СИПР
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители): ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | УТВЕРЖДЕНА приказ № __ от __.__.2024 года |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 4в КЛАССА
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Объем: 782 часа
Речь и альтернативная коммуникация: 68ч.
Математические представления: 102 ч.
Окружающий природный мир:102 ч.
Человек: 136 ч.
Окружающий социальный мир: 68 ч.
Музыка и движение: 68ч.
Изобразительная деятельность: 102 ч.
Домоводство: 68 ч.
Адаптивная физкультура: 68ч.
Учитель: В.М.Морозова
г. Нефтеюганск-202
Содержание
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Индивидуальные сведения о ребёнке |
|
2 | Психолого-педагогическая характеристика | |
3 | Учебный план на 2024-2025учебный год | |
4 | Содержание образования |
|
4.1 | Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана | |
4.2. | Планируемые образовательные результаты обучающегося | |
4.3. | Содержание учебных предметов и коррекционных курсов |
|
4.4. | Нравственное воспитание |
|
4.5. | Формирование экологической культуры, здорового и образа жизни |
|
4.6. | Внеурочная деятельность |
|
5 | Программа сотрудничества с семьёй |
|
6 | Специалисты, участвующие в реализации программы |
|
7 | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов |
|
8 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
|
9 | Календарно-тематическое планирование |
|
9.1. | Речь и альтернативная коммуникация |
|
9.2. | Математические представления |
|
9.3. | Окружающий природный мир |
|
9.4. | Человек | |
9.5. | Окружающий социальный мир |
|
9.6. | Музыка и движение |
|
9.7. | Изобразительная деятельность |
|
9.8. | Домоводство |
|
9.9. | Адаптивная физическая культура |
|
10 | Приложение |
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:.
Адрес проживания:
Мать:
Дата рождения:
Образование:
Место работы:
Телефон:
Отец:
Образование:
Место работы:
Телефон:
Год обучения: 2024- 2025
Общие сведения. ФИО обучающегося год рождения, проживает по адресу: Обучается в КОУ "Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с 00.00. 0000 г. (заключение о создании специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ от 000000 г. № 1000000).До поступления в данное учреждение посещал детский сад
Сведения о семье. Мальчик воспитывается в полной семье, состоящей из пяти человек. У Ибрагима есть старший брат и две сестры. Семья проживает в благоустроенной трехкомнатной квартире. Дома для мальчика созданы удовлетворительные условия для учебной деятельности: имеется отдельное место с оборудованной учебной зоной (письменный стол).
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка. Социально-бытовые навыки сформированы частично: кушает и пользуется туалетом самостоятельно. Гигиенические навыки выполняет самостоятельно, но под наблюдением взрослых. Времена года путает, не знает последовательности, дни недели не называет. Не может назвать свое имя в силу отсутствия речи, дату рождения и домашний адрес не знает.
Посещаемость. Без уважительной причины учебные занятия не пропускает.
Характер обучаемости. Во время урока учебную задачу не удерживает. Концентрация внимания низкая. Не может сосредоточиться на задании. Внимание неустойчивое, рассеянное, неусидчив. Задание выполняет с обучающей и направляющей помощью учителя. Темп работы на уроке медленный, внимание неустойчивое. Во время урока может встать и начать играть.
Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
развитие устной речи: Речь отсутствует.
чтение: Буквы не знает. Читать не умеет.
владение письменной речью: Навык письма в стадии формирования. У Пети можно наблюдать неправильный захват ручки (держит пишущую ручку в кулачке).Пишет правой рукой вместе с учителем « рука в руке». Рабочую строку не соблюдает.
сформированность учебных навыков по математике: Навык счета не сформирован. Пространственная ориентация нарушена – не различает стороны лево-право, верх-низ. Основные цвета спектра и формы геометрических фигур показывает. Не понимает смысла арифметической задачи, решить ее не может.
Усвоение образовательно программы. Адоптированную основную общеобразовательную программу (2 вариант), усваивает на уровне психофизических возможностей.
Поведение и общение в учебной ситуации: Учебно-познавательная мотивация развита слабо. Внимание неустойчиво, часто отвлекается, не может сконцентрироваться длительное время на задании. Помощь учителя принимает.
