Профилактическое занятие «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)
Методическая разработка 2024 года
Скачать:
Предварительный просмотр:
XVI областной конкурс на лучшую методическую разработку по профилактике социально-негативных проявлений
среди детей и подростков
«ДетствоОбразованиеБезопасность-38»
Профилактическое занятие
«Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,
воспитание правового сознания обучающихся»
Автор: социальны педагог
МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
Курбатова Екатерина Валерьевна
Адрес: Иркутская обл., р.п. Чунский
Чунского района, ул Ленина, 71
тел. 89646597652
e-mail. class="c2 c16">
январь, 2024 г.
Актуальность занятия заключается в необходимости просвещения обучающихся по вопросам их прав и обязанностей; пропагандировать среди обучающихся знания о правонарушениях, об ответственности за уголовные и административные правонарушения;
Целевая аудитория: обучающиеся 8 – 11 классов;
Продолжительность занятия по времени: 40-50 минут;
Форма проведения занятия: классная, групповая;
Методы работы: лекция, дискуссии, работа в группах;
Место проведения: МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский, каб. 309
Материалы (оборудование): ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями.
Цель занятия:
- Профилактика правонарушений;
- Познакомить обучающихся школы с уголовным и административным правом РФ;
- Сформировать у школьников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.
Задачи занятия:
- Разъяснить права и обязанности несовершеннолетних;
- Познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности;
- Углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних;
- Создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
ГЛОССАРИЙ ЗАНЯТИ
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста – это статья 1 в «Конвенции о правах ребенка».
«Конвенции о правах ребёнка» - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.
Проступок – нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и детей с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – правонарушение (общественно опасное деяние), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Ответственность несовершеннолетних - возраст, с которого наступает уголовная и административная ответственность, виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
Уголовная ответственность — это обязанность лица, совершившего преступление, понести наказание, установленное уголовным законодательством.
Административное правонарушение — это один из видов юридической ответственности, основание возникновения которой является совершение административного проступка.
1 этап урока:
Детство не так давно стало беззаботным и счастливым временем жизни. Совсем недавно быть ребёнком значило быть бесправным. Или даже быть собственностью. История детства — это история насилия.
Дети в античной древности не считались полноценными людьми. Отношение к ним было соответствующее — никаких сюсюканий и придыхания, с ними не церемонились. Ребёнок не был центром вселенной родителей. Бить детей завещал даже Аристотель - вопрос об аморальности побоев в то время не просто не стоял, но задавшегося этим вопросом просто подняли бы на смех.
Если в доме было мало еды, она отдавалась не ребёнку, а мужчине. Это можно было бы объяснить тем, что без его труда семья не выживет. Но если в доме появлялось лакомство, то до самых недавних пор считалось нормальным, если муж и отец съест его, ни с кем не поделившись, или отделит себе львиную долю. Матери в отсутствии отцов поступали похоже — впрочем, тут шансов на делёжку было больше. Быть ребёнком до примерно девятнадцатого века быть человеком второго или третьего сорта, и права детей защищались только тогда, когда считались правами семьи, к которой они принадлежат.
До 7-10 лет доживала лишь половина родившихся. И это воспринималось родителями спокойно. Выживали только сильные и крепкие. Слабого ребёнка редко лечили - не только из-за уровня медицины, которая практически отсутствовала в те времена, но и потому что воином или хорошей невестой такой ребёнок мог не стать.
С 7 лет детство мальчиков заканчивалось. Из него начинали растить воина. Нельзя было много спать, тренировки длились весь день, сон - на жёстких нарах. Никаких поблажек не было. Не выдерживаешь - с тобой обойдутся очень жестоко.
Есть легенда, что в Спарте больных и слабых младенцев сбрасывали с обрыва. Убить младенца, бросить его на произвол судьбы или подкинуть кому-то не считалось преступлением. Это было личное дело семьи - государство не вмешивалось. Нежеланных детей, чаще девочек, по воле отца семейства могли вынести на перекресток дорог или и вовсе - в лес на верную смерть. Это не считалось предосудительным.
Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, строптивых детей ждала смертная казнь. Считалось, что непослушный ребенок — неполноценный, нечистый. Он не сможет стать опорой государства и отцом достойных сыновей.
