Речевая карта ребенка дошкольного возраста
методическая разработка

Лунева Альфия Нургаяновна

Речевая карта дошкольника предназначена для оценки речевого развития ребёнка. Включает диагностические задания с иллюстрациями, направленные на выявление особенностей звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_rechevogo_razvitiya.docx47.71 КБ
Файл ssylka_na_prilozheniya.docx13.63 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фамилия, имя: __________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Заключение ПМПК _____________________________________________________________________

Дата, № протокола ______________________________________________________________________

Дата поступления _______________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Ф.И.О., возраст, место работы родителей:

Мать __________________________________________________________________________________

          __________________________________________________________________________________

Отец __________________________________________________________________________________

          __________________________________________________________________________________

                             

                 АНАМНЕЗ (заполняется со слов родителей).

1) Как протекала беременность? ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2) Как протекали роды? (срочные, нормальные, были ли осложнения, накладывание щипцов, асфиксия и т. д.) ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3) Как шло развитие в первые годы жизни? _________________________________________________

начал держать голову____________________________________________________________________

начал сидеть ___________________________________________________________________________

начал ходить ___________________________________________________________________________

4) Заболевания до двух лет, травмы ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5) Речевое развитие ребенка:

гуление_________________                      первые слова _______________________________

лепет ___________________                     первые фразы ______________________________

6) Речевое окружение ребенка:

наличие двуязычия в семье ______________________________________________________

контакт с заикающимися _______________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

  • Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
  • Четкая (невнятная, смазанная);
  • Темп нормальный (быстрый, замедленный);
  • Паузы и ударения употребляет правильно.

Строение артикуляционного аппарата:

  • Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
  • Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
  • Строение неба не нарушено, готическое, наличие расщелин.
  • Прикус правильный, передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
  • Строение зубов нормальные, крупные, мелкие, редкие, кривые, отсутствие резцов (верхних/нижних).
  • Строение губ нормальное, массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.

Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)

Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Разговорно-описательная беседа.

Как тебя зовут? _________________________________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? __________________

Где ты живешь? ________________________________________________________________

Как зовут маму? ________________________________________________________________

Как зовут папу? ________________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________

  • Конструктивная деятельность: _____________________________________________
  •  Счёт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
  • Счётные операции: _______________________________________________________
  • Геометрические формы: ___________________________________________________
  • Величина: большой - маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
  • Основные цвета (4-5 лет): __________________________________________________
  • Оттеночные цвета (5-7 лет): ________________________________________________
  • Выделение четвертого лишнего: _____________________________________________
  • Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _________________________________________________________________________
  • Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади

Выводы: _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                           

                                          ПОНИМАНИЕ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ)

Покажи

4 года.

5 лет.

6 лет.

Игрушки

Мебель

Части тела

  • Выполни инструкции:

   Возьми карандаш ______   Положи карандаш на стол ________   Возьми мяч и дай мне _______

  • Понимание пространственных отношений:

    Кто бежит впереди?

    Мальчик бежит за собакой__________       Собака бежит за мальчиком___________

  • Понимание грамматического строя речи:

    Дифференциация глаголов: (Приложение 1)

                  а) мужского и женского рода

     Покажи, где упал? ____________________   Где упала? ____________________________

                  б) единственного и множественного числа

     Покажи, где покупает? ________________   Где покупают? ________________________

                  в) совершенного и несовершенного вида

     Покажи: рисует ______   нарисовал ______      

Выводы:

Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)

                               

                                   ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Звукопроизношение (в словах)

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

щ

ч

л

ль

р

рь

й

другие

4года

5 лет

6 лет

Наличие др. дефектов: смягчения _____________

                                        оглушения_____________

Выводы: 4 года _______________________________________________________________

     5 лет ________________________________________________________________

  1. лет________________________________________________________________

          Звуко-слоговая структура.

