Комплекс упражнений для развития интеллектуальных и творческих способностей.
статья

В статье рассматриваются вопросы по развитию памяти, умственных способностях, пространственного и словесно-логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развития

интеллектуальных и творческих способностей.

  1. Память.

Дается набор слов. Повторить слова, которые запомнили.

Например: год, слон, меч, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

  1. Умственное развитие.

        Запомнить слова с помощью рисунка к каждому слову или словосочетанию ребенок самостоятельно делает рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок становится средством помогающим запомнить слова).

        Слова зачитываются с интервалом не более 30 секунд. После выполнения работы рисунки собираются. Через 1 – 1,5 часа, после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

        Примерные слова и словосочетания: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

  1. Развитие пространственного мышления.

(Методика А.Л. Венгера «Лабиринт»).

Ребенку  надо  пройти путь к определенному  домику  среди  других,

неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо, каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.

  1. Развитие словесно-логического мышления.

А. Объяснение сложных картин.        

        Показать картинку и попросить рассказать, что на ней нарисовано.

      Б. Последовательность событий.

        Серия сюжетных картонок (3 – 6) на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.

  1. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза.

Определение детьми понятий интерпретации пословиц (Б.В. Зейгарник).

Кроме пословицы ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу

соответствует пословице, а вторая – внешне ее напоминает.

        Например: к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге».

        Ребенок, выбирая одну из 2-х фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.  

  1. Свободные вербальные ассоциации.

(К. Леонгард).

        За три минуты назвать как можно больше названий предметов.

        Например: воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме «математика» (могут быть слова, фамилии писателей, художников и т.д.).  

Структура развития творческих способностей.

  1. Разминка.
  2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).
  3. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.
  4. Решение творческих заданий, рассчитанные на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий.

Примерные задания.

Разминка.

        Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы:

А. Какой сегодня день недели?

Б. Сколько дней в нынешнем месяце?

В. Назовите 7 имен мальчиков, 5 имен девочек начинающихся с буквы А.

Г. Кто говорит на всех языках? (Эхо).

Д. До каких пор волк бежит в лес? (До середины, потом бежит из леса).

Е. Сумма трех четных чисел равна 12 (6, 4, 2).

Ж. Чем больше берут, тем больше становится. Что это?  (Яма).  

З. Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Шарик).

Быстрота реакции.

  1. Вставьте пропущенные буквы так, чтобы у вас получились слова –

имена существительные, нарицательные.

     А.  Мель, моль, роль, боль, даль, ноль, пыль, соль, тюль, шаль.

     Б.  Короб, порох, ворох, шорох, ворон, горох, мороз, город.

А

Б

Л

Ь

О

Р

О

Л

Ь

О

Р

О

Л

Ь

О

Р

О

Л

Ь

О

Р

О

Л

Ь

О

Р

О

Л

Ь

О

Р

О

  1. Вставьте пропущенные слова в хорошо известных вам устойчивых словосочетаниях:

А. ____________ зодиака.    (Знак).

Б. Эйфелева ___________.    (Башня).

В. Биться, как __________ об лед.    (Рыба).

Г. ____________ своего дела.    (Мастер).

Д. «Трое в лодке, не считая _________.    (Собаки).

Е. ____________ фортуны.    (Колесо).  

Зрительная память.

  1. В течение нескольких секунд посмотрите на геометрические фигуры.

Закрыть. Дети воспроизводят.

  1. Запомните и воспроизведите следующие рисунки. (На запоминание     10 секунд).

  1. Раздается заготовка на бумаге, на которой дети должны будут изобразить увиденное (7 секунд).

  1. Посмотрите на пронумерованные слова. Запомните каждое слово и порядковый номер (15 секунд).
  1. Парта.                     5. Тетрадь.
  2. Стол.                     6. Облако.
  3. Окно.                   7. Пирог.
  4. Сосна.                  8. Ребенок.

Закрыть слова.

А. Поставьте с каждым словом номер, под которым оно было записано.

           Тетрадь – 5                        Стол – 2

           Сосна – 4                           Парта – 1

           Пирог – 7                          Облако – 6

           Окно – 3                            Ребенок – 8

Б. Напишите напротив каждого номера слово, которое соответствовало.

          1 –                                   5 –

          2 –                                   6 –

          3 –                                   7 –

          4 –                                   8 –

Развитие слуховой памяти.

  1. Один из учеников называет слово. Другой повторяет его и добавляет свое. Третий повторяет два предыдущих и добавляет свое. Игра длится до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не собьется.

Например:  Стол.     Стол, дом.     Стол, дом, окно   и т.д.

  1. Вслух произносятся пары слов.

     Булка – мука.                        Вагон – рельсы.

     Сестра – брат.                    Дерево – кора.

     Бутон – цветок.                Папа – сын.

Из каждой пары учитель называет лишь первое слово, а второе произносит ученик.

Можно усложнить – тройки слов.

Куб – квадрат – точка.

Писатель – сказка – поговорка.

Синий – белый – красный.

Точка – запятая – тире.

Мама – папа – сын.

  1. Из дома вышли дети.

Из первого подъезда – Витя, Юра, Маша,  из второго – Петя, Дима,  из третьего – Света, Юля, Алеша.

          Вопросы.

  1. Сколько всего девочек вышло из подъезда?   (3).
  2. Сколько всего детей?   (8).
  3. Из каких подъездов вышли девочки?   (2,3).
  4. Какие имена начинались на одну и ту же букву?   (Юра, Юля).

Внимание.

  1. Перед вами римские и арабские цифры. Сосчитайте в уме отдельно сумму римских и арабских цифр. Ответ запишите.

                     25

    V                             X

             III            2              3

       9

                  17

    I                               VII

                  XIV

Ответ:           9 + 25 + 17 + 2 + 3 = 56

                     V + III + X + I +VII + XIV = 40  

  1. Прочитайте слова.

                      Баранка.

                      Окунь.

                      Мороженое.

                      Бабушка.

                      Аквариум.

           Закрыть их.

           Мысленно повторите их, а затем произнесите лишь первые буквы.

           Какое слово получилось?   (Бомба).        

         «Закодированное слово».

  • Велосипед, атлас, торт, арфа.   (Вата).
  • Клюв, облако, фата, том, айсберг.   (Кофта). 

А теперь попробуйте закодировать слова сами: билет, чайник  и т.д.

Логическое мышление.

  1. Выяви закономерность.                

Заполни клетки со знаками вопроса.  

?

?

  1. Расставь в пустые клетки недостающие цифры так, чтобы их сумма по всем направлениям была равна девяти (цифры можно повторять).

2

4

5

  1. Какое слово лишнее в каждом ряду и почему?

А.   Сито, кофе, лето, море.    (Кофе – м.р.).

Б.   Роза, гладиолус, василек, нарцисс.   (Василек – полевой цветок).

В.   Женя, Саша, Петя, Валя.   (Петя – это имя только мальчика).

  1. Проанализируйте закономерности, поймите связь между словами в заполненной паре и по аналогии допишите вместо многоточия пропущенное слово.

А.   Цветок – биосфера;   гранит – ……….   (Литосфера).

Б.   Вулкан – лава;   гейзер – ………… (Вода).

В.   Франция – Париж;   ……….. – столица.    (Страна).

Г.   Лак – лук; бак – ……….    (Бук).

Д.   А – Я;    У – …..    (Ю).

Е.   Г – К;     Д – …..    (Т).

 

Развитие речи.

        Соедините слово в левой половине задания с его синонимом в правой половине.

        Истина                    храбрец.                    Азбука                 истина.

        Трус                         финиш.                  Правда                 показ.

          Начало                 ложь.                          Летчик                 алфавит.

          Старт                        радость.                  Шоу                 клинок.

          Горе                         конец.                  Кинжал                пилот.

с антонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.

Использование информационно-компьютерных технологий как  важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Карта инновации "Развитие интеллектуальных и творческих способностей через повышение эффективности образовательного процесса" (в рамках экспериментального проекта УМК "Сферы")

Показатели:- теоретическая обоснованность инновации-новизна-образовательная значимость- качество инновационного процесса- результативность инновации...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...