Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 2 класс (АООП ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1)
рабочая программа
Идея коррекционного курса заключается в повышении качества образования.
Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 149.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционного курса
«Учимся писать и говорить правильно»
для обучающегося 2 класс
(АООП ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1)
Составила: Петрович О.Д.
учитель –логопед
МАОУ гимназия
г. Советский
2023-2024 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи «Учимся писать и говорить правильно» для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи «Учимся писать и говорить правильно»
- составлена в соответствии c адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1 или 7.2.) в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2023 г. № 534 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего образования на 2023-2024 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
2.Цели и задачи и программы коррекционного курса
Общей целью коррекционного курса является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству, создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Обучающихся с ЗПР испытывают трудности формирования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словарного запаса, трудности порождения связного высказывания, недостаточную сформированность основных мыслительных операций.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:
- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
- формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
- уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
-активизировать речевую и познавательную деятельность;
-повышать уровень умственного развития;
-нормализовать учебную деятельность;
-корректировать недостатки эмоционально-личностного развития;
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
3.Общая характеристика коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»
Идея коррекционного курса заключается в повышении качества образования.
Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения – коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Дети с ОВЗ принимаются на коррекционные занятия на основании рекомендаций ПМПК.
Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5-6 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
В программе предусмотрены следующие виды контроля: логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей речевого развития обучающихся; мониторинг динамики речевого развития обучающихся, их успешности в освоении АООП образования с последующим заполнением речевых карт, карт динамики речевого развития. Для этих целей проводятся:
- индивидуально организованное обследование,
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы),
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- изучение работ ребенка (тетради).
Коррекционное занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть направлена на получение учащимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практическая часть способствует переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста; организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями, реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.
В программе использованы рекомендации ведущих специалистов в области логопедии Л.М.Ефименковой, Л.М.Мисаренко, Г.Г.Садовниковой, программа составлена с опорой на общеобразовательную программу начальной школы по русскому языку. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет обучения и составлен с учётом возрастных особенностей и требований общеобразовательной программы.
4.Описание места коррекционного курса
В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 3 раза в неделю. Программа рассчитана на 102 занятия.
Специфика программы
Перечисленные лексические темы, способствующие обогащению словарного запаса, включаются в каждое занятие и могут изучаться в любом порядке.
Количество часов и содержание может варьироваться с учетом сложности речевых нарушений.
Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение, тест).
5.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»
Основная концептуальная идея коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» соответствует современной концепции системы «Школа России», где первоочередной является задача реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как идеологической основы ФГОС НОО.
Ведущее место коррекционного курса в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На занятиях дети получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов:
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты по коррекционному курсу включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты, могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
- кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом);
- осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова, звук, слог, слово, предложение);
- сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие и звонкие, твердые, мягкие, заглавные, прописные);
- сравнивать слова с близким и противоположным значением;
- обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
- различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами, подобрать слова с близким или противоположным значением);
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог;
- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
9.Содержание программы коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»
2 класс
Цель: предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1.Формировать полноценный звукобуквенный анализ.
2.Активизировать и обогащать словарный запас, как путём представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования.
3.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков.
4.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать звуковое чутьё.
5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки.
6.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи.
7. . Развитие связной речи в процессе работы над текстом, пересказом.
Предложение и слово (11 часов) Членение речи на предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Упражнения в составлении предложений. Формирование абстрактно-зрительного представления о слове как единице предложения. Различение основных категорий слов (предмет, действие, признак)
Слогообразующая роль гласного. (7 часов) Умение выполнять слоговой анализ и синтез. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Деление слов на слоги.
Ударение. (3 часа) Выделение ударного гласного в словах.
Обозначение мягкости гласными второго ряда. (17 часов) Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Глухие и звонкие согласные звуки. (17 часов)
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства. (17часов)
Дифференциация в слогах, словах и предложениях, связной речи: [з-ж]. [с-ш], [ч-ть], [с-ц], [сь-щ], [щ=ч], [ц-т], [ц-ч].
Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. (10 часов)
Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании названия детёнышей животных. Суффиксы прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Работа с текстом. (23 часа) Деление текста на отдельные предложения. Работа с деформированным текстом. Изложения. Редактирование текста.
Лексические темы:
1. «Начало осени» «Школа»
2. «Дорога в школу и домой»
3. «Деревья и кустарники» Природа в ХМАО-Югра.