4

года

Хлеб

5

лет

Лекарство

Мостик

Скворечник

Капуста

Сковорода

Дружба

Велосипед

Свисток

Сквозняк

6 лет

Сыворотка

6 лет

Парикмахер

Сухофрукты

Комбинезон

Простокваша

Инструменты

4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________

Зоя завязывает зелёный бант __________________________________________________________

5 лет Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________________________

Петя пьет горькое лекарство _____________________________________________________

6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________

Выводы: 4 года _______________________________________________________________

     5 лет ________________________________________________________________

                 6 лет________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

та-да-та  _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________

да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________

кот - год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________

том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________

  1. Выделение заданного звука:

                  с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки

                                        М – мычание теленка

                                        А – плач девочки

                  с 5 лет – из ряда слов выделить звуки.

          1 и 2 обследования: Ш – стена, шум, дом, наш, нос, кошка;

                                             У – нос, ухо, кот, иду, лак, суп;

                                             К - сом, кот, лоб, мак, дом, окно.

          3 обследование:       Ш – листок, малыш, стена, шапка, дыня, Маша;

                                             У – улитка, солнце, кукла; мячик, кенгуру;

                                             К-   тетрадь, карман, палец, песок, лампа, буква.

                с 6 лет – из ряда слов выделить звуки.

         1 обследование:         Р – шуба, рыба, замок, топор, слон, кран;

                                       Л – каска, лодка, дверь, стол, домик, кресло;

                                       О – рука, окно, стул, ведро, кукла, стол.

         2 обследование:         Р – телефон, забор, капуста, Родина,  муравей

                                       Л – небо, лампа, фуражка, полоса, тетрадь, футбол;

                                       О – рыба, окунь, лиса, поле, мячик, пальто.

         3 обследование:         Р – дневник, квадрат, растение, апельсин, помидор;

                                       Л – труба, лопат, самокат, велосипед, крокодил;

                                             О – шкаф, облако, машина, ухо, заяц, колобок.

  1. Придумать слово с заданным звуком.

         с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И.

               с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)

               с 6 лет - придумать слова со звуками С, Ч, И (звуки в начале, в середине и конце    слов).

  1. Звуковой анализ слова.

Определить место звука в словах:

               с 5 лет   А - аист, рука, мак                     с 6 лет   Ш – шуба, малыш, кошка

                              М – мак, дом, лампа.                                     У – утка, бегу, лук  

Выводы: 4 года _______________________________________________________________

     5 лет ________________________________________________________________

                 6 лет________________________________________________________________

ЛЕКСИКА (ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ)

Предметный словарь

  • Назови предметы:

        С 4 лет     игрушки ________________________________________________________

        С 5 лет     фрукты    ________________________________________________________

        С 6 лет     посуды     ________________________________________________________

  • Назвать части предметов и показать их: (Приложение 2)

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________

Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________

Машина: кабина, кузов, колёса, стекло, сиденье, руль ________________________________________

  • Уровень обобщений: (Приложение 3)

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин - ___________________________________________________

Помидор, огурец, репа, свекла, лук - _______________________________________________________

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики - __________________________________________________

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка - ______________________________________________

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка - _______________________________________________

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка - _____________________________________________________

Корова, коза, свинья, лошадь, овца - _______________________________________________________

Волк, медведь, лиса, ёж, заяц, белка - ______________________________________________________

Воробей, ворона, сорока, голубь - _________________________________________________________

Словарь признаков

  • Подбери определение: (Приложение 4)

с 4 лет    мяч              _______________________________________________________

с 5 лет   лимон          _______________________________________________________

с 6 лет   человек       _______________________________________________________

  • Подбор антонимов: (Приложение 5)

широкий - _______________________________________сухой - _____________________________

длинный - _______________________________________ высокий - ____________________________

прямой - ________________________________________ большой - ___________________________

весёлый - ________________________________________молодой - ___________________________

светлый - ________________________________________больной - ____________________________

Глагольный словарь

  • Что делает?