Эмоционально-волевое состояние в учебной ситуации. Эмоциональное состояние на уроке спокойное. На похвалу реагирует адекватно, гордится своими успехами. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца. Нуждается в сопровождении и помощи взрослых.
Общие выводы и впечатления о ребёнке. В силу нарушения эмоционально-волевой сферы требуется коррекция поведения, развитие высших психических функций (мышление, память, речь, воображение).
Учебно – коррекционная задача: Формировать доступный образовательный уровень по предметам учебного плана.
Коррекционно – воспитательная задача: Воспитывать умение сотрудничества в разных видах деятельности (учебной, игровой).
Коррекционно – развивающая задача: Развитие сенсорных процессов.
Учебный план на 2024– 2025 учебный год
Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана с учетом современных требований к организации образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающемуся индивидуально. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.
Освоение программы обеспечивает достижение обучающимся двух видов результатов: личностных и предметных. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Таблица № 1
Предмет | Всего часов | Контрольные работы | Практические (лабораторные) творческие работы | Экскурсии |
Речь и альтернативная коммуникация | 68 | 2 | - | |
Математические представления | 102 | 2 | ||
Окружающий природный мир | 102 | |||
Человек | 136 | |||
Окружающий социальный мир | 68 | |||
Музыка и движение | 68 | |||
Изобразительная деятельность | 102 | |||
Домоводство | 68 |
По учебному плану для изучения предметов отводится 714 часов в год.
Таблица № 2
№ | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
2 | Математические представления | 24 | 24 | 30 | 24 | 102 |
3 | Окружающий природный мир | 24 | 24 | 30 | 24 | 102 |
4 | Человек | 32 | 32 | 40 | 32 | 136 |
5 | Окружающий социальный мир | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
6 | Музыка и движения | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
7 | Изобразительная деятельность | 24 | 24 | 30 | 24 | 102 |
8 | Домоводство | 16 | 16 | 20 | 16 | 68 |
ИТОГО: | 168 | 168 | 210 | 168 | 714 |
- Содержание образования
4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана
Предметные результаты связаны с овладением обучающихся содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни.
Таблица № 3
Предмет | Минимальный уровень усвоения программы |
Речь и альтернативная коммуникация | Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма. |
Математические представления | 1)Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. |
Окружающий природный мир | 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.). Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними. Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др. |
Человек | Умеет держать вилку, пользоваться салфеткой. Может одеть верхнюю одежду. Может самостоятельно сходить в туалет. Иметь представление о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилию, возраст, пол, место жительства, интересы. |
Окружающий социальный мир | 1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 3) Развитие межличностных и групповых отношений. Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личных симпатий. Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка. Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. 6) Представление о стране проживания Россия. Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. |
Музыка и движение | 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. |
Домоводство | 1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
|
Изобразительная деятельность | 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности. Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми. Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. |
Адаптивная физкультура | Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей: - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться; - освоения двигательных навыков, последовательности движений, развитие координации способностей. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью: - умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.. Участвует в спортивных соревнованиях в классе. |
4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося
Таблица № 4
№ п/п | Предмет | Планируемые образовательные результаты обучающихся | |
Предметные | Личностные | ||
1. | Речь и альтернативная коммуникация | - умение брать, удерживать и пользоваться в доступных пределах пишущим предметом (ручкой, карандашом, фломастером); - умение реагировать доступным способом или понимать простые невербальные (альтернативные) знаки для поддержания коммуникации (пиктограммы, написанные короткие слова). | - умение проявлять эмоционально-положительный отклик доступным способом в знакомой ситуации взаимодействия; - умение общаться со знакомым взрослым, поддерживая эмоционально-двигательным способом возможный контакт. |
2. | Матема-тическиепредсталения | Выполнение практических действий с отдельными предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.) доступным обучающемуся способом; - умение воспринимать определенное количество предметов: один-много соотнесение количества 1 с количеством пальцев или предметов; Выполнение простейших измерительных действий доступным обучающему способом. | - положительно реагируют на совместные практические действия с разными множествами (крупами, водой и пр.) в близких к опыту обучающегося житейских ситуациях. |
3. | Окружа-ющий природ-ный мир | - выполняют основные признаки сезонных изменений (лето, зима, осень, весна) - реагируют двигательно и проявляют активность в ходе совместного выполнения практических действий с объектами неживой природы; - выполняют разные элементарные предметные действия с объектами неживой природы в знакомой бытовой ситуации; | - имеют элементарное представление о знакомых объектах неживой природы; - выполняют элементарные предметно-преобразующие действия с объектами неживой и живой природы (поливать, сажать); |
4. | Окружа-ющийсоциаль-ный мир | - имеют элементарное представление о некоторых знакомых профессиях: узнают и показывают на картинке, выделяют признаки (учитель, дворник, врач) (3-4 из 6).
