Профилактическое занятие «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Курбатова Екатерина Валерьевна

Методическая разработка 2024 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

XVI областной конкурс на лучшую методическую разработку по профилактике социально-негативных проявлений

среди детей и подростков

«ДетствоОбразованиеБезопасность-38»

Профилактическое занятие

«Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних,

воспитание правового сознания обучающихся»

Автор: социальны педагог

МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский

Курбатова Екатерина Валерьевна

Адрес: Иркутская обл., р.п. Чунский

Чунского района, ул Ленина, 71

тел. 89646597652

e-mail. class="c2 c16">

январь, 2024 г.

Актуальность занятия заключается в необходимости просвещения обучающихся по вопросам их прав и обязанностей; пропагандировать среди обучающихся знания о правонарушениях, об ответственности за уголовные и административные правонарушения;

Целевая аудитория: обучающиеся 8 – 11 классов;

Продолжительность занятия по времени: 40-50 минут;

Форма проведения занятия: классная, групповая;

Методы работы: лекция, дискуссии, работа в группах;

Место проведения: МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский, каб. 309

Материалы (оборудование): ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями.

Цель занятия:

  1. Профилактика правонарушений;
  2. Познакомить обучающихся школы с уголовным и административным правом РФ;
  3. Сформировать у школьников основные понятия проступок, правонарушение, преступление.

Задачи занятия:

  1. Разъяснить права и обязанности несовершеннолетних;
  2. Познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности;
  3. Углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних;
  4. Создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

ГЛОССАРИЙ ЗАНЯТИ

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста – это статья 1 в «Конвенции о правах ребенка».

«Конвенции о правах ребёнка» - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.

Проступок – нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и детей с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – правонарушение (общественно опасное деяние), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Ответственность несовершеннолетних - возраст, с которого наступает уголовная и административная ответственность, виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

Уголовная ответственность — это обязанность лица, совершившего преступление, понести наказание, установленное уголовным законодательством.

Административное правонарушение — это один из видов юридической ответственности, основание возникновения которой является совершение административного проступка.

1 этап урока:

Детство не так давно стало беззаботным и счастливым временем жизни. Совсем недавно быть ребёнком значило быть бесправным. Или даже быть собственностью. История детства — это история насилия.

Дети в античной древности не считались полноценными людьми. Отношение к ним было соответствующее — никаких сюсюканий и придыхания, с ними не церемонились. Ребёнок не был центром вселенной родителей. Бить детей завещал даже Аристотель - вопрос об аморальности побоев в то время не просто не стоял, но задавшегося этим вопросом просто подняли бы на смех.

Если в доме было мало еды, она отдавалась не ребёнку, а мужчине. Это можно было бы объяснить тем, что без его труда семья не выживет. Но если в доме появлялось лакомство, то до самых недавних пор считалось нормальным, если муж и отец съест его, ни с кем не поделившись, или отделит себе львиную долю. Матери в отсутствии отцов поступали похоже — впрочем, тут шансов на делёжку было больше. Быть ребёнком до примерно девятнадцатого века быть человеком второго или третьего сорта, и права детей защищались только тогда, когда считались правами семьи, к которой они принадлежат.

До 7-10 лет доживала лишь половина родившихся. И это воспринималось родителями спокойно. Выживали только сильные и крепкие. Слабого ребёнка редко лечили - не только из-за уровня медицины, которая практически отсутствовала в те времена, но и потому что воином или хорошей невестой такой ребёнок мог не стать.

С 7 лет детство мальчиков заканчивалось. Из него начинали растить воина. Нельзя было много спать, тренировки длились весь день, сон - на жёстких нарах. Никаких поблажек не было. Не выдерживаешь - с тобой обойдутся очень жестоко.

Есть легенда, что в Спарте больных и слабых младенцев сбрасывали с обрыва. Убить младенца, бросить его на произвол судьбы или подкинуть кому-то не считалось преступлением. Это было личное дело семьи - государство не вмешивалось. Нежеланных детей, чаще девочек, по воле отца семейства могли вынести на перекресток дорог или и вовсе - в лес на верную смерть. Это не считалось предосудительным.

Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, строптивых детей ждала смертная казнь. Считалось, что непослушный ребенок — неполноценный, нечистый. Он не сможет стать опорой государства и отцом достойных сыновей.

Практически все знают, что раньше дети работали с самых малых лет — по дому, в огороде, помогая отцу в мастерской или матери с бельём на реке, ухаживали за скотиной и своими младшими братьями и сёстрами. Требования к немногочисленным (относительно крестьянских) знатным детям тоже были суровы. Постоянное соблюдение этикета и интересов семьи, учёба с трёх-четырёх лет (и довольно серьёзная — несколько языков, например, давали сразу и одновременно), участие в разного рода церемониях, казалось, не оставляло ребёнку времени на детство.

Тем не менее, дети всегда любили играть, и взрослые всегда об этом знали. Только очень по-разному на это реагировали. Кто-то из детей получал от пап и мам игрушки, кто-то мастерил их из подручных средств сам. Однако порой взрослых злили детские игры. Во-первых, они отвлекали детей от работы, а работы всегда был непочатый край. Во-вторых, они считались примитивными, оглупляющими, в противовес развивающим ум занятиям вроде чтения, заучивания текстов наизусть.

Если сегодня мы воспитываем личность ребёнка мягким недирективным методом, то в античности родитель был главным и правым по умолчанию.

2 этап урока:

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. СССР ратифицировал данную Конвенцию (13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Давайте подумаем, а кто является ребенком?

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста – это статья 1 в «Конвенции о правах ребенка».

  • Закон выделяет три периода в развитии ребенка – до 6 лет, с 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет;
  • Дети в возрасте до 14 лет именуются малолетними;
  • Дети в возрасте от 14 до 18 лет именуются несовершеннолетними.

Вывод: человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключенными в «Конвенции о правах ребёнка»

Ребята, какие вы знаете права, которые вам даны с самого вашего рождения? (ответы детей)

Рассмотрим основные статьи «Конвенции о правах ребёнка»:

  • У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений;
  • Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
  • Право на имя и гражданство при рождении.
  • Право на получение медицинской помощи.
  • Право на сохранение своей индивидуальности.
  • Право на общение с обоими родителями.
  • Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
  • Право исповедовать любую религию.
  • Право иметь имущество.
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
  • Право на доступ к информации.
  • Право на защиту от всех форм насилия.
  • Каждый, даже не полноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
  • Право на достойный уровень жизни.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право на защиту от жестокого обращения.
  • Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
  • Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

3 этап урока:

Но не смотря на то, что в нашем мире существует Конвенция о правах ребенка, нужно отметить, что у несовершеннолетних, так же есть и обязанности. Какие вы знаете свои обязанности? (ответы детей)

Давайте посмотрим какие?

  • слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание;
  • соблюдать правила поведения дома и в общественных местах;
  • получить основное общее образование;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
  • соблюдать Устав школы;
  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством (при устройстве на работу) и т.д.

4 этап урока:

Давайте рассмотрим такие термины как ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Проступок – нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых и детей с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – правонарушение (общественно опасное деяние), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Ответственность несовершеннолетних - возраст, с которого наступает уголовная и административная ответственность, виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

  • За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители).
  • С 14 лет несовершеннолетние несут ответственность самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенными ими самостоятельно, а так же причиненный ими вред.

В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).

  • С 14 лет – уголовная ответственность наступает за некоторые виды преступления.
  • С 16 лет – полная уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.

Лицо признается достигшим определенного возраста на следующие за днем рождения сутки.

Какие правонарушения будут относится к административным?

  • Проституция;
  • Мелкое хищение (сумма украденного не превышает стоимости 1 000 рублей, если более 1000 рублей, то это уже уголовная статья);
  • Мелкое хулиганство (роспись стен зданий, нарушение покоя граждан в определенное время суток, нанесение телесных повреждений, нецензурная брань в общественных местах и тд);
  • Распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии опьянения;
  • Уничтожение или повреждение чужого имущества;
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб и тд.

РЕБЯТА, ПОМНИТЕ! УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОТЬ НАСТУПАЕТ С 16 ЛЕТ!

то есть несовершеннолетние могут оказаться на скамье подсудимых за любое преступление.

НО ЗА НЕКОТРЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ С 14 ЛЕТ!

Давайте посмотрим какие это правонарушения:

  • умышленное убийство;
  • умышленное причинение вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • кража;
  • грабеж;
  • разбой;
  • вымогательство;
  • неправомерное завладение автомобилем;
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества;
  • терроризм;
  • захват заложника;
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (действия совершены с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
  • вандализм (осквернение зданий или иных сооружений; порча имущества в общественном транспорте и тд.).

5 этап урока:

Теперь, когда мы с вами рассмотрели виды правонарушений, возраст ответственности за правонарушения, давайте попробуем определить вид правонарушения по ситуации.

Разделимся на группы по 4 человека. У вас на столе лежат примеры из жизни. Вы должны определить вид правонарушения и возможное наказание.

№1. Друзья отмечали 14-летие одного из товарищей, из дома взяли спиртное и распили его в парке. Какое правонарушение совершили подростки? (административное, распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф).

№ 2. Группа подростков в возрасте 14 лет организовали встречу в подъезде жилого дома, поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на площадках, шумели, выражались не цензурно. К какой ответственности будут привлечены подростки? (административная, порча имущества, мелкое хулиганство, штраф).

№ 3. Илья и Макар ехали в маршрутке, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание может их ожидать? (административное, предупреждение, исправительные работы).

№ 4. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа).

№ 5. На дискотеке несовершеннолетние делали фотографии, в том числе и не пристойные, одна из девочек, Катя, со своего телефона компрометирующие фотографии в сети «Телеграмм» отправила своей подруги, подруга эту фотографию отправила другой своей подруги и т.д. Какую ответственность понесет Катя за указанное правонарушение? (административное, штраф).

№ 6. Алексей не подготовился к контрольной работе по истории, поэтому позвонил в школу и заявил, что здание заминировано. Какие правовые последствия ожидают Алексея? ( уголовное, штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)

№ 7. Группа подростков гули в вечернее время, на парковке увидели заведенную машину, владелиц данной машины отлучился на минутку, они сели в нее и поехали кататься. Какой вид наказания могут получить подростки? (уголовное, штраф, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы)

№ 8. Марина шла по улице и увидела на лавочке смартфон, она его забрала, пришла домой, вытащила сим-карту, удалила всю информацию с него. Решила пользоваться им сама. Что грозит девочке и какая ответственность ее ждет? (уголовная ответственность, штраф, исправительные работы)

№ 9. Группа молодых людей гуляли по парку, в какой-то момент они увидела на лавочке пьяного мужчину, стали ему задавать различные вопросы, потом стали применять силу и избивать мужчину. Какое преступление совершили подростки и что им грозит? (уголовная ответственность, ограничение свободы, лишение свободы)

№ 10. Восьмиклассник Коля стал после школы подкарауливать ребят из более младших классов и отбирать у них денежные средства, угрозами требовать принести еще на следующий день. Что нарушил Коля и чем ему это грозит? (уголовная ответственность, ограничение свободы, лишение свободы)

6 этап урока:

Правонарушения имеют серьезные последствия как для общества, так и для личности подростка, его будущего. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время. Влияние гаджетов, социальных сетей, негативных пропагандирующих фильмов, роликов, безнадзорность, бродяжничество, нежелание учиться и еще много-много факторов очень отрицательно влияют на взросление подростка, формирования сознательности и ответственности. И поэтому возникает вопрос: как же не допустить правонарушение? На доске совместно с обучающимися заполним памятку «Как не допустить правонарушение?» своими высказываниями.

Примерная памятка

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
  3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
  5. Помнить, что за все свои поступки всегда будете нести ответственность
  6. Не поддаваться неготовому влиянию со стороны
  7. Не знание закона, не освобождает от наказания
  8. Не нарушать комендантский час (пояснение почему?)

Подростковый период – испытание, потому что это формирование жизненного опыта; это время совершения ошибок и глупостей; это время мучительных вопросов; это время давления определенных социальных правил и норм; Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Каждый человек! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.

7 этап урока:

Наше занятие подходит к завершению. Настало время подвести итоги. Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? Вы должны помнить, что все ваши правонарушения будут зафиксированы в базе МВД и будут всю жизнь сопровождать вас (при устройстве на хорошие, достойные профессии; службу в армии; будущее ваших родных и детей).

ПОМНИ! Выбор за тобой, пойти «вниз», ведя негативный образ жизни, нарушать закон и в будущем оказаться «на дне» или «подняться вверх», выбрав законопослушное поведение и в будущем иметь счастливую семью, хорошую работу, хобби, верных друзей и тд.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего урока, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Лекция "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"

Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних....

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика преступленийи правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся...

СТАТЬЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ».

Ознакомление родителей с системой профилактики правонарушений....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....