Наглядный материал по подготовке к обучению грамоте с использованием SMART Notebook
презентация к уроку

Норотова Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Звуки и буквы

Конспекты составлены по Методическим рекомендациям к демонстрационному материалу «Звуки и буквы», Е.В.Колесникова

План-конспект № 1

Звук и буква «А»

Задачи:

Дать понятие о том, что слово обозначается прямоугольником

Познакомить детей со звуком «А» - гласным звуком.

Познакомить с условным обозначением звука «А» - красный квадрат.

Познакомить с печатным написанием буквы «А».

Познакомить с «А» как знаком звука «А», не допуская смешения понятий звук и буква.

Дать понятие о том, что звук и буква «А», могут находиться в начале, середине и конце слова.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Учить интонационно выделять гласный звук в словах.

  1. Задание звук «А» (лист 1)

? Назови предметы. (Аист, мак, лиса)

? Назови звук, который слышится в каждом из этих слов. («А»)

? Назови слова ещё раз, произнося звук «А» более протяжно. (Ааист, маак, лисаа)

Объяснить детям что звук произносится и слышится.

Звук «А» произноситься плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Звук «А» называется гласным.

  1. Задание Обозначение на схеме гласных звуков

Обратить внимание детей на схемы (лист 1)

Объяснить, что слова, которые они назвали обозначены прямоугольником. Звук «А» в них изображён красным квадратом, так будем обозначать гласные звуки.

Звук «А» может находиться в начале, середине и конце слова.

? Назовите предмет, в названии которого звук «А» находится в начале - аист

? Назовите предмет, в названии которого звук «А» находится в середине - мак

? Назовите предмет, в названии которого звук «А» находится в конце – лиса.

? Покажите схемы, соответствующие этом словам.

  1. Задание Буква «А»

Объяснить детям, что у каждого звука есть письменный знак. Это буква «А». Букву пишут и видят, этим она отличаются от звука, который произносится и слышится.

Показать детям букву «А». Прочитать стихотворение про букву «А» И. Блюмкина.

«А» шагает по дорожке,

Широко расставив ножки,

Буква может убежать –

Нужно ноги ей связать.

  1. Задание Место буквы в слове (лист 2)

? Назовите изображённые предметы (аквариум, белка, шар)

Объяснить детям, что в схеме звук «А» теперь обозначен не красным квадратом, а буквой «А». Акцентировать внимание на том, что буква «А» как и звук может находиться в начале, середине и конце слова.

? Покажите схемы, соответствующие картинкам.

План-конспект № 2

Звук и буква «О»

Задачи:

Познакомить детей со звуком «О» - гласным звуком.

Познакомить с условным обозначением звука «О» - красный квадрат.

Познакомить с печатным написанием буквы «О».

Познакомить с «О» как знаком звука «О», не допуская смешения понятий звук и буква.

Дать понятие о том, что звук и буква «О», могут находиться в начале, середине и конце слова.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Учить интонационно выделять гласный звук в словах.

  1. Задание звук «О» (лист 3)

? Назови предметы. (Ослик, дом, ведро)

? Назови звук, который слышится в каждом из этих слов. («О»)

? Назови слова ещё раз, произнося звук «о» более протяжно. (Оослик, доом, ведроо)

Повторить с детьми, что звук произносится и слышится.

Можно ли назвать звук «О» гласным? – да.

Почему? (Произноситься плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.)

  1. Задание Схемы слов

? Как обозначаются схемы слов? (Прямоугольниками)

? Какие звуки на схеме обозначаются красными квадратами (Гласные)

Обратить внимание детей, что звук «О» может находиться в начале, середине и конце слова.

? Назовите предмет, в названии которого звук «О» находится в начале – ослик.

? Покажите на листе схему слова «ослик».

? Покажите схему, соответствующую картинке «дом».

? Покажите схему, соответствующую картинке «ведро».

  1. Задание Объяснить детям, что у звука «О» тоже есть своя буква. Показать букву «О» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Кольцо у мамы на руке

И обруч у гимнастки тоже,

Баранки, бублики – ну все

На букву «О» похожи.

Акцентировать внимание на то, что букву пишут и видят.

  1. Задание Место буквы в слове (лист 4)

? Назовите предметы – остров, зонт, перо.

? Определите, где в этих словах находиться звук «О» - в начале, середине и конце слова.

? Покажите схему слова, которая подходит к названию рисунка «остров». (Тоже с рисунками «зонт», «перо»)

Объяснить детям, что в схеме слов вместо красных квадратов теперь написана буква «О».

План-конспект № 3 (лист 5)

Звук и буква «О»

Задачи:

Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником.

Познакомить детей с гласным звуком «У».

Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

Познакомить с печатным написанием буквы «У».

Учить называть слова со звуком «У» в начале, середине и конце слова.

Развивать фонематический слух.

  1. Задание звук «У»

? Назови предметы. (Улитка, жук, кенгуру.)

? Назови звук, который слышится в каждом из этих слов. («У»)

? Где находится звук «У» в названии каждого предмета? (В начале, в середине, в конце)

Можно ли назвать звук «У» гласным? – да.

Почему? (Произноситься плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).

  1. Задание Дидактическое упражнение «Назови скорее»

Назовите слова, в которых звук «У» в начале – улитка, утка, утюг.

Назовите слова, в которых звук «У» в середине – лук, стул, рука, жук.

Назовите слова, в которых звук «У» в конце – хожу, несу, вверху.

  1. Задание Буква «У»

Объяснить, что у гласного звука «У» есть гласная буква «У». Показать её и прочитать стихотворение И. Блюмкина.

Жираф так сильно удивился,

Когда в пруду воды напился.

Он вдруг увидел букву «У»

В этом маленьком пруду.

Акцентировать внимание детей на том, что букву пишут и видят, а звук произносят и слышат.

  1. Задание Место буквы в слове

Показать детям схему слова «жук» и предложить назвать предмет, соответствующий схеме.

Показать детям «улитку»

? Покажите соответствующую схему.

Показать детям схему слова «кенгуру».

? Назовите предмет, подходящий к этой схеме.

