Характеристика особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями
презентация к уроку

Евгения Валерьевна Соболева

Презентация "Характеристика особых образовательных потребностей детей с  интеллектуальными нарушениями"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями Выполнили: Соболева Е. В, социальный педагог; Ямалеева Л. В, воспитатель; Пержакова М. А, воспитатель ГБОУ « Турунтаевская СКОШИ»

Слайд 2

интеллектуальные нарушения Интеллектуальные нарушения – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Выделяют следующие диагностические критерии интеллектуальных нарушений : психолого-педагогические: стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, ранние этапы онтогенеза (инд. р азвитие организма); клинический : органическое поражение центральной нервной системы.

Слайд 3

Причины интеллектуальных нарушений Все причины ИН делятся на две большие группы: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). Эндогенные причины 1. Изменение наследственных структур (мутации). 2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка. 3. Перезревание половых клеток. 4. Возраст родителей .

Слайд 4

Экзогенные причины 1. Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой недостаточностью , болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы . Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов. 2 . Несовместимость по Rh-фактору и по факторам крови АВО . 3. Внутриутробные инфекции . 4 . Химические вредности , приводящие к интеллектуальному дефекту, - свинец, алкоголь, лекарственные препараты. 6. Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости.

Слайд 5

Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Слайд 6

Недостатки мыслительной деятельности детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад). Стереотипность мышления, его шаблонность.

Слайд 7

Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями характеризуются ещё более выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению школьных предметов. Мышление очень конкретное, ригидное, абсолютно лишено способности к обобщению. Им доступны лишь самые элементарные обобщения.

Слайд 8

Особенности развития речи Нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая и грамматическая. У детей с лёгкой степенью ИН эти нарушения менее выражены. В повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные предложения. Для детей с глубокой степенью ИН характерно глубокое недоразвитие речи. У одних из них речь появляется к 6-7- летнему возрасту. У других речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет.

Слайд 9

В области сенсорики у детей также обнаруживаются отклонения. В меньшей степени они проявляются у учащихся с лёгкой степенью ИН . Для их восприятия характерно: нарушение объёма и темпа: зрительно воспринимают одновременно меньшее количество объектов, требуется больше времени, чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, чем нормально развивающимся детям; нарушение дифференцировки восприятия, поэтому дети путают начертания букв, не могут отличить оттенки цветов.

Слайд 10

Для учащихся с глубокой степенью ИН характерно поверхностное восприятие предмета. Они воспринимают и различают привычные, окружающие их предметы. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других дети не обследуют предмет. Они либо отказываются от выполнения задачи, либо с лёгкостью решают её ошибочно.

Слайд 11

Основными нарушениями памяти являются: замедленный темп усвоения; непрочность сохранения; неточность воспроизведения.

Слайд 12

Память обучающихся с глубокими интеллектуальными нарушениями находится на ещё более низком уровне. Однако на фоне глубокой интеллектуальной неполноценности могут наблюдаться поражающая механическая память, музыкальные способности, любовь к музыке.

Слайд 13

Внимание детей с ИН всегда в той или иной степени нарушено низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость; низкий уровень устойчивости внимания: дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью; узкий объем внимания.

Слайд 14

Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера детей-олигофренов. У детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями она не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности они испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук, что негативно сказывается на овладении ими письмом и некоторыми трудовыми операциями. У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями наблюдается выраженное недоразвитие двигательной сферы даже при отсутствии параличей и парезов.

Слайд 15

Нарушения эмоциональной сферы При лёгкой степени интеллектуальных нарушений эмоции в основном сохранны, поэтому дети в доступных их пониманию ситуациях действуют адекватно. Однако эмоции отличаются: отсутствием оттенков переживаний; незрелостью; неустойчивостью; слабостью воли.

Слайд 16

Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями значительно различаются по эмоциональному настрою . У некоторых наблюдается нестабильность эмоционального состояния, негативизм, они конфликтуют с детьми. Другие эмоционально адекватны, ласковы, привязчивы. Все дети эмоционально зависимы от взрослых и социально беспомощны.

Слайд 17

Характеристика особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями

Слайд 18

Использование специфических методов и приёмов обучения : широкая опора на наглядность- яркую, доступную, четкую;

Слайд 20

- предметно практическая деятельность;

Слайд 21

Метод «малых порций» ( bite-sized learning , микрообучение ) — подход к обучению, при котором материал разбивается на небольшие фрагменты (обычно занимающие несколько минут). Эти фрагменты обычно организованы в последовательность, обеспечивающую прогрессивное усвоение знаний и навыков. NSK-SEO.ru Lifehacker.ru Ключевая идея метода — предоставлять информацию в максимально удобной и доступной форме, не перегружая память лишними данными.

Слайд 22

- стимулирующие методы;

Слайд 23

- игровые приёмы ( мнемотаблица , заучивание с помощью жестов);

Слайд 24

- использование памяток, инструкционных карт и др.

Слайд 25

Создание ситуации успешности.

Слайд 26

Особая организация обучения Для детей с глубокими ИН обязательная индивидуализация обучения. Для каждого такого ребёнка составляется специальная индивидуальная программа развития.

Слайд 27

Психолого – медико - педагогическое сопровождение процесса обучения В образовательном учреждении ребёнок находится под пристальным вниманием специальных психологов и педагогов-дефектологов, логопедов.

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательны...

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.

В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»

Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов  в сфере инклюзивного образования....