Комплекс упражнений для развития интеллектуальных и творческих способностей.
статья
В статье рассматриваются вопросы по развитию памяти, умственных способностях, пространственного и словесно-логического мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для развития
интеллектуальных и творческих способностей.
- Память.
Дается набор слов. Повторить слова, которые запомнили.
Например: год, слон, меч, соль, шум, рука, пол, весна, сын.
- Умственное развитие.
Запомнить слова с помощью рисунка к каждому слову или словосочетанию ребенок самостоятельно делает рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок становится средством помогающим запомнить слова).
Слова зачитываются с интервалом не более 30 секунд. После выполнения работы рисунки собираются. Через 1 – 1,5 часа, после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Примерные слова и словосочетания: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
- Развитие пространственного мышления.
(Методика А.Л. Венгера «Лабиринт»).
Ребенку надо пройти путь к определенному домику среди других,
неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо, каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
- Развитие словесно-логического мышления.
А. Объяснение сложных картин.
Показать картинку и попросить рассказать, что на ней нарисовано.
Б. Последовательность событий.
Серия сюжетных картонок (3 – 6) на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.
- Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза.
Определение детьми понятий интерпретации пословиц (Б.В. Зейгарник).
Кроме пословицы ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу
соответствует пословице, а вторая – внешне ее напоминает.
Например: к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге».
Ребенок, выбирая одну из 2-х фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.
- Свободные вербальные ассоциации.
(К. Леонгард).
За три минуты назвать как можно больше названий предметов.
Например: воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме «математика» (могут быть слова, фамилии писателей, художников и т.д.).
Структура развития творческих способностей.
- Разминка.
- Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).
- Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.
- Решение творческих заданий, рассчитанные на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий.
Примерные задания.
Разминка.
Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы:
А. Какой сегодня день недели?
Б. Сколько дней в нынешнем месяце?
В. Назовите 7 имен мальчиков, 5 имен девочек начинающихся с буквы А.
Г. Кто говорит на всех языках? (Эхо).
Д. До каких пор волк бежит в лес? (До середины, потом бежит из леса).
Е. Сумма трех четных чисел равна 12 (6, 4, 2).
Ж. Чем больше берут, тем больше становится. Что это? (Яма).
З. Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Шарик).
Быстрота реакции.
- Вставьте пропущенные буквы так, чтобы у вас получились слова –
имена существительные, нарицательные.
А. Мель, моль, роль, боль, даль, ноль, пыль, соль, тюль, шаль.
Б. Короб, порох, ворох, шорох, ворон, горох, мороз, город.
А | Б | ||||||||
Л | Ь | О | Р | О | |||||
Л | Ь | О | Р | О | |||||
Л | Ь | О | Р | О | |||||
Л | Ь | О | Р | О | |||||
Л | Ь | О | Р | О | |||||
Л | Ь | О | Р | О | |||||
- Вставьте пропущенные слова в хорошо известных вам устойчивых словосочетаниях:
А. ____________ зодиака. (Знак).
Б. Эйфелева ___________. (Башня).
В. Биться, как __________ об лед. (Рыба).
Г. ____________ своего дела. (Мастер).
Д. «Трое в лодке, не считая _________. (Собаки).
Е. ____________ фортуны. (Колесо).
Зрительная память.
- В течение нескольких секунд посмотрите на геометрические фигуры.
Закрыть. Дети воспроизводят.
- Запомните и воспроизведите следующие рисунки. (На запоминание 10 секунд).
- Раздается заготовка на бумаге, на которой дети должны будут изобразить увиденное (7 секунд).
- Посмотрите на пронумерованные слова. Запомните каждое слово и порядковый номер (15 секунд).
- Парта. 5. Тетрадь.
- Стол. 6. Облако.
- Окно. 7. Пирог.
- Сосна. 8. Ребенок.
Закрыть слова.
А. Поставьте с каждым словом номер, под которым оно было записано.