План-конспект № 4 (лист 6)

Звук и буква «ы»

Задачи:

Познакомить детей с гласным звуком «ы».

Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

Познакомить с печатным написанием буквы «ы».

Дать понятие о том, что звук и буква «ы» могут находиться в середине или в конце слова.

Учить интонационно выделять звук «ы» в словах.

Развивать фонематический слух.

  1. Задание звук «ы»

? Назови предметы. (Сыр, дыня, шубы.)

? Назови звук, который слышится в каждом из этих слов. («ы»)

? Назови слова ещё раз, произнося звук «ы» более протяжно. (Сыыр, дыыня, рыыба)

? Какой это звук? (Гласный)

Почему звук «ы» гласный? (Произноситься плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

  1. Задание Место «ы» в слове

? Назовите слова со звуком «ы». (Дым, рысь, бык, сыр, мышка, мыло, лыжи, рыба, горы, шары, шорты)

Назвал ли кто-нибудь слова с звуком «ы» в начале слова? (Нет)

Объяснить детям, что в русском языке нет слов, которые начинаются на звук «ы».

Прочитать стихотворение Е. Благининой.

Мы услыхали у совы,

Что нет слов на букву «ы»

  1. Задание Буква «ы»

Акцентировать внимание детей на то, что у звука «ы» есть буква «ы». Показать детям букву «ы» и прочитать стихотворение И. Блюмкина.

Кот Васька, как и все коты,

Когда сидит, похож на букву «ы».

  1. Задание Схемы слов

? Назовите предметы (Сыр, дыня, шубы)

? Покажите соответствующие им схемы.

План-конспект № 5 (лист 7)

Звук и буква «Э»

Задачи:

Познакомить детей с гласным звуком «Э».

Познакомить с печатным написанием буквы «Э».

Учить интонационно выделять звук «ы» в словах.

Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах.

  1. Задание Звук «Э»

? Продолжите предложение (можно подсказать нужное слово)

  • Люди в метро спускаются по … (эскалатору)
  • Все дети любят мороженое на палочке, и называется оно … (эскимо)
  • Экскаваторщик работает на … (экскаваторе)

? Какой первый звук в каждом из названных слов? («Э»)

? Какой это звук? (Гласный)

? Почему? (Произноситься плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.)

  1. Задание Буква «Э»

Показать букву «Э» детям и прочитать стихотворение И. Блюмкина.

С электричеством, друзья,

Нужно осторожным быть,

Потому что, как змея,

Оно может укусить.

  1. Задание Схемы слов

? Назовите предметы (Экскаватор, эскимо, эскалатор)

? Покажите на листе схемы слов, соответствующие нарисованным предметам. Акцентировать внимание детей на то, что буква «Э» в этих словах находится в начале.

  1. Задание Гласные звуки и буквы

? Назовите написанные на доске буквы («А», «О», «У», «ы», «Э»)

? Какие это буквы? (Гласные)

Повторить с детьми, что буквы пишут и видят. Предложить детям произнести гласные звуки, которые они изучили. («А», «О», «У», «ы», «Э»)

Повторить с детьми, что звуки произносят и слышат. Прочитать отрывок из стихотворения В. Берестова.

Гласные тянутся

К песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу

Звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

План-конспект № 6 (лист 8)

Звук и буква «А», «О», «У», «ы», «Э»

Задачи:

Закрепить знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «ы», «Э».

Закрепить умение определять место звуков «А», «О», «У», «ы», «Э» в словах.

Закрепить умение подбирать схемы слов к названиям предметов.

  1. Задание Буквы «А», «О», «У», «ы», «Э»

Прочитать стихи про буквы И.Блюмкина

«А» шагает по дорожке,

Широко расставив ножки,

Буква может убежать –

Нужно ноги ей связать.

Кольцо у мамы на руке

И обруч у гимнастки тоже,

Баранки, бублики – ну все

На букву «О» похожи.

Жираф так сильно удивился,

Когда в пруду воды напился.

Он вдруг увидел букву «У»

В этом маленьком пруду.

Кот Васька, как и все коты,

Когда сидит, похож на букву «ы».

С электричеством, друзья,

Нужно осторожным быть,

Потому что, как змея,

Оно может укусить.

Предложить детям назвать и показать только гласные буквы

  1. Задание Звуки «А», «О», «У», «ы», «Э» в словах

? Назовите предмет, в названии которого звук «А» в начале – арбуз.

? Назовите предмет, в названии которого звук «У» в начале – утка.

? Назовите предмет, в названии которого звук «Э» в начале – эскимо.

? Назовите предмет, в названии которого звук «ы» в конце – часы.

  1. Задание Игра «Предмет, слово, схема»

Педагог указкой показывает утку и предлагает ребёнку соответствующую схему (прямоугольник, в котором буква «У» в начале, «А» в конце.)

Педагог указкой показывает часы и предлагает ребёнку найти соответствую схему (прямоугольник, в котором буква «А» вторая, «ы» в конце.)

Педагог указкой показывает прямоугольник, в котором буква «Э» - в начале, буква «О» - в конце, и предлагает детям назвать предмет, который соответствует схеме. (Эскимо)

Педагог показывает указкой прямоугольник, в котором буква «А» - в начале, и предлагает детям назвать предлагает детям назвать предмет, который соответствует этой схеме. (Арбуз)

  1. Задание Звук «ы»

? Назовите гласный звук, который никогда не бывает в начале слова. (Звук «ы»)

? Назовите слова со звуком «ы». (Лыжи, сыр, мышка, ландыш, козы)

План-конспект № 7 (лист 9)

Звук и буква «Л»

Задачи:

Познакомить детей с согласным звуком «Л».

Познакомить с условным обозначением звука «Л»

Познакомить с печатным написанием буквы «Л».

Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

Учить читать слоги.

  1. Задание Звук «Л»

? Назови предметы. (Лук, пила, стол)

? Какой звук слышится в начале слов? («Л»)

? Этот звук произносится также как гласный? – нет.

Следить за тем, чтобы дети произносили звук так, как он слышится в слове - «Л».

Объяснить детям, что звук «Л» - согласный, при его произнесении воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.

  1. Задание Игровое упражнение «Предмет-схема»

? Назови предметы (Лук, пила, стол)

Объяснить детям, что согласные звуки в схемах слов обозначаются синим квадратом.

Покажите указкой схему слова, где звук «Л» в начале, и назови соответствующий предмет. (Лук)

  Покажите указкой «стол», найдите на листе схему этого слова. Покажите схему этого слова. Покажите схему слова «пила» и назовите соответствующий предмет.

  1. Задание Буква «Л»

Показать детям букву «Л».

Прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Клоун в цирке так хорош –

Он на букву «Л» похож.

  1. Задание Чтение слогов

Объяснить детям, что согласная буква, соединяется с гласной и образует слог. Слоги эти звучат по-разному, в зависимости от того, какие буквы соединились. Прочитать детям слоги «ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ», а затем ведя указкой от согласной к гласной, добиться от детей слитного чтения слогов.

 План-конспект № 8 (лист 10)

Звук и буква «М»

Задачи:

Познакомить детей с согласным звуком «М».

Учить соотносить схему с написанным словом.

Учить читать слоги, слова.

Учить проводить звуковой анализ слов (дифференцировать гласные и согласные)

Учить выделять в слове ударный гласный звук, слог.

  1. Задание Звук «М»

? Назовите предметы (Машина, матрёшки). Назовите первый звук в названии этих предметов («М»). Какой это звук? (Согласный.) Почему? (При его произношении воздух встречает преграду в виде губ)

  1. Задание Буква «М»

Показать букву «М» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Буква «М» известна всем.

Посмотри, как палочки

Крепко держат галочку.

  1. Задание Чтение слогов

? Предложить детям самостоятельно прочитать слоги «МА», «МО», «МУ», «МЫ», «МЭ» (одновременно педагог ведёт указкой от согласной к гласной, добиться от  детей слитного чтения слогов)

  1. Задание Чтение слогов. Ударный гласный звук и ударный слог

Объяснить детям, что слоги, соединяясь вместе, образуют слова. Прочитать детям слово «мама». Какие два слога соединились? (ма-ма). Одинаково ли они произносятся? (Нет)           ? Какой слог произносится протяжнее? (Первый) Предложит 3-4 детям произнести слово «ма-а-ма», выделяя первый слог. Пояснить, что слог, который произносится протяжнее, называется ударным, так как мы его выделяем. Какой гласный звук в слове «мама» произносится более протяжно? (Первый гласный звук «А») Это звук в слове «мама» называется ударным. Ударная гласная обозначается наклонной чёрточкой (показать). Произвести аналогичную работу со слово «мыло».

  1. Задание Схема слова

? Сколько согласных звуков в нарисованной схеме? (Два) Сколько гласных? (Два) Сколько всего звуков? (Четыре) К какому слову подходит эта схема? (К слову «мама» и «мыло») Почему? (В словах «мама» и «мыло» две согласных буквы и в схеме два синих квадрата; две гласных буквы и в схеме два красных квадрата)

План-конспект № 9 (лист 11)

Звук и буква «Н»

Задачи:

Познакомить детей с согласным звуком «Н».

Познакомить с печатным написанием буквы «Н»

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

Учить читать слоги, слова.

Учить проводить звуковой анализ слов используя схемы (дифференцировать гласные и согласные)

Учить выделять в слове ударный гласный звук, ударный слог.

  1. Задание Звук «Н»

? Назови предметы – ножик, банан.

? Какой звук первый в слове «ножик»?  («Н»)

? Сколько звуков «Н» в слове «банан»? (Два)

Учить детей произносить звук так, как он слышится в слове – «Н»

  1. Задание Игра «Кто внимательный»

Дети должны хлопать в ладоши, если в словах, который назовёт педагог, есть звук «Н»; если звука нет хлопать не надо.

Слова: носорог, нос, ноты, пальто, шарф, ноги, корона, сон, юноша, стол, шкаф, ночь, окно, зонт.

  1. Задание Буква «Н»

Показать букву «Н» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкиной.

Две палочки, а третья - поперёк:

Так буква «Н» по лесенке идёт.

  1. Задание Чтение слогов и слов

? Как образуются слоги? (Согласная сливается с гласной)

? Прочитайте слоги «НА», «НО», «НУ», «НЫ», «НЭ» (Одновременно педагог ведёт указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов)

? Прочитайте слова «он», «ум», «лом», проведите фонетический разбор этих слов

  1. Задание Игровой упражнение «Предмет-схема»

? Какими знаками в схеме обозначаются гласные и согласные звуки? (Красными квадратами – гласные звуки, синими квадратами – согласные звуки)

? Определите какая схема соответствует какому предмету.

Провести с детьми фонетический разбор слов «ножик», «банан»

План-конспект № 10 (лист 12)

Звук и буква «Р»

Задачи:

Познакомить детей с согласным звуком «Р».

Познакомить с печатным написанием буквы «Р»

Учить читать слоги, слова.

Учить проводить фонетический разбор слов.

Закреплять умение определять место звука в слове и соотносить его с буквой.

  1. Задание Звук «Р»

? Назовите предметы, в названии которых есть звук «Р» (Рыба, носорог, морковь)

? Где находится звук «Р» в этих словах? (в начале, середине)

? Назовите другие слова, в которых есть звук «Р» (Рак, роза, шарф, торт, помидор)

  1. Задание Буква «Р»

Показать детям букву «Р» и прочитать стихотворение И. Блюмкиной.

Кто делает зарядку по утрам,

Тот букву «Р» легко покажет нам

Одно лишь надо не забыть:

Какой руке согнутой быть.

  1. Задание Чтение слогов

? Прочитайте слоги «РА», «РО», «РУ», «РЫ», «РЭ» (Одновременно педагог ведёт указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов)

? Прочитайте слова «ура», «нора», «рама» и проведите их фонетический разбор.

  1. Задание «Ну-ка, буква отзовись»

? Назовите предметы (Лопата, морковь, носорог, рыба)

? Назовите первый звук в названии этих предметов и покажите соответствующую схему («Л», «М», «Н», «Р»)

План-конспект № 11 (лист 13)

Звук и буква «Л», «М», «Н», «Р»

Задачи:

Закрепить знания о согласных звуках («Л», «М», «Н», «Р»)

Закрепить умение составлять слоги из пройденных букв.

