Речевая карта ребенка дошкольного возраста
методическая разработка
Речевая карта дошкольника предназначена для оценки речевого развития ребёнка. Включает диагностические задания с иллюстрациями, направленные на выявление особенностей звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.71 КБ | |
| 13.63 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фамилия, имя: __________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Заключение ПМПК _____________________________________________________________________
Дата, № протокола ______________________________________________________________________
Дата поступления _______________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Ф.И.О., возраст, место работы родителей:
Мать __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ (заполняется со слов родителей).
1) Как протекала беременность? ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
2) Как протекали роды? (срочные, нормальные, были ли осложнения, накладывание щипцов, асфиксия и т. д.) ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3) Как шло развитие в первые годы жизни? _________________________________________________
начал держать голову____________________________________________________________________
начал сидеть ___________________________________________________________________________
начал ходить ___________________________________________________________________________
4) Заболевания до двух лет, травмы ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5) Речевое развитие ребенка:
гуление_________________ первые слова _______________________________
лепет ___________________ первые фразы ______________________________
6) Речевое окружение ребенка:
наличие двуязычия в семье ______________________________________________________
контакт с заикающимися _______________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ
Общее звучание речи:
- Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
- Четкая (невнятная, смазанная);
- Темп нормальный (быстрый, замедленный);
- Паузы и ударения употребляет правильно.
Строение артикуляционного аппарата:
- Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
- Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
- Строение неба не нарушено, готическое, наличие расщелин.
- Прикус правильный, передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
- Строение зубов нормальные, крупные, мелкие, редкие, кривые, отсутствие резцов (верхних/нижних).
- Строение губ нормальное, массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.
Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)
Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.
Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Разговорно-описательная беседа.
Как тебя зовут? _________________________________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? __________________
Где ты живешь? ________________________________________________________________
Как зовут маму? ________________________________________________________________
Как зовут папу? ________________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________
- Конструктивная деятельность: _____________________________________________
- Счёт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
- Счётные операции: _______________________________________________________
- Геометрические формы: ___________________________________________________
- Величина: большой - маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
- Основные цвета (4-5 лет): __________________________________________________
- Оттеночные цвета (5-7 лет): ________________________________________________
- Выделение четвертого лишнего: _____________________________________________
- Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _________________________________________________________________________
- Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
Выводы: _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ)
Покажи | 4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Игрушки | |||
Мебель | |||
Части тела |
- Выполни инструкции:
Возьми карандаш ______ Положи карандаш на стол ________ Возьми мяч и дай мне _______
- Понимание пространственных отношений:
Кто бежит впереди?
Мальчик бежит за собакой__________ Собака бежит за мальчиком___________
- Понимание грамматического строя речи:
Дифференциация глаголов: (Приложение 1)
а) мужского и женского рода
Покажи, где упал? ____________________ Где упала? ____________________________
б) единственного и множественного числа
Покажи, где покупает? ________________ Где покупают? ________________________
в) совершенного и несовершенного вида
Покажи: рисует ______ нарисовал ______
Выводы:
Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Звукопроизношение (в словах)
с | сь | з | зь | ц | ш | ж | щ | ч | л | ль | р | рь | й | другие | ||
4года | ||||||||||||||||
5 лет | ||||||||||||||||
6 лет | ||||||||||||||||
Наличие др. дефектов: смягчения _____________
оглушения_____________
Выводы: 4 года _______________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________
- лет________________________________________________________________
Звуко-слоговая структура.
4 года | Хлеб | 5 лет | Лекарство | ||
Мостик | Скворечник | ||||
Капуста | Сковорода | ||||
Дружба | Велосипед | ||||
Свисток | Сквозняк | ||||
6 лет | Сыворотка | 6 лет | Парикмахер | ||
Сухофрукты | Комбинезон | ||||
Простокваша | Инструменты |
4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________
Зоя завязывает зелёный бант __________________________________________________________
5 лет Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________________________
Петя пьет горькое лекарство _____________________________________________________
6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________
Выводы: 4 года _______________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Повторение слогов с оппозиционными звуками:
та-да-та _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________
да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________
кот - год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________
том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________
- Выделение заданного звука:
с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки
М – мычание теленка
А – плач девочки
с 5 лет – из ряда слов выделить звуки.
1 и 2 обследования: Ш – стена, шум, дом, наш, нос, кошка;
У – нос, ухо, кот, иду, лак, суп;
К - сом, кот, лоб, мак, дом, окно.
3 обследование: Ш – листок, малыш, стена, шапка, дыня, Маша;
У – улитка, солнце, кукла; мячик, кенгуру;
К- тетрадь, карман, палец, песок, лампа, буква.
с 6 лет – из ряда слов выделить звуки.
1 обследование: Р – шуба, рыба, замок, топор, слон, кран;
Л – каска, лодка, дверь, стол, домик, кресло;
О – рука, окно, стул, ведро, кукла, стол.
2 обследование: Р – телефон, забор, капуста, Родина, муравей
Л – небо, лампа, фуражка, полоса, тетрадь, футбол;
О – рыба, окунь, лиса, поле, мячик, пальто.
3 обследование: Р – дневник, квадрат, растение, апельсин, помидор;
Л – труба, лопат, самокат, велосипед, крокодил;
О – шкаф, облако, машина, ухо, заяц, колобок.
- Придумать слово с заданным звуком.
с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И.
с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)
с 6 лет - придумать слова со звуками С, Ч, И (звуки в начале, в середине и конце слов).
- Звуковой анализ слова.
Определить место звука в словах:
с 5 лет А - аист, рука, мак с 6 лет Ш – шуба, малыш, кошка
М – мак, дом, лампа. У – утка, бегу, лук
Выводы: 4 года _______________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________
6 лет________________________________________________________________
ЛЕКСИКА (ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ)
Предметный словарь
- Назови предметы:
С 4 лет игрушки ________________________________________________________
С 5 лет фрукты ________________________________________________________
С 6 лет посуды ________________________________________________________
- Назвать части предметов и показать их: (Приложение 2)
Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________
Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________
Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль ________________________________________
- Уровень обобщений: (Приложение 3)
Яблоко, персик, груша, слива, апельсин - ___________________________________________________
Помидор, огурец, репа, свекла, лук - _______________________________________________________
Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики - __________________________________________________
Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка - ______________________________________________
Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка - _______________________________________________
Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка - _____________________________________________________
Корова, коза, свинья, лошадь, овца - _______________________________________________________
Волк, медведь, лиса, ёж, заяц, белка - ______________________________________________________
Воробей, ворона, сорока, голубь - _________________________________________________________
Словарь признаков
- Подбери определение: (Приложение 4)
с 4 лет мяч _______________________________________________________
с 5 лет лимон _______________________________________________________
с 6 лет человек _______________________________________________________
- Подбор антонимов: (Приложение 5)
широкий - _______________________________________сухой - _____________________________
длинный - _______________________________________ высокий - ____________________________
прямой - ________________________________________ большой - ___________________________
весёлый - ________________________________________молодой - ___________________________
светлый - ________________________________________больной - ____________________________
Глагольный словарь
- Что делает?
С 4 лет собака _______________________________________________________
С 5 лет заяц _________________________________________________________
С 6 лет яблоко ______________________________________________________
Выводы: 4 года ____________________________________________________________
____________________________________________________________
5 лет ____________________________________________________________
___________________________________________________________
6 лет ____________________________________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Образование множественного числа имен существительных: (Приложение 6)
4г | 5л | 6л | |||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч |
Стол | Дом | Пень | |||
Шапка | Лист | Олень | |||
Кольцо | Дятел | Колесо | |||
Жук | Зонт | Воробей | |||
- Образование уменьшительно-ласкательных форм:
4г | 5л | 6л | |||
Мяч | Кресло | Дерево | |||
Стул | Коляска | Гнездо | |||
Бант | Тапок | Сундук | |||
Шар | Кольцо | Платье | |||
Жук | Зонт | Воробей | |||
- Согласование существительных с числительными: (Приложение 7)
4г | 5л | 6л | ||||||
1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 |
Утка | Лошадь | Гусь | ||||||
Книга | Рыба | Помидор | ||||||
- Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
Чем режут хлеб? _______________________________________
Чем расчесывают волосы? _______________________________
Чем пилят деревья? _____________________________________
- Детеныши животных (Приложение 8)
4 г. 5 л. 6 л.
у кошки ________________________________________________________________
у утки ________________________________________________________________
у гуся ________________________________________________________________
у лисы ________________________________________________________________
у зайца _______________________________________________________________
у белки _______________________________________________________________
у медведя _______________________________________________________________
у волка _______________________________________________________________
- Образование относительных прилагательных (с 5 лет):
сумка из кожи _______________________ стол из дерева___________________________
мяч из резины ________________________ кофта из шерсти______________________
- Образование притяжательных прилагательных ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? (с 6 лет): (Приложение 9)
заяц __________________медведь__________________собака___________________
белка _________________кошка___________________лиса_____________________
- Образование приставочных глаголов от глаголов (с 5 лет):
5 л. 6л.
ходит ________________________________________________________________
летит ________________________________________________________________
- Употребление предлогов: (Приложение 10)
на_____________ к______________ через ______________ перед ____________
в _____________ над _____________ под ______________ между ___________
из _____________ за _____________ у ______________ из-за ___________
с _____________ по ______________ около ______________ из-под ___________
Выводы: 4 года __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
5 лет ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
6 лет ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- Пересказ (Приложение 11)
4г. 5 л. 6 л
____________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
______________________ _________________________ __________________________________
- Рассказ по серии сюжетных картинок (Приложение 12)
4г. 5л. 6л.
«Мячик» «Кошка и мышка» «Заяц и морковка»
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
______________________ ___________________________ ________________________________
- Рассказ по сюжетной картине (Приложение 13)
5 л. 6 л.
«Обида» «Игра»
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
- Рассказ – описание. (Приложение 14)
5 л. 6 л.
«Яблоко» «Мягкая игрушка»
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
____________________________________ _____________________________________
Выводы: 4 года ________________________________________________________
________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________
________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________
________________________________________________________
Перспективный план.
1 год обучения 2 год обучения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дневник продвижения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.
Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».
Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста
В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации дошкольников и ее влияние на развитие речи и черты личности....

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.
Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....
Рекомендации родителям по подготовке руки ребенка дошкольного возраста (младшего школьного возраста) к письму
рекомендации родителям по подготовке руки к письму...
Речевая карта для ребенка дошкольного возраста
Речевая карта для ребенка дошкольного возраста...


