Духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха
статья

Ежова Наталия Никитична

В данной статье описывается опыт организации сотрудничества специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №52 г.Москвы с инклюзивной воскресной школой Храма Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря.

Анализ опыта работы специальной и воскресной школы в области духовно-нравственного воспитания показывает, что в процессе взаимного сотрудничества активнее происходит формирование духовно-нравственных ценностей учащихся  и более полноценному развитию личности человека с нарушением слуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhova_nn_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_s_ns.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха

Ежова Наталия Никитична,

учитель ГКОУ СКОШИ №52 (г.Москва),

преподаватель инклюзивной
воскресной школы Храма
Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря (г.Москва)

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является основным вектором образования в современном мире. В настоящее время, в связи с техническим прогрессом и компьютеризацией, пропагандой жестокости и насилия, у детей искажены, а часто – отсутствуют – четкие положительные жизненные ориентиры, духовные ценности. Особую остроту данная проблема приобретает в воспитании детей с недостатками слуха, так как «особенности формирования высших психических процессов в связи с нарушением слуховой функции и нарушением речевой коммуникации у детей тормозят формирование духовно-нравственных ценностей» [1, c. 24].

Формирование таких духовных ценностей и качеств как совесть, ответственность, доброта, терпение, милосердие, вера, любовь к ближнему, сострадание, мужество, великодушие, чувство долга, трудолюбие, целомудрие у детей с нарушениями слуха происходит с трудом [2, с21]. Поэтому важной задачей развития личности таких учащихся является их приобщение к духовно-нравственной культуре нашей Родины, основанной на православной вере, выработка активной жизненной позиции, знания и сохранения духовных православных традиций России через освоение ребенком таких понятий, как доброта, любовь к Родине, отзывчивость, нравственность.

Духовно-нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха в государственном казенном образовательном учреждении специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате №52 г.Москвы (директор – Лебедева Анна Васильевна) осуществляется с 2010 года на основе организованной системы учебно-воспитательной работы на уроках по «Основам православной культуры в 4 –х классах, по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» в 5-6х классах и во внеурочное время.

На уроках ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») учащиеся знакомятся с православной культурой России, ее историей, у них развиваются представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; они приобщаются к духовным смыслам православного искусства, архитектуры; знакомятся с православной художественной литературой и поэзией.

В основной школе дальнейшее знакомство и приобщение к духовной культуре у слабослышащих учащихся осуществляется на уроках по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Этот курс призван обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с главными духовно-нравственными ценностями народов России), но и новым пониманием сущности духовной культуры России.

Во внеурочное время также продолжается работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями слуха. Одним из важных направлений по формированию духовно-нравственных ценностей и воспитанию слабослышащих и неслышащих учащихся является сотрудничество нашей образовательной организации с инклюзивной воскресной школой храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря (настоятель – иерей Евгений Морозов).

Главной целью взаимного сотрудничества ГКОУ СКОШИ №52 с инклюзивной воскресной школой Русской Православной Церкви является духовно-нравственного воспитание личности слабослышащих учащихся на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, развитие интереса к историческому и культурному наследию нашей страны [3, c 480]

Занятия по духовно-нравственному воспитанию осуществляется с помощью разнообразных видов и форм деятельности:

  • классные часы с использованием электронных и интернет ресурсов: Московская электронная школа, Клевер ДНК, Киноуроки в школе, канал для православных глухих «Десница»
  • экскурсии очные и заочные по историческим местам, музеям;
  • проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам и историческим событиям нашей страны, театральных постановок, литературно-музыкальных композиций и встреч;
  • просмотры фильмов на духовно-нравственные темы из серии проекта «Киноуроки в школе» с последующим обсуждением;
  • сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, олимпиады Министерства просвещения и Свято-Тихоновского университета по Основам православной культуре и Основам духовно-нравственной культуре народов России;
  • участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями;
  • встречи со священником и беседы нравственные темы;
  • уроки Добротолюбия, включающие в себя беседы и обсуждения по нравственно-этическому идеалу человека и его ценностей (любовь, милосердие, вера, сострадание, преданность, верность, честность и др., и противоположные им проявления – ненависть, жадность, неверие, жестокость, ревность, предательство, обман и др);
  • социально-психологические беседы с обсуждением поступков, поведения разных людей, одноклассников, своих поступков;
  • участие в проектной деятельности, презентации учебных и творческих достижений.

В процессе сотрудничества с воскресной школой учащиеся с нарушениями слуха быстрее и активнее приобщаются к православной культуре через знакомство с русской православной церковью, ее историей и традициями, через участие в Божественной Литургии на жестовом языке и в делах и мероприятиях, проводимых инклюзивной воскресной школой при храме. В течение учебного года с учащимися 4-х классов выезжаем на уроки по «Основам православной культуры» в храм Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря, где находится первая в мире православная община для неслышащих, слабослышащих прихожан, есть инклюзивная воскресная школа, и где священнослужители и работники храма знают жестовый язык. Школьники с нарушениями слуха знакомятся с устройством храма, могут свободно пообщаться с сотрудниками храма, задать вопросы священнику.

С нашими детьми и их родителями мы совершаем паломнические поездки по святым местам, что способствуют духовному развитию детей, расширению кругозора в области истории и культуры нашей страны. На Светлой Пасхальной седмице по традиции школьники приезжают в храм и имеют возможность позвонить в колокола. Участие в совместных с воскресной школой театральных постановках и праздничных мероприятиях, посвященных православным праздникам и историческим событиям, являются самым интересными для учащихся с нарушениями слуха. Во время рождественских и пасхальных представлений, музыкально-литературных встреч, посвященных памятным датам и культурно-историческим событиям нашей Родины, учащиеся, приобщаясь к духовной культуре и участвуя в театральных постановках и композициях, погружаются в мир православной культуры, переживают действия и поступки героев, учатся пониманию и различению добра и зла, учатся анализировать поступки героев и находить пути решения духовных проблем в своей жизни.

Благодаря такому сотрудничеству создаются благоприятные условия для индивидуального, более глубокого личностного развития обучающегося с нарушением слуха: повышается культурно-интеллектуальный уровень неслышащих и слабослышащих обучающихся, расширяется кругозор в области православной культуры, увеличивается словарный запас, совершенствуется устная речь и красота русского жестового языка. Таким образом, полноценное развитие личности неслышащего и слабослышащего человека зависит от грамотно построенной системы работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и развития его гражданской позиции, мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

         Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.        

Литература:

  1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – Москва: ACADEMA, 2002. – 42 с.
  2. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. /Н. Г. Морозова.- М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. № 2. – с. 21-24.
  3. Стасьева А. Л., Воробей Н. А. Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 480-483. 480


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха

Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...

презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха

Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

На сегодняшний день более полутора миллионов детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается роль адаптивного физического воспит...

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

1.  Физиология глухонемых детей2.  Организация занятий;3.  Планирование программного материала в учебном году4.  Приёмы и методы обучения физическим упраж...