Закрепить умение читать составленные из пройденных букв слова.

Закрепить умение проводить фонетический разбор прочитанных слов, соотносить схему с соответствующим словом.

Учить читать предложения из трёх слов; называть 1-е, 2-е, 3-е слово в предложении.

  1. Задание Буквы «Л», «М», «Н», «Р»

? Покажите и назовите только согласные буквы «Л», «М», «Н», «Р»

  1. Задание Слоговые шарики

? Прочитайте слоги в слоговых шариках. «ЛА», «РО», «НО», «МУ», «НЫ»

  1. Задание Игровое упражнение «Слово-схема»

? Прочитайте слова – луна, рама, орлы

? Проведите фонетический разбор прочитанных слов.

? Покажите схемы слов – луна и рама. Прямоугольник, в котором синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат.

? Покажите схему слова – орлы. Прямоугольник, в котором красный квадрат, синий квадрат, синий квадрат, красный квадрат.

  1. Задание Читаем предложение

? Прочитайте предложение. Мама мыла раму.

Первое слово в предложении – мама, второе – мыла.

? Назовите первое слово в предложение – мама.

Второе слово в предложении – мыла.

? Назовите второе слово в предложении – мыла.

Третье слово в предложении – раму.

? Назовите третье слово в предложении – раму.

План-конспект № 12 (лист 14)

Звук и буква «Я»

Задачи:

Познакомить детей с гласной буквой «Я» и её печатным написанием.

Учить читать слоги и слова.

Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначениям на схеме (зелёный квадрат).

Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов.

  1. Задание Буква «Я»

Показать детям букву «Я»  и прочитать про неё стихотворение И.Блюмкина.

Дядя Яша, тра-ля-ля,

Стал похож на букву «Я».

Он ужасно постарел,

Потому что много ел.

  1. Задание Слова с букой «Я»

? Назовите предметы – ящерица, яблоко.

Показать детям букву «Я» и спросить в каких словах буква «Я» пишется в начале слова ящерица, яблоко.

  1. Задание Чтение слогов

? Прочитайте слоги «ЛА-ЛЯ», «МА-МЯ», «НА-НЯ» (одновременно педагог ведёт указкой от согласной буквы к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов)

? Одинаково ли звучат согласные звуки? (Нет)

Объяснить детям, что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Для обозначения твердого и мягкого согласного служит одна и таже буква. Если после согласного пишется «А», то о звучит твёрдо, если пишется «Я» - мягко.

Пояснить, что мягкий согласный звук обозначается на схеме зелёным квадратом.

? Как обозначаются на схеме твёрдые согласные? (Синим квадратом)

  1. Задание Чтение и фонетический разбор слов

? Прочитайте слова «мал» и «мял». Проведите фонетический разбор слов.

? Прочитайте слово «няня», «маляры» (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов)

План-конспект № 13 (лист 15)

Звук и буква «Ю»

Задачи:

Познакомить детей с гласной буквой «Ю» и её печатным написанием.

Учить читать слоги и слова.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные.

Продолжать знакомить детей с условным обозначением мягких согласных - зелёный квадрат.

Учить проводить фонетический разбор слов.

  1. Задание Буква «Ю»

Показать детям букву «Ю», прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Колесо велосипеда

Одолжил я у соседа,

Палку я к нему прибью –

Будет дома буква «Ю».

  1. Задание Слова с буквой «Ю»

? Назовите предметы – юрта, тюльпан.

Покажите детям букву «Ю». В названии какого предмета эта буква пишется в начале? – юрта.

? В названии какого предмета эта буква пишется в середине? – тюльпан.

  1. Задание Чтение слогов

? Прочитайте слоги «МУ-МЮ», «НУ-НЮ», «РУ-РЮ» (одновременно педагог ведёт указкой)

? Одинаково ли звучат согласные звуки? (Нет)

Пояснить, что если после согласной пишется «У», то она звучит твёрдо, а если «Ю» - то мягко. Напомнить детям, что мягкие согласные в схемах обозначаются зелёным квадратом.

? Квадратом какого цвета обозначаются твёрдые согласные? – синего.

? Как обозначаются гласные? -красным квадратом.

  1. Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова лук, люк, юмор, Юля (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов)

Провести с детьми фонетический разбор слов – лук и люк.

План-конспект № 14 (лист 16)

Звук и буква «Е»

Задачи:

Познакомить детей с гласной буквой «Е» и её печатным написанием.

Учить читать слоги и слова.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов, используя схемы.

Продолжать учить работать со схемами слов.

  1. Задание Буква «Е»

Показать детям букву «Е» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина

«Е» - книжная полка –

Кричит всем вдогонку:

«Друзья, не спешите,

Вы книги на полки ко мне положите!»

  1. Задание Слова с буквой «Е»

? Назовите предметы – ель, лейка.

Покажите детям букву «Е». В названии какого предмета буква «Е» пишется в начале? – ель. В середине? – лейка.

  1. Задание Чтение слогов

? Прочитайте слоги «ЛЭ-ЛЕ», «МЭ-МЕ», «РЭ-РЕ» (одновременно педагог ведёт указкой от согласной к гласной)

? Одинаково ли звучат согласные? – нет.

? Почему? (Если после них написано «Э», то они звучат твёрдо, а если  «Е» - то мягко.)

  1. Задание Чтение и фонетический разбор слов

? Прочитайте слова – море, мел, Лена. (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов) и проведите фонетический разбор слов, используя схемы

Повторить с детьми, как на схемах обозначаются звуки. (Гласный – красный квадрат, твёрдый согласный – синий квадрат, мягкий согласный – зелёный квадрат.)

Учить произносить согласные звуки так, как они слышатся в слове («Л», «ЛЬ», а не «ЭЛ» и «ЛЕ»)

План-конспект № 15 (лист 17)

Звук и буква «Ё»

Задачи:

Познакомить детей с гласной буквой «Ё» и её печатным написанием.

Учить читать слоги и слова.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов, используя схемы.