4. «Овощи-фрукты»
5. «Семья»
6. «Профессии»
7. «Животные леса» Животные, обитающие в лесах ХМАО-Югра.
8. «Детёныши животных»
9. «Комнатные растения»
10. «Весна- пробуждение природы»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 класса:
Обучающиеся должны знать: признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные, безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса.
Обучающиеся должны уметь: каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-40 слов без пропусков, вставок, искажения букв;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
правильно обозначать буквами парные согласные;
писать раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор;
образовывать новые слова при помощи суффиксов и приставок
писать по готовому плану изложения и сочинения
10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс
Часов | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | ||||||
План | Дата | |||||||
Предложение и слово. | ||||||||
01.09 | 01.09 | 1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. | Различать предложение и слово. Составлять предложения из набора слов. Находить главные члены предложения. | |||||
04.09 | 04.09 | 2.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. | Определять количество слов в предложении. Задавать вопросы к главным словам. Составлять предложения по сюжетной картинке. Записывать предложения. Применять правила записи предложения. | |||||
04.09 | 04.09 | 3.Слова, обозначающие предмет. | Ставить вопросы к словам (кто? что?). Группировать предметы. Подбирать обобщающее слово к группе однородных предметов. Исключать лишний предмет. | |||||
08.09 | 08.09 | 4.Слова, обозначающие действие предмета. | Задавать вопрос к словам-действиям (что делает?) Классифицировать слова-предметы и слова-действия. | |||||
11.09 | 11.09 | 5.Слова, обозначающие признак предмета. | Группировать слова по заданному признаку: размер, вкус, цвет, форма, материал. Подбирать слова-предметы к данным признакам. Подбирать слова-антонимы к словам признакам. | |||||
11.09 | 11.09 | 6.Контрольное задание по теме "Предложение и слово" | ||||||
Слогообразующая роль гласного. | ||||||||
15.09 | 15.09 | 7.Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. | Выделять гласные из ряда слогов, слов. Соотносить количество слогов с количеством гласных. | |||||
18.09 | 18.09 | 8.Слог. Деление слов на слоги. | Составлять слова из слогов. Делить слова на слоги. Переносить слова с одной строки на другую. | |||||
18.09 | 18.09 | 9.Слог. Деление трехсложных слов на слоги. | Воспроизводить ритмический рисунок слова. Делить слова на слоги. Записывать предложения, переносить слова с одной строки на другую. | |||||
22.09 | 22.09 | 10.Слог. Деление четырехсложных слов на слоги. | Воспроизводить ритмический рисунок слова. Делить слова на слоги. Записывать предложения, переносить слова с одной строки на другую. | |||||
25.09 | 25.09 | 11.Контрольное задание по теме "Слогообразующая роль гласного" | Применять полученные знания в самостоятельной работе. | |||||
Ударение. | ||||||||
25.09 | 25.09 | 12.Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. | Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание) Выделять голосом ударный звук. Определять ударный гласный в процессе написания слов. | |||||
29.09 | 29.09 | 13.Тренировочные упражнения (учимся ставить ударения в словах). | Определять ударный гласный в процессе написания слов. Определять безударный гласный в корне, требующий проверки. Проверять безударный гласный ударением (путем подбора проверочных слов.) | |||||
02.10 | 02.10 | 14.Контрольное задание по теме "Ударение". | Применять полученные знания в самостоятельной работе. | |||||
Обозначение мягкости гласными второго ряда. | ||||||||
02.10 | 02.10 | 15.Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. | Различать на слух твёрдые и мягкие согласные. Наблюдать за изменением значения этих слов (кон-конь). Выяснить разницу в значении, звучании и написании слов (банка-банька и т.д.) | |||||
06.10 | 06.10 | 16.Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. | ||||||
09.10 | 09.10 | 17.Дифференциация гласных а-я в слогах, словах. | Писать под диктовку слова в которых гласные я, ё, ю, и. обозначают мягкость согласного. Анализировать пары слов (мал-мял, вол-вёл, лук-люк), объяснять изменение значения этих слов. Соотносить количество звуков и букв в словах. Использовать различные способы обозначения мягкости согласного на письме. Находить слова, в которых эти буквы не обозначают мягкость согласного. Записывать под диктовку слова с мягкими согласными. Вставлять в слова пропущенные гласные 1и 2 ряда. | |||||
