Статья: Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта через обучение элементарной конструктивной деятельности
статья
В данной статье описано влияние конструктивной деятельности на усвоение ребенком с ТМНР социального опыта, формы, способа модели поведения и воспроизведение их в социальной среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта через обучение элементарной конструктивной деятельности
(из опыта работы
воспитателя ГБУ ЦССВ «Сколковский» Козловой М.Л.)
«Ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят» - это высказывание Л.С.Выготского является своеобразным девизом воспитателя, работающего с умственно отсталыми детьми. Именно через деятельность ребенок с интеллектуальным недоразвитием усваивает социальный опыт, формы, способы, модели поведения. И именно с помощью доступной деятельности такой ребенок может воспроизвести усвоенные им формы и модели поведения в социальной среде.
Как известно, наиболее доступные основные продуктивные виды деятельности для ребенка – это игра и конструирование.
Становление конструктивной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется особенностями их сенсомоторного, интеллектуального, речевого развития. Конструирование не формируется у этих детей без специальных коррекционно-развивающих условий, что обусловлено следующими причинами:
- дети не соотносят реальные предметы с их плоскостными, схематичными образами;
- отсутствует целостный образ и детальное содержание, что является причиной искаженных пространственных взаимоотношений частей предмета;
- материалами для конструирования дети действуют без учета их свойств и функционального назначения (перебирают детали, разбрасывают, грызут их);
- в попытке воспроизвести действия взрослого нагромождают элементы конструктора друг на друга без учета их свойств и качеств.
Отсутствие интереса к конструированию, непонимание функционального назначения материалов, несформированность предметных действий и пространственных ориентировок – все это свидетельствует о неспособности ребенка с интеллектуальной недостаточностью к наглядному моделированию.
Поэтому важнейшими задачами являются формирование интереса к конструированию, реализация возможностей ребенка в процессе организованной взрослым деятельности, обеспечение условиями, необходимыми для формирования конструктивных навыков, формирование первичных оптико-пространственных связей.
На первых этапах организации конструктивной деятельности важен мотив и ситуация общения, организуемая специалистами. Для создания мотивации используются различные игровые ситуации и задания. В ходе совместного выполнения игровых заданий у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие со взрослым, первичные коммуникативные умения. Он учится выражать свое эмоциональное состояние и отношение к миру, используя для этого доступные средства.
На занятиях по конструированию осуществляется развитие наглядно-образного мышления: у ребенка формируется целостное представление о предмете и его свойствах, проводится работа над пониманием и воспроизведением пространственных отношений между предметами, частями предметов, обучением анализу и способам воспроизведения конструкции.
Формирование конструктивных навыков реализуется через ознакомление ребенка с различными способами получения целостного предмета или его изображения из частей и деления целого на части; развитие оптико-пространственных связей, включающих пространственную характеристику предмета, его изображения и ориентировку в пространстве игрового поля (организация действий с предметами в заданной системе пространственных координат); составление конструкции с использованием сопряженных действий со взрослым, по подражанию, по рисунку-чертежу в виде пооперационных карт.
В ходе этой работы дети знакомятся с ритмическими рядами различной модальности на основе повторяемости, чередования составляющих их элементов. Развивается ориентировочная основа деятельности (планирование действий, анализ образца и готовой конструкции, сравнение результата с образцом), произвольное внимание и зрительная память (объем, устойчивость, переключаемость). Готовые конструкции (постройки, предметные изображения, линейные конструкции и др.) включаются в игру, рисование, речевые упражнения и прочие виды деятельности.