Продолжать знакомить с условным обозначением твёрдых и мягких согласных.

  1. Задание Буква «Ё»

Показать детям букву «Ё» и прочитать про неё стихотворение И Блюмкина.

На букву «Е» похожа буква «Ё»,

Лишь только сверху точки у неё.

  1. Задание Слова с буквой «Ё»

Прочитать детям стихотворение про букву-колючку А. Шибаева

На букву «Ё» ты назовёшь

Три слова: ёлка, ёж и ёрш.

И всё ужасно колко –

И ёж, и ёрш, и ёлка.

? Назовите колючие слова – ёлка, ёж, ёрш.

? Какая первая буква в этих словах? («Ё»)

? Покажите указкой картинки – ёрш, клён.

? В названии какого слова буква «Ё» пишется в начале? – ёрш.

? В середине? – клён.

  1. Задание Чтение слогов

? Прочитайте слоги «ЛО-ЛЁ», «НО-НЁ», «РО-РЁ» (одновременно педагог ведёт указкой от согласной к гласной, добиваясь слитного произношения слогов)

? Когда согласные звучат твёрдо, а когда мягко? (Согласные звучат твёрдо, когда после них пишутся гласные буквы «А», «О», «У», «ы», «Э»; мягко, когда после них пишутся гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е»)

? Повторите условные обозначения согласных звуков. (Твёрдые – синий квадрат, мягкие – зелёный квадрат.)

  1. Задание Чтение и фонетический разбор слов

? Прочитайте слова – мёл и лён (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь от детей слитного произношения слов) и проведите их фонетический разбор.

План-конспект № 16 (лист 18)

Звук и буква «Ё»

Задачи:

Познакомить детей с гласным звуком «И».

Познакомить с печатным написанием буквы «И».

Учить читать слоги и слова.

Учить различать твёрдые и мягкие согласные.

Закрепить умение проводить фонетический разбор слов.

  1. Задание Звук «И»

? Назовите картинки – книга, игрушки.

? Какой одинаковый гласный звук есть в этих словах? («И»)

Игра «Кто внимательный»

        Дети хлопают в ладоши, если в слове, которое произносит педагог, есть звук «И», если звука «И» нет, то хлопать не надо.

Слова: ива, иголка, индюк, рыба, шар, икра, аист, мишка.

  1. Задание Буква «И»

Показать детям букву «И», прочитать стихотворение И. Блюмкина.

Очень простая буква «И»,

Ты на рисунок посмотри –

Она похожа на зигзаг –

Вот так!

  1. Задание Чтение слогов

Прочитайте слоги «ЛИ-ЛЫ», «МЫ-МИ», «НЫ-НИ» (одновременно педагог ведёт указкой, добиваясь слитного произношения слогов).

? Когда звуки поизносятся ка «Л», «М», «Н»? (Если после них пишется «ы»)

? А когда – как «ЛЬ», «МЬ», «НЬ»? (Если после них пишется «И»)

  1. Задание Чтение и фонетический разбор этих слов.

План-конспект № 17 (лист 19)

Слоги, слова, предложения

Задачи:

Продолжать учить читать слоги, различать твёрдость и мягкость согласных.

Учить читать слова, предложения.

Определять в предложении порядок следования слов.

  1. Задание Слоговые кубики

? Прочитайте слоги в слоговых кубиках, в которых согласный звук произносится твёрдо. («МА», «НЫ», «РО»)

? Почему согласные звуки произносятся твёрдо? (Потому что после букв «М», «Н», «Р» написаны гласные «А», «О», «ы»)

? Прочитайте слоги в слоговых кубиках, в которых согласный звук произносится мягко. («МЯ», «РЁ»).

Почему согласные произносятся мягко? (Потому что после букв «М», «Р» написаны гласные буквы - «Я», «Ё»)

  1. Задание Слово, схема

? Прочитайте слова – Марина, малина.

? К какому слову подходит нарисованная схема? (Схема подходит к обоим словам)

  1. Задание Читаем предложение

? Прочитайте предложение. (Марина ела малину)

? Сколько слов в предложении? (Три)

? Назовите 1-е, 2-е, 3-е.

  1. Задание Придумайте предложение

? Придумайте предложения из двух слов. Идёт дождь. Дует ветер. Дети гуляют.

? Придумайте предложение к нарисованной схеме (Светит яркое солнце. Дети делают зарядку. Дети поливают цветы.

? Почему придумали предложение из трёх слов? (Потому что в схеме три прямоугольника)

План-конспект № 18 (лист 20)

Звуки «Г», «ГЬ»

Задачи:

Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими)

Познакомить с печатным написанием буквы «Г»

Учить читать слова и проводить их фонетический разбор.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

  1. Задания Звуки «Г -ГЬ», буква «Г»

Показать детям указкой рисунок «гороха» (лист 20)

? Какой первый звук в названии этого предмета? («Г»)

Провести с детьми сравнение звуков «Г»-«К» (см. стр. 8)

  1. Задание Буква «Г»

Показать детям букву «Г», прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина

Буква «Г» совсем другая,

Она стройная, прямая.

Нос свой держит впереди,

Чтобы знать куда идти.

  1. Задание Чтение  и фонетический разбор слов

? Прочитайте слова - ноги, горы, игра, игла, гром, грим (лист 20)

Провести с детьми фонетический разбор слов – гром, грим (см. стр. 7)

? Чем эти слова похожи и чем отличаются? (Четыре буквы, один слог, согласные все одинаковые, отличаются одной гласной буквой)

  1. Задание Найди картинку к схеме

? Какими звуками мы обозначаем звуки в схемах? (гласные – красный квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат.)

? Рассмотрите схемы слов (лист 20), а затем назовите предмет, соответствующий каждой схеме.

Провести с детьми сравнительный анализ слов кит – кот (с опорой на схему)

План-конспект № 19 (лист 21)

Звуки «К», «КЬ», буква «К»

Задачи:

Познакомить детей со звуками «К», «КЬ» (глухой)

Познакомить с печатным написанием буквы «К»

Учить читать слова и проводить их фонетический разбор.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

  1. Задания Звуки «К - КЬ»

Показать детям указкой рисунок «кота» (лист 21)

? Какой первый звук в названии этого предмета? («К»)

Провести с детьми сравнение звуков «Г»-«К» (см. стр. 8)

  1. Задание Буква «К»

Показать детям букву «К», прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина

Про буква «К» скажу вам смело –

На стенку бабочка присела.