09.10 | 09.10 | 18.Дифференциация гласных а-я в словах, предложениях. | ||||||
13.10 | 13.10 | 19.Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах. | ||||||
16.10 | 16.10 | 20.Дифференциация гласных о-ё в словах, предложениях. | ||||||
16.10 | 16.10 | 21.Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах. | ||||||
20.10 | 20.10 | 22.Дифференциация гласных у-ю в словах, предложениях. | ||||||
23.10 | 23.10 | 23.Дифференциация гласных и-ы в слогах, словах. | ||||||
23.10 | 23.10 | 24.Дифференциация гласных и-ы в словах, предложениях. | ||||||
27.10 | 27.10 | 25.Дифференциация гласных ё-ю в слогах, словах. | ||||||
06.11 | 06.11 | 26.Дифференциация гласных ё-ю в словах, предложениях. | ||||||
06.11 | 06.11 | 27.Дифференциация гласных. Тренировочные упражнения. | ||||||
10.11 | 10.11 | 28.Контрольное задание по теме «Обозначение мягкости гласными второго ряда.» | Применять полученные знания в самостоятельной работе. | |||||
Звонкие и глухие согласные. | ||||||||
13.11 | 13.11 | 29.Дифференциация б-п в устной и письменной речи. | Выделять звуки в начальной позиции по предметным картинкам. Сравнивать звуки по артикуляции. Соотносить звуки с буквами. Читать и записывать двойные и тройные слоги, содержащие указанные звуки. Читать и записывать слова с пропущенными парными согласными. Определять места данного звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру). Подбирать проверочные слова к парной согласной на конце и в середине слова. | |||||
13.11 | 13.11 | 30.Дифференциация б-п в устной и письменной речи. | ||||||
17.11 | 17.11 | 31.Дифференциация д-т в устной и письменной речи. | ||||||
20.11 | 20.11 | 32.Дифференциация д-т в устной и письменной речи. | ||||||
20.11 | 20.11 | 33.Дифференциация г-к в устной и письменной речи. | ||||||
24.11 | 24.11 | 34.Дифференциация г-к в устной и письменной речи. | ||||||
27.11 | 27.11 | 35.Дифференциация з-с в устной и письменной речи. | ||||||
27.11 | 27.11 | 36.Дифференциация з-с в устной и письменной речи. | ||||||
01.12 | 01.12 | 37.Дифференциация в-ф в устной и письменной речи. | ||||||
04.12 | 04.12 | 38.Дифференциация в-ф в устной и письменной речи. | ||||||
04.12 | 04.12 | 39.Дифференциация ж-ш в устной и письменной речи. | ||||||
08.12 | 08.12 | 40.Контрольное задание по теме "Глухие и звонкие согласные" | Применять полученные знания в самостоятельной работе. | |||||
Согласные, имеющие артикуляционно-акустические сходства. | ||||||||
11.12 | 11.12 | 41.Дифференциация з-ж в слогах, словах, предложениях. | Выделять звуки из слова. Сравнивать артикуляцию (подчеркивать различие). Дифференцировать звуки (буквы) в слогах различных типов. Сопоставлять слова-паронимы (басня-башня и т.д). Записывать слова в две колонки (например, с-ш и т.д) Определять место звука в словах (работать с цифровым рядом.). Изменять глаголы по образцам, отмечая чередование (например, писать – я пишу, возить- я вожу и т.д.). Раскладывать в два ряда предметные картинки, в названии которых имеются указанные звуки (например, щ-ч и т.д.) Писать под диктовку предложения, в которых есть слова с согласными, имеющими артикуляционно-акустические сходства. | |||||
11.12 | 11.12 | 42.Дифференциация з-ж в слогах, словах, предложениях. | ||||||
15.12 | 15.12 | 43.Дифференциация с-ш в слогах, словах, предложениях. | ||||||
18.12 | 18.12 | 44.Дифференциация с-ш в слогах, словах, предложениях. | ||||||
18.12 | 18.12 | 45.Дифференциация ч-ть в слогах, словах, предложениях. | ||||||
22.12 | 22.12 | 46.Дифференциация ч-ть в слогах, словах, предложениях. | ||||||
25.12 | 25.12 | 47.Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях. | ||||||
25.12 | 12.01 | 48.Дифференциация с-ц в слогах, словах, предложениях. | ||||||
12.01 | 12.01 | 49.Дифференциация щ-ч в слогах, словах, предложениях. | ||||||
15.01 | 15.01 | 50.Дифференциация щ-ч в слогах, словах, предложениях. | ||||||
15.01 | 15.01 | 51.Дифференциация ц-ч в слогах, словах, предложениях. | ||||||
19.01. | 19.01 | 52. Дифференциация ц-ч в слогах, словах, предложениях. | Применять полученные знания в самостоятельной работе. | |||||
Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. | ||||||||
