Статья: Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ЦССВ.
статья

Козлова Марина Леонидовна

В настоящей работе представлена часть Программы воспитания ГБУ ЦССВ «Сколковский». Программа составлена для воспитанников с интеллектуальными нарушениями с учетом психофизических особенностей их развития. Направление «Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей», представленное в данной работе, направлено на социализацию и адаптацию детей, как процесса усвоения ими социального опыта, на развитие нравственных чувств (чести и честности, справедливости и долга, милосердия, дружелюбия, сопереживания и взаимопомощи и т.п.), формирование моделей поведения в различных жизненных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_statya.docx60.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ЦССВ.

Шоркина Татьяна Дмитриевна – учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Козлова Марина Леонидовна – воспитатель ГБУ ЦССВ «Сколковский»

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» одним из показателей достижения национальных целей является «создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р,  определяет процесс воспитания подрастающего поколения России как «стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств», приоритетной задачей которого является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».  

В соответствии со Стратегией развития воспитания определены основные направления воспитательного процесса: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание), популяризация научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

В настоящей работе мы представим часть Программы воспитания ГБУ ЦССВ «Сколковский». Программа составлена для воспитанников с интеллектуальными нарушениями с учетом психофизических особенностей их развития. Направление «Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей», представленное в данной работе, направлено на социализацию и адаптацию детей, как процесса усвоения ими социального опыта, на развитие нравственных чувств (чести и честности, справедливости и долга, милосердия, дружелюбия, сопереживания и взаимопомощи и т.п.), формирование моделей поведения в различных жизненных ситуациях. Программный материал составлен на основе следующих целевых ориентиров:

  • Развитие доброжелательности, умения проявлять сопереживание, готовность оказывать помощь; формирование неприятия причинения физического и морального вреда людям.
  • Развитие умения оценить поступки с позиции их соответствия нравственным нормам.
  • Формирование понимания ответственности за свои поступки.
  • Формирование понимание роли семьи/приёмной семьи и родителей в жизни ребёнка, в создании его благополучного будущего.
  • Формирование уважительного отношения к ровесникам и людям старшего поколения.

При выборе видов, форм, методов и приемов работы необходимо учитывать особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями. Замедленность и неточность восприятия, трудности запоминания и воспроизведения изученного материала, незначительная способность к концентрации, переключения внимания, крайне низкий уровень сформированности мышления предполагает использовать при работе в значительной мере наглядно-действенные, практические методы работы. Для запоминания какой-либо информации, её нужно несколько раз повторить в разных ситуациях и обстоятельствах. Любой учебный материал лучше усваивается при воздействии на максимальное количество анализаторов и в сочетании различных педагогических приемов. Небольшой теоретический материал должен подкрепляться визуальным, при возможности слуховым, тактильным и другим изучением предмета. Полученную информацию детей необходимо научить использовать в практической деятельности – в реальной или в специально созданной ситуации.

        Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей относится к познавательному виду воспитательной работы и включает в себя определенный объем теоретических знаний. Также необходимо использовать наглядные формы работы (посещение выставок, музеев, просмотр видеороликов, фильмов, презентаций и проч.) и практические (общественно-полезная деятельность, прикладное творчество, социальные и деловые игры, участие в праздниках и проч.)

        По итогам изучения учебного материала воспитанники должны:

  • Самостоятельно соблюдать нормы поведения в привычных ситуациях; в нестандартных ситуациях необходима словесная помощь, разъяснение взрослого.
  • С помощью воспитателя называть поступки, за которые можно лишиться свободы.
  • Понимать необходимость оказывать помощь младшим и старшим.
  • Называть примеры своих и чужих хороших поступков.
  • Уметь проявлять дружеское расположение к сверстникам и уважительное к людям старшего поколения.
  • Называть хорошие и плохие поступки.
  • С помощью воспитателя давать оценку поступкам окружающих.

        Программа воспитания ГБУ ЦССВ «Сколковский» создает целостную систему воспитательной и коррекционно-развивающей работы, проводимой в Центре. Направления программы, целевые установки и задачи обеспечивают развитие всех видов деятельности ребенка, формирование жизненных компетенций, необходимых для их максимальной включенности в социум, способствует духовно-нравственному, всестороннему развитию воспитанников, их адаптации и социальному становлению в обществе.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование занятий (32 часа)

№ п/п

Темы

Цели

1

Мои права и обязанности. Введение.