  1. Задание Чтение  и фонетический разбор слов

? Прочитайте слова – руки, кран, кора, гора, кино, кони (лист 21)

Провести с детьми фонетический разбор слов – кора, гора (см. стр. 7)

? Чем эти слова похожи и чем отличаются? (Четыре буквы, один слог, согласные все одинаковые, отличаются первой согласной буквой)

  1. Задание Найди картинку к схеме

? Какими звуками мы обозначаем звуки в схемах? (гласные – красный квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат.)

? Рассмотрите схемы слов (лист 21), а затем назовите предмет, соответствующий каждой схеме.

Провести с детьми сравнительный анализ слов кит – кот (с опорой на схему)

План-конспект № 20 (лист 22)

Звуки «Д», «ДЬ», буква «Д»

Задачи:

Познакомить детей со звуками «Д», «ДЬ» (звонкими)

Познакомить с печатным написанием буквы «Д»

Учить читать слова и проводить их фонетический разбор.

Закреплять умение соотносить схему слова с названием предмета.

  1. Задания Звуки «Д -ДЬ»

? Назовите предметы – дудка, дятел (лист 22). Какой первый звук в слове – дудка? (Д) Какой первый звук в слове – дятел? (ДЬ) Произнесите звук «Д»

  1. Задание Буква «Д»

Показать детям букву «Д» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Буква «Д» нам всем знакома –

Ведь она как крыша дома.

  1. Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова – дом, друг, дог, длина, дым, крокодил (лист 22) (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь слитного произношения слов)

? Проведите фонетический разбор слов – дом, дог.

  1. Задание Найди картинку к схеме

Повторить с детьми, как на схемах обозначаются звуки. (Гласный – красный квадрат, твёрдый согласный – синий квадрат, мягкий согласный – зелёный квадрат.) Рассмотрите схемы слов (лист 22), назовите предмет, соответствующий каждой схеме. Сравните схемы слов – дудка и дятел. Чем они отличаются, похожи? (Пять звуков, два гласных, три согласных; отличаются 1 -м и 2- м звуков – в первой схеме это мягкие согласные, во второй твёрдые)

 

План-конспект № 21 (лист 23)

Звуки «Т», «ТЬ», буква «Т»

Задачи:

Познакомить детей со звуками «Т», «ТЬ» (глухие)

Познакомить с печатным написанием буквы «Т»

Учить читать слова и проводить их фонетический разбор.

Закреплять умение соотносить схему слова с названием предмета.

1.        Задания Звуки «Т -ТЬ»

? Назовите предметы – утка, клетка (лист 22). Есть ли в них звук «Т» (Да) Какой первый звук в слове – дятел? (ТЬ) Произнесите звук «Т».

Провести с детьми сравнение звуков «Д» - «Т»

2.        Задание Буква «Т»

Показать детям букву «Т» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Пугало на огороде

Птиц пугает день и ночь,

Широко расставив руки,

Ну как буква «Т» точь -в -точь.

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова – лето, три, танк, кот, утро (лист 23) (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь слитного произношения слов)

? Проведите фонетический разбор слов – кот, кто.

4.        Задание Найди картинку к схеме

Повторить с детьми, как на схемах обозначаются звуки. (Гласный – красный квадрат, твёрдый согласный – синий квадрат, мягкий согласный – зелёный квадрат.) Рассмотрите схемы слов (лист 22), назовите предмет, соответствующий каждой схеме. Сравните схемы слов – утка и клетка. Походи тремя последними звуками, отличаются количеством слогов, звуков и первыми звуками. (Лист 23)

План-конспект № 22 (лист 24)

Звуки «В» - «ВЬ», буква «В»

Задачи:

Познакомить детей со звуками «В», «ВЬ» (звонкие)

Познакомить с печатным написанием буквы «В»

Учить читать слова и проводить их фонетический разбор.

Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

1.        Задания Звуки «В -ВЬ»

? Назовите предметы – ведро, варежки.

? Какой первый звук в слове - ведро - «ВЬ».

? Какой первый звук в слове – варежки – «В»

2.        Задание Буква «В»

Показать детям букву «В» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

У буквы «В», ну прямо смехота,

На удивление, два живота.

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова – волк, вилка, великан, голова (лист 24) (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь слитного произношения слов)

? Проведите фонетический разбор слов – волк (см. стр. 7).

4.        Задание Найди картинку к схеме

? Назови предметы ведро, варежки.

? Покажи схемы, соответствующие названию каждого слова.

План-конспект № 23 (лист 25)

Звуки «Ф» - «ФЬ», буква «В»

Задачи:

Познакомить детей со звуками «Ф», «ФЬ» (глухие)

Познакомить с печатным написанием буквы «Ф»

Учить читать слова и проводить их фонетический разбор.

Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.

1.        Задания Звуки «Ф - ФЬ»

? Назовите предметы – ведро, варежки.

? Какой первый звук в слове - фартук - «Ф».

? Есть ли звук «Ф» в слове – телефон и где он находится? (В середине)

2.        Задание Буква «Ф»

Показать детям букву «Ф» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Дедушка надел очки,

И смешно вдруг стало:

 Он похож на букву «Ф»,

А я этого не знала.

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова – флаг, флот, фонари,  филин, лифт (лист 25) (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь слитного произношения слов)

? Проведите фонетический разбор слов – волк (см. стр. 7).

4.        Задание Найди картинку к схеме

? Назови предметы фартук, телефон.

? Покажи схемы, соответствующие названию каждого слова.

? Почему вы подобрали именно эти схемы? (В слове фартук две гласные, и в схеме два красных квадрата, звук «Ф» - твёрдый и обозначен синим квадратом).