| умение выполнять отдельные действия совместно с учителем и частично самостоятельно, -умение выбирать предмет (средство) - орудие для использования в конкретной бытовой ситуации (одежду, приборы для еды, приборы для умывания и ухода за лицом). - ориентированы на взрослого; - выполняют трудовые задания доступным способом в разных ситуациях; - проявляют активность в совместных делах со сверстником.
|
5. | Музыка и движение | Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, выступлений.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. | Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; Социально - эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. |
6. | Человек | - имеют общие представления о себе: называют имя, фамилию, адрес, гендерную принадлежность; - могут выразить доступным способом свое эмоциональное состояние, потребность или желание; - имеют элементарные представления о вещах и предметах ближнего окружения, практически могут использовать их по назначению (одежда, обувь, посуда и т.д.); - пользоваться своими вещами (садиться за свою парту, брать свой портфель, надевать свою одежду); - называть членов своей семьи (называть по имени, узнавать их по фотографиям); - называть некоторые профессии взрослых, близкие к опыту детей: учитель, дворник; - могут попросить доступным способом о помощи в ситуации удовлетворения собственных потребностей (желаний); - принимают помощь взрослого (сверстника) для решения элементарных бытовых задач с учетом собственных желаний и потребностей; | - продолжают продуктивно взаимодействовать с близкими взрослыми, действуют по подражанию или проявляют самостоятельность при выполнении поручений взрослых в разных ситуациях. |
7 | Домоводство | - умение выполнять простые поручения в доступной форме, связанные с уборкой рабочего места (в классе), уходом за вещами, сервировкой и уборкой столов, - умение выполнять отдельные действия по подражанию сверстникам или учителю, - умение выбирать и пользоваться орудиями и средствами для выполнения простых бытовых поручений (веник, губка, лейка, щетки и др.), - умение выполнять отдельные действия совместно с учителем и частично самостоятельно, -умение выбирать предмет (средство) - орудие для использования в конкретной бытовой ситуации (одежду, приборы для еды, приборы для умывания и ухода за лицом). | - проявляют интерес и положительное отношение к совместным действиям при выполнении обязанностей в жизненно-значимых бытовых ситуациях (сбор на прогулку, переодевание, складывание игрушек в ящик), элементы самостоятельности (берет, удерживает, передает предмет в руки и т.д.). |
8 | Изобразительная деятельность | -различает и показывает цвета; -ориентируется на плоскости листа; -соблюдает -последовательность при выполнении работы; -проявляет интерес к различным видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); -различает и показывает геометрические фигуры; -готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со взрослыми; | -овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -социально-эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; -формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. |
9 | Адаптивная физкультура |
|
на уроке занимается со спортивным инвентарём |
4.3. Содержание учебного предмета.
