Конспект ОД по лексико - грамматическим категория и развитию связной речи "Перелетные птицы родного края"
план-конспект

Оборотова Екатерина Сергеевна

Конспект образовательной деятельности на тему: "Перелетные птицы родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_pereletnye_ptitsy.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 города Ельца»

Конспект ОД

по лексико-грамматическим категория

и развитию связной речи

на тему:

«Перелетные птицы родного края»

Подготовила:

учитель-логопед

Оборотова Е.С.

ЕЛЕЦ 2025

Цель: уточнение и закрепление знаний детей по теме «Перелетные птицы родного края».

Задачи:
1. Познакомить с профессией «орнитолог», расширять словарный запас по лексической теме.

2. Продолжать обучать составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

3. Совершенствовать грамматический строй речи: формировать умение употреблять в речи множественное число существительных; образовывать уменьшительно-ласкательную форму прилагательных с существительными; образовывать сложные слова.

4. Развивать логическое мышление, память, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Оборудование: презентация, картинки - перелетные и зимующие птицы, мнемотаблица.

1. Организационный момент.

Л.: - Ребята, сегодня по телевизору я услышала такое слово «орнитолог», вы знаете, что оно обозначает?

- Давайте посмотрим в энциклопедии.

2. Знакомство с профессией – орнитолог.

Л.: Орнитолог – это профессия людей, которые занимаются изучением жизни и повадок птиц. Это очень важная, нужная и интересная профессия! Орнитологи знают о птицах всё!

3. Беседа по теме.

Л.: А вы хотели бы стать орнитологами? Давайте попробуем?

Л.: В природе существует очень большое разнообразие птиц. Но мы с вами сегодня поговорим о птицах нашего края.

Отгадайте загадки:

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.

На крыльце поёт отец-

Он и летчик и певец.

Кто это?

Д.: Это скворец

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины

Д.: ласточка

Нос у него белый,

Сам он чёрный,

Очень проворный,

Друг садов и полей

Поедает червей

Д.: грач

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает

Д.: кукушка

Л.: Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети: Перелётные и зимующие.

Л.: И еще задание для будущих орнитологов - разделить картинки птиц на перелетных и зимующих: перелетных птиц мы положим к солнышку, а зимующих – к снежинке (слайд 1)

Л.: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети: Необходимо развесить кормушки.

Л.: Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети: Строит и развешивает скворечники.

Л.: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Л.: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! Для юных орнитологов есть интересная игра:

«Подбери парное слово»

У человека – ребенок, у птицы - ……………………………

У человека – нос, у птицы - …………………………………

У рыбы – плавники, у птицы - …………………………….

Рыба – в реке, птица - …………………………………….

Курица – в курятнике, птица - ………………………….

Л.: Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети: Внешним видом

Л. Наиболее доступный способ изучения птиц – это наблюдение. Можно делать это глазами, но чаще орнитологи применяют специальное оснащение – бинокли, фотоаппараты, видеокамеры, а потом просматривают изображение и называют ласково:

Черное перо – черненькое перышко,

белый пух – беленький пушок,

пестрые перья – пестренькие перышки,

длинный хвост – длинненький хвостик,

острые когти – остренькие коготки,

белая шея – беленькая шейка,

милые глаза – миленькие глазки.

Л.: Как можно назвать кукушку, если у нее черные глаза?

Игра «Какой? Какая?»

У кукушки черные глаза – черноглазая.

У лебедя длинная шея – длинношеий.

У цапли длинные ноги – длинноногая.

У аиста длинный клюв – длинноклювый.

У ласточки черные крылья – чернокрылая.

Ласточка любит тепло – теплолюбивая.

У стрижа острые крылья – острокрылый.

Л.: Сидит орнитолог в засаде и наблюдает за жизнью аиста и думает:

Это (кто?) – белый длинноклювый аист.

Нет (кого?)........

Дать еду (кому?) …………

Покормить (кого?)...............

Он был не серым, а …………….

Вспомнить (о ком?)............

Л.: Ребята, подумайте, чтобы не спугнуть птиц, как могут общаться орнитологи?

Дети: с помощью жестов.

Л.: Как вы думаете, ученые должны уметь правильно написать название птиц? Давайте попробуем. Составьте из букв названия птиц, а потом покажите его с помощью жестов. (аист, грач). (слайд 2, слайд 3)

Дети составляют из букв слова.

Физминутка «Птицы»

Маленькие птички, птички-невелички

По лесу летают, песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло

Там не тронет их никто.

Дидактическая игра «Один - много»

Л.: Мы с вами наблюдали за птицами и видели много кого?

Д.: Я видела много грачей.

Я видела много ворон.

Я видел много сорок.

Составить рассказы о перелетных птицах. А в этом нам поможет схема.

Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме:

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку. Грач – перелетная птица. Осенью улетает в теплые страны, а весной возвращается в родные места.

Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Питается червяками, личинками, гусеницами. Птенцы появляются весной. Грач приносит человеку пользу, поедая вредных насекомых.

(Аналогично дети составляют рассказы о других перелетных птицах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...