План-конспект № 24 (лист 26)

Звуки «З» - «ЗЬ», буква «З»

Задачи:

Познакомить детей с согласными звуками «З», «ЗЬ» (звонкие)

Познакомить с печатным написанием буквы «З»

Учить проводить их фонетический разбор.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

1.        Задания Звуки «З - ЗЬ»

? Назовите предметы – зеркало, замок (лист 26).

? Какой первый звук в слове – замок? - «З».

? Какой первый звук в слове – зеркало «ЗЬ»

2.        Задание Буква «З»

Показать детям букву «З» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Эта буква как змея извивается,

Потому и буквой «З» называется.

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова – роза, ваза, гроза, коза (лист 26) (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь слитного произношения слов)

? Проведите фонетический разбор слов – роза, ваза.

? Чем похожи эти слова? (В них два слога, второй слог «ЗА»)

4.        Задание Найди картинку к схеме

? Назови предметы, которые по ходят к схемам. (Схемы показывает педагог)

? Почему назвали этот предмет? (Замок – в слове два слога, первый звук «З», он твёрдый и поэтому на схеме обозначен синим квадратом, все согласные твёрдые и их три.)

План-конспект № 25 (лист 27)

Звуки «С» - «СЬ», буква «С»

Задачи:

Познакомить детей с согласными звуками «С», «СЬ» (глухие)

Познакомить с печатным написанием буквы «С»

Учить проводить их фонетический разбор.

Учить соотносить схему слова с названием предмета.

1.        Задания Звуки «С - СЬ»

? Назовите предметы – самолёт, санки (лист 27).

? Какой первый звук в слове – замок? - «С».

? Какой первый звук в слове – зеркало «СЬ»

Провести с детьми сравнение звуков «З» - «С»

2.        Задание Буква «С»

Показать детям букву «С» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Купил я сушек килограмм,

А в нём все сушки пополам.

Смешно смотреть на сушки.

Все буквы «С» подружки.

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте слова – роса, коса (лист 27) (одновременно педагог ведёт указкой от начала слова к концу, добиваясь слитного произношения слов)

? Проведите фонетический разбор слов – роса, коса.

? Чем похожи эти слова? (В них два слога, второй слог «СА»)

4.        Задание Найди картинку к схеме

? Назови предметы, которые по ходят к схемам. (Схемы показывает педагог)

? Почему назвали этот предмет? (роса – в слове два слога, есть звук «С», он твёрдый и поэтому на схеме обозначен синим квадратом, все согласные твёрдые и их два.)

План-конспект № 26 (лист 28)

Звуки «Б» - «БЬ», буква «Б»

Задачи:

Познакомить детей с согласными звуками «Б», «БЬ» (звонкие)

Познакомить с печатным написанием буквы «Б»

Учить читать слова и несложные тексты.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

1.        Задания Звуки «Б - БЬ»

? Назовите предметы – баран, барабан, бабочки (лист 28).

? Какой первый звук в этих словах? - «Б».

2.        Задание Буква «Б»

Показать детям букву «Б» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Накинув кепку, выпятив живот,

Вот буква «Б» за буквой «А» идёт.

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

? Прочитайте стихотворение Г. Сапгира (лист 28)

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки

Назовите слова из текста стихотворения, в которых есть буква «Б». (Был, бабушка, баран, бойко, бабочки, бил, барабан)

? Произвести фонетический разбор слов был и бил (см. стр. 7)

План-конспект № 27 (лист 29)

Звуки «П» - «ПЬ», буква «П»

Задачи:

Познакомить детей с согласными звуками «П», «ПЬ» (глухие)

Познакомить с печатным написанием буквы «Б»

Учить читать слова и несложные тексты.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

1.        Задания Звуки «П - БЬ»

? Назовите предметы – пылесос, парта, пенал, персик (лист 29).

? Какой первый звук в этих словах? - «П» и «ПЬ»

2.        Задание Буква «П»

Показать детям букву «П» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Лишь началась игра в футбол,

Как в букву «П» забили гол

3.        Задание Чтение и фонетический разбор слова

Пояснить детям, что слоги перепутались и нельзя прочитать слова (лист 29). Необходимо найти слоги, справа соответствующие слогам слева так, чтобы получились слова (Персик, парта, пылесос, пенал).

Провести с детьми фонетический разбор слов – парта, пенал. (см. стр. 7)

План-конспект № 28 (ЛИСТ 30)

Звуки «Х» - «ХЬ», буква «Х»

Задачи:

Познакомить детей с согласными звуками «Х», «ХЬ» (глухие)

Познакомить с печатным написанием буквы «Х»

Учить читать несложный текст, находить в нём слова с буквой «Х».

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

  1. Задания Звуки «Х - ХЬ»

? Кто спит в норке? - хомяк.

? Какой первый звук в слове хомяк? - «Х».

  1. Задание Буква «Х»

Показать детям букву «Х» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Две доски я накрест сбил,

Стул себе я смастерил,

Он похож на букву «ХА»

  1. Задание Чтение и фонетический разбор слова

Прочитайте стихотворение В. Лунина

Хитрец хомяк

Холодною порой

Храпит в хоромах

Под землёй.

? Назовите в стихотворении слова с буквой «Х» (Хитрец, хомяк, холодною, храпит, хоромах)

Провести с детьми фонетический разбор слова «хитрец» используя схему.

Предложить детям самостоятельно сделать фонетический разбор слова хомяк

План-конспект № 29 (лист 31-32)

Звуки и буквы «Ш» - «Ж»

Задачи:

Познакомить детей с твёрдыми согласными звуками «Ж» - звонким, «Ш» (глухим)

Познакомить с печатным написанием буквы «Ш» и «Ж».

Учить читать слова и стихотворения.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

Провести с детьми сравнение звуков «Ш» и «Ж» (см. стр. 8)

1.        Задания Звуки «Ж» и «Ш»

? Назовите первый звук в словах – жираф, жук, жаба. (Ж)

? Назовите первый звук в словах – шапка, шуба, шарф. (Ш)

Провести с детьми сравнение звуков «Ж» - «Ш» (см. стр. 8)

2.        Задание Буквы «Ж» - «Ш»

Показать детям букву «Ж» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Буква «Ж» совсем как жук –

Много ног и много рук.

