Статья: Комплексные занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
статья
В этой статье я постаралась показать возможности взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя, как можно повысить результативность работы с ребенком с ТМНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Козлова М.Л. – воспитатель |
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(из опыта работы)
Когда мы говорим о ребенке с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в первую очередь мы говорим о проблемах, связанных с его развитием, воспитанием и адаптацией, о барьерах, возникающих на пути такого ребенка, а также о путях и способах их преодоления. Учитель-дефектолог, работая с ребенком с ТМНР, должен не только обнажить трудности, но и показать потенциальные возможности ребенка, дать в руки инструментарий воспитателям, работающим с такими детьми.
В этой статье я постараюсь показать возможности взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя, как можно повысить результативность работы с ребенком с ТМНР.
Взаимодействие и собственно работа с ребенком начинается с его изучения, определения уровня его развития и ресурсов, на которые можно в дальнейшем опереться. Обследование позволит дефектологу увидеть проблемы в развитии, обозначить коррекционно-развивающий маршрут, подобрать методы и приемы работы. Работающий с ребенком воспитатель может помочь дефектологу как в организации обследования, так и в осуществлении объективной оценки его результатов.
В результате изучения психических функций, когнитивной, сенсорно-перцептивной, игровой деятельности, уровня развития связной речи и коммуникативности, социального развития, мелкой моторики дают возможность выбрать оптимальный образовательный маршрут для ребенка с ТМНР. Учителя-дефектологи и воспитатели ЦССВ «Сколковский» работают по составленной ими программе «Интеллектуальное и социальное развитие детей с тяжелыми формами умственной отсталости», в которой представлены 4 уровня программного материала. Для детей с ТМНР подходят 1-ый и 2-ой уровни. Именно на этих уровнях ставятся задачи, которые возможно решить в процессе работы и подобраны задания, доступные для понимания и выполнения детьми с ТМНР.
Целью занятий является коррекция и развитие психических процессов, графо-моторных навыков, совершенствование коммуникативных, игровых и социальных навыков.
В процессе занятий учитель-дефектолог решает следующие задачи:
- Развитие психических процессов:
- развитие восприятия:
- коррекция восприятия на основе развития зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных ощущений.
- формирование целостности, осмысленности, динамичности, предметности, целостности, структурности и константности восприятия;
- развитие и совершенствование у ребенка восприятия предметов, отношений, движений, пространства, времени, человека.
- развитие памяти:
- расширение возможностей непроизвольного и развитие произвольного запоминания;
- повышение точности при воспроизведении.
- развитие мышления:
- формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления;
- коррекция мышления на основе упражнений в синтезе, анализе, сравнении, обобщении.
- развитие внимания:
- расширение произвольного компонента внимания;
- повышение сосредоточенности, устойчивости, переключаемости, объема внимания.
- Развитие речи:
- развитие понимания речи;
- обогащение и уточнение активного и пассивного словаря;
- развитие связной речи;
- формирование коммуникативной функции речи.
- Развитие мелкой моторики:
- коррекция мелкой моторики на основе графо-моторных, сенсорных и игровых упражнений;
- активизация зрительно-моторной координации.
- Формирование игровой деятельности:
- обучение детей игровым действиям с игрушками и предметами-заместителями;
- развитие умения выполнять последовательные предметно-игровые действия в соответствии с правилами и сюжетом игры;
- развитие умения использовать полученные умения в собственных играх.
- Социальное развитие:
- развитие осознания своего «Я»;
- развитие навыков социального взаимодействия;
- формирование навыков коммуникативного поведения;
- формирование моделей поведения в социуме;
- отработка алгоритма выполнения заданий.
Подробное знакомство воспитателей с целями и задачами занятий учителя-дефектолога, предметное изучение выбранного уровня программы значительно повышает продуктивность совместной работы.
Содержание занятий зависит от лексической темы. Тематика планируется на год. Таким образом, работая в рамках одной лексической темы, повышается вероятность усвоения ребенком изучаемого материала. Всесторонняя работа над темой позволяет задействовать все анализаторы ребенка, максимально использовать и расширить его возможности, сформировать и усвоить заложенные в этой теме знания, умения, навыки.
Для примера рассмотрим изучение с ребенком 1-го уровня развития одной из лексических тем – овощи (огурец). Для решения поставленных целей и задач, указанных выше, учителем-дефектологом подобраны следующие задания и упражнения:
Развитие психических процессов:
- зрительно-тактильное изучение огурца;
- изучение вкусовых качеств огурца;
- демонстрация изображения огурца;
- прослушивание потешек про огурец.
Развитие речи:
- фиксирование взгляда на муляже и реальном огурце;
- соотнесение внешнего вида и названия;
- доступное участие в обыгрывании текста потешки.
Развитие мелкой моторики:
- отработка ладонного захвата огурца;
- расположение на подносе огурца;
- перекладывание огурца с подноса на тарелку и наоборот.
Формирование игровой деятельности:
- игры-потешки «Огуречик, огуречик!», совместное выполнение игровых действий;
- игра «Дай огурец Зайчику» (выбрать из овощей только огурец и отдать игрушечному Зайчику).
Социальное развитие:
- выполнение заданий: «Дай огурец!», «На огурец».
Воспитатель на своих занятиях также работает над этой темой и при необходимости активно использует описанные выше игры, упражнения, задания. Это очень важный момент сотрудничества, поскольку дети с ТМНР смогут усвоить далеко не весь предложенный материал и дополнительное его повторение только увеличит эту возможность.
Ребенку с ТМНР трудно переключится на другие картинки, предметы и понять, что речь идет об одном и том же предмете, особенно на первых занятиях по теме. Большую роль играет момент узнавания – знакомая картинка, предмет, песенка вызывает у ребенка позитивные эмоции. В дальнейшем, игровой и демонстрационный материал обязательно должен расширяться и использоваться вместе с уже знакомыми играми, предметами, картинками.
Изучаемая лексическая тема звучит лейтмотивом на всех занятиях воспитателя – это знакомство с окружающим миром, лепка, рисование, аппликация, игра. Занятия продуктивной деятельностью, подвижные, ролевые, настольные игры, конструирование, речевой материал по одной лексической теме повышают познавательную, двигательную, речевую, социальную активность ребенка.
Именно совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя поможет ребенку с ТМНР лучше усвоить необходимый материал. Такое сотрудничество является взаимодополняющим и взаимообогащающим фактором для его воспитания и расширения радиуса социальной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....

Статья "Из опыта создания ресурсных классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
В данной статье рассказывается о работе нашего образовательного учреждения по введению ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016г. и созданию и функционированию классов для детей с тяжелыми м...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.
Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

«Двигательное развитие" для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития
Главной задачей занятий по двигательному развитию, является укрепление здоровья занимающихся, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневн...

Конспект урока Труд (технология) по теме "Шнуры. Свойства" по АООП ОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренным, тяжелым, глубоким нарушением интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2)
Конспект урока Труд (технология) по теме "Шнуры.Свойства"...
