Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 2 класс (АООП ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1)
рабочая программа

Петрович Ольга Дмитриевна

Идея коррекционного курса заключается в повышении качества образования.

Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_2_kl_7.1.docx149.42 КБ

Предварительный просмотр:

Z:\ГРИФы_Пояснительные записки_Образец титульного листа\Гриф_АООП_НОО_534.jpg

Рабочая программа

коррекционного курса

«Учимся писать и говорить правильно»

для обучающегося 2 класс

(АООП ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1)

 

                                                                                            Составила: Петрович О.Д.

                                                                                      учитель –логопед

                                                                                       МАОУ гимназия

                                                                                      г. Советский
               

                                                     

     

                                                 

                                                               

2023-2024 учебный год

                                 

1.Пояснительная записка

                  Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи «Учимся писать и говорить правильно» для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи «Учимся писать и говорить правильно»

  •   составлена в соответствии c адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1 или 7.2.) в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2023 г. № 534 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего образования на 2023-2024 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

2.Цели и задачи и программы коррекционного курса

      Общей целью коррекционного курса является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству, создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

 Обучающихся с ЗПР испытывают трудности формирования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словарного запаса, трудности порождения связного высказывания, недостаточную сформированность основных мыслительных операций.

     В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:

- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

 - формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

- уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

-активизировать речевую и познавательную деятельность;

-повышать уровень умственного развития;

-нормализовать учебную деятельность;

-корректировать недостатки эмоционально-личностного развития;

-  удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;

-  содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

3.Общая характеристика коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»

  Идея коррекционного курса заключается в повышении качества образования.

Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.

Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5-6 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:

- индивидуально организованное обследование,

- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),

- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

- изучение работ ребенка (тетради).

 Коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

В программе использованы рекомендации ведущих специалистов в области логопедии Л.М.Ефименковой, Л.М.Мисаренко, Г.Г.Садовниковой, программа составлена с опорой на общеобразовательную программу начальной школы по русскому языку. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет обучения и составлен с учётом возрастных особенностей и требований общеобразовательной программы.

4.Описание места коррекционного курса

В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 3 раза в неделю. Программа   рассчитана на 102 занятия.

Специфика программы

Перечисленные лексические темы, способствующие обогащению словарного запаса, включаются в каждое занятие и могут изучаться в любом порядке.

Количество часов и содержание может варьироваться с учетом сложности речевых нарушений.

Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение, тест).

                                 5.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного                  курса «Учимся писать и говорить правильно»

     Основная концептуальная идея коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» соответствует современной концепции системы «Школа России», где первоочередной является задача реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как идеологической основы ФГОС НОО.

  Ведущее место коррекционного курса в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

     На занятиях дети получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

   6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

 

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1. Основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  Метапредметные результаты по коррекционному курсу включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты, могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
  • кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом);
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова, звук, слог, слово, предложение);
  • сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие и звонкие, твердые, мягкие, заглавные, прописные);
  • сравнивать слова с близким и противоположным значением;
  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
  • различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами, подобрать слова с близким или противоположным значением);
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

9.Содержание программы коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»

  2 класс

Цель: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Формировать полноценный звукобуквенный анализ.

2.Активизировать и обогащать словарный запас, как путём представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.

3.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.

4.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать звуковое чутьё.

5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки.

6.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи.

7. . Развитие связной речи в процессе работы над текстом, пересказом.

Предложение и слово (11 часов) Членение речи на предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Упражнения в составлении предложений. Формирование абстрактно-зрительного представления о слове как единице предложения.  Различение основных категорий слов (предмет, действие, признак)

Слогообразующая роль гласного. (7 часов) Умение выполнять слоговой анализ и синтез. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Деление слов на слоги.

Ударение. (3 часа) Выделение ударного гласного в словах.

 Обозначение мягкости гласными второго ряда. (17 часов) Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

Глухие и звонкие согласные звуки. (17 часов)

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства. (17часов)

Дифференциация в слогах, словах и предложениях, связной речи: [з-ж]. [с-ш], [ч-ть], [с-ц], [сь-щ], [щ=ч], [ц-т], [ц-ч].