22.01 | 22.01 | 53. Контрольное задание по теме "Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустическое сходство». | Образовывать слова с указанными суффиксами. Выписывать под диктовку суффиксы из слов. Составлять предложения с данными словами. Знать правила написания гласных о-ё в суффиксах, обозначающих названия детёнышей животных. Образовывать относительные, качественные и притяжательные прилагательные. Вставлять пропущенные суффиксы в словах. Писать под диктовку слова и предложения с суффиксами. Обозначать суффиксы в словах. | |||||
22.01 | 22.01 | 54. Образование слов при помощи суффиксов: ик, ок, очк, ечк. | ||||||
26.01 | 26.01 | 55. Образование слов при помощи суффиксов: ик, чик | ||||||
29.01 | 29.01 | 56.Образование слов при помощи суффиксов: ик, ок, чик, ушк, юшк. ышк. | ||||||
29.01 | 29.01 | 57. Суффиксы в образовании названий детёнышей животных: онок. ёнок. | ||||||
02.02 | 02.02 | 58. Относительные и качественные прилагательные. Согласование. | ||||||
05.02 | 05.02 | 59. Притяжательные прилагательные. | ||||||
05.02 | 05.02 | 60. Закрепление по теме "Суффиксы". | ||||||
09.02 | 09.02 | 61. Контрольное задание по теме "Суффиксы". | ||||||
Работа с текстом. | ||||||||
12.02 | 12.02 | 62. Составление связного текста из неполных предложений. | Применять полученные знания в самостоятельной работе. | |||||
12.02 | 12.02 | 63. Деление сплошного текста на предложения. | Определять количество предложений. Определять границу предложения. Располагать предложения в правильной последовательности. Озаглавливать текст. Дополнять предложения подходящими по смыслу словами. Применять правила написания предложений. Подбирать опорные слова. | |||||
16.02 | 16.02 | 64.Деление сплошного текста на предложения. | ||||||
19.02 | 19.02 | 65. Составление связного текста из данных предложений. | ||||||
19.02
| 19.02 | 66. Составление связного текста из данных предложений. | ||||||
26.02 | 26.02 | 67. Составление связного текста из деформированных предложений. | ||||||
26.02 | 26.02 | 68. Составление связного текста из деформированных предложений. | ||||||
01.03 | 01.03 | 69. Тема текста. Главная мысль текста. Опорные слова. | ||||||
04.03 | 04.03 | 70. Тема текста. Главная мысль текста. Опорные слова. | ||||||
04.03 | 04.03 | 71. Деформированный текст "Вот так рыбаки." | ||||||
11.03 | 11.03 | 72. Составление связного текста из неполных предложений. | ||||||
11.03 | 11.03 | 73. Составление связного текста из неполных предложений. | ||||||
15.03 | 15.03 | 74. Письменные ответы на вопросы. | ||||||
18.03 | 18.03 | 75. Письменные ответы на вопросы. | ||||||
18.03 | 18.03 | 76. Составление связного текста по опорным словам. | ||||||
22.03 | 22.03 | 77. Составление связного текста по опорным словам. | ||||||
01.04 | 01.04 | 78. Письменные ответы на вопросы. | ||||||
01.04 | 01.04 | 79. Письменные ответы на вопросы. | Пересказывать текст по сюжетной картинке, используя опорные слова. Писать изложения по готовому плану в виде вопросов. |
05.04 | 05.04 | 80.Составление связного текста по опорным словам. | |
08.04. | 08.04 | 81 Составление связного текста по опорным словам. | |
08.04 | 08.04 | 82.Составление и пересказ текста по сюжетной картинке. "Курица и цыплята". | |
12.04 | 12.04 | 83. Составление и пересказ текста по сюжетной картинке. "Лиса и заяц" | |
15.04 | 15.04 | 84. Составление и пересказ текста по сюжетной картинке. "Три серых котёнка" | |
15.04 | 15.04 | 85. Понятие об изложении. | |
19.04 | 19.04 | 86. Обучение письму изложения. "Щука и кот" | |
22.04 | 22.04 | 87. Изложение по готовому плану "Митина шляпа" | Использовать при пересказе прилагательные. Редактировать текст. |
22.04 | 22.04 | 88. Изложение по готовому плану «Крылатый будильник». | Пересказывать знакомые сказки по опорным словам. |
26.04 | 26.04 | 89. Игра «Угадай сказочку» Путешествие в сказку. | Отгадывать сказки. Рассказывать сказки. |
29.04 | 29.04 | 90. Фонетическая сказка «Друзья» Н. Созонова. | Читать сказку, отвечать на вопросы. Раскрашивать рисунок. |
29.04 | 29.04 | 91. Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам. | Составлять предложения из предложенных слов данных в именительном падеже. |
03.05 | 03.05 | 92. Деформированный текст «Зайка и белка». | |
03.05 | 03.05 | 93. Обучение письму сочинения. | Составлять устно предложения с опорными словами. |
06.05 | 06.05 | 94. Сочинение «Шар в окошке». | Записать сочинение по сюжетным картинкам используя опорные слова. |