Познакомить с правами и обязанностями гражданина России.

2

Мои права: мои имя и гражданство.

Познакомить с правом на имя и гражданство.

3

Мои права: я учусь.

Познакомить с правом на образование.

4

Мои права: меня защищают.

Познакомить с правом гражданина на защиту.

5

Мои права: меня лечат.

Познакомить с правом гражданина на медицинское обслуживание.

6

Мои права: я отдыхаю.

Познакомить с правом гражданина на отдых и досуг.

7

Мои обязанности: я должен хорошо учиться.

Познакомить с обязанностью гражданина получить образование.

8

Мои обязанности: я должен соблюдать правила поведения.

Познакомить с обязанностью гражданина соблюдать нормы поведения.

9

Мои обязанности: я должен слушаться старших.

Познакомить с обязанностью детей слушаться окружающих воспитанника взрослых.

10

Мои обязанности: я должен помогать младшим и старшим.

Познакомить с ситуациями, в которых необходимо оказывать помощь людям младшего и старшего возраста.

11

Мои права и обязанности (в соответствии с возрастом).

Познакомить детей с правами, обязанностями и ответственностью за нарушения в соответствии с возрастом.

12

Мой мир: кто я такой.

Познакомить с основными психологическими характеристиками человека.

13

Мой мир: мой родной язык.

Познакомить с красотой русского языка; объяснить недопустимость использования нецензурной лексики.

14

Мой мир: близкие люди.

Отработать модели проявления внимания к людям ближнего круга.

15

Мой мир: мои друзья.

Уточнить понятия «друг», «знакомый», «дружба».

16

Мой мир: хорошие и плохие поступки.

Научить различать хорошие и плохие поступки.

17

Мой мир: вежливость.

Повторить вежливые слова и отработать их использование.

18

Среди сверстников: мальчики и девочки.

Познакомить с особенностями и различием мальчиков и девочек.

19

Среди сверстников: одноклассники (воспитанники одной группы).

Научить проявлять дружеское расположение к окружающим воспитанника сверстников.

20

Среди сверстников: плохое и хорошее настроение.

Отработать модель доброжелательного поведения; объяснить необходимость не демонстрировать негативные эмоции.

21

Среди сверстников: драчуны.

Познакомить с опасными последствиями драк.

22

Среди сверстников: хвастунишки.

Объяснить, что такое хвастовство, влияние этого качества на окружающих.

23

Среди сверстников: умение мириться.

Отработать ситуации и приемы примирения.

24

Среди сверстников: я не жадный.

Научить детей не быть жадными, делиться друг с другом.

25

Среди сверстников: умение помогать.

Познакомить с ситуациями, когда необходимо оказывать помощь сверстникам.

26

Мир взрослых: от рождения до старости.

Научить определять возраст людей и правильно его называть.

27

Мир взрослых: создание семьи.

Познакомить детей с определением семьи; с обязанностями всех членов семьи.

28

Мир взрослых: выбор профессии.

Познакомить детей с обязанностями работающих людей.

29

Мир взрослых: профессии (в Центре).

Познакомить детей с профессиями и обязанностями сотрудников Центра.

30

Мир взрослых: моя будущая профессия.

Познакомить с характеристиками доступных для воспитанников профессий.

31

Конкурс «Мир профессий»

Уточнить знания воспитанников о профессиях.

32

Мир взрослых: каким я буду взрослым.

Познакомить с моделью поведения взрослого человека.

Приложение 2

Ежедневные планы занятий (32 часа)

№ п/п Дата

Мотивирование воспитанников

Задания по теме

Закрепление

1

Тема. Мои права и обязанности. Введение.

Цель: познакомить с правами и обязанностями гражданина России.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности».

- чтение стихотворения:

Едва на свет ты появился

И приоткрыл свои глаза,

Немного миру подивился –

Ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки,

Права на новый светлый день,

Права на глупости, ошибки,

Права на озорных друзей.

Права на игры и желанья,

Права на знания и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком

И отличаться от других

Права на улице гулять,

Права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев,

Права заботиться о всех.

Но есть один большой урок –

Ты должен уважать права других!

- беседа по иллюстрированному пособию «Мои права и обязанности»

- упражнение «Найди нужную картинку»

(воспитатель называет право или обязанность, воспитанник должен показать нужную иллюстрацию)

2

Тема. Мои права: мои имя и гражданство.

Цель: познакомить с правом на имя и гражданство.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; куклы; свидетельство о рождении; паспорт; макет паспорта.

- игра «Давайте познакомимся!»

(воспитанники называют друг другу свои имя и фамилию; воспитатель помогает)

- беседа «Имя и гражданство»

- упражнение «Назови свое имя и фамилию»

- упражнение «Назови свое гражданство»

- изучение документов

- игра «Плачущие куклы» (куклы плачут, потому что у них не имен. Давайте их назовем – каждую своим именем)

- заполнение макета паспорта

3

Тема. Мои права: я учусь.

Цель: познакомить с правом гражданина на образование.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; запись песни «Учат в школе»; ящик со школьными предметами; фотоальбом об учебе.

 - игра «Посылка» (ящик со школьными предметами)

- загадки о школьных предметах (из посылки)

- беседа «Любимые предметы в школе»

- игра-соревнование «Собираем рюкзак в школу (колледж)»

- прослушивание песни «Учат в школе»

- просмотр фотографий из школы и колледжа

4

Тема. Мои права: меня защищают.

Цель: познакомить с правом гражданина на защиту.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; кукла; фото воспитателя, полицейского.

 

Игровое упражнение «Кто поможет Маше». Кто поможет, если:

- Маша заблудилась…

- Машу обижают…

- Маша потеряла…

Беседа:

- защита дома

- защита на улице

Упражнение «Кто нас защищает» (выбрать по ситуации нужное фото: воспитатель, полицейский)

5

Тема. Мои права: меня лечат.

Цель: познакомить с правом гражданина на медицинское обслуживание.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; видеоролик «Экскурсия в медицинский кабинет».

Чтение стихотворения:

Когда головка горяча,

Мы поскорей зовем врача.

Болит животик перед сном –

Опять врача мы позовем.

Пусть гром гремит

И дождь идет,

Врач обязательно придет!

Врач – наш хороший,

Верный друг,

Он вылечит любой недуг.

Беседа:

- кто нас лечит в Центре

- кто нас лечит в городе

- где продаются лекарства

Фильм «Экскурсия в медицинский кабинет»

6

Тема. Мои права: я отдыхаю.

Цель: познакомить с правом гражданина на отдых и досуг.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; иллюстрации об активном и пассивном отдыхе; предметы для отдыха на море; предметы для отдыха дома; фотоальбом об отдыхе детей; аудиозапись шума моря, пения птиц, шума города.

Игра «Что понравилось?» (дети поднимают руку, если понравилось называемое действие)

- купаться в море

- ходить в музей

- скучать

- идти в поход

- играть в конструктор

- болеть

- рисовать

- беседа «Как можно отдыхать»

- игра «Выбери отдых»

(выбрать предметы для похода и для домашнего отдыха)

- игра «Отправляемся в путешествие» (отгадать место отдыха по аудиозаписи)

- просмотр фотоальбома, комментирование фотографий

7

Тема. Мои обязанности: я должен хорошо учиться.

Цель: познакомить с обязанностью гражданина получить образование.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; учебные предметы; предметные картинки по теме.

- чтение стихотворения:

Ребенок обязан –

По хозяйству помогать,

Хорошо учиться,

Никого не обижать,

Не грубить, не драться,

Спортом заниматься,

Вежливым и добрым быть,

И, конечно, всех любить!

- беседа «Зачем мы ходим в школу»;

- игра «Что лишнее?»  (убрать картинки, не относящиеся к учебе);

- правила поведения в школе.

Рисование (раскрашивание) предмета для школы

8

Тема. Мои обязанности: я должен соблюдать правила поведения.

Цель: познакомить с обязанностью гражданина соблюдать нормы поведения.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; разрезные картинки по теме.

- чтение стихотворения:

Хорошо быть девочкой,

Хорошо быть мальчиком,

Хорошо быть мишкой,

Хорошо быть зайчиком,

Хорошо быть маленьким,

Хорошо – большим,

Только бы неглупым,

Только бы не злым!

- игра «Что неправильно» (разбор ситуаций)

ребенок дерется;

ребенок обзывается;

ребенок ломает игрушки;

ребенок рвет одежду.

- упражнение «Назови хорошие поступки»;

- игра: «Будь внимательным» (сказать: «Да», когда назовут хороший поступок, «Нет» - плохой).

Разрезные картинки по теме

9

Тема. Мои обязанности: я должен слушаться старших.

Цель: познакомить с обязанностью детей слушаться окружающих воспитанника взрослых.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; сказка С.Михалкова «Праздник непослушания».

- игра «Слушаюсь-не слушаюсь» (дети поднимают руку, если они соглашаются слушаться взрослого):

Убери свои вещи!

Выключи телевизор!

Постирай свои носки!

Прекрати ругаться!

Не разбрасывай игрушки!

- Комментированное чтение отрывков из сказки С.Михалкова «Праздник непослушания»

Игра «Праздник послушания» (воспитатель дает инструкции-задания, а дети их выполняют)

10

Тема. Мои обязанности: я должен помогать младшим и старшим.

Цель: познакомить с ситуациями, в которых необходимо оказывать помощь людям младшего и старшего возраста.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; предметы для конкурса.

Чтение стихотворения (адаптированное):

Я, как мама, не люблю в доме беспорядка.

Одеяло расстелю ровненько да гладко.

Свои мягкие подушки ровно положу.

Полюбуйтесь-ка, игрушки, на работу на мою! 

- Беседа «Обязанность ПОМОГАТЬ»

- Конкурс «Лучший помощник»:

- сложить игрушки

- убрать кровать

- постирать носки

- помочь застегнуть рубашку

Подведение итогов конкурса.

11

Тема. Мои права и обязанности (в соответствии с возрастом).

Цель: познакомить детей с правами, обязанностями и ответственностью за нарушения в соответствии с возрастом.

Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности».

С 10 лет добавляются права:

  • быть заслушанным в суде;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за тяжкие преступления.

С 16 лет добавляются права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

ответственность:

  • за административные правонарушения;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность. 

12

Тема. Мой мир: кто я такой.

Цель: познакомить с основными психологическими характеристиками человека.

Оборудование: фотоальбомы группы; иллюстрации с группами людей и детей; таблички с именами детей.

 - игра «Найди себя, найди друга»

(по фотографиям дети находят себя и называемых воспитателем детей).

- упражнение «Найди свое имя»

-  упражнение «Сколько мальчиков и девочек»

(посчитать на иллюстрации мальчиков и девочек, мужчин и женщин)

- игра «Определи возраст»

(найти на иллюстрации стариков, взрослых, детей)

- игра «Чей голос»

(дети закрывают глаза и определяют, чей слышат голос)

- игра «Кто я такой»

(дети должны назвать свое имя, пол, возраст и черты характера)

13

Тема. Мой мир: мой родной язык.

Цель: познакомить с красотой русского языка; объяснить недопустимость использования нецензурной лексики.

Оборудование: аудиозаписи речи на разных языках; аудиозаписи песен на разных языках.

- прослушивание аудиозаписи речи на разных языках; воспитатель называет языки

- беседа «Наш язык – русский»

- конкурс «Я говорю по-русски»

- чтение стихов

- пение песен

Совместное сочинение и рассказывание сказки (с помощью воспитателя)

14

Тема. Мой мир: близкие люди.

Цель: отработать модели проявления внимания к людям ближнего круга.

Оборудование: фотоальбомы группы; фотографии детей и сотрудников группы.

 - чтение стихотворения:

Центр «Сколклвский» - наш дом родной!

В нем все по правилам живут,

И, соблюдая режим дня,

Свои традиции там чтут,

И в каждой группе там семья!

Морозным зимним вечерком

Там все поделки мастерят,

Готовят вместе, вяжут, шьют,

О взрослой жизни говорят.

- упражнение «Круг»

- беседа о группе «Самые близкие люди»

- упражнение «Назови имя»

(имена сотрудников группы)

- коллективная аппликация «Близкие люди» (наклеить на лист приготовленные заранее фотографии или нарисованные автопортреты детей и сотрудников)

- игра «Узнай меня» (с завязанными глазами угадать на ощупь ребенка)

- повторение стих-ия

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная семья!

15

Тема. Мой мир: мои друзья.

Цель: уточнить понятия «друг», «знакомый», «дружба».

Оборудование: фотоальбомы группы; мяч.

- чтение стихотворения (отрывок):

Дружба – это теплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души веселый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой жизнь всегда полна!

- упражнение «Круг»

- игра «Имя друга»

(все становятся в круг, передавая друг другу мяч, называют его имя)

- игра «Что любит мой друг»

(дети должны рассказать о предпочтениях своего друга)

- рисование букета для друга

Игра «Улыбка»

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

16

Тема. Мой мир: хорошие и плохие поступки.

Цель: научить различать хорошие и плохие поступки.

Оборудование: видеозапись мультфильма «На задней парте»; мяч.

- просмотр мультфильма «На задней парте»

- беседа по содержанию мультфильма

- повторение правил поведения в школе, группе, за приемом пищи, в спальне

- игра «Цепочка»

(дети встают в ряд, передают друг другу мячик и называют хороший поступок)

17

Тема. Мой мир: вежливость.

Цель: повторить вежливые слова и отработать их использование.

Оборудование: таблички с вежливыми словами (из стихотворения).

- чтение стихотворения «Вежливые слова»:

Встретив Зайку, Ёж-сосед

Говорит ему «..» (Привет!)

А сосед его ушастый

Отвечает:«Ёжик,..» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А вовторник на прощанье

Ей сказала «..» (До свиданья!)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «..» (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькал «..» (Спасибо!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем «..» (Будь здорова!)

- беседа «Как правильно говорить вежливые слова»

- рисование «Улыбка»

(дети рисуют лица без рта, передают другому и рисуют на лице улыбку)

- тренинг «Говорю вежливые слова»

18

Тема. Среди сверстников: мальчики и девочки.

Цель: познакомить с особенностями и различием мальчиков и девочек.

Оборудование: запись песни «Из чего же сделаны наши мальчишки»; фото девочек и мальчиков; раскраски с изображением девочек и мальчиков.

 - прослушивание песни «Из чего же сделаны наши мальчишки»

- игра «Девочки и мальчики»

(разложить отдельно фото девочек и мальчиков)

- викторина «Девочки и мальчики»

имена девочек и мальчиков

одежда девочек и мальчиков

игры девочек и мальчиков

- игра «Разрешите познакомиться»

Рисование (раскрашивание) девочки и мальчика

19

Тема. Среди сверстников: дружба.

Цель: научить проявлять дружеское расположение к окружающим воспитанника сверстников.

Оборудование: запись песни «Вот что значит настоящий верный друг»; посуда и сладости для чаепития.

 Игра «Улыбка»

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- чаепитие друзей

- танец под аккомпанемент песни «Вот что значит настоящий верный друг»

20

Тема. Среди сверстников: плохое и хорошее настроение.

Цель: отработать модель доброжелательного поведения; объяснить необходимость не демонстрировать негативные эмоции.

Оборудование: наборы пиктограмм «Улыбка» и «Грусть».

- игра «Улыбка»

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- беседа о хорошем и плохом настроении

- игра «Улыбка-грусть»

(воспитатель ставит задачи, а дети поднимают нужную пиктограмму):

Я заболел

Встретил друга

День рождения, гости

День рождения, забыли

Друг заболел

Друг выздоровел

Новая игра    и т.д.

- чтение стихотворения:

Утром ранним поднимаясь,

Собираясь в добрый путь,

Умываясь, наряжаясь,

Ты улыбку не забудь

21

Тема. Среди сверстников: драчуны.

Цель: познакомить с опасными последствиями драк.

Оборудование: Презентация «Опасные драки».

- чтение стихотворения:

Жили-были два кота –

Восемь лапок. Два хвоста.

Подрались между собой

серые коты,

Поднялись у них трубой

серые хвосты.

Бились днем и ночью,

Прочь летели клочья.

И остались у котов

Только кончики хвостов.

Видите ли, братцы,

Как опасно драться

- беседа об опасностях драк

(по презентации)

- правила, которые помогают жить мирно.

  1. Соблюдай правила.
  2. Не смейся над товарищами.
  3. Не жадничай.
  4. Уступай.
  5. Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты

- тренинг «Попроси вежливо»

- разучивание «мирилки»:

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,

И я больше не дерусь,

Ну, а если подерусь,

В грязной луже окажусь

22

Тема. Среди сверстников: хвастунишки.

Цель: объяснить, что такое хвастовство, влияние этого качества на окружающих.

Оборудование: запись мультфильма «Зайчишка-хвастунишка».

 - кто так говорит?

- Я лучше всех читаю стих!

- А я переборю троих!

- А я перетанцую и пою, смотри на талию мою!

- Зато я знаю больше всех!

- А у меня приятней смех!

- А я в Египте был 5 раз!

- Но дом красивее у нас!

 

- диалоги:

(научить спрашивать и рассказывать о своих достижениях)

Ты умеешь рисовать?

Ты любишь играть в конструктор?

Расскажи, что ты делал(а) в школе?

Ты умеешь кататься на велосипеде (самокате)?

- просмотр мультфильма «Зайчишка-хвастунишка»

- беседа по содержанию мультфильма

23

Тема. Среди сверстников: умение мириться.

Цель: отработать приемы примирения.

Оборудование: запись песни кота Леопольда «Я иду и пою обо всем хорошем».

- прослушивание песни кота Леопольда «Я иду и пою обо всем хорошем»

- задать вопрос: Кто из вас недавно ссорился? Сегодня мы будем учиться мириться

- беседа «Нужно мириться»

(учить просить прощение и прощать)

- разучивание «мирилки»

Чтобы солнце улыбалось.

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Дай скорей мизинчик твой,

Зацепи скорей за мой.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы с тобой друзья опять!

Тренинг «Давай помиримся»

(встать в круг и взяться за руки)

Руку за руку крепко возьмем!

Раньше ругались – теперь ни почем!

24

Тема. Среди сверстников: я не жадный.

Цель: научить детей не быть жадными, делиться друг с другом.

Оборудование: запись мультфильма «Жила-была Принцесса-Жадина».

 Чтение стихотворения:

- Гриша, Гриша! Дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь!

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь!

- Гриша, Гриша! Дай резинку.

- Ты откусишь половинку!

- Гриша, Гриша! Дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил!

- Как называются такие люди?

- беседа «Я не жадный»

- тренинг «Учись делиться»

(построить диалог:

- Дай, пожалуйста…..!

- Возьми!

- Спасибо!)

- просмотр мультфильма «Жила-была Принцесса-Жадина»

25

Тема. Среди сверстников: умение помогать.

Цель: познакомить с ситуациями, когда необходимо оказывать помощь сверстникам.

Оборудование: презентация «Я - помощник».

- прослушивание песни «Вот что значит настоящий верный друг»

Беседа «Когда нужно помогать?»

(С использованием презентации)

- помогай дома

- помогай в школе

- помогай на улице

- помоги, если кому-то грустно

Игра «Улыбка»

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

26

Тема. Мир взрослых: от рождения до старости.

Цель: научить определять возраст людей и правильно его называть.

Оборудование: картинки с изображением людей в разном возрасте; фотографии детей и сотрудников в разном возрасте; раскраски с изображением людей разного возраста.

 - задание «Кто это?»

(дети должны найти свои детские фотографии)

- беседа развитии человека с использованием фотографий одного человека в разном возрасте

- игра «Назови правильно»

(дети по иллюстрации определяют и называют пол и возраст человека)

- задание «Разложи по порядку»

(разложить по порядку карточки с изображением людей разного возраста)

- раскрашивание рисунков людей разного возраста

27

Тема. Мир взрослых: создание семьи.

Цель: познакомить детей с определением семьи; с обязанностями всех членов семьи.

Оборудование: карточки с изображением мужчины, женщины, детей разного возраста и пола, пожилых мужчины и женщины; надпись СЕМЬЯ

лист ватмана; сюжетные картинки (магазин, уборка дома, приготовление пищи, игра детей, отдых на природе).

- чтение стихотворения:

Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

- беседа «Что такое семья»:

состав семьи

что объединяет людей в семье

обязанности семьи

- упражнение: подбери картинки для иллюстрации семейных дел

- изготовление плаката СЕМЬЯ

(на листе ватмана разместить надпись и карточки с изображением членов семьи)

28

Тема. Мир взрослых: выбор профессии.

Цель: познакомить детей с обязанностями работающих людей.

Оборудование: иллюстрации к профессиям.

 - чтение стихотворения:

Есть профессий очень много,

Кто-то строит нам дороги,

Повар пищу нам готовит,

Дом строитель людям строит,

Для одежды нужен ткач,

Все болезни лечит врач.

Если вдруг пожар случится,

В дверь пожарник постучится.

Школа детям как обитель,

Здесь заведует учитель.

- игра «Отгадай профессию»

(отгадать профессию по называемым действиям и найти нужную картинку)

- беседа «Обязанности людей на работе»:

хорошо выполнять свою работу;

не опаздывать;

слушать руководителя;

не ругаться

- игра «Кто это?»

(назвать профессию по картинке)

- игра «Чей предмет?»

(отгадать профессию по предмету)

29

Тема. Мир взрослых: профессии (в Центре).

Цель: познакомить детей с профессиями и профессиональными обязанностями сотрудников Центра.

Оборудование: фотографии сотрудников Центра.

- назвать по фотографии имя и должность сотрудника Центра

- беседа об обязанностях сотрудников Центра

- экскурсия по Центру

- беседа по экскурсии

30

Тема. Мир взрослых: моя будущая профессия.

Задача: познакомить с характеристиками доступных для воспитанников профессий.

Оборудование: иллюстрации к профессиям (дворник, уборщик помещений, мойщик посуды, рабочий по кухне); фото с мест работы бывших воспитанников.

 - чтение стихотворения:        

Профессий много на планете,

И все нужны, поверьте, дети!

В любом дворе трудится дворник.

А сад большой растит садовник.

И в каждом классе каждый день

Мыть пол уборщику не лень. 

- беседа «Обязанности рабочих профессий»

- беседа о бывших воспитанниках

- тренинг «Что я умею»

31

Тема. конкурс «Мир профессий».

Цель: уточнить знания воспитанников о профессиях.

Оборудование: иллюстрации к различными профессиям, разрезные картинки, иллюстрации инструментов.

- чтение стихотворения:

Конкурсные задания:

  1. Определи и назови профессии по картинкам.
  2. Определи профессию по словесной характеристике.
  3. К какой профессии относятся следующие глаголы…
  4. Назови профессии сотрудников центра.
  5. Подбери специалисту инструмент.
  6. Собери картинку – разрезанная иллюстрация профессии.

- подведение итогов конкурса.

Лётчик водит самолёт,
На такси таксис везёт,
Доктор лечит нас, людей,
Ветеринар лечит зверей,
Повар варит нам и жарит,
А актриса развлекает
Для нас и пляшет и поёт
Настроенье создаёт.
Модельеры и портнихи
Одевают всех нас лихо.
Дворник тоже нужен нам
Он убирает грязь и хлам.

Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий друг мой много
Выбирай свою дорогу
Всегда к знаниям стремись
Хорошенько ты учись.
Будет жизнь твоя чудесной
Всё в ней будет интересно,
Коль работа нравится,
То душа не мается,
Каждый день она поет
День бежит, а не идёт.

32

Тема. Мир взрослых: каким я буду взрослым.

Цель: познакомить с моделью поведения взрослого человека.

Оборудование: фотографии детей.

- игра «Закончи предложение»:

- я умею...

- я не умею...

- я хочу научиться...

- викторина «Моя профессия»:

что должен уметь дворник

что должен уметь уборщик помещений

что должен уметь мойщик посуды

что должен уметь рабочий по кухне

- тренинг «Взрослый должен»:

должен соблюдать правила и законы

должен работать

должен уметь дружить

Список литературы:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение: 2011.
  2. Лисовская, Т. В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в республике Беларусь: автореферат дис. ... доктора педагогических  наук: 13.00.03 / Лисовская Татьяна Викторовна.  – СПб, 2017.
  3. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы /С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, А.М. Царёв и др.; Под ред. А.М. Царёва. – Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.
  4. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто: 1997. 
  5. Программа «Десятилетие детства» (2018-2027 годы) /План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетие детства на период до 2027 года: утвержден Правительством РФ 27.01.2021.// Гарант: офиц.сайт. – /http://static.government.ru/media/files/3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmqCYZ361Kj0.pdf/ (дата обращения: 11.02.2021). – Текст : электронный.
  6. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта: Методическое пособие / Баранова, Т.Ф., Басангова, Б.М., Мартыненко, С.М., Шоркина, Т.Д. – ТЦ Сфера: М.: 2018.
  7. Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как основа патриотического воспитания: Методические рекомендации: Электронное издание: М., ВОО «Воспитатели России». – 2021.
  8. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью / Баранова, Т.Ф., Басангова, Б.М., Мартыненко, С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина, Т.Д. – М.: ТЦ Сфера: 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".

В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...

Статья «Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации,которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках,запахах,разных вкусах. Развитие ощущений и восприятий, представлен...