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. (10 часов)

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании названия детёнышей животных. Суффиксы прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

Работа с текстом. (23 часа) Деление текста на отдельные предложения. Работа с деформированным текстом. Изложения. Редактирование текста.

Лексические темы:

1. «Начало осени» «Школа»

2. «Дорога в школу и домой»

3. «Деревья и кустарники» Природа в ХМАО-Югра.

4. «Овощи-фрукты»

5. «Семья»

6. «Профессии»

7. «Животные леса» Животные, обитающие в лесах ХМАО-Югра.

8. «Детёныши животных»

9. «Комнатные растения»

10. «Весна- пробуждение природы»

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса:

Обучающиеся должны знать: признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные, безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса.

Обучающиеся должны уметь: каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-40 слов без пропусков, вставок, искажения букв;

делить слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

правильно обозначать буквами парные согласные;

писать раздельно предлоги со словами;

производить фонетический разбор;

образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок

писать по готовому плану изложения и сочинения

10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

2 класс

Часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

План

Дата

Предложение и слово.

01.09

01.09

1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

Различать предложение и слово. Составлять предложения из набора слов. Находить главные члены предложения.

04.09

04.09

2.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

Определять количество слов в предложении. Задавать вопросы к главным словам. Составлять предложения по сюжетной картинке. Записывать предложения. Применять правила записи предложения.

04.09

04.09

3.Слова, обозначающие предмет.

Ставить вопросы к словам (кто? что?). Группировать предметы. Подбирать обобщающее слово к группе однородных предметов. Исключать лишний предмет.

08.09

08.09

4.Слова, обозначающие действие предмета.

Задавать вопрос к словам-действиям (что делает?) Классифицировать слова-предметы и слова-действия.

11.09

11.09

5.Слова, обозначающие признак предмета.

Группировать слова по заданному признаку: размер, вкус, цвет, форма, материал.

Подбирать слова-предметы к данным признакам. Подбирать слова-антонимы к словам признакам.

11.09

11.09

6.Контрольное задание по теме "Предложение и слово"

Слогообразующая роль гласного.

15.09

15.09

7.Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

Выделять гласные из ряда слогов, слов.

Соотносить количество слогов с количеством гласных.

18.09

18.09

8.Слог. Деление слов на слоги.

Составлять слова из слогов. Делить слова на слоги. Переносить слова с одной строки на другую.

18.09

18.09

9.Слог. Деление трехсложных слов на слоги.

Воспроизводить ритмический рисунок слова.

Делить слова на слоги. Записывать предложения, переносить слова с одной строки на другую.

22.09

22.09

10.Слог. Деление четырехсложных слов на слоги.

Воспроизводить ритмический рисунок слова.

Делить слова на слоги. Записывать предложения, переносить слова с одной строки на другую.

25.09

25.09

11.Контрольное задание по теме "Слогообразующая роль гласного"

Применять полученные знания в самостоятельной работе.

Ударение.

25.09

25.09

12.Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание)

Выделять голосом ударный звук. Определять ударный гласный в процессе написания слов.

29.09

29.09

13.Тренировочные упражнения (учимся ставить ударения в словах).

Определять ударный гласный в процессе написания слов. Определять безударный гласный в корне, требующий проверки. Проверять безударный гласный ударением (путем подбора проверочных слов.)

02.10

02.10

14.Контрольное задание по теме "Ударение".

Применять полученные знания в самостоятельной работе.

Обозначение мягкости гласными второго ряда.

02.10

02.10

15.Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

Различать на слух твёрдые и мягкие согласные.  Наблюдать за изменением значения этих слов (кон-конь). Выяснить разницу в значении, звучании и написании слов (банка-банька и т.д.)

06.10

06.10

16.Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.

09.10

09.10

17.Дифференциация гласных а-я в слогах, словах.

Писать под диктовку слова в которых гласные я, ё, ю, и. обозначают мягкость согласного. Анализировать пары слов (мал-мял, вол-вёл, лук-люк), объяснять изменение значения этих слов. Соотносить количество звуков и букв в словах.

