Конспект ОД по лексико - грамматическим категория и развитию связной речи "Перелетные птицы родного края"
план-конспект
Конспект образовательной деятельности на тему: "Перелетные птицы родного края"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 города Ельца»
Конспект ОД
по лексико-грамматическим категория
и развитию связной речи
на тему:
«Перелетные птицы родного края»
Подготовила:
учитель-логопед
Оборотова Е.С.
ЕЛЕЦ 2025
Цель: уточнение и закрепление знаний детей по теме «Перелетные птицы родного края».
Задачи:
1. Познакомить с профессией «орнитолог», расширять словарный запас по лексической теме.
2. Продолжать обучать составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
3. Совершенствовать грамматический строй речи: формировать умение употреблять в речи множественное число существительных; образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных с существительными; образовывать сложные слова.
4. Развивать логическое мышление, память, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Оборудование: презентация, картинки - перелетные и зимующие птицы, мнемотаблица.
1. Организационный момент.
Л.: - Ребята, сегодня по телевизору я услышала такое слово «орнитолог», вы знаете, что оно обозначает?
- Давайте посмотрим в энциклопедии.
2. Знакомство с профессией – орнитолог.
Л.: Орнитолог – это профессия людей, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц. Это очень важная, нужная и интересная профессия! Орнитологи знают о птицах всё!
3. Беседа по теме.
Л.: А вы хотели бы стать орнитологами? Давайте попробуем?
Л.: В природе существует очень большое разнообразие птиц. Но мы с вами сегодня поговорим о птицах нашего края.
Отгадайте загадки:
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец-
Он и летчик и певец.
Кто это?
Д.: Это скворец
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины
Д.: ласточка
Нос у него белый,
Сам он чёрный,
Очень проворный,
Друг садов и полей
Поедает червей
Д.: грач
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает
Д.: кукушка
Л.: Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети: Перелётные и зимующие.
Л.: И еще задание для будущих орнитологов - разделить картинки птиц на перелетных и зимующих: перелетных птиц мы положим к солнышку, а зимующих – к снежинке (слайд 1)
Л.: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети: Необходимо развесить кормушки.
Л.: Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети: Строит и развешивает скворечники.
Л.: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
Л.: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! Для юных орнитологов есть интересная игра:
«Подбери парное слово»
У человека – ребенок, у птицы - ……………………………
У человека – нос, у птицы - …………………………………
У рыбы – плавники, у птицы - …………………………….
Рыба – в реке, птица - …………………………………….
Курица – в курятнике, птица - ………………………….
Л.: Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети: Внешним видом
Л. Наиболее доступный способ изучения птиц – это наблюдение. Можно делать это глазами, но чаще орнитологи применяют специальное оснащение – бинокли, фотоаппараты, видеокамеры, а потом просматривают изображение и называют ласково:
Черное перо – черненькое перышко,
белый пух – беленький пушок,
пестрые перья – пестренькие перышки,
длинный хвост – длинненький хвостик,
острые когти – остренькие коготки,
белая шея – беленькая шейка,
милые глаза – миленькие глазки.
Л.: Как можно назвать кукушку, если у нее черные глаза?
Игра «Какой? Какая?»
У кукушки черные глаза – черноглазая.
У лебедя длинная шея – длинношеий.
У цапли длинные ноги – длинноногая.
У аиста длинный клюв – длинноклювый.
У ласточки черные крылья – чернокрылая.
Ласточка любит тепло – теплолюбивая.
У стрижа острые крылья – острокрылый.
Л.: Сидит орнитолог в засаде и наблюдает за жизнью аиста и думает:
Это (кто?) – белый длинноклювый аист.
Нет (кого?)........
Дать еду (кому?) …………
Покормить (кого?)...............
Он был не серым, а …………….
Вспомнить (о ком?)............
Л.: Ребята, подумайте, чтобы не спугнуть птиц, как могут общаться орнитологи?
Дети: с помощью жестов.
Л.: Как вы думаете, ученые должны уметь правильно написать название птиц? Давайте попробуем. Составьте из букв названия птиц, а потом покажите его с помощью жестов. (аист, грач). (слайд 2, слайд 3)
Дети составляют из букв слова.
Физминутка «Птицы»
Маленькие птички, птички-невелички
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там не тронет их никто.
Дидактическая игра «Один - много»
Л.: Мы с вами наблюдали за птицами и видели много кого?
Д.: Я видела много грачей.
Я видела много ворон.
Я видел много сорок.
Составить рассказы о перелетных птицах. А в этом нам поможет схема.
Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку. Грач – перелетная птица. Осенью улетает в теплые страны, а весной возвращается в родные места.
Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Питается червяками, личинками, гусеницами. Птенцы появляются весной. Грач приносит человеку пользу, поедая вредных насекомых.
(Аналогично дети составляют рассказы о других перелетных птицах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.
После логопедического обследования учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.
Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...