В качестве игровых и обучающих приемов элементы конструирования вводятся в структуру занятий по другим разделам программы. Готовые поделки используются в качестве пособий на индивидуальных занятиях, в дидактических играх, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
На занятиях дети моделируют как реально существующие, так и придуманные ими объекты, учатся находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые постройки из имеющихся элементов, деталей, предметов. В процессе работы дети учатся преобразовывать предметные отношения путем надстраивания, пристраивания, комбинирования. Очень важно, обучив ребенка какой-либо игре или отдельной операции, дать время для самостоятельного занятия. Это позволит еще глубже изучить особенности и возможности конструкторов. В совокупности конструирование дает мощный толчок для интеллектуального развития детей-инвалидов. Воспитатель повторяет название игры и ее деталей, разучивает последовательность выкладывания и постройки знакомых фигур по образцу и словесной инструкции. Воспитатель помогает воспитанникам осуществить их собственный замысел, дать название своей постройке. Большое внимание уделяется созданию игровой ситуации и общению детей во время игры.
Существует огромное количество игр для конструкторской деятельности. Это и счетные палочки, и строительный материал, и разнообразные лего, мозаики, разрезные картинки, сборно–разборные игрушки, пазлы, пластмассовые и металлические конструкторы-механики, кубики, с раскрашенными в разные цвета сторонами («Уникуб»), разнообразно разрезанные квадраты, круги и т.д. При выполнении заданий возможно использование наборов мелких игрушек, фигурок людей и животных, машинок. С помощью этих предметов дети учатся более широко использовать свои конструкции, учатся играть, общаться во время игры. Использование игрушек также помогает организовать общую игру после создания коллективной работы. Программа занятий по конструированию в большой степени зависит от наличия в группе тех или иных конструкторов.
Организация коллективных работ имеет большое значение: дети видят применение своих поделок, учатся оформлять работу и под руководством воспитателя становятся настоящими дизайнерами. На каждом занятии большое внимание уделяется организации рабочего места, санитарно-гигиеническим требованиям, соблюдению правил техники безопасности.
Конструирование тесно связано с другими учебными предметами: с ручным трудом, изобразительной деятельностью, счетом, развитием речи. Во время занятий у ребенка развивается логическое мышление, творческое воображение, а также стимулируется развитие крупной и мелкой моторики, что помогает ему во всей учебной программе.
На занятиях по конструированию ставятся следующие задачи:
- формирование интереса и положительного эмоционального отношения к этому виду деятельности;
- выполнение знакомой поделки и постройки с опорой на образец и по словесной инструкции;
- выполнение новых поделок с демонстрацией пооперационного изготовления задания;
- обучение в пользовании технологической картой при изготовлении знакомых и новых поделок;
- отработка знакомых приемов и способов работы с деталями для поделок.
- обучение самостоятельно дополнять постройки и фигуры другими предметами и игрушками и играть в созданном игровом пространстве;
- осуществление работы над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;
- воспитание аккуратности и организованности.
Во время занятий воспитатель помогает ребенку осуществлять собственные замыслы, проводит коррекционную работу по развитию тактильно-проприоцептивных, зрительных ощущений и восприятий, зрительно-двигательной координации, крупной и мелкой моторики, активного и пассивного словаря, связной речи, внимания, памяти и мышления.
В результате систематизированных занятий конструированием повышается межличностное взаимодействие. Дети учатся проявлять дружеское расположение друг к другу, принимать и оказывать помощь, уступать партнеру. Активное использование невербальных и вербальных способов общения в процессе совместной работы способствует формированию у детей коммуникативного поведения. Знание названий конструкторов и их деталей, название выполняемых поделок, фигур и построек, соблюдение правил техники безопасности развивает у воспитанников основы учебного поведения.
Игра с различными конструкторами помогает в игровой форме воспроизводить элементы социума, что создает дополнительные условия для отработки моделей общественного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...
Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности.
О особенностях развития личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности. Особенности психологического и физиологического развития....
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук».
«Коррекция мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта через развитие мелкой моторики рук»....

Развитие творческих способностей как один из ведущих факторов социализации личности учащихся с нарушением интеллекта.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаб...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».
Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...
«Интегрированная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии личности ребенка дошкольного возраста через двигательную активность»
Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...

Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта.
Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта...