Использовать различные способы обозначения мягкости согласного на письме.

Находить слова, в которых эти буквы не обозначают мягкость согласного.

Записывать под диктовку слова с мягкими согласными.

Вставлять в слова пропущенные гласные 1и 2 ряда.

09.10

09.10

18.Дифференциация гласных а-я в словах, предложениях.

13.10

13.10

19.Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах.

16.10

16.10

20.Дифференциация гласных о-ё в словах, предложениях.

16.10

16.10

21.Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах.

20.10

20.10

22.Дифференциация гласных у-ю в словах, предложениях.

23.10

23.10 

23.Дифференциация гласных и-ы в слогах, словах.

23.10

 23.10

24.Дифференциация гласных и-ы в словах, предложениях.

27.10

27.10

25.Дифференциация гласных ё-ю в слогах, словах.

06.11

 06.11

26.Дифференциация гласных ё-ю в словах, предложениях.

06.11

 06.11

27.Дифференциация гласных. Тренировочные упражнения.

10.11

10.11

28.Контрольное задание по теме «Обозначение мягкости гласными второго ряда.»

Применять полученные знания в самостоятельной работе.

Звонкие и глухие согласные.

13.11

13.11 

29.Дифференциация б-п в устной и письменной речи.

Выделять звуки в начальной позиции по предметным картинкам. Сравнивать звуки по артикуляции. Соотносить звуки с буквами. Читать и записывать двойные и тройные слоги, содержащие указанные звуки. Читать и записывать слова с пропущенными парными согласными. Определять места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру). Подбирать проверочные слова к парной согласной на конце и в середине слова.

13.11

13.11

30.Дифференциация б-п в устной и письменной речи.

17.11

17.11 

31.Дифференциация д-т в устной и письменной речи.

20.11

20.11 

32.Дифференциация д-т в устной и письменной речи.

20.11

20.11 

33.Дифференциация г-к в устной и письменной речи.

24.11

24.11 

34.Дифференциация г-к в устной и письменной речи.

27.11

27.11 

35.Дифференциация з-с в устной и письменной речи.

27.11

27.11 

36.Дифференциация з-с в устной и письменной речи.

01.12

01.12 

37.Дифференциация в-ф в устной и письменной речи.

04.12

04.12 

38.Дифференциация в-ф в устной и письменной речи.

04.12

04.12 

39.Дифференциация ж-ш в устной и письменной речи.

08.12

 08.12

40.Контрольное задание по теме "Глухие и звонкие согласные"

Применять полученные знания в самостоятельной работе.

Согласные, имеющие артикуляционно-акустические сходства.

11.12

 11.12

41.Дифференциация з-ж в слогах, словах, предложениях.

Выделять звуки из слова. Сравнивать артикуляцию (подчеркивать различие). Дифференцировать звуки (буквы) в слогах различных типов. Сопоставлять слова-паронимы (басня-башня и т.д). Записывать слова в две колонки (например, с-ш и т.д) Определять место звука в словах (работать с цифровым рядом.). Изменять глаголы по образцам, отмечая чередование (например, писать – я пишу, возить- я вожу и т.д.). Раскладывать в два ряда предметные картинки, в названии которых имеются указанные звуки (например, щ-ч и т.д.)

Писать под диктовку предложения, в которых есть слова с согласными, имеющими артикуляционно-акустические сходства.

11.12

 11.12

42.Дифференциация з-ж в слогах, словах, предложениях.

15.12

 15.12

43.Дифференциация с-ш в слогах, словах, предложениях.

18.12

 18.12

44.Дифференциация с-ш в слогах, словах, предложениях.

18.12

18.12 

45.Дифференциация ч-ть в слогах, словах, предложениях.

22.12

22.12 

46.Дифференциация ч-ть в слогах, словах, предложениях.

25.12

 25.12

47.Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях.

25.12

 12.01

48.Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях.

12.01

 12.01

49.Дифференциация щ-ч в слогах, словах, предложениях.

15.01

15.01 

50.Дифференциация щ-ч в слогах, словах, предложениях.

15.01

15.01 

51.Дифференциация ц-ч в слогах, словах, предложениях.

