Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 2 класса (АООП ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
рабочая программа
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 144.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционного курса
«Учимся писать и говорить правильно»
для обучающегося 2 класса
(АООП ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
Количество часов: 102
Составила: Петрович О.Д.
учитель-логопед
МАОУ гимназия
г.Советский
2023-2024 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»
для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской гшъ
- от 19.12.2014 № 1599 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Рабочая программа по предмету коррекции недостатков устной и письменной речи
- составлена в соответствии c адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 – 9 класс в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2023 г. № 536 «Об утверждении адаптированных образовательных программ образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
2.Цели и задачи программы коррекционного курса
Цель: коррекция нарушений устной речи обучающихся для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей интеграции в обществе.
Задачи: формировать полноценные произносительные навыки;
- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
-уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развивать связную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятность,
выразительность речи);
-формировать элементарные представления о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- содействовать достижению личностных, и предметных результатов образования.
3.Общая характеристика коррекционного курса
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; осознание значения чтения для решения социально-значимых задач, развития познавательных интересов; формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов; устранение специфических нарушений письма; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения и литературных произведений; расширение представлений об окружающей действительности; обогащение лексической стороны речи; развитие навыков связной устной речи, навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения; ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета. Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками. Нарушение речи у данной категории детей носят стойкий системный характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и, на развитие письменной речи. Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его, как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже содействует его жизненным успехам.
4.Описание места коррекционного курса
В соответствии с данной рабочей программой коррекционного курса занятия проводятся 3 раза в неделю. Программа занятий рассчитана на 102 часа. Продолжительность занятия составляет 25 минут (1 урок).
5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
результатов:
Освоение рабочей программы коррекционного курса (2 класс), созданной на основе ФГОС О у/о, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Возможные личностные результаты обучающегося 2 класса:
- осознание себя как ученика;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- наличие мотивации к учебной деятельности
- установка на безопасный, здоровый образ жизни
Рабочая программа по данному курсу определяет два уровня овладения предметными результатами: достаточный и минимальный
Минимальные и достаточные уровни усвоения коррекционного курса на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень: Выполнять задания по словесной инструкции. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании. Сообщать свое имя, фамилию,
имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей. Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень: Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя. Называть предметы и соотносить их с картинками. Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающиеся продвигаются в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию. Поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
6.Содержание программы.
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений. 11 часов.
Уточнение представлений о схеме тела. Определение направлений в пространстве. Пространственные взаимоотношения. Линейная последовательность предметного ряда. Сутки. Неделя. Времена года. Возраст и роли в семье.
Звуки речи и буквы. Строение и функции речевого аппарата. 4 часа.
Органы речи. Образование звуков речи. Гласные звуки. Образование звуков речи. Согласные звуки.
Звуковой (фонематический) анализ и синтез слов. 10 часов.
Простые формы звукового анализа. Гласные звуки. Узнавание согласного звука на слух в начале слова (м, п, ф, н, т). Сложные формы звукового анализа. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. Позиционный анализ звуков в слове.
Слово. 8 часов.
Слово, как часть предложения. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Слова, обозначающие действия предметов.
Слова, обозначающие признак предмета.
Предложение. 3 часа.
Составление предложений из двух слов. Составление предложений из трёх слов. Графическая запись предложения.
Буквы и звуки. 66 часов.
Буква и звук А, а. Буква и звук У, у. Буквы А, У. Чтение букв. Буква М, м. Чтение слов с буквой М. Буква М, м. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. Буква и звук О, о. Буква С, звук с, с”. Буква Х и звук х, х”. Буква и звук Ш. Буква Л и звук л, л”. Буква и звук ы. Буква Н, звук н, н”. Буква Р и звук р, р”. Буква К, звук к, к”. Буква П, звук п, п”. Буква Т, звук т, т”. Буква и звук И. Буква З, звук з, з”. Буква В, звук в, в”. Буква Ж, звук ж. Буква Б, звук Б, б”. Буква Г, звук г, г”. Буква Д, звук д, д”. Буква Й. Звук й. Буква Ь знак. Смыслоразличительная роль мягкого знака. Знакомство с гласными второго ряда. Буква Е. Звуки йэ. Обозначение мягкости гласной буквой е.
Знакомство с гласными второго ряда. Буква Ё. Звуки йо. Обозначение мягкости гласной буквой ё. Знакомство с гласными второго ряда. Буква Я. Звуки йа. Обозначение мягкости гласной буквой я.
Знакомство с гласными второго ряда. Буква Ю. Звуки й у. Обозначение мягкости гласной буквой е. Буква Ц. Звук ц. Буква Ч. Звук ч. Буква Щ. Звук щ. Буква Ф. Звук ф.
7.Специфика программы.
На каждом коррекционном занятии идёт постановка дефектных звуков и автоматизация поставленных звуков
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса«Учимся писать по-английски»
ГИА, ЕГЭ по иностранным языкам содержат раздел «Письмо», в котором выпускникам предлагается заполнить анкету, написать письмо или открытку другу, что пока вызывает определенные трудности у учащихся. В...

Пособие по развитию связной речи "Учимся писать и говорить правильно"
В пособии представлена система работы над развитием связной речи учащихся начальных классов, имеющих проблемы в речевом развитии.Пособие содержит развернутые конспекты уроков обучения написанию изложе...

Приложение к пособию "Учимся писать и говорить правильно"
Приложение содержит картинный материал, сюжетные картинки к урокам....

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 2 класс (АООП ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, вариант 7.1)
Идея коррекционного курса заключается в повышении качества образования.Обучение по коррекционной программе дает возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102
Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» для обучающегося 1 класса ЗПР (вариант 7.1) (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
Включение коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7,1, 7.2 является ценным нововведением в содержание...

