РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
консультация ( класс) по теме

Дудченко Ольга Павловна

РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
.

Цель:

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения

 

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма,

проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

 

Причины дисграфии

•         органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,

•         запаздывание созревания этих систем мозга,

•         нарушением их функционирования.

•         длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

Неблагоприятные внешние факторы

•         неправильная речь окружающих,

•         двуязычие,

•         недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье,

•         недостаточность речевых контактов,

•         неблагоприятная семейная обстановка.

 

Три основных вида дисграфии:

  1. Акустическая дисграфия
  2. Оптическая  дисграфия
  3. Аграмматическая дисграфия
     

1. Акустическая дисграфия:
Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки

. Причины:

•         Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи.

•         Нарушения произношения ( не всегда).

Типичные ошибки

•         Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).

•         Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).

•         Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;

•         Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»;

•         Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)

•         (еще одна из ошибок акустической дисграфии) Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами

  1. Затруднения в анализе речевого потока.
  2. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Типичные ошибки

•         пропуски    букв    в    словах    («лто»    вместо «лето»);

•         вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)

•         перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»

•         пропуск    слогов    в    словах    («гова»    вместо «голова»);    .

•         вставка лишних слогов («гололова»); 

•         перестановка     слогов     («мотолок» вместо«молоток»)

•         слияние    нескольких    слов    в    одно слово

•         («детиигралиналугу»);

•         разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Приёмы формирования звукового анализа и синтеза на уроке письма

•         различать гласные- согласные,

•         определять твёрдость-мягкость согласных,

•         последовательно называть звуки в слоге,

•         составлять схему слога.

•         Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность.

•         Выделять гласные,

•         Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

•         Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук.

•         Составлять схему слова.

•         Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.

•         Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот,   пол – полка)

•         Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок)

•         Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Упражнения   для преодоления замен букв.

•         Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)

•         Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый).

•         Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.

•         Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.

•         Выбрать или придумать  и  записать  слова  с  буквой  С,   а затем  —  с буквой Ш. 

•         Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука

•         Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

•          

2. Оптическая  дисграфия
Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание

•         Ребенок,  как бы не видит разницы в начертании оптически сходных  букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Буквы, состоящие из однотипных элементов.

•         в рукописном шрифте это:

      г,  п, т, р;  и, ш ; ц,  щ ; б, в, д, у, з 

•         буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов

     (и, ш, ц, щ),

•         разным расположением их в пространстве

      (ш, т, в, д)

•         кроме одинаковых, есть дополнительные элементы

      (и, ц; ш, щ).

Типичные ошибки

•         В недописывании элементов букв

•         В добавлении лишних элементов.

•         В написании вместо нужного элемента относительно  сходного с ним.

•         В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.

•         Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:

•         Сравнить картинки, найди отличия.

•         «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.

•         Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию   букв.

•         Называние   написанных   рядом   сходных   по начертанию   букв   (печатных  и  рукописных).

•         Узнавание недописанных букв.

•         Узнавание букв, наложенных друг на друга.

•         Конструирование букв из элементов.

•         Найди неправильные буквы.

•         Переделать букву, сделать из одной буквы другую.

•         Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.

•         Расшифруй слово.

•         Найди ошибки.

•         Расшифруй и запиши слова. 

1 = б   ! = д     по!1оро!ок,  1лю!о, 1у!ильник,  !о1ро!ушный.

2 = п   3 =  т    2арЗа,  2лоЗник,  2оЗо2,  2лоЗ.

|| - п   ||| - т     ||ор|||ной   ||ос|||авил   за||ла|||ку    на    ||аль|||о.

•         Исправь ошибки,  найди правильное слово.

бубина  дудина будина бидуна дубина дубна

•          Найди и исправь ошибки

Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Расшифруй и запиши слова. 
Найди лишнее слово

таблица

стул

кресло

муха

шкаф

Аграмматическая дисграфия
Задержка речевого развития

Бедный словарный запас

и неумение грамматически правильно

связывать слова между собой.

 

Основные направления работы:

Уточнение и обогащение словаря.

•         Подобрать синонимы, антонимы.

•         Подобрать глагол, прилагательное к существительному.

•         Образовывать прилагательное от существительного.

•         Образовывать глаголы с различными приставками.

Формирование структуры предложения

•         Составление графической схемы предложения.

•         Изменение порядка слов в предложении.

•         Изменить одно слово в предложении.

•         Дополнить предложение.

•         Увеличивать предложение по одному слову.

•         Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении.

•         Сократить предложение по одному слову.

•         Составить из слов предложение.

Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости.

•         Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически.

•         Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву.

•         Проверять от конца к началу предложения.

•         Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та).

•         Найди правильное слово среди неправильных.

•         Сравни предложения  (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки.

•         Найди ошибки самостоятельно.

•         Спиши, выделяя «опасные» буквы.

•         Спиши, пропуская «опасные» буквы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников. 900igr.net

Слайд 2

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе письма.

Слайд 3

Причины дисграфии органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

Слайд 4

неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Слайд 5

Акустическая дисграфия: Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки . Причины: Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).

Слайд 6

Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»). Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»). Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»; Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»; Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)

Слайд 7

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами. Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза .

Слайд 8

Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»); вставка лишних букв («стлол» вместо «стол») перестановка букв («вебра» вместо «верба»)» пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); . вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток») слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Слайд 9

Приёмы формирования звукового анализа и синтеза различать гласные- согласные, определять твёрдость-мягкость согласных, последовательно называть звуки в слоге, составлять схему слога. Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность. Выделять гласные, Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

Слайд 10

Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук. Составлять схему слова. Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов. Образовывать новые слова с помощью « наращивания » звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Слайд 11

Упражнения для преодоления замен букв. Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми) Определить каким по счёту стоит звук в слове , затем написать слово и проверить ( с- 5 , ш- 3 – пушистый). Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки. Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш. Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

Слайд 12

Оптическая дисграфия Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв , что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Слайд 13

Буквы, состоящие из однотипных элементов. в рукописном шрифте это : г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ) , разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).

Слайд 14

Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу. Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв .

Слайд 15

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия. «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей. Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных). Узнавание недописанных букв.

Слайд 16

Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов . Найди неправильные буквы. Переделать букву, сделать из одной буквы другую. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Расшифруй слово. Найди ошибки.

Слайд 17

Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. Исправь ошибки, найди правильное слово. бубина дудина будина бидуна дубина дубна Найди и исправь ошибки Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Слайд 18

Расшифруй и запиши слова. Найди лишнее слово стул кресло муха шкаф

Слайд 19

Аграмматическая дисграфия Задержка речевого развития Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Слайд 20

Основные направления работы: Уточнение и обогащение словаря. Подобрать синонимы, антонимы. Подобрать глагол, прилагательное к существительному. Образовывать прилагательное от существительного. Образовывать глаголы с различными приставками.

Слайд 21

Формирование структуры предложения Составление графической схемы предложения. Изменение порядка слов в предложении. Изменить одно слово в предложении. Дополнить предложение. Увеличивать предложение по одному слову. Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении. Сократить предложение по одному слову. Составить из слов предложение.

Слайд 22

Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически. Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву. Проверять от конца к началу предложения.

Слайд 23

Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та). Найди правильное слово среди неправильных. Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки. Найди ошибки самостоятельно. Спиши, выделяя «опасные» буквы. Спиши, пропуская «опасные» буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников

За основу  была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

«Современные методы или технологии преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта»

Предлагаемая презентация содержит рекомендации к проведению логопедического массажа родителями и педагогами. А так же обзор методической литературы по теме....

Рекомендации логопеда по исправлению дисграфии у младших школьников

Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения....