Улучшение физического состояния учащихся с интеллектуальными нарушениями
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями является не просто методом коррекции двигательных дисфункций, но и важным инструментом для всестороннего физического развития, улучшения здоровья и социальной адаптации. Уровень социальной адаптации напрямую связан с клинической и психопатологической картиной состояния ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Улучшение физического состояния учащихся с интеллектуальными
нарушениями
Олигофрения, или умственная отсталость, представляет собой ментальное нарушение, обусловленное замедленным и дефектным развитием психики, имеющим врожденный характер. Для этого состояния типично снижение интеллектуальных способностей и недостаточное формирование ключевых психических функций, включая эмоциональную регуляцию, волевые качества, мнемические процессы, концентрацию внимания и прочие. В результате возникают трудности в социальном взаимодействии и адаптации к общественным нормам.
Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями является не просто методом коррекции двигательных дисфункций, но и важным инструментом для всестороннего физического развития, улучшения здоровья и социальной адаптации. Уровень социальной адаптации напрямую связан с клинической и психопатологической картиной состояния ребенка.
Специалисту в области адаптивной физической культуры требуется установить, какие двигательные навыки сохранены, а какие повреждены. При оценке двигательных функций ребенка с ментальными нарушениями неизбежно обнаруживаются как сохранные, так и нарушенные способности. Существенно выделить эти способности, а также установить уровень имеющихся нарушений. После этого возможно подобрать подходящие физические упражнения, нацеленные на коррекцию дефектов, и одновременно активно развивать сохранившиеся двигательные возможности.
Широкий спектр физических упражнений, разнообразие методов и условий организации занятий направлены на всестороннее развитие ребенка и реализацию его потенциала. Правильный выбор упражнений позволяет решать, как общие, так и специальные задачи. Естественные упражнения, такие как ходьба, бег, прыжки и метания, а также упражнения с мячом, имеют большой потенциал для улучшения координации, равновесия, ориентации в пространстве и физической подготовки, предотвращения вторичных нарушений, а также коррекции сенсорных и психических отклонений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, задержки физического и психического развития и трудности с восприятием учебного материала, при выборе средств необходимо соблюдать следующие дидактические принципы:
- создавать широкий набор простых движений с постепенным усложнением;
- стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении упражнений;
- максимально активизировать познавательную деятельность;
- ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка.
- При разнообразии методов следует отдавать предпочтение игровому подходу. В непринужденной и эмоционально окрашенной среде дети лучше усваивают материал;
- Упражнения, имеющие названия, превращаются в игру, стимулируют запоминание и развивают ассоциативную память при многократном повторении.
Ходьба, бег, лазанье, метание и коррекция осанки имеют важное значение для улучшения общего физического состояния. Профилактика и коррекция плоскостопия также важны, и упражнения выполняются в различных положениях, чтобы регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы.
Коррекция и развитие ходьбы
Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями часто влияет на их способность поддерживать равновесие, координировать движения и правильно ходить. Нарушения походки проявляются индивидуально и в различных формах, однако можно выделить общие черты: опущенная голова, шарканье ногами, разворот стоп внутрь или наружу, слегка согнутые ноги в бедрах, нескоординированные движения рук и ног, а также неточность движений.
Ходьба, как естественный способ передвижения, играет важную роль в повседневной жизни и используется во многих упражнениях на занятиях. В процессе обучения акцент делается на формировании правильной осанки, положения головы и плеч, движений рук, а также на полном разгибании ног при отталкивании. В начальных классах практикуется ходьба по прямой с изменением направления и скорости, перешагиванием препятствий и ускорениями. Интенсивность нагрузки увеличивается постепенно с переходом в следующие классы.
Коррекция бега
Для улучшения беговых навыков у детей младшего школьного возраста с ментальными особенностями требуется разработка индивидуальных планов и подходов, принимая во внимание степень их когнитивных нарушений и физические возможности.
Среди способов коррекции выделяют:
- Облегчение выполнения заданий. Например, применение облегчённого инвентаря при метании, бег за ведущим, бег по наклонной поверхности.
- Применение подготавливающих и моделирующих упражнений. Первые включают элементы главного упражнения, вторые полностью воспроизводят структуру движения, но в измененных или более простых обстоятельствах.
- Увеличение сложности упражнений. Например, использование неустойчивой опоры, дополнительного веса, бег по песчаной или водной поверхности, бег в гору.
- Изменение техники выполнения физических упражнений. Допустимо менять стартовую позицию, темп, ритм, скорость, прилагаемые усилия, направление, траекторию, амплитуду и другие характеристики.
- Корректировка внешних условий проведения занятий. Занятия могут проводиться в закрытом помещении, на улице, при разных погодных условиях.
- Применение поддержки, страховки, сопровождения. Это способствует обеспечению безопасности, преодолению неуверенности и страха.
- Обеспечение позитивной эмоциональной атмосферы. Допустимо применение музыкального фона для стимуляции органов чувств и эмоций при изучении двигательного действия.
Коррекция лазания и перелезания
В рамках данной программы предусмотрены упражнения, включающие в себя подъем по шведской стенке и гимнастической скамье, а также преодоление различных преград. Эти упражнения имеют практическую ценность, поскольку способствуют развитию физической силы, ловкости, координации, укреплению мышц стопы, формированию правильной осанки и умению управлять своим телом. Помимо физической пользы, упражнения на подъем и преодоление препятствий помогают корректировать психологические особенности, такие как страх, самоуверенность, боязнь высоты и неадекватное поведение в нестандартных ситуациях.
При выполнении упражнений на высоте необходимо обеспечить максимальную точность в объяснении и демонстрации, а также гарантировать безопасность и страховку. Для преодоления препятствий используются разнообразные приспособления, включая гимнастическую лестницу, скамейку, бревно, канат, наклонную лестницу, кубики из поролона, мягкое бревно, деревянные и веревочные лестницы.
Коррекция метания
Несовершенства в технике метания у детей проявляются в излишнем напряжении тела, потере плавности движений, спешке. Часто встречается некорректный замах, выполнение броска с выпрямленными ногами или руками. Проблемы возникают и с моментом выпуска снаряда, недостаточной силой в завершающей фазе, а также в раскоординации работы рук, ног и корпуса.
Перед началом обучения метанию важно подготовить детей, развивая их навыки работы с предметами. Обычно начинают с больших мячей, которые удобнее для захвата, постепенно переходя к меньшим по размеру.
Важно развивать: точную координацию движений кисти, согласованность движений рук и тела во времени и пространстве, концентрацию внимания. Необходимо также развивать: различение усилий, зрительный анализ зависимости отскока мяча от силы и направления удара, ориентацию в пространстве. И напоследок: различение усилия и направления движения, регуляцию мышечного усилия, скорость переключения, пространственную точность. Подвижность запястья, распределение внимания, точную координацию временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач. Различение тактильных ощущений, двигательные реакции на разные раздражители, точность движений, соразмерность движений кисти и пальцев, распределение внимания. Высокое подбрасывание мяча с выполнением различных движений перед ловлей (хлопки спереди, сзади, под коленом, повороты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости
В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями....
Результаты компьютерного мониторинга физического состояния учащихся как показатель качества образования
Доклад на педогогическом совете о состоянии здоровья и физическом развитии воспитанников школы-интерната...

СИЛОВАЯ НАГРУЗКА, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
В работе представлены данные по влиянию силовых нагрузок на функциональное состояние подростков. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии дополнительных силовых нагрузках на функц...

Конспект коррекционно - развивающего занятия на тему «Будь Внимательным» для учащихся, обучающихся по АООП НОО для учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (3-4 класс)
Пояснительная записка: данное занятие включено в систему занятий с учащимися, обучающимися по АООП НОО для учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в раздел «Разви...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....

Экспресс-анализ здоровья и физического состояния учащихся.
При реализации программы школы необходимо учитывать состояние здоровья, психологических и психофизических характеристик учащихся, их физического состояния. Это обязательный компонент здоровьесбе...