Тетрадь – 5 Стол – 2
Сосна – 4 Парта – 1
Пирог – 7 Облако – 6
Окно – 3 Ребенок – 8
Б. Напишите напротив каждого номера слово, которое соответствовало.
1 – 5 –
2 – 6 –
3 – 7 –
4 – 8 –
Развитие слуховой памяти.
- Один из учеников называет слово. Другой повторяет его и добавляет свое. Третий повторяет два предыдущих и добавляет свое. Игра длится до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не собьется.
Например: Стол. Стол, дом. Стол, дом, окно и т.д.
- Вслух произносятся пары слов.
Булка – мука. Вагон – рельсы.
Сестра – брат. Дерево – кора.
Бутон – цветок. Папа – сын.
Из каждой пары учитель называет лишь первое слово, а второе произносит ученик.
Можно усложнить – тройки слов.
Куб – квадрат – точка.
Писатель – сказка – поговорка.
Синий – белый – красный.
Точка – запятая – тире.
Мама – папа – сын.
- Из дома вышли дети.
Из первого подъезда – Витя, Юра, Маша, из второго – Петя, Дима, из третьего – Света, Юля, Алеша.
Вопросы.
- Сколько всего девочек вышло из подъезда? (3).
- Сколько всего детей? (8).
- Из каких подъездов вышли девочки? (2,3).
- Какие имена начинались на одну и ту же букву? (Юра, Юля).
Внимание.
- Перед вами римские и арабские цифры. Сосчитайте в уме отдельно сумму римских и арабских цифр. Ответ запишите.
25 V X III 2 3 9 17 I VII XIV |
Ответ: 9 + 25 + 17 + 2 + 3 = 56
V + III + X + I +VII + XIV = 40
- Прочитайте слова.
Баранка.
Окунь.
Мороженое.
Бабушка.
Аквариум.
Закрыть их.
Мысленно повторите их, а затем произнесите лишь первые буквы.
Какое слово получилось? (Бомба).
«Закодированное слово».
- Велосипед, атлас, торт, арфа. (Вата).
- Клюв, облако, фата, том, айсберг. (Кофта).
А теперь попробуйте закодировать слова сами: билет, чайник и т.д.
Логическое мышление.
- Выяви закономерность.
Заполни клетки со знаками вопроса.
? | ||
? |
- Расставь в пустые клетки недостающие цифры так, чтобы их сумма по всем направлениям была равна девяти (цифры можно повторять).
2 | ||
4 | ||
5 |
- Какое слово лишнее в каждом ряду и почему?
А. Сито, кофе, лето, море. (Кофе – м.р.).
Б. Роза, гладиолус, василек, нарцисс. (Василек – полевой цветок).
В. Женя, Саша, Петя, Валя. (Петя – это имя только мальчика).
- Проанализируйте закономерности, поймите связь между словами в заполненной паре и по аналогии допишите вместо многоточия пропущенное слово.
А. Цветок – биосфера; гранит – ………. (Литосфера).
Б. Вулкан – лава; гейзер – ………… (Вода).
В. Франция – Париж; ……….. – столица. (Страна).
Г. Лак – лук; бак – ………. (Бук).
Д. А – Я; У – ….. (Ю).
Е. Г – К; Д – ….. (Т).
Развитие речи.
Соедините слово в левой половине задания с его синонимом в правой половине.
Истина храбрец. Азбука истина.
Трус финиш. Правда показ.
Начало ложь. Летчик алфавит.
Старт радость. Шоу клинок.
Горе конец. Кинжал пилот.
с антонимами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе. Стране крайне необходимы творцы нового...
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»
Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Карта инновации "Развитие интеллектуальных и творческих способностей через повышение эффективности образовательного процесса" (в рамках экспериментального проекта УМК "Сферы")
Показатели:- теоретическая обоснованность инновации-новизна-образовательная значимость- качество инновационного процесса- результативность инновации...

Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...

Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
















