Исследование " Влияние песочной терапии на исправление звукопроизношения у младших школьников (1–4 классы)"
статья

Евсеева Зинаида Михайловна

Исследование посвящено изучению влияния песочной терапии на коррекцию звукопроизношения у младших школьников (1–4 классы). В эксперименте участвовали 20 детей с речевыми нарушениями. В течение 3 месяцев проводились индивидуальные занятия, включающие артикуляционные упражнения, игры на развитие фонематического слуха и мелкой моторики с использованием песка. Результаты показали положительную динамику: улучшение звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляционной моторики у большинства участников. Песочная терапия доказала свою эффективность как дополнительный метод в логопедической практике, способствующий повышению мотивации и речевой активности детей.  

 
**Ключевые слова:** песочная терапия, звукопроизношение, младшие школьники, логопедия, фонематический слух, мелкая моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_logopediya_issledovanie.docx95.39 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние песочной терапии на исправление звукопроизношения у младших школьников (1–4 классы)

Введение

Современная логопедическая практика требует эффективных методов коррекции звукопроизношения у младших школьников. Дети с речевыми нарушениями часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику и сниженный фонематический слух, что усложняет формирование правильной речи. Песочная терапия – это игровой метод, направленный на развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности и снижение психоэмоционального напряжения ребенка. Такие занятия стимулируют связную речь и фонематическое восприятие и могут усиливать мотивацию ребенка к речевой активности.
Цель исследования: определить влияние занятий песочной терапией на качество звукопроизношения младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы использования песочной терапии в логопедии.
- Разработать методику коррекционных занятий с применением песочной терапии.
- Провести эксперимент и оценить динамику изменений звукопроизношения, фонематического слуха и артикуляционной моторики у детей.
Гипотеза: регулярное применение песочной терапии в коррекционных занятиях приведет к статистически значимому повышению процента правильно произносимых звуков и улучшению фонематического слуха и моторных навыков у младших школьников.

Теоретическая часть: песочная терапия в логопедии

Песочная терапия является одним из методов коррекционно-развивающей работы с детьми, направленных на улучшение речевых навыков. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, что благотворно влияет на звукопроизношение ребенка. Мельчайшие частицы песка активизируют нервные окончания на кончиках пальцев, стимулируя речевые зоны головного мозга. Кроме того, занятия с песком облегчают коррекцию звукопроизношения и стимулируют речевую активность.

Методика и организация исследования

Экспериментальная группа включала 20 детей (6–10 лет, 1–4 классы) с нарушениями звукопроизношения. Занятия проводились индивидуально под руководством учителя-логопеда один раз в неделю в течение 3 месяцев. Использовались артикуляционные и дыхательные упражнения с песком, а также игры на развитие фонематического слуха.

Результаты исследования

Индивидуальные данные детей по трем показателям до и после песочной терапии:

Звукопроизношение (до)

Звукопроизношение (после)

Фонематический слух (до)

Фонематический слух (после)

Артикуляционная моторика (до)

Артикуляционная моторика (после)

1

50

58

1

3

2

2

2

37

46

3

3

3

5

3

58

80

1

3

2

2

4

30

37

1

1

3

5

5

30

52

1

3

3

5

6

47

65

1

2

3

4

7

55

60

1

3

2

3

8

38

47

1

2

1

1

9

42

50

2

3

3

4

10

55

61

3

4

3

3

11

59

76

1

3

2

4

12

49

65

3

3

3

3

13

31

43

2

2

1

1

14

42

55

2

4

2

2

15

41

57

1

3

2

4

16

59

84

1

3

3

3

17

47

59

1

2

2

3

18

59

84

3

5

1

3

19

40

46

1

1

2

3

20

38

45

1

3

3

4

Общая динамика показателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...

Особенности нарушения звукопроизношения у младших школьников.

Выявив недостатки речи у детей, применяя индивидуальные методы и приемы обучения, можно эффективно осуществлять коррекцию имеющихся у них нарушений....

Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения....

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения Дисграфия — это ...

Влияние песочной терапии на сверхвозбудимых и гиперактивных детей

Тема: «Влияние песочной терапии на сверхвозбудимых и гиперактивных детей». Песок — это удивительный источник энергии. И материал, который может заворожить даже взрослого человека, не говоря уже о...

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...

«Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников...