Статья: Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ЦССВ.
статья
В настоящей работе представлена часть Программы воспитания ГБУ ЦССВ «Сколковский». Программа составлена для воспитанников с интеллектуальными нарушениями с учетом психофизических особенностей их развития. Направление «Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей», представленное в данной работе, направлено на социализацию и адаптацию детей, как процесса усвоения ими социального опыта, на развитие нравственных чувств (чести и честности, справедливости и долга, милосердия, дружелюбия, сопереживания и взаимопомощи и т.п.), формирование моделей поведения в различных жизненных ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ЦССВ.
Шоркина Татьяна Дмитриевна – учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Сколковский»
Козлова Марина Леонидовна – воспитатель ГБУ ЦССВ «Сколковский»
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» одним из показателей достижения национальных целей является «создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, определяет процесс воспитания подрастающего поколения России как «стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств», приоритетной задачей которого является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
В соответствии со Стратегией развития воспитания определены основные направления воспитательного процесса: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание), популяризация научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
В настоящей работе мы представим часть Программы воспитания ГБУ ЦССВ «Сколковский». Программа составлена для воспитанников с интеллектуальными нарушениями с учетом психофизических особенностей их развития. Направление «Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей», представленное в данной работе, направлено на социализацию и адаптацию детей, как процесса усвоения ими социального опыта, на развитие нравственных чувств (чести и честности, справедливости и долга, милосердия, дружелюбия, сопереживания и взаимопомощи и т.п.), формирование моделей поведения в различных жизненных ситуациях. Программный материал составлен на основе следующих целевых ориентиров:
- Развитие доброжелательности, умения проявлять сопереживание, готовность оказывать помощь; формирование неприятия причинения физического и морального вреда людям.
- Развитие умения оценить поступки с позиции их соответствия нравственным нормам.
- Формирование понимания ответственности за свои поступки.
- Формирование понимание роли семьи/приёмной семьи и родителей в жизни ребёнка, в создании его благополучного будущего.
- Формирование уважительного отношения к ровесникам и людям старшего поколения.
При выборе видов, форм, методов и приемов работы необходимо учитывать особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями. Замедленность и неточность восприятия, трудности запоминания и воспроизведения изученного материала, незначительная способность к концентрации, переключения внимания, крайне низкий уровень сформированности мышления предполагает использовать при работе в значительной мере наглядно-действенные, практические методы работы. Для запоминания какой-либо информации, её нужно несколько раз повторить в разных ситуациях и обстоятельствах. Любой учебный материал лучше усваивается при воздействии на максимальное количество анализаторов и в сочетании различных педагогических приемов. Небольшой теоретический материал должен подкрепляться визуальным, при возможности слуховым, тактильным и другим изучением предмета. Полученную информацию детей необходимо научить использовать в практической деятельности – в реальной или в специально созданной ситуации.
Духовно-нравственное воспитание на основе российских традиционных ценностей относится к познавательному виду воспитательной работы и включает в себя определенный объем теоретических знаний. Также необходимо использовать наглядные формы работы (посещение выставок, музеев, просмотр видеороликов, фильмов, презентаций и проч.) и практические (общественно-полезная деятельность, прикладное творчество, социальные и деловые игры, участие в праздниках и проч.)
По итогам изучения учебного материала воспитанники должны:
- Самостоятельно соблюдать нормы поведения в привычных ситуациях; в нестандартных ситуациях необходима словесная помощь, разъяснение взрослого.
- С помощью воспитателя называть поступки, за которые можно лишиться свободы.
- Понимать необходимость оказывать помощь младшим и старшим.
- Называть примеры своих и чужих хороших поступков.
- Уметь проявлять дружеское расположение к сверстникам и уважительное к людям старшего поколения.
- Называть хорошие и плохие поступки.
- С помощью воспитателя давать оценку поступкам окружающих.
Программа воспитания ГБУ ЦССВ «Сколковский» создает целостную систему воспитательной и коррекционно-развивающей работы, проводимой в Центре. Направления программы, целевые установки и задачи обеспечивают развитие всех видов деятельности ребенка, формирование жизненных компетенций, необходимых для их максимальной включенности в социум, способствует духовно-нравственному, всестороннему развитию воспитанников, их адаптации и социальному становлению в обществе.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование занятий (32 часа)
№ п/п | Темы | Цели |
1 | Мои права и обязанности. Введение. | Познакомить с правами и обязанностями гражданина России. |
2 | Мои права: мои имя и гражданство. | Познакомить с правом на имя и гражданство. |
3 | Мои права: я учусь. | Познакомить с правом на образование. |
4 | Мои права: меня защищают. | Познакомить с правом гражданина на защиту. |
5 | Мои права: меня лечат. | Познакомить с правом гражданина на медицинское обслуживание. |
6 | Мои права: я отдыхаю. | Познакомить с правом гражданина на отдых и досуг. |
7 | Мои обязанности: я должен хорошо учиться. | Познакомить с обязанностью гражданина получить образование. |
8 | Мои обязанности: я должен соблюдать правила поведения. | Познакомить с обязанностью гражданина соблюдать нормы поведения. |
9 | Мои обязанности: я должен слушаться старших. | Познакомить с обязанностью детей слушаться окружающих воспитанника взрослых. |
10 | Мои обязанности: я должен помогать младшим и старшим. | Познакомить с ситуациями, в которых необходимо оказывать помощь людям младшего и старшего возраста. |
11 | Мои права и обязанности (в соответствии с возрастом). | Познакомить детей с правами, обязанностями и ответственностью за нарушения в соответствии с возрастом. |
12 | Мой мир: кто я такой. | Познакомить с основными психологическими характеристиками человека. |
13 | Мой мир: мой родной язык. | Познакомить с красотой русского языка; объяснить недопустимость использования нецензурной лексики. |
14 | Мой мир: близкие люди. | Отработать модели проявления внимания к людям ближнего круга. |
15 | Мой мир: мои друзья. | Уточнить понятия «друг», «знакомый», «дружба». |
16 | Мой мир: хорошие и плохие поступки. | Научить различать хорошие и плохие поступки. |
17 | Мой мир: вежливость. | Повторить вежливые слова и отработать их использование. |
18 | Среди сверстников: мальчики и девочки. | Познакомить с особенностями и различием мальчиков и девочек. |
19 | Среди сверстников: одноклассники (воспитанники одной группы). | Научить проявлять дружеское расположение к окружающим воспитанника сверстников. |
20 | Среди сверстников: плохое и хорошее настроение. | Отработать модель доброжелательного поведения; объяснить необходимость не демонстрировать негативные эмоции. |
21 | Среди сверстников: драчуны. | Познакомить с опасными последствиями драк. |
22 | Среди сверстников: хвастунишки. | Объяснить, что такое хвастовство, влияние этого качества на окружающих. |
23 | Среди сверстников: умение мириться. | Отработать ситуации и приемы примирения. |
24 | Среди сверстников: я не жадный. | Научить детей не быть жадными, делиться друг с другом. |
25 | Среди сверстников: умение помогать. | Познакомить с ситуациями, когда необходимо оказывать помощь сверстникам. |
26 | Мир взрослых: от рождения до старости. | Научить определять возраст людей и правильно его называть. |
27 | Мир взрослых: создание семьи. | Познакомить детей с определением семьи; с обязанностями всех членов семьи. |
28 | Мир взрослых: выбор профессии. | Познакомить детей с обязанностями работающих людей. |
29 | Мир взрослых: профессии (в Центре). | Познакомить детей с профессиями и обязанностями сотрудников Центра. |
30 | Мир взрослых: моя будущая профессия. | Познакомить с характеристиками доступных для воспитанников профессий. |
31 | Конкурс «Мир профессий» | Уточнить знания воспитанников о профессиях. |
32 | Мир взрослых: каким я буду взрослым. | Познакомить с моделью поведения взрослого человека. |
Приложение 2
Ежедневные планы занятий (32 часа)
№ п/п Дата | Мотивирование воспитанников | Задания по теме | Закрепление | |||||
1 | Тема. Мои права и обязанности. Введение. Цель: познакомить с правами и обязанностями гражданина России. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности». | |||||||
- чтение стихотворения: Едва на свет ты появился И приоткрыл свои глаза, Немного миру подивился – Ты получил свои права: Права на счастье и улыбки, Права на новый светлый день, Права на глупости, ошибки, Права на озорных друзей. Права на игры и желанья, Права на знания и смех, Права на то, чтоб быть ребенком И отличаться от других Права на улице гулять, Права с ровесником играть, Права лечиться, заболев, Права заботиться о всех. Но есть один большой урок – Ты должен уважать права других! | - беседа по иллюстрированному пособию «Мои права и обязанности» | - упражнение «Найди нужную картинку» (воспитатель называет право или обязанность, воспитанник должен показать нужную иллюстрацию) | ||||||
2 | Тема. Мои права: мои имя и гражданство. Цель: познакомить с правом на имя и гражданство. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; куклы; свидетельство о рождении; паспорт; макет паспорта. | |||||||
- игра «Давайте познакомимся!» (воспитанники называют друг другу свои имя и фамилию; воспитатель помогает) | - беседа «Имя и гражданство» - упражнение «Назови свое имя и фамилию» - упражнение «Назови свое гражданство» - изучение документов | - игра «Плачущие куклы» (куклы плачут, потому что у них не имен. Давайте их назовем – каждую своим именем) - заполнение макета паспорта | ||||||
3 | Тема. Мои права: я учусь. Цель: познакомить с правом гражданина на образование. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; запись песни «Учат в школе»; ящик со школьными предметами; фотоальбом об учебе. | |||||||
- игра «Посылка» (ящик со школьными предметами) | - загадки о школьных предметах (из посылки) - беседа «Любимые предметы в школе» - игра-соревнование «Собираем рюкзак в школу (колледж)» | - прослушивание песни «Учат в школе» - просмотр фотографий из школы и колледжа | ||||||
4 | Тема. Мои права: меня защищают. Цель: познакомить с правом гражданина на защиту. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; кукла; фото воспитателя, полицейского. | |||||||
Игровое упражнение «Кто поможет Маше». Кто поможет, если: - Маша заблудилась… - Машу обижают… - Маша потеряла… | Беседа: - защита дома - защита на улице | Упражнение «Кто нас защищает» (выбрать по ситуации нужное фото: воспитатель, полицейский) | ||||||
5 | Тема. Мои права: меня лечат. Цель: познакомить с правом гражданина на медицинское обслуживание. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; видеоролик «Экскурсия в медицинский кабинет». | |||||||
Чтение стихотворения: Когда головка горяча, Мы поскорей зовем врача. Болит животик перед сном – Опять врача мы позовем. Пусть гром гремит И дождь идет, Врач обязательно придет! Врач – наш хороший, Верный друг, Он вылечит любой недуг. | Беседа: - кто нас лечит в Центре - кто нас лечит в городе - где продаются лекарства | Фильм «Экскурсия в медицинский кабинет» | ||||||
6 | Тема. Мои права: я отдыхаю. Цель: познакомить с правом гражданина на отдых и досуг. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; иллюстрации об активном и пассивном отдыхе; предметы для отдыха на море; предметы для отдыха дома; фотоальбом об отдыхе детей; аудиозапись шума моря, пения птиц, шума города. | |||||||
Игра «Что понравилось?» (дети поднимают руку, если понравилось называемое действие) - купаться в море - ходить в музей - скучать - идти в поход - играть в конструктор - болеть - рисовать | - беседа «Как можно отдыхать» - игра «Выбери отдых» (выбрать предметы для похода и для домашнего отдыха) - игра «Отправляемся в путешествие» (отгадать место отдыха по аудиозаписи) | - просмотр фотоальбома, комментирование фотографий | ||||||
7 | Тема. Мои обязанности: я должен хорошо учиться. Цель: познакомить с обязанностью гражданина получить образование. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; учебные предметы; предметные картинки по теме. | |||||||
- чтение стихотворения: Ребенок обязан – По хозяйству помогать, Хорошо учиться, Никого не обижать, Не грубить, не драться, Спортом заниматься, Вежливым и добрым быть, И, конечно, всех любить! | - беседа «Зачем мы ходим в школу»; - игра «Что лишнее?» (убрать картинки, не относящиеся к учебе); - правила поведения в школе. | Рисование (раскрашивание) предмета для школы | ||||||
8 | Тема. Мои обязанности: я должен соблюдать правила поведения. Цель: познакомить с обязанностью гражданина соблюдать нормы поведения. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; разрезные картинки по теме. | |||||||
- чтение стихотворения: Хорошо быть девочкой, Хорошо быть мальчиком, Хорошо быть мишкой, Хорошо быть зайчиком, Хорошо быть маленьким, Хорошо – большим, Только бы неглупым, Только бы не злым! | - игра «Что неправильно» (разбор ситуаций) ребенок дерется; ребенок обзывается; ребенок ломает игрушки; ребенок рвет одежду. - упражнение «Назови хорошие поступки»; - игра: «Будь внимательным» (сказать: «Да», когда назовут хороший поступок, «Нет» - плохой). | Разрезные картинки по теме | ||||||
9 | Тема. Мои обязанности: я должен слушаться старших. Цель: познакомить с обязанностью детей слушаться окружающих воспитанника взрослых. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; сказка С.Михалкова «Праздник непослушания». | |||||||
- игра «Слушаюсь-не слушаюсь» (дети поднимают руку, если они соглашаются слушаться взрослого): Убери свои вещи! Выключи телевизор! Постирай свои носки! Прекрати ругаться! Не разбрасывай игрушки! | - Комментированное чтение отрывков из сказки С.Михалкова «Праздник непослушания» | Игра «Праздник послушания» (воспитатель дает инструкции-задания, а дети их выполняют) | ||||||
10 | Тема. Мои обязанности: я должен помогать младшим и старшим. Цель: познакомить с ситуациями, в которых необходимо оказывать помощь людям младшего и старшего возраста. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности»; предметы для конкурса. | |||||||
Чтение стихотворения (адаптированное): Я, как мама, не люблю в доме беспорядка. Одеяло расстелю ровненько да гладко. Свои мягкие подушки ровно положу. Полюбуйтесь-ка, игрушки, на работу на мою! | - Беседа «Обязанность ПОМОГАТЬ» - Конкурс «Лучший помощник»: - сложить игрушки - убрать кровать - постирать носки - помочь застегнуть рубашку | Подведение итогов конкурса. | ||||||
11 | Тема. Мои права и обязанности (в соответствии с возрастом). Цель: познакомить детей с правами, обязанностями и ответственностью за нарушения в соответствии с возрастом. Оборудование: набор иллюстраций «Мои права и обязанности». | |||||||
С 10 лет добавляются права:
ответственность:
С 14 лет добавляются права:
обязанности:
ответственность:
С 16 лет добавляются права:
ответственность:
С 17 лет добавляется обязанность:
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность. | ||||||||
12 | Тема. Мой мир: кто я такой. Цель: познакомить с основными психологическими характеристиками человека. Оборудование: фотоальбомы группы; иллюстрации с группами людей и детей; таблички с именами детей. | |||||||
- игра «Найди себя, найди друга» (по фотографиям дети находят себя и называемых воспитателем детей). | - упражнение «Найди свое имя» - упражнение «Сколько мальчиков и девочек» (посчитать на иллюстрации мальчиков и девочек, мужчин и женщин) - игра «Определи возраст» (найти на иллюстрации стариков, взрослых, детей) - игра «Чей голос» (дети закрывают глаза и определяют, чей слышат голос) | - игра «Кто я такой» (дети должны назвать свое имя, пол, возраст и черты характера) | ||||||
13 | Тема. Мой мир: мой родной язык. Цель: познакомить с красотой русского языка; объяснить недопустимость использования нецензурной лексики. Оборудование: аудиозаписи речи на разных языках; аудиозаписи песен на разных языках. | |||||||
- прослушивание аудиозаписи речи на разных языках; воспитатель называет языки | - беседа «Наш язык – русский» - конкурс «Я говорю по-русски» - чтение стихов - пение песен | Совместное сочинение и рассказывание сказки (с помощью воспитателя) | ||||||
14 | Тема. Мой мир: близкие люди. Цель: отработать модели проявления внимания к людям ближнего круга. Оборудование: фотоальбомы группы; фотографии детей и сотрудников группы. | |||||||
- чтение стихотворения: Центр «Сколклвский» - наш дом родной! В нем все по правилам живут, И, соблюдая режим дня, Свои традиции там чтут, И в каждой группе там семья! Морозным зимним вечерком Там все поделки мастерят, Готовят вместе, вяжут, шьют, О взрослой жизни говорят. - упражнение «Круг» | - беседа о группе «Самые близкие люди» - упражнение «Назови имя» (имена сотрудников группы) - коллективная аппликация «Близкие люди» (наклеить на лист приготовленные заранее фотографии или нарисованные автопортреты детей и сотрудников) | - игра «Узнай меня» (с завязанными глазами угадать на ощупь ребенка) - повторение стих-ия Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная семья! | ||||||
15 | Тема. Мой мир: мои друзья. Цель: уточнить понятия «друг», «знакомый», «дружба». Оборудование: фотоальбомы группы; мяч. | |||||||
- чтение стихотворения (отрывок): Дружба – это теплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души веселый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой жизнь всегда полна! - упражнение «Круг» | - игра «Имя друга» (все становятся в круг, передавая друг другу мяч, называют его имя) - игра «Что любит мой друг» (дети должны рассказать о предпочтениях своего друга) - рисование букета для друга | Игра «Улыбка» Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | ||||||
16 | Тема. Мой мир: хорошие и плохие поступки. Цель: научить различать хорошие и плохие поступки. Оборудование: видеозапись мультфильма «На задней парте»; мяч. | |||||||
- просмотр мультфильма «На задней парте» | - беседа по содержанию мультфильма - повторение правил поведения в школе, группе, за приемом пищи, в спальне | - игра «Цепочка» (дети встают в ряд, передают друг другу мячик и называют хороший поступок) | ||||||
17 | Тема. Мой мир: вежливость. Цель: повторить вежливые слова и отработать их использование. Оборудование: таблички с вежливыми словами (из стихотворения). | |||||||
- чтение стихотворения «Вежливые слова»: Встретив Зайку, Ёж-сосед Говорит ему «..» (Привет!) А сосед его ушастый Отвечает:«Ёжик,..» (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А вовторник на прощанье Ей сказала «..» (До свиданья!) Неуклюжий пёсик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «..» (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькал «..» (Спасибо!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем «..» (Будь здорова!) | - беседа «Как правильно говорить вежливые слова» - рисование «Улыбка» (дети рисуют лица без рта, передают другому и рисуют на лице улыбку) | - тренинг «Говорю вежливые слова» | ||||||
18 | Тема. Среди сверстников: мальчики и девочки. Цель: познакомить с особенностями и различием мальчиков и девочек. Оборудование: запись песни «Из чего же сделаны наши мальчишки»; фото девочек и мальчиков; раскраски с изображением девочек и мальчиков. | |||||||
- прослушивание песни «Из чего же сделаны наши мальчишки» | - игра «Девочки и мальчики» (разложить отдельно фото девочек и мальчиков) - викторина «Девочки и мальчики» имена девочек и мальчиков одежда девочек и мальчиков игры девочек и мальчиков - игра «Разрешите познакомиться» | Рисование (раскрашивание) девочки и мальчика | ||||||
19 | Тема. Среди сверстников: дружба. Цель: научить проявлять дружеское расположение к окружающим воспитанника сверстников. Оборудование: запись песни «Вот что значит настоящий верный друг»; посуда и сладости для чаепития. | |||||||
Игра «Улыбка» Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | - чаепитие друзей | - танец под аккомпанемент песни «Вот что значит настоящий верный друг» | ||||||
20 | Тема. Среди сверстников: плохое и хорошее настроение. Цель: отработать модель доброжелательного поведения; объяснить необходимость не демонстрировать негативные эмоции. Оборудование: наборы пиктограмм «Улыбка» и «Грусть». | |||||||
- игра «Улыбка» Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | - беседа о хорошем и плохом настроении - игра «Улыбка-грусть» (воспитатель ставит задачи, а дети поднимают нужную пиктограмму): Я заболел Встретил друга День рождения, гости День рождения, забыли Друг заболел Друг выздоровел Новая игра и т.д. | - чтение стихотворения: Утром ранним поднимаясь, Собираясь в добрый путь, Умываясь, наряжаясь, Ты улыбку не забудь | ||||||
21 | Тема. Среди сверстников: драчуны. Цель: познакомить с опасными последствиями драк. Оборудование: Презентация «Опасные драки». | |||||||
- чтение стихотворения: Жили-были два кота – Восемь лапок. Два хвоста. Подрались между собой серые коты, Поднялись у них трубой серые хвосты. Бились днем и ночью, Прочь летели клочья. И остались у котов Только кончики хвостов. Видите ли, братцы, Как опасно драться | - беседа об опасностях драк (по презентации) - правила, которые помогают жить мирно.
- тренинг «Попроси вежливо» | - разучивание «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь, Ну, а если подерусь, В грязной луже окажусь | ||||||
22 | Тема. Среди сверстников: хвастунишки. Цель: объяснить, что такое хвастовство, влияние этого качества на окружающих. Оборудование: запись мультфильма «Зайчишка-хвастунишка». | |||||||
- кто так говорит? - Я лучше всех читаю стих! - А я переборю троих! - А я перетанцую и пою, смотри на талию мою! - Зато я знаю больше всех! - А у меня приятней смех! - А я в Египте был 5 раз! - Но дом красивее у нас!
| - диалоги: (научить спрашивать и рассказывать о своих достижениях) Ты умеешь рисовать? Ты любишь играть в конструктор? Расскажи, что ты делал(а) в школе? Ты умеешь кататься на велосипеде (самокате)? | - просмотр мультфильма «Зайчишка-хвастунишка» - беседа по содержанию мультфильма | ||||||
23 | Тема. Среди сверстников: умение мириться. Цель: отработать приемы примирения. Оборудование: запись песни кота Леопольда «Я иду и пою обо всем хорошем». | |||||||
- прослушивание песни кота Леопольда «Я иду и пою обо всем хорошем» - задать вопрос: Кто из вас недавно ссорился? Сегодня мы будем учиться мириться | - беседа «Нужно мириться» (учить просить прощение и прощать) - разучивание «мирилки» Чтобы солнце улыбалось. Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей И мириться нам скорей! Дай скорей мизинчик твой, Зацепи скорей за мой. Раз, два, три, четыре, пять – Мы с тобой друзья опять! | Тренинг «Давай помиримся» (встать в круг и взяться за руки) Руку за руку крепко возьмем! Раньше ругались – теперь ни почем! | ||||||
24 | Тема. Среди сверстников: я не жадный. Цель: научить детей не быть жадными, делиться друг с другом. Оборудование: запись мультфильма «Жила-была Принцесса-Жадина». | |||||||
Чтение стихотворения: - Гриша, Гриша! Дай мне нож. - Ты обратно не вернешь! - Дай-ка, Гриша, карандаш. - Ты обратно не отдашь! - Гриша, Гриша! Дай резинку. - Ты откусишь половинку! - Гриша, Гриша! Дай чернил. - Ты бы сбегал и купил! - Как называются такие люди? | - беседа «Я не жадный» - тренинг «Учись делиться» (построить диалог: - Дай, пожалуйста…..! - Возьми! - Спасибо!) | - просмотр мультфильма «Жила-была Принцесса-Жадина» | ||||||
25 | Тема. Среди сверстников: умение помогать. Цель: познакомить с ситуациями, когда необходимо оказывать помощь сверстникам. Оборудование: презентация «Я - помощник». | |||||||
- прослушивание песни «Вот что значит настоящий верный друг» | Беседа «Когда нужно помогать?» (С использованием презентации) - помогай дома - помогай в школе - помогай на улице - помоги, если кому-то грустно | Игра «Улыбка» Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | ||||||
26 | Тема. Мир взрослых: от рождения до старости. Цель: научить определять возраст людей и правильно его называть. Оборудование: картинки с изображением людей в разном возрасте; фотографии детей и сотрудников в разном возрасте; раскраски с изображением людей разного возраста. | |||||||
- задание «Кто это?» (дети должны найти свои детские фотографии) | - беседа развитии человека с использованием фотографий одного человека в разном возрасте - игра «Назови правильно» (дети по иллюстрации определяют и называют пол и возраст человека) - задание «Разложи по порядку» (разложить по порядку карточки с изображением людей разного возраста) | - раскрашивание рисунков людей разного возраста | ||||||
27 | Тема. Мир взрослых: создание семьи. Цель: познакомить детей с определением семьи; с обязанностями всех членов семьи. Оборудование: карточки с изображением мужчины, женщины, детей разного возраста и пола, пожилых мужчины и женщины; надпись СЕМЬЯ лист ватмана; сюжетные картинки (магазин, уборка дома, приготовление пищи, игра детей, отдых на природе). | |||||||
- чтение стихотворения: Мне бабушка сказку расскажет, А дед мне подарит рубанок, А папа возьмёт на рыбалку, А мама, склоняясь над кроваткой, | - беседа «Что такое семья»: состав семьи что объединяет людей в семье обязанности семьи - упражнение: подбери картинки для иллюстрации семейных дел | - изготовление плаката СЕМЬЯ (на листе ватмана разместить надпись и карточки с изображением членов семьи) | ||||||
28 | Тема. Мир взрослых: выбор профессии. Цель: познакомить детей с обязанностями работающих людей. Оборудование: иллюстрации к профессиям. | |||||||
- чтение стихотворения: Есть профессий очень много, Кто-то строит нам дороги, Повар пищу нам готовит, Дом строитель людям строит, Для одежды нужен ткач, Все болезни лечит врач. Если вдруг пожар случится, В дверь пожарник постучится. Школа детям как обитель, Здесь заведует учитель. | - игра «Отгадай профессию» (отгадать профессию по называемым действиям и найти нужную картинку) - беседа «Обязанности людей на работе»: хорошо выполнять свою работу; не опаздывать; слушать руководителя; не ругаться - игра «Кто это?» (назвать профессию по картинке) | - игра «Чей предмет?» (отгадать профессию по предмету) | ||||||
29 | Тема. Мир взрослых: профессии (в Центре). Цель: познакомить детей с профессиями и профессиональными обязанностями сотрудников Центра. Оборудование: фотографии сотрудников Центра. | |||||||
- назвать по фотографии имя и должность сотрудника Центра | - беседа об обязанностях сотрудников Центра - экскурсия по Центру | - беседа по экскурсии | ||||||
30 | Тема. Мир взрослых: моя будущая профессия. Задача: познакомить с характеристиками доступных для воспитанников профессий. Оборудование: иллюстрации к профессиям (дворник, уборщик помещений, мойщик посуды, рабочий по кухне); фото с мест работы бывших воспитанников. | |||||||
- чтение стихотворения: Профессий много на планете, И все нужны, поверьте, дети! В любом дворе трудится дворник. А сад большой растит садовник. И в каждом классе каждый день Мыть пол уборщику не лень. | - беседа «Обязанности рабочих профессий» - беседа о бывших воспитанниках | - тренинг «Что я умею» | ||||||
31 | Тема. конкурс «Мир профессий». Цель: уточнить знания воспитанников о профессиях. Оборудование: иллюстрации к различными профессиям, разрезные картинки, иллюстрации инструментов. | |||||||
- чтение стихотворения: | Конкурсные задания:
| - подведение итогов конкурса. | ||||||
Лётчик водит самолёт, | Все профессии важны, | |||||||
32 | Тема. Мир взрослых: каким я буду взрослым. Цель: познакомить с моделью поведения взрослого человека. Оборудование: фотографии детей. | |||||||
- игра «Закончи предложение»: - я умею... - я не умею... - я хочу научиться... | - викторина «Моя профессия»: что должен уметь дворник что должен уметь уборщик помещений что должен уметь мойщик посуды что должен уметь рабочий по кухне | - тренинг «Взрослый должен»: должен соблюдать правила и законы должен работать должен уметь дружить | ||||||
Список литературы:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение: 2011.
- Лисовская, Т. В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в республике Беларусь: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.03 / Лисовская Татьяна Викторовна. – СПб, 2017.
- Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы /С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, А.М. Царёв и др.; Под ред. А.М. Царёва. – Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто: 1997.
- Программа «Десятилетие детства» (2018-2027 годы) /План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетие детства на период до 2027 года: утвержден Правительством РФ 27.01.2021.// Гарант: офиц.сайт. – /http://static.government.ru/media/files/3WkqE4GAwQXaIGxpAipFLmqCYZ361Kj0.pdf/ (дата обращения: 11.02.2021). – Текст : электронный.
- Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта: Методическое пособие / Баранова, Т.Ф., Басангова, Б.М., Мартыненко, С.М., Шоркина, Т.Д. – ТЦ Сфера: М.: 2018.
- Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как основа патриотического воспитания: Методические рекомендации: Электронное издание: М., ВОО «Воспитатели России». – 2021.
- Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью / Баранова, Т.Ф., Басангова, Б.М., Мартыненко, С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина, Т.Д. – М.: ТЦ Сфера: 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Статья: "Формирование духовно-нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста, посредствам художественной литературы".
В статье дано описание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию духовно-нравственного сознания, посредством художественной литературы....
Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра
В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...

Статья «Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации,которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках,запахах,разных вкусах. Развитие ощущений и восприятий, представлен...
Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"
Коррекционная педагогика...