19.01.

19.01 

52. Дифференциация ц-ч в слогах, словах, предложениях.

Применять полученные знания в самостоятельной работе.

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

22.01

22.01 

53. Контрольное задание по теме "Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустическое сходство».

Образовывать слова с указанными суффиксами. Выписывать под диктовку суффиксы из слов. Составлять предложения с данными словами. Знать правила написания гласных о-ё в суффиксах, обозначающих названия детёнышей животных. Образовывать относительные, качественные и притяжательные прилагательные.

Вставлять пропущенные суффиксы в словах. Писать под диктовку слова и предложения с суффиксами. Обозначать суффиксы в словах.

22.01

 22.01

54. Образование слов при помощи суффиксов: ик, ок, очк, ечк.

26.01

26.01

55. Образование слов при помощи суффиксов: ик, чик

29.01

29.01

56.Образование слов при помощи суффиксов: ик, ок, чик, ушк, юшк. ышк.

29.01

29.01

57. Суффиксы в образовании названий детёнышей животных: онок. ёнок.

02.02

02.02 

58. Относительные и качественные прилагательные. Согласование.

05.02

05.02 

59. Притяжательные прилагательные.

05.02

 05.02

60. Закрепление по теме "Суффиксы".

09.02

 09.02

61. Контрольное задание по теме "Суффиксы".

                                                                        Работа с текстом.

12.02

12.02 

62. Составление связного текста из неполных предложений.

Применять полученные знания в самостоятельной работе.

12.02

12.02 

63. Деление сплошного текста на предложения.

Определять количество предложений. Определять границу предложения. Располагать предложения в правильной последовательности. Озаглавливать текст. Дополнять предложения подходящими по смыслу словами. Применять правила написания предложений.

Подбирать опорные слова.

16.02

16.02 

64.Деление сплошного текста на предложения.

19.02

19.02

65. Составление связного текста из данных предложений.

  19.02

 

19.02

66. Составление связного текста из данных предложений.

26.02

26.02 

67. Составление связного текста из деформированных предложений.

26.02

26.02

68. Составление связного текста из деформированных предложений.

01.03

01.03 

69. Тема текста. Главная мысль текста. Опорные слова.

04.03

04.03 

70. Тема текста. Главная мысль текста. Опорные слова.

04.03

04.03

71. Деформированный текст "Вот так рыбаки."

11.03

11.03

72. Составление связного текста из неполных предложений.

11.03

11.03

73. Составление связного текста из неполных предложений.

15.03

15.03

74. Письменные ответы на вопросы.

18.03

18.03

75. Письменные ответы на вопросы.

18.03

18.03

76. Составление связного текста по опорным словам.

22.03

22.03

77. Составление связного текста по опорным словам.

01.04

01.04

78. Письменные ответы на вопросы.

01.04

01.04

79. Письменные ответы на вопросы.

Пересказывать текст по сюжетной картинке, используя опорные слова.

Писать изложения по готовому плану в виде вопросов.

05.04

05.04

80.Составление связного текста по опорным словам.

08.04.

08.04

81 Составление связного текста по опорным словам.

08.04

08.04

82.Составление и пересказ текста по сюжетной картинке. "Курица и цыплята".

12.04

12.04

83. Составление и пересказ текста по сюжетной картинке. "Лиса и заяц"

15.04

15.04

84. Составление и пересказ текста по сюжетной картинке. "Три серых котёнка"

15.04

15.04

85. Понятие об изложении.

19.04

19.04

86. Обучение письму изложения. "Щука и кот"

22.04

22.04

87. Изложение по готовому плану "Митина шляпа"

Использовать при пересказе прилагательные. Редактировать текст.

22.04

22.04

88. Изложение по готовому плану «Крылатый будильник».

Пересказывать знакомые сказки по опорным словам.

26.04

26.04

89. Игра «Угадай сказочку» Путешествие в сказку.

Отгадывать сказки. Рассказывать сказки.

29.04

29.04

90. Фонетическая сказка «Друзья» Н. Созонова.

Читать сказку, отвечать на вопросы. Раскрашивать рисунок.