Практически все знают, что раньше дети работали с самых малых лет — по дому, в огороде, помогая отцу в мастерской или матери с бельём на реке, ухаживали за скотиной и своими младшими братьями и сёстрами. Требования к немногочисленным (относительно крестьянских) знатным детям тоже были суровы. Постоянное соблюдение этикета и интересов семьи, учёба с трёх-четырёх лет (и довольно серьёзная — несколько языков, например, давали сразу и одновременно), участие в разного рода церемониях, казалось, не оставляло ребёнку времени на детство.
Тем не менее, дети всегда любили играть, и взрослые всегда об этом знали. Только очень по-разному на это реагировали. Кто-то из детей получал от пап и мам игрушки, кто-то мастерил их из подручных средств сам. Однако порой взрослых злили детские игры. Во-первых, они отвлекали детей от работы, а работы всегда был непочатый край. Во-вторых, они считались примитивными, оглупляющими, в противовес развивающим ум занятиям вроде чтения, заучивания текстов наизусть.
Если сегодня мы воспитываем личность ребёнка мягким недирективным методом, то в античности родитель был главным и правым по умолчанию.
2 этап урока:
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. СССР ратифицировал данную Конвенцию (13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.
Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.
Давайте подумаем, а кто является ребенком?
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста – это статья 1 в «Конвенции о правах ребенка».
- Закон выделяет три периода в развитии ребенка – до 6 лет, с 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет;
- Дети в возрасте до 14 лет именуются малолетними;
- Дети в возрасте от 14 до 18 лет именуются несовершеннолетними.
Вывод: человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключенными в «Конвенции о правах ребёнка»
Ребята, какие вы знаете права, которые вам даны с самого вашего рождения? (ответы детей)
Рассмотрим основные статьи «Конвенции о правах ребёнка»:
- У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;
- Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
- Право на имя и гражданство при рождении.
- Право на получение медицинской помощи.
- Право на сохранение своей индивидуальности.
- Право на общение с обоими родителями.
- Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
- Право исповедовать любую религию.
- Право иметь имущество.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
- Право на доступ к информации.
- Право на защиту от всех форм насилия.
- Каждый, даже не полноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
- Право на достойный уровень жизни.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на защиту от жестокого обращения.
- Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
- Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
3 этап урока:
Но не смотря на то, что в нашем мире существует Конвенция о правах ребенка, нужно отметить, что у несовершеннолетних, так же есть и обязанности. Какие вы знаете свои обязанности? (ответы детей)
Давайте посмотрим какие?
- слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание;
- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах;
- получить основное общее образование;
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
- соблюдать Устав школы;
- выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством (при устройстве на работу) и т.д.
4 этап урока:
Давайте рассмотрим такие термины как ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Проступок – нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и детей с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – правонарушение (общественно опасное деяние), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Ответственность несовершеннолетних - возраст, с которого наступает уголовная и административная ответственность, виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
- За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители).
- С 14 лет несовершеннолетние несут ответственность самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенными ими самостоятельно, а так же причиненный ими вред.
В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).
- С 14 лет – уголовная ответственность наступает за некоторые виды преступления.
- С 16 лет – полная уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.
Лицо признается достигшим определенного возраста на следующие за днем рождения сутки.
Какие правонарушения будут относится к административным?
- Проституция;
- Мелкое хищение (сумма украденного не превышает стоимости 1 000 рублей, если более 1000 рублей, то это уже уголовная статья);
- Мелкое хулиганство (роспись стен зданий, нарушение покоя граждан в определенное время суток, нанесение телесных повреждений, нецензурная брань в общественных местах и тд);
- Распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- Уничтожение или повреждение чужого имущества;
- Заведомо ложный вызов специализированных служб и тд.
РЕБЯТА, ПОМНИТЕ! УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОТЬ НАСТУПАЕТ С 16 ЛЕТ!
то есть несовершеннолетние могут оказаться на скамье подсудимых за любое преступление.
НО ЗА НЕКОТРЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ С 14 ЛЕТ!
Давайте посмотрим какие это правонарушения:
- умышленное убийство;
- умышленное причинение вреда здоровью;
- похищение человека;
- изнасилование;
- кража;
- грабеж;
- разбой;
- вымогательство;
- неправомерное завладение автомобилем;
- умышленное уничтожение или повреждение имущества;
- терроризм;
- захват заложника;
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (действия совершены с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
- вандализм (осквернение зданий или иных сооружений; порча имущества в общественном транспорте и тд.).