Таблица № 5
Речь и альтернативная коммуникация |
Коммуникация |
Установление контакта |
обращение по имени к собеседнику |
приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону), словом «Привет» |
Поддержание контакта |
выражение своих желаний («Дай») |
выражение просьбы о помощи («Помоги») |
выражение согласия: жестом (кивок головы), словом («Да») |
выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом («Нет») |
Завершение контакта |
прощание с собеседником: жестом (помахать рукой), словом («Пока») |
Поддержание диалога на заданную тему |
Ответы на вопросы словом (предложением) |
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). |
Развитие речи |
Устная речь |
Импрессивная речь |
понимание имен: учителя, мамы, бабушки |
понимание названий предметов по темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда» |
понимание названий действий |
понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.) |
Понимание слов, обозначающих признак предмета |
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро и др.) |
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) |
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) |
Понимание простых предложений |
Понимание сложных предложений |
Понимание содержания текста |
Экспрессивная речь |
употребление отдельных звуков (а, у и др.) |
употребление звукоподражаний животным |
употребление простых слов (дай и др.) |
называние своего имени |
употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) |
Ответы на вопросы по содержанию текста. |
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. |
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. |
Составление рассказа о себе |
Чтение и письмо |
Узнавание (различение) образов графем (букв). |
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). |
Узнавание звука в слоге (слове). |
Соотнесение звука с буквой. |
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). |
Называние буквы. |
Чтение слога (слова). |
Написание буквы (слога, слова, предложения). |
Математические представления |
Количественные представления |
нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений |
различение множеств: один, много, пусто |
Пересчет предметов по единице |
Счет равными числовыми группами (по 2, по 3). |
Узнавание цифр. |
Соотнесение количества предметов с числом. |
Обозначение числа цифрой. |
Написание цифры. |
Знание отрезка числового ряда 1 – 3. |
Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. |
Счет в прямой (обратной) последовательности. |
Состав числа 2 ,3. |
Пространственные представления |
составление упорядоченного ряда из однородных предметов |
составление предмета (изображения): из 2-х частей, из 3-х частей |
Различение однородных (разнородных) предметов по длине. |
Сравнение предметов по длине. |
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. |
Сравнение предметов по ширине. |
Различение предметов по высоте. |
Сравнение предметов по высоте. |
Представления о форме |
группировка предметов по форме |
различение предметов по форме: круг, квадрат |
соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами |
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). |
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. |
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. |
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). |
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). |
Пространственные представления |
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). |
Окружающий природный мир |
Животный мир |
различение диких животных: лиса заяц волк медведь |
различение домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака |
Объединение животных в группу «домашние животные». |
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). |
Знание значения домашних животных в жизни человека. |
Уход за домашними животными. |
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок). |
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок). |
Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). |
Знание особенностей внешнего вида птиц. |
Знание питания птиц. |
Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». |
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). |
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). |
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). |
Узнавание (различение) насекомых |
Узнавание (различение) рыб |
Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). |
Растительный мир |
различение отдельных фруктов: яблоко, груша, банан, лимон апельсин |
различение отдельных овощей: помидор, огурец, морковь, картофель |
Человек |
Прием пищи |
еда вилкой |
Использование салфетки во время приема пищи. |
Обращение с одеждой и обувью |
Раздевание |
снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка |
расстегивание: молнии, кнопок |
Одевание |
застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии |
надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка |
Узнавание (различение) предметов одежды |
Знание назначения предметов одежды. |
Узнавание (различение) предметов обуви |
Узнавание (различение) головных уборов |
Различение сезонной одежды |
Туалет |
сообщение о желании сходить в туалет |
пользование туалетной бумагой |
Гигиена тела |
Уход за полостью рта |
чистка зубов |
полоскание полости рта |
соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки |
Уход за волосами |
расчесывание волос |
Представление о себе |
различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши |
различение частей лица: нос, рот, глаза, брови, зубы, язык |
Сообщение о состоянии своего здоровья. |
Называние своего имени и фамилии. |
Окружающий социальный мир |
Школа |
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. |
Узнавание (различение) школьных принадлежностей |
Знание назначения школьных принадлежностей. |
Представление о себе как члене коллектива класса. |
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду |
Знание положительных качеств человека. |
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). |
Квартира, дом, двор |