        С 4 лет             собака _______________________________________________________

        С 5 лет             заяц _________________________________________________________                          

        С 6 лет             яблоко ______________________________________________________

Выводы: 4 года ____________________________________________________________

                                  ____________________________________________________________

                5 лет   ____________________________________________________________

                                  ___________________________________________________________

                6 лет ____________________________________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  • Образование множественного числа имен существительных: (Приложение 6)

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Стол

Дом

Пень

Шапка

Лист

Олень

Кольцо

Дятел

Колесо

Жук

Зонт

Воробей

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм:

Мяч

Кресло

Дерево

Стул

Коляска

Гнездо

Бант

Тапок

Сундук

Шар

Кольцо

Платье

Жук

Зонт

Воробей

  • Согласование существительных с числительными: (Приложение 7)

1

2

5

1

2

5

1

2

5

Утка

Лошадь

Гусь

Книга

Рыба

Помидор

  • Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

Чем режут хлеб? _______________________________________

Чем расчесывают волосы? _______________________________

Чем пилят деревья? _____________________________________

  • Детеныши животных (Приложение 8)   

                                             4 г.                                     5 л.                                      6 л.

                   у кошки        ________________________________________________________________

                   у утки            ________________________________________________________________

                   у гуся            ________________________________________________________________

                   у лисы          ________________________________________________________________

                   у зайца          _______________________________________________________________

                   у белки          _______________________________________________________________

                   у медведя      _______________________________________________________________

                   у волка          _______________________________________________________________

  • Образование относительных прилагательных (с 5 лет):

          сумка из кожи       _______________________ стол из дерева___________________________      

          мяч из резины      ________________________ кофта из шерсти______________________  

  • Образование притяжательных прилагательных ЧЕЙ?  ЧЬЯ?  ЧЬЕ? (с 6 лет): (Приложение 9)

              заяц __________________медведь__________________собака___________________

              белка _________________кошка___________________лиса_____________________

  • Образование приставочных глаголов от глаголов (с 5 лет):

                                                        5 л.                                                     6л.

       ходит                ________________________________________________________________

       летит                 ________________________________________________________________

  • Употребление предлогов: (Приложение 10)

на_____________     к______________        через ______________     перед ____________

      в _____________     над _____________      под    ______________     между ___________

из _____________   за _____________         у        ______________     из-за   ___________

с   _____________   по ______________      около ______________    из-под ___________

Выводы: 4 года   __________________________________________________________________

                               ___________________________________________________________________

            5 лет     ___________________________________________________________________

                                ___________________________________________________________________

                  6 лет      ___________________________________________________________________

                                 ___________________________________________________________________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

  1. Пересказ (Приложение 11)

                     4г.                                              5 л.                                             6 л

____________________   _________________________   __________________________________

______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________
______________________   _________________________   __________________________________

  1. Рассказ по серии сюжетных картинок (Приложение 12)

                      4г.                                             5л.                                                6л.

               «Мячик»                              «Кошка и мышка»                    «Заяц и морковка»                  

______________________   ___________________________   ________________________________

______________________   ___________________________   ________________________________

______________________   ___________________________   ________________________________
______________________   ___________________________   ________________________________
______________________   ___________________________   ________________________________
______________________   ___________________________   ________________________________
______________________   ___________________________   ________________________________
______________________   ___________________________   ________________________________
______________________   ___________________________   ________________________________

  1. Рассказ по сюжетной картине (Приложение 13)

                                          5 л.                                                  6 л.

                                            «Обида»                                          «Игра»

____________________________________   _____________________________________

____________________________________   _____________________________________

____________________________________   _____________________________________
____________________________________   _____________________________________

____________________________________   _____________________________________

        ____________________________________   _____________________________________

____________________________________   _____________________________________

____________________________________   _____________________________________

  1. Рассказ – описание. (Приложение 14)

                                            5 л.                                                    6 л.

                                      «Яблоко»                                        «Мягкая игрушка»
____________________________________   _____________________________________
____________________________________   _____________________________________
____________________________________   _____________________________________
____________________________________   _____________________________________
____________________________________   _____________________________________

____________________________________   _____________________________________

Выводы:  4 года ________________________________________________________

                             ________________________________________________________

                 5 лет   ________________________________________________________
                           ________________________________________________________

                 6 лет  ________________________________________________________
                           ________________________________________________________

Перспективный план.

1 год обучения                                                                 2 год обучения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дневник продвижения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/9gdS/FhpvNdmAs 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....

Речевая карта для ребенка дошкольного возраста

Речевая карта для ребенка дошкольного возраста...