5 этап урока:
Теперь, когда мы с вами рассмотрели виды правонарушений, возраст ответственности за правонарушения, давайте попробуем определить вид правонарушения по ситуации.
Разделимся на группы по 4 человека. У вас на столе лежат примеры из жизни. Вы должны определить вид правонарушения и возможное наказание.
№1. Друзья отмечали 14-летие одного из товарищей, из дома взяли спиртное и распили его в парке. Какое правонарушение совершили подростки? (административное, распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф).
№ 2. Группа подростков в возрасте 14 лет организовали встречу в подъезде жилого дома, поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на площадках, шумели, выражались не цензурно. К какой ответственности будут привлечены подростки? (административная, порча имущества, мелкое хулиганство, штраф).
№ 3. Илья и Макар ехали в маршрутке, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание может их ожидать? (административное, предупреждение, исправительные работы).
№ 4. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа).
№ 5. На дискотеке несовершеннолетние делали фотографии, в том числе и не пристойные, одна из девочек, Катя, со своего телефона компрометирующие фотографии в сети «Телеграмм» отправила своей подруги, подруга эту фотографию отправила другой своей подруги и т.д. Какую ответственность понесет Катя за указанное правонарушение? (административное, штраф).
№ 6. Алексей не подготовился к контрольной работе по истории, поэтому позвонил в школу и заявил, что здание заминировано. Какие правовые последствия ожидают Алексея? ( уголовное, штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)
№ 7. Группа подростков гули в вечернее время, на парковке увидели заведенную машину, владелиц данной машины отлучился на минутку, они сели в нее и поехали кататься. Какой вид наказания могут получить подростки? (уголовное, штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)
№ 8. Марина шла по улице и увидела на лавочке смартфон, она его забрала, пришла домой, вытащила сим-карту, удалила всю информацию с него. Решила пользоваться им сама. Что грозит девочке и какая ответственность ее ждет? (уголовная ответственность, штраф, исправительные работы)
№ 9. Группа молодых людей гуляли по парку, в какой-то момент они увидела на лавочке пьяного мужчину, стали ему задавать различные вопросы, потом стали применять силу и избивать мужчину. Какое преступление совершили подростки и что им грозит? (уголовная ответственность, ограничение свободы, лишение свободы)
№ 10. Восьмиклассник Коля стал после школы подкарауливать ребят из более младших классов и отбирать у них денежные средства, угрозами требовать принести еще на следующий день. Что нарушил Коля и чем ему это грозит? (уголовная ответственность, ограничение свободы, лишение свободы)
6 этап урока:
Правонарушения имеют серьезные последствия как для общества, так и для личности подростка, его будущего. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время. Влияние гаджетов, социальных сетей, негативных пропагандирующих фильмов, роликов, безнадзорность, бродяжничество, нежелание учиться и еще много-много факторов очень отрицательно влияют на взросление подростка, формирования сознательности и ответственности. И поэтому возникает вопрос: как же не допустить правонарушение? На доске совместно с обучающимися заполним памятку «Как не допустить правонарушение?» своими высказываниями.
Примерная памятка
- Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
- Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
- Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
- Помнить, что за все свои поступки всегда будете нести ответственность
- Не поддаваться неготовому влиянию со стороны
- Не знание закона, не освобождает от наказания
- Не нарушать комендантский час (пояснение почему?)
Подростковый период – испытание, потому что это формирование жизненного опыта; это время совершения ошибок и глупостей; это время мучительных вопросов; это время давления определенных социальных правил и норм; Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Каждый человек! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.
7 этап урока:
Наше занятие подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы должны помнить, что все ваши правонарушения будут зафиксированы в базе МВД и будут всю жизнь сопровождать вас (при устройстве на хорошие, достойные профессии; службу в армии; будущее ваших родных и детей).
ПОМНИ! Выбор за тобой, пойти «вниз», ведя негативный образ жизни, нарушать закон и в будущем оказаться «на дне» или «подняться вверх», выбрав законопослушное поведение и в будущем иметь счастливую семью, хорошую работу, хобби, верных друзей и тд.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего урока, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Лекция "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"
Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних....
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся
Профилактика преступленийи правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся...

СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».
Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....

Презентация «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся»
Презентация к методической разработке 2024...
