Исследование " Влияние песочной терапии на исправление звукопроизношения у младших школьников (1–4 классы)"
статья
Исследование посвящено изучению влияния песочной терапии на коррекцию звукопроизношения у младших школьников (1–4 классы). В эксперименте участвовали 20 детей с речевыми нарушениями. В течение 3 месяцев проводились индивидуальные занятия, включающие артикуляционные упражнения, игры на развитие фонематического слуха и мелкой моторики с использованием песка. Результаты показали положительную динамику: улучшение звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляционной моторики у большинства участников. Песочная терапия доказала свою эффективность как дополнительный метод в логопедической практике, способствующий повышению мотивации и речевой активности детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние песочной терапии на исправление звукопроизношения у младших школьников (1–4 классы)
Введение
Современная логопедическая практика требует эффективных методов коррекции звукопроизношения у младших школьников. Дети с речевыми нарушениями часто имеют недостаточно развитую мелкую моторику и сниженный фонематический слух, что усложняет формирование правильной речи. Песочная терапия – это игровой метод, направленный на развитие мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности и снижение психоэмоционального напряжения ребенка. Такие занятия стимулируют связную речь и фонематическое восприятие и могут усиливать мотивацию ребенка к речевой активности.
Цель исследования: определить влияние занятий песочной терапией на качество звукопроизношения младших школьников.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы использования песочной терапии в логопедии.
- Разработать методику коррекционных занятий с применением песочной терапии.
- Провести эксперимент и оценить динамику изменений звукопроизношения, фонематического слуха и артикуляционной моторики у детей.
Гипотеза: регулярное применение песочной терапии в коррекционных занятиях приведет к статистически значимому повышению процента правильно произносимых звуков и улучшению фонематического слуха и моторных навыков у младших школьников.
Теоретическая часть: песочная терапия в логопедии
Песочная терапия является одним из методов коррекционно-развивающей работы с детьми, направленных на улучшение речевых навыков. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, что благотворно влияет на звукопроизношение ребенка. Мельчайшие частицы песка активизируют нервные окончания на кончиках пальцев, стимулируя речевые зоны головного мозга. Кроме того, занятия с песком облегчают коррекцию звукопроизношения и стимулируют речевую активность.
Методика и организация исследования
Экспериментальная группа включала 20 детей (6–10 лет, 1–4 классы) с нарушениями звукопроизношения. Занятия проводились индивидуально под руководством учителя-логопеда один раз в неделю в течение 3 месяцев. Использовались артикуляционные и дыхательные упражнения с песком, а также игры на развитие фонематического слуха.
Результаты исследования
Индивидуальные данные детей по трем показателям до и после песочной терапии:
№ | Звукопроизношение (до) | Звукопроизношение (после) | Фонематический слух (до) | Фонематический слух (после) | Артикуляционная моторика (до) | Артикуляционная моторика (после) |
1 | 50 | 58 | 1 | 3 | 2 | 2 |
2 | 37 | 46 | 3 | 3 | 3 | 5 |
3 | 58 | 80 | 1 | 3 | 2 | 2 |
4 | 30 | 37 | 1 | 1 | 3 | 5 |
5 | 30 | 52 | 1 | 3 | 3 | 5 |
6 | 47 | 65 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | 55 | 60 | 1 | 3 | 2 | 3 |
8 | 38 | 47 | 1 | 2 | 1 | 1 |
9 | 42 | 50 | 2 | 3 | 3 | 4 |
10 | 55 | 61 | 3 | 4 | 3 | 3 |
11 | 59 | 76 | 1 | 3 | 2 | 4 |
12 | 49 | 65 | 3 | 3 | 3 | 3 |
13 | 31 | 43 | 2 | 2 | 1 | 1 |
14 | 42 | 55 | 2 | 4 | 2 | 2 |
15 | 41 | 57 | 1 | 3 | 2 | 4 |
16 | 59 | 84 | 1 | 3 | 3 | 3 |
17 | 47 | 59 | 1 | 2 | 2 | 3 |
18 | 59 | 84 | 3 | 5 | 1 | 3 |
19 | 40 | 46 | 1 | 1 | 2 | 3 |
20 | 38 | 45 | 1 | 3 | 3 | 4 |
Общая динамика показателей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у младших школьников
(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...
Особенности нарушения звукопроизношения у младших школьников.
Выявив недостатки речи у детей, применяя индивидуальные методы и приемы обучения, можно эффективно осуществлять коррекцию имеющихся у них нарушений....

Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников
Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения....

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения Дисграфия — это ...

Влияние песочной терапии на сверхвозбудимых и гиперактивных детей
Тема: «Влияние песочной терапии на сверхвозбудимых и гиперактивных детей». Песок — это удивительный источник энергии. И материал, который может заворожить даже взрослого человека, не говоря уже о...
ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...

«Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников
Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников...

