стороны формы, то в дальнейшем, с течением времени, она обязательно накопит такие черты, которые обогатят и украсят ее. По мнению, И. А. Блинкова «эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что обычно они увлекают детей не только своим содержанием, но и оригинальной формой».

Таковы основные положения, определяющие сущность школьных традиций.

Говоря о значимости и необходимости школьных традиций, следует сказать о том, что они отражают социальную направленность, дух и стиль учебного заведения.

Традиции составляют основу стиля школы – этого, по выражению А. С. Макаренко, самого существенного, самого важного отдела коллективного воспитания. «Стиль, – подчеркивает он, – самая нежная и скоропортящаяся штука. За ним нужно ухаживать, ежедневно следить, он требует такой же придирчивой работы, как цветник».

Стиль учебного заведения, указывает А. С. Макаренко, создается очень медленно, так как немыслим без накопления традиций.

Если внимательно присмотреться к опыту школ, то нетрудно установить любопытную закономерность – школа, в которой жизнь не упорядочена, где деятельность педагогов еще не характеризуется достаточной слаженностью, – там либо вовсе нет никаких традиций, либо их так мало, что они не создают стиля школы, не определяют ее «лица». И, наоборот, хорошая школа обычно богата разнообразными традициями. А. С. Макаренко по этому поводу говорил: «...лучшие школы, которые я наблюдал... это школы, которые накопили традиции». И далее: «Неудача многих детских учреждений, – указывал А. С. Макаренко, – происходила оттого, что у них не выработался стиль и не сложились привычки и традиции...».

Таким образом, школьные традиции являются одним из необходимых факторов формирования стиля учебного заведения.

Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание… — подчеркивает К. Д. Ушинский, – не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров ...».

Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.

Обратимся к классификации школьных традиций И. А. Блинкова.

Общешкольные традиции (например, участие в различных видах общественно полезного труда; шефство старших школьников над младшими; встречи выпускников и т. п.). Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Традиции первичного коллектива (взаимопомощь, доброжелательство, сорадование и сострадание и др.). По словам
И. А. Блинкова: «Если рассматривать традиции как средство нравственного воспитания, то нужно особенно серьезное внимание уделять культивированию традиций именно в первичных коллективах. Младшие школьники, живя в сфере хороших традиций, будут лучше усваивать нормы современной нравственности».

Традиционные мероприятия (олимпиады, походы, школьные праздники и т. п.). Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А. С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно, повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу.

Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а так же преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.

«Нельзя воспитать у ребенка чувство долга, чувство чести, уважение к учителю и школе, если разъяснения не сочетаются с практикой правильного поведения учащихся в детском коллективе. Установленный порядок и традиции организуют ребенка, направляют его поведение и благодаря многократному повторению одних и тех же поступков формируют навыки коммунистического поведения».

Таким образом, традиции, являясь одним из средств приучения к определенным нормам поведения, представляют собой постоянно действующий фактор и благодаря этому активно влияют на поведение учащихся.

А. С. Макаренко выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции.

Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер.

Малые традиции – как будничные, повседневные дела.

И те, и другие, отмечал А. С. Макаренко, обладают высоким воспитательным потенциалом. Значение «больших» традиций он связывал с положительным влиянием на коллектив, его сплочение. Воспитательный потенциал «малых» традиций, по мнению А. С. Макаренко, заключается в том, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

Таким образом, можно сказать, что представленные выше классификации школьных традиций И. А. Блинкова и А. С. Макаренко по своему содержанию не отличаются резко друг от друга. Однако классификация И. А. Блинкова является более дробной (он выделяет четыре типа традиций), а классификация А. С. Макаренко более обобщенной (выделяет всего два типа школьных традиций). Несмотря на это, оба автора единогласно признают огромный воспитательный потенциал школьных традиций и их значимость. Таково мнение известных ученых педагогического мастерства.

2. Традиции школы … . Их воспитательный потенциал.

За 44 года своего существования наша школа накопила очень много полезных и добрых школьных традиций.

1. Традиционная символика

В ОУ № 18, как в любой стране, есть свой герб и свои правила, законы. Благодаря школьной символике ребенок приходит к осознанию того, что этот мир, в который он пришел, существует по общим законам, выполняя которые, он тоже вливается в тот большой коллектив, который называется школой. Ребенок понимает, что несоблюдение традиций влечет за собой отторжение от коллектива, порицание, так же, как в государстве несоблюдение законов влечет изоляцию от общества. Таким образом, школьные традиции способствуют адаптации ребенка в коллективе, помогают почувствовать его принадлежность к «школьной семье», формируют сплоченность в детском коллективе, а так же прививают чувства гордости и любви к своей школе.

2. Православные традиции

Несмотря на то, что в основе своей является светской школой, за годы ее существования выработался удивительный по гибкости и живучести механизм развития и поддержания православных традиций. Празднование великих христианских праздников, таких как Рождество, Пасха, Масленица, и т. д. – все это несет огромный воспитательный потенциал.

Православные традиции приобщают детей к вековым нравственным ценностям.

Следует отметить большую значимость традиционных Рождественских чтений, участвуя в которых дети проявляют через свой творческий талант, видение православных традиций.

Таким образом, православные традиции воспитывают в детях ту нравственную, духовную основу, с которой им предстоит идти по жизни.

3. Традиционные праздники и мероприятия

Жизнь школы № 18 насыщена интересными, яркими праздниками и мероприятиями. К ним относятся такие, как Праздничная Линейка, посвященная 1 сентября; День Учителя; День памяти Подольских курсантов,  Конкурс украшения классов накануне Новогоднего праздника; Новогодние огоньки, День св.Валентина, День защитника отечества, День матери, 8 марта, Дни самоуправления, поздравление ветеранов в памятные даты; участие в олимпиадах; День Здоровья; Праздник окончания учебного года и многие другие.

Приоритетным же в нашей школе является патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность пе дагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.

Мероприятия, направленные на развитие патриотического воспитания школьников:

  1. Музей боевой славы открыт в 1983 году, посвящен памяти Подольских курсантов. Музей проводит экскурсии, как для учащихся школы, так и для воспитанников детского сада ручеек. Подробнее о работе музея расскажет Ирина Николаевна в своем выступлении.
  2. Вахта памяти у памятника подольским курсантам.  Каждый год ученики школы несут Вахту памяти у памятника Подольским курсантов в день памяти Подольских курсантов – 5 октября и в этом году, в год 30-й юбилейной даты  После классного часа, посвящённого боевому подвигу Подольских курсантов, все ученики школы, их родители и учителя направились к памятнику, где уже нёс вахту почётный караул.  Почетный караул несет вахту памяти во время всех памятных дат: Битва под Москвой 5 декабря, 23 февраля,  9 мая и 22 июня. В караульно-знаменную группу входят достойные ученики 9-11 классов. Тренируют их учителя физкультуры Борисов Б.В. и Сенатова О.Е.
  3. Все мероприятия патриотической направленности сопровождаются линейками, участие в которых принимает вся школа.
  4. Традиционно ежегодно в школе проходит смотр строя и песни. Победители в смотре награждаются переходящим кубком. Победителями прошлого Смотра Строя и песни стал

Нынешний 7б класс – классный руководитель – Арбекова В.В.

  1. Ученики нашей школы ежегодно участвуют в городских акциях патриотической направленности «Свет памяти», посвященной воинам павшим на полях сражений и «Открытка ветерану». Во время этих акций учащиеся по дороге к памятнику Подольским курсантам дарят прохожим открытки, сделанные своими руками и гвоздики, напоминая, о тех, кому мы обязаны чистым и мирныи небом над нашими головами.
  2. Практически ни одно мероприятие не обходится без встречь ребят с ветеранами. Такие встречи всегда проходят в теплой, непринужденной обстановке. Ребята очень любят ходить в гости к ветеранам перед Днем победы, поздравлять их с наступающим праздником, слушать истории о боевых действиях, помогать ветеранам по-дому. Такие встечи, конечно же, лючше любого фильма или призентации затрагивают сердца и души ребят.
  3. В прошлом году школа начала работу по еще одной ветви патриотического воспитания – 19 мая 2013 года ученики нынешнего 7б класса вступили в ряды  пионерской организации г.Подольска.  И уже в этом году на большом городском празднике, они приняла в сои ряды «искорок» 3 в класса. Более подробно об этой форме работы расскажет Арбекова В.В., которая  взяла на себя руководство Пионерской организацией в нашей школе.

Прежде, чемя предоставлю слово первому выступающему хочу сказать, что традиционные праздники и мероприятия несут в себе огромный воспитательный потенциал.

Во-первых, каждый праздник, мероприятие - это перспектива для учащихся в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-либо интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой. Благодаря этому жизнь детей становится богаче, интереснее.

Во-вторых, традиционные праздники и мероприятия пробуждают у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.

В-третьих, наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, способствует сближению детей между собой и учительским коллективом.

В-четвертых, хорошо организованные и ярко проведенные праздники и мероприятия вызывают чувства гордости у детей за свою школу, уважительное отношение к ее маленьким и взрослым «жителям», а так же формируют понимание причастности к «своей» школе, «своему» классу.

Традиции – показатель прочности и стабильности бытия. Наличие традиций показывает устойчивость, неизменность окружающего мира, что очень важно для правильного психологического развития детей, создает у них чувство уверенности в завтрашнем дне. «Школьные традиции укрепляют в сознании ребенка правильность уклада бытия, дополняют и развивают его внутренний мир».

Так же школьные традиции способствуют адаптации ребенка в коллективе, помогают почувствовать его принадлежность к «школьной семье», формируют сплоченность в детском коллективе, прививают чувства гордости и любви к своей школе.

Кроме того, школьные традиции воспитывают в детях трепетное отношение к духовным ценностям, прививают нравственные, христианские основы бытия. Школьные традиции оказывают большое положительное влияние на воспитание в каждом ребенке общечеловеческих норм поведения. Благодаря им, дети четко и твердо разграничивают понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо.

Школьные традиции влияют и на формирование таких черт характера детей, как ответственность, обязательность, организованность, честность, а так же воспитывают чувства сопереживания, сочувствия, уважения к окружающим людям.

Воспитательный потенциал школьных традиций – понятие очень емкое и многогранное, поэтому его сложно заключить в определенные рамки. Однако возможно выделить приоритетные направления воспитательного потенциала школьных традиций, которые заключаются в следующем: украшают и обогащают жизнь детского коллектива, делают ее более интересной и содержательной, учат бережно относиться к тому, что было сделано старшим поколением учащихся, сплачивают детский коллектив в дружную семью, воспитывают чувства коллективной чести, несут в себе духовно-нравственное развитие личности ребенка, прививают нормы культурного поведения, формируют понимание причастности к «своей» школе, «своему» классу.

В заключение:

Традиции – не только признак хорошей школы, но и одно из условий улучшения ее учебно-воспитательной деятельности.

Поэтому создание и развитие хороших традиций – важная задача всего школьного коллектива.

Традиции - это апробированный опыт, в них закрепляется то лучшее, что сложилось в предшествующие годы. Это, следовательно, ценнейшее наследие, которое именно тем и замечательно, что может сослужить добрую службу и нашему времени. Но это при условии, если традиции обогащаются, обновляются, то есть развиваются вместе с развитием школы и школьного коллектива.

Поддерживать и закреплять традиции – вовсе не значит, из года в год повторять одно и то же. Хорошей традиции должен быть чужд штамп. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня.

По своей природе традиции принадлежат к таким явлениям, которые сравнительно легко могут приобрести отрицательный характер. Возникая и повторяясь вначале в одних условиях, они затем продолжают жить и в других, изменившихся условиях, и, если своевременно не принять мер против окостенения традиций, если не изменить их характер применительно к новым условиям или не отбросить как устаревшие, они могут играть отрицательную роль. Так в новых условиях школьной жизни иногда возникает необходимость некоторые укоренившиеся традиции разрушить. Но чаще бывает другое: традиция остается, живет, но в зависимости от условий изменяется, обогащается, приобретает новые черты.

Таким образом, опираться надо на уже сложившиеся школьные традиции, а нововведения, появляющиеся неизбежно с течением времени, не должны разрушать уже сложившиеся, а плавно и постепенно нанизываться как бусины в большие бусы.

Следует строить учебно-воспитательную работу в школе, опираясь на уже сложившиеся школьные традиции, но необходимо учитывать современные изменения в образе жизни, мировоззрении учащихся и их родителей. Нововведения возможны, и, скорее всего, должны быть, но они не должны противоречить традиционным ценностям».

«Раз школа растет, то и новые традиции должны появляться. Сама жизнь диктует их, и не надо что-то специально придумывать».

«Можно ввести новую традицию, если она будет соответствовать духу школы. Но в целом, традиции должны быть тем устойчивым, неизменным, что и воспитывает у детей чувство незыблемости окружающего их мира».

Следует опираться на существующие традиции и обязательно совместно находить и «прививать» на школьное древо новые традиции, обычаи. Какие-то из них со временем могут утрачиваться. Это нормально. Какие-то останутся с нами надолго».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Современное образовательное пространство"....

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме  «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»...

Выступление на педагогическом совете «Хорошо организованный современный урок- основа качественного обучения и воспитания»

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самосто...