06.05 | 06.05 | 95.Редактирование сочинения «Шар в окошке». | Исправлять ошибки. |
07.05 | 07.05 | 96.Письменные ответы на вопросы. Текст «Пастушок». | Записать ответы на вопросы. |
10.05 | 10.05 | 97. Письменные ответы на вопросы. Текст «Когда не скучают». | |
13.05. | 13.05 | 98. Письменные ответы на вопросы. Текст «Медвежонок». | |
13.05 | 13.05 | 99. Составление связного текста по вопросам. «Моя семья». | Устно отвечать на вопросы. Записывать предложение. Записать каждую часть рассказа так, как запомнили. |
17.05 | 17.05 | 100. Составление связного текста по вопросам. «Мой друг». | |
20.05 | 20.05 | 101. Свободный диктант. «Бумажный змей». | |
24.05 | 24.05 | 102. Контрольный диктант. | Записать каждую часть рассказа так, как запомнили. Записывать предложения под диктовку. Применять полученные знания. |
17.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | |
Печатные пособия | Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной коррекционным курсом. |
Технические средства обучения | Магнитная доска. Ноутбук. Сканер. Принтер. Магнитофон. Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» |
Экранно-звуковые пособия | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие коррекционному курсу. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике коррекционного курса. |
Игрушки и игры | Наборы игрушек, конструкторов (по темам: дикие, домашние животные, транспорт, птицы, комнатные растения) |
Оборудование кабинета | Ученические столы с комплектом стульев. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. |
Учебно-методические пособия
Для учителя | Для обучающихся |
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи» М.: «Просвещение» 2007 г. И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М.: «Владос» 2005 г. В.И.Гордилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо» С-П.: «Дельта» 2001 г. Л.Г.Парамонова «Правописание шаг за шагом» С-П.: «Дельта», 2001 г. Е.А.Логинова «Нарушения письма особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития» СП «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004 г. | Л.Л.Андрюхова, Н.А.Шевердина «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе» В.И.Гордилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо» С-П.: «Дельта» 2001 г. Л.Г.Парамонова «Правописание шаг за шагом» С-П.: «Дельта», 2001 г. Логопедические тетради на звуки ш, ж, ч, щ «Дом –печати-Вятка», 2012 г. В.Буйко, Г.Сыропятова «Гласные звуки и буквы» Екатеринбург «Литур», 2012 г. Ю.Б.Жихарева «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» М.: «Владос», 2013 г. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Альбом графических, фонематических, лексико-грамматических упражнений «Парные звонкие и глухие согласные» М.: ООО «Издательство ГНОМ» Комарова Л.А. «Автоматизация звука С в игровых упражнениях.» Москва «Гном», 2018 г. Комарова Л.А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях» Москва «Гном», 2018 г. Комарова Л.А. «Автоматизация звука З в игровых упражнениях» Москва «Гном», 2018 г. Комарова Л.А. «Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях» Москва «Гном»,2018 г. Комарова Л.А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях» Москва «Гном»,2018 г . Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л-Ль в игровых упражнениях» Москва «Гном»,2018 г. Е.В.Мазанова «Учусь не путать буквы» Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007 Е.В.Мазанова «Упаржнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии» М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007 Е.В.Мазанова «Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие по развитию связной речи "Учимся писать и говорить правильно"
В пособии представлена система работы над развитием связной речи учащихся начальных классов, имеющих проблемы в речевом развитии.Пособие содержит развернутые конспекты уроков обучения написанию изложе...

Приложение к пособию "Учимся писать и говорить правильно"
Приложение содержит картинный материал, сюжетные картинки к урокам....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Учимся писать сжатое изложение и сочинение». 10 класс...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 2 класса (АООП ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 1 класса ЗПР (вариант 7.1) (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
Включение коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7,1, 7.2 является ценным нововведением в содержание...