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). |
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный). |
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. |
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе |
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. |
Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. |
Предметы быта |
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь). |
Знание назначения электроприборов. |
Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. |
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). |
Знание назначения предметов мебели. |
Узнавание (различение) предметов посуды |
Знание назначение предметов посуды. |
Узнавание (различение) кухонного инвентаря |
Продукты питания |
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. |
Узнавание упаковок с напитком. |
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. |
Узнавание упаковок с молочным продуктом. |
Узнавание (различение) муки и мучных изделий |
Предметы и материалы, изготовленные человеком |
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). |
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). |
Город |
Знание особенностей деятельности людей разных профессий. |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. |
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). |
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). |
Транспорт |
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). |
Узнавание (различение) воздушного транспорта. |
Узнавание (различение) водного транспорта. |
Узнавание (различение) общественного транспорта. |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. |
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). |
Традиции, обычаи |
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). |
Музыка и движение |
узнавание музыкальных инструментов по звучанию: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
различение тихого и громкого звучания музыки |
Игра на музыкальных инструментах |
освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
передача тихого и громкого звучания игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте: барабан, маракас, бубенцы, бубен |
Движение под музыку |
выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: топанье, хлопанье, покачивание с одной ноги на другую, прыганье, кружение приседание |
выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) |
соблюдение последовательности простейших танцевальных движений |
ведение хоровода |
Пение |
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. |
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. |
Домоводство |
На начальном этапе обучающиеся приобретают опыт Домоводства относительно себя (направление 1), а затем – относительно окружения (направление 2): |
1. Предметы гигиены и самообслуживания, ухода за вещами. Бытовые ситуации (1 полугодие). |
2. Предметы уборки и сервировки. Бытовые ситуации (2 полугодие) |
Основное содержание учебного предмета «Домоводство» включает 3 раздела: |
1.Культурно-гигиенические навыки. |
2.Ручной труд. |
3.Хозяйственно-бытовой труд, труд в природе. |
Изобразительная деятельность |
Рисование |
Приемы работы с карандашом и кистью |
соблюдение последовательности действий при работе с красками: |
|
|
|
|
|
|
Рисование основных элементов |
рисование точек |
соединение точек |
рисование линий: вертикальных, горизонтальных |
Предметное рисование |
рисование контура предмета: по контурным линиям, по опорным точкам |
Выполнение работы в контуре |
закрашивание внутри контура |
Лепка |
Подготовка материала к работе |
разминание материала |
Деление на части |
отрывание куска материала от целого куска |
откручивание куска материала от целого куска |
Придание формы |
катание шарика |
катание колбаски |
выдавливание формы формочками |
Видоизменение формы |
сгибание колбаски в кольцо |
Аппликация |
Работа с бумагой |
сминание бумаги |
разрывание бумаги |
Работа с клеем |
намазывание всей поверхности клеем |
Работа с шилом |
выкалывание шилом по контуру |
Составление аппликации |
сборка изображения объекта из нескольких деталей |
Физическая подготовка |
Построение и перестроение |
- принятие основной стойки для построения и перестроения |
- построение в колонну по одному |
- размыкание на вытянутые руки в стороны |
- ходьба в колонне по одному |
- бег в колонне |
Общеразвивающие упражнения |
Спортивные и подвижные игры |
- соблюдение правил игр |
Ожидаемые результаты учебной программы
Таблица № 6
Предмет | Ожидаемые результаты |
Речь и альтернативная коммуникация | - установление зрительного контакта с собеседником; - установление контакта с собеседником; - понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять). |
Математические представления | -умение различать предметы по форме, величине. -умение различать множества (один – много). |
Окружающий природный мир | -умение различать диких и домашних животных. -умение различать овощи и фрукты. |
Человек | - различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши. |
Окружающий социальный мир | - расстегивание: молнии, кнопок |
Музыка и движение | -топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться с одной ноги на другую. |
Изобразительная деятельность | -соблюдение последовательности действий при работе с красками. -работа с пластилином: разминание, отрывание на кусочки |
Адаптивная физическая культура | -выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии); |
4.4. Нравственное воспитание
Взаимодействие с окружающими, следуя общекультурным нормам и правилам−
1. Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
2 Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).
3. Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.
4. Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге..
- Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
1. Безопасное поведение в окружающей среде.
2. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
3.Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
4. Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др..
4.6. Внеурочная деятельность
Таблица № 7
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
День Знаний | Гимн Родины. Классный час «Здравствуй школа», «Поговорим о дружбе». Фотозона. |
«Осень, осень к нам пришла» | Поделки из природного материала. |
День солидарности в борьбе с терроризмом» | Конкурс рисунков «Мы помним Беслан», просмотр презентаций |
День окончания Второй мировой войны | Конкурс рисунков «Вторая мировая», просмотр презентаций |
Неделя безопасности | Урок безопасности «Где дым, там и огонь», просмотр видеоролика «Правила поведения в сети», аппликация «Дорожные знаки», видеоролик « Правила поведения на дороге»; |
Международный день пожилых людей | Изготовление поделок бабушкам и дедушкам |
Международный день музыки | Прослушивание музыки, беседа. Просмотр презентации. |
Всемирный день учителя | Изготовление открыток любимым учителям |
День отца | «Мой папа самый лучший» аппликация |
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче | Подготовка к мероприятию: изготовление поделок; Участие во «Всероссийском конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся « #ВместеЯрче» |
День народного единства | Подготовка к мероприятию: изготовление поделок |
День матери в России | «Моя мама самая лучшая» аппликация |
День Государственного герба РФ | Просмотр презентаций |
Международный день инвалидов | Участие в региональном Фестивале «я радость нахожу в друзьях» |
Международный день добровольца | Подготовка к мероприятию: «Добротой измерь себя…» |
День Конституции РФ | Просмотр презентаций |
Коллективно-творческое дело «Новогодние хлопоты» | Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогоднем празднике. |
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Просмотр презентаций |
День российской науки | Просмотр презентаций |
Международный день родного языка | Просмотр презентаций |
Масленица | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника |
Коллективно-творческое дело «Весенняя капель» | Подготовка к мероприятию: изготовление поделок, открыток. Участие в празднике. |
Международный женский день | Выучить стихотворение, сделать поделку…. |
День воссоединения Крыма с Россией | Просмотр презентаций |
Всемирный день здоровья (День физкультуры | «Здоровый образ жизни», «Полезные и вредные привычки» викторина, конкурс рисунков, «Веселые старты»(на улице) |
День космонавтики | Просмотр презентаций |
Праздник весны и труда | Просмотр презентаций |
«Вахта памяти» | Выучить стихотворение, сделать поделку…. |
Международный день музеев | Посещение школьного музея |
Последний звонок | Участие в мероприятие |
5. Программа сотрудничества с семьей
Таблица № 8
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | - индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей); - индивидуальные консультации родителей по темам: - «Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях»; «Формирование социально – бытовых навыков»; |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | - участие родителей в разработке СИПР; - посещение родителями уроков/занятий; - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | - информирование электронными средствами; - личные встречи, беседы; - ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка; -просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с - ребенком дома |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | - привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: - «1 сентября – День Знаний» - «Мама, папа, Я – спортивная семья» - «Новогодний праздник» - «Последний учебный день» |
6. Специалисты, участвующие в реализации программы
Сведения об авторе:
ФИО: Морозова Виктория Михайловна, учитель;
Образование: высшее;
Квалификационная категория: первая;
Специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель музыки, учитель изодеятельности.
- Перечень необходимых технических, дидактических средств,
учебно-методической литературы
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками и т. д.
Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Дидактические, развивающие игры. Лото. Мозаика.
Компьютер, презентации, видеозаписи и др.
Учебно-методическое обеспечение
Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010
Печатные пособия
Наборы картинной азбуки;
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.
Учебно-практическое оборудование
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв);
Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;
Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Результаты оценивания знаний отражается степенью освоения обучающимся АООП 2 вариант (ИОМ), взаимодействием следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценку обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, по предметам программы основного общего образования, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.
Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется:
Уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый,
минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.
Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») - сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.
Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.
Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.
Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:
Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях
Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.
Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.
10 .Приложение
Сведения о создании условий, образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Таблица №1
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимся |
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР | -печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; -технические средства обучения; -настольные развивающие игры; -комплекты предметных, сюжетных картин; | Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения); Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности с конкретными предметами); Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения; Постепенное усложнение самостоятельных действий: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время; Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях; Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный материал "Математические представления" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D
По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР
Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....
Адаптированный материал "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....