Показать детям букву «Ш» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Когда у расчёски три зуба осталось,

Тогда буква «Ш» над ней посмеялась

3.        Задание Чтение текстов. Фонетический разбор слов

Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Котляр (лист 31)

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

 И давай с ежатами

Играть как с медвежатами.

Назовите слова в стихотворении, в которых есть буква «Ж» (Медвежата – медвежатами, ежата - ежатами).

Объясните детям, что у твёрдых звуков «Ш» и «Ж» нет мягкой пары, на схемах эти звуки всегда обозначаются синим квадратом.

Прочитайте стихотворение А. Стародубовой (лист 32)

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать братишке.

? Назовите слова из стихотворения в которых есть звук «Ш» (пляшут, мышки, шалунишки, чашке, крышке, тише, не мешайте, братишке)

? Проведите фонематический разбор слова – тише.

Ещё раз напомнить детям, что звуки «Ш» и «Ж», всегда твёрдые и не имеют мягкой пары.

План-конспект № 30 (лист 33-34)

Звуки и буквы «Ч» - «Щ»

Задачи:

Познакомить детей с мягкими согласными звуками «Ч» - глухим, «Щ» глухим

Познакомить с печатным написанием буквы «Ч» и «Щ».

Учить читать слова и стихотворения.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

Провести с детьми сравнение звуков «Ч» и «Щ» (см. стр. 8)

1.        Задания Звуки «Ч» и «Щ»

? Назовите первый звук в словах – часы, черепаха, чайка. (Ч)

? Назовите первый звук в словах – щенки, щетка. (Щ)

Провести с детьми сравнение звуков «Ч» - «Щ» (см. стр. 8)

2.        Задание Буквы «Ч» - «Щ»

Показать детям букву «Ч» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Клоун в цирке сел на стул,

Вдруг его перевернул.

Видим – на его плече

Стул стоит как буква «Ч».

Показать детям букву «Щ» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

«Ш» и «Щ» родные сестры,

Но у «Щ» есть хвостик острый.

3.        Задание Чтение стихотворений. Фонетический разбор слов

Прочитайте стихотворение Е. Измайлов (лист 33)

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе – чернота,

Отыщи-ка там кота.

Назовите слова в стихотворении, с буквой «Ч» (черной, ночью, чернота).

Провести с детьми фонетический разбор слова – чернота (см. стр. 7).

Активизировать внимание детей на том, что звуки «Ч», «Щ» всегда мягкие и на схемах обозначаются зелёным квадратом.

Прочитайте стихотворение С. Михалкова (лист 34)

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Щетка щелк щенков сплеча!

Два щенка ушли, ворча.

? Назовите слова из текста стихотворения с буквой «Щ» (щетка, щека, щелк, щиплют)

? Проведите фонематический разбор слова – щека, используя схему.

Предложить детям сделать фонетический разбор слова – щелк самостоятельно.

Пояснить детям, что звуки «Ч», «Щ» всегда мягкие.

План-конспект № 31 (ЛИСТ 35)

Звук и буква «Ц»

Задачи:

Познакомить детей с твёрдым согласным звуком «Ц» (глухой)

Познакомить с печатным написанием буквы «Ц»

Закреплять умение определять место звука в слове.

Учить читать стихотворение.

Познакомить с тем, что у твёрдого звука «Ц» нет мягкой пары.

1.        Задания Звук «Ц»

? Назовите предметы – цветок, птенцы, огурец.

? Назовите согласный звук, который слышится в каждом слове. («Ц»)

Объясните детям, что звук «Ц» не имеет мягкой пары, он всегда твёрдый и на схеме обозначается синим квадратом.

? Назовите предметы, в названии которых звук «Ц» находится в начале (цветок), в середине (птенцы), в конце (огурец.)

2.        Задание Буква «Ц»

Показать детям букву «Ц» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

Молотком работал Петя

Целых три часа подряд.

Сколотил из трёх дощечек

Букву Ц - и очень рад.

3.        Задание Чтение стихотворений и фонетический разбор слова

Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Дьяконова (лист 35)

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где «Ц» в начале,

Где - в средине, где – в конце.

Проведите фонетический разбор слова «цветок», «птенцы», используя схем слов.

План-конспект № 32 (лист 36)

Звуки и буквы «Й»

Задачи:

Познакомить детей с мягкими согласными звуками «Й» - звонким

Познакомить с печатным написанием буквы «Й».

Учить читать стихотворение.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

Познакомить с тем, что звук «Й» всегда мягкий.

1.        Задания Звук «Й»

? Какой звук слышится в середине слов – майка, зайка, шайба? (Й)

? Объяснить детям, что звук «Й» - мягкий согласный звук, на схемах обозначается зелёным квадратом.

2.        Задание Буквы «Й»

Показать детям букву «Й» и прочитать про неё стихотворение И. Блюмкина.

«Й» как буква «И»,

Но и совсем другая.

Всё, потому что у неё

Над И есть запятая.

3.        Задание Чтение стихотворения. Фонетический разбор слов

Прочитайте стихотворение В. Бахревского.

Говорил попугай попугаю!

 Попугай! Попугай! Попугай!

? Назовите слова из текста стихотворения, в которых есть буква «Й» (попугай)

Кто такой попугай? (птица)

Что ещё обозначает это слово? (Это когда кто-то хочет кого-то попугать)

? Проведите фонематический разбор слова – щека, используя схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по теме "Координатная плоскость" с использованием Smart Notebook

Методическая разработка с использованием Smart Notebook по теме "Координатная плоскость" направлена на введения нового материала в 6 классе. Задания, которые выполнены в программе  Smart Notebook...

логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Дидактический материал к уроку по теме "Animal quiz" использованием Smart Notebook

Введение лексики "Animals" c помощью интерактивной доскизакрепление числительныхвыполнение упражнения "How much....?" с помощью интерактивной доски...

Стихотворный материал для занятий по обучению грамоте для знакомства с буквами русского алфавита

Авторский материал для знакомства с графическим изображением букв русского алфавита...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

Использование игровых технологий при построении коррекционно-развивающей работы по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ

2 слайд. Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данно...