29.04

29.04

91. Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам.

Составлять предложения из предложенных слов данных в именительном падеже.

03.05

03.05

92. Деформированный текст «Зайка и белка».

03.05

03.05

93. Обучение письму сочинения.

Составлять устно предложения с опорными словами.

06.05

06.05

94. Сочинение «Шар в окошке».

Записать сочинение по сюжетным картинкам используя опорные слова.

06.05

06.05

95.Редактирование сочинения «Шар в окошке».

Исправлять ошибки.

07.05

07.05

96.Письменные ответы на вопросы. Текст «Пастушок».

Записать ответы на вопросы.

10.05

10.05

97. Письменные ответы на вопросы. Текст «Когда не скучают».

13.05.

13.05

98. Письменные ответы на вопросы. Текст «Медвежонок».

13.05

13.05

99. Составление связного текста по вопросам. «Моя семья».

Устно отвечать на вопросы. Записывать предложение.

Записать каждую часть рассказа так, как запомнили.

17.05

17.05

100. Составление связного текста по вопросам.  «Мой друг».

20.05

20.05

101. Свободный диктант. «Бумажный змей».

24.05

24.05

102. Контрольный диктант.

Записать каждую часть рассказа так, как запомнили.

Записывать предложения под диктовку. Применять полученные знания.

17.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Печатные пособия

 Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной коррекционным курсом.

Технические средства обучения

Магнитная доска. Ноутбук. Сканер. Принтер. Магнитофон. Программно-дидактический комплекс «Логомер-2»

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие коррекционному курсу. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике коррекционного курса.

Игрушки и игры

Наборы игрушек, конструкторов (по темам: дикие, домашние животные, транспорт, птицы, комнатные растения)

Оборудование кабинета

Ученические столы с комплектом стульев. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Учебно-методические пособия

Для учителя

Для обучающихся

Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи» М.: «Просвещение» 2007 г.

И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.: «Владос» 2005 г.

В.И.Гордилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо» С-П.: «Дельта» 2001 г.

Л.Г.Парамонова «Правописание шаг за шагом» С-П.: «Дельта», 2001 г.

Е.А.Логинова «Нарушения письма особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития» СП «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004 г.

Л.Л.Андрюхова, Н.А.Шевердина «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе»

В.И.Гордилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо» С-П.: «Дельта» 2001 г.

Л.Г.Парамонова «Правописание шаг за шагом» С-П.: «Дельта», 2001 г.

Логопедические тетради на звуки ш, ж, ч, щ «Дом –печати-Вятка», 2012 г.

В.Буйко, Г.Сыропятова «Гласные звуки и буквы» Екатеринбург «Литур», 2012 г.

Ю.Б.Жихарева «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» М.: «Владос», 2013 г.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Альбом графических, фонематических, лексико-грамматических упражнений «Парные звонкие и глухие согласные» М.: ООО «Издательство ГНОМ»

Комарова Л.А. «Автоматизация звука С в игровых упражнениях.»  Москва «Гном», 2018 г.

Комарова Л.А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях» Москва «Гном», 2018 г.

Комарова Л.А. «Автоматизация звука З в игровых упражнениях» Москва «Гном», 2018 г.

Комарова Л.А. «Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях» Москва «Гном»,2018 г.

Комарова Л.А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях» Москва «Гном»,2018 г

.

Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л-Ль в игровых упражнениях» Москва «Гном»,2018 г.

Е.В.Мазанова «Учусь не путать буквы» Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007

Е.В.Мазанова «Упаржнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии» М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007

Е.В.Мазанова «Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по развитию связной речи "Учимся писать и говорить правильно"

В пособии представлена система работы над развитием связной речи учащихся начальных классов, имеющих проблемы в речевом развитии.Пособие содержит развернутые конспекты уроков обучения написанию изложе...

Приложение к пособию "Учимся писать и говорить правильно"

Приложение содержит картинный материал, сюжетные картинки к  урокам....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102

Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102

Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 2 класса (АООП ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)

Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 1 класса ЗПР (вариант 7.1) (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Включение коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7,1, 7.2 является ценным нововведением в содержание...