Доклад: Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
материал
Доклад: Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кутузовская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Доклад
Тема: «Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы).
Выполнила:
учитель географии
Тиханова Ирина
Викторовна
План
- Введение.
- Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
- Совместная деятельность воспитателя и классного руководителя.
- Организация мероприятий.
- Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
- Заключение.
Список литературы.
Введение.
Внеурочная деятельность в школе VIII вида должна иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника.
Во внеурочную деятельность входят: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, индивидуальные и групповые занятия психолога и логопеда с детьми различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования и т.д.
Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Общая и главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, классных часов, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Задачи проводимой воспитательной работы во внеурочное время достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Главное условие успешного решения задач – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся.
В решениях этих задач большое значение имеет система внеклассной работы. Организуя внеклассные мероприятия, кружковую работу, нельзя вместе с тем занижать возможности учащихся. Ориентиром объема и глубины используемого для внеклассной работы познавательного материала может служить учебная программа школы по всем предметам. Этот документ на базе научного обоснования и опыта многолетней практики очерчивает круг тех знаний, умений и навыков, которыми может и должен овладеть умственно отсталый ребенок.
Внеурочной деятельностью в коррекционной школе в основном занимается воспитатель. От воспитания в школе VIII вида зависит, будет ли жизнь детей радостной и содержательной.
Воспитатель в школе VIII вида, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика; под руководством логопеда продолжает работу по исправлению речи воспитанников; вместе с врачом и учителем осуществляет коррекционно-воспитательную работу во внеурочное время.
В условиях школы знания, полученные учащимися на уроке, могут быть закреплены как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью игр, экскурсий, кинофильмов, спектаклей, внеклассного чтения. Мероприятия, проводимые во внеурочное время, не только содействуют закреплению усвоенных на уроке знаний, но могут и подготавливать учащихся к лучшему восприятию учебного материала (например, экскурсии по теме предстоящего занятия).
Вся внеклассная работа должна содействовать общему развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений, навыков. Во внеурочное время имеются большие возможности для использования таких важных для развития детей средств воспитания, как наблюдение за природой, экскурсии, различные дидактические игры.
Органическое сочетание учебной и внеклассной работы, реализация принципа неразрывности обучения и воспитания возможны лишь при тесном контакте классных руководителей и воспитателей, при полной согласованности их действий. Их повседневная связь помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанника, установить, какие предметы он любит, а какие его мало интересуют, что ему под силу, а что для него затруднительно.
Совместная деятельность воспитателя и классного руководителя.
Тесный контакт в работе классных руководителей и воспитателей достигается в школе VIII вида совместным планированием всей воспитательной работы в классе-группе. При составлении плана необходимо учитывать особенности учащихся группы, поэтому совместная работа учителя и воспитателя начинается с их изучения. Планируется совместное ведение дневников наблюдений , определяются методы и формы этих наблюдений, в том числе посещения уроков воспитателем и посещение самоподготовки учителем; вырабатывается единое мнение, единые требования к воспитанникам при осуществлении индивидуального подхода, намечаются формы индивидуальной коррекционной работы.
Совместно планируются те разделы работы, в выполнении которых принимают участие, как воспитатель, так и учитель. Это организация и проведение праздников, встречи с интересными людьми, кружковая работа и т.п. Совместно планируют раздел учебной работы во внеурочное время. Заранее намечаются внеклассные мероприятия, которые способствуют усвоению учебного материала, установлению связи полученных знаний с жизнью: экскурсии, практические работы, просмотр кинофильмов.
Проблема совершенствования внеклассной воспитательной работы с умственно отсталыми детьми и сейчас остается актуальной. Специальная (коррекционная) школа VIII вида должна развивать у учащихся личностные качества, психические функции; воспитывать активность и самостоятельность, коллективизм в процессе внеклассной воспитательной работы.
Организация мероприятий.
Проведение различных внеклассных мероприятий включает ряд важных моментов, которые в комплексе способствуют формированию у детей необходимых умений и навыков, а также практическому применению усвоенных ранее знаний и умений.
Для того чтобы проведение мероприятия в наиболее полной мере отвечало познавательным и воспитательным задачам, его надо тщательно подготовить.
С учащимися школы VIII вида нельзя выходить на экскурсию, предварительно не подготовив их к правильному восприятию того, что они увидят. Детям надо еще в школе рассказать, куда они идут, что представляет собой этот объект, на что особенно им стоит обратить внимание и т.д.
Учитель должен предупредить детей, что после экскурсии будет проведена беседа и что им будут заданы вопросы об увиденном. В отдельных случаях может быть дано задание зарисовать по памяти тот объект, который они видели или написать сочинение на тему экскурсии. Каждая экскурсия должна быть подробно проанализирована после ее проведения. Учитель должен быть уверен, что все дети, хотя и с разной степенью глубины, в зависимости от своих возможностей, но все же поняли увиденное правильно. Такая работа после экскурсии обязательна, так как нельзя допустить неверных представлений и понятий, сложившихся в сознании умственно отсталых ребят.
Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.
Практика работы школ VIII вида показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Кружки могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Для учащихся 3-4 классов организован кружок «Аппликация». Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе. Кружок хорового пения «Веселые нотки» (слайд). Их опыт активного участия в различных смотрах, концентрах показывает, что многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.
Для более старших обучающихся организованы кружки на основе тех профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это кружок «Художественная резьба по дереву», «Столярная мастерская» (слайд). Для девочек проходит кружок «Рукодельница» (слайд), где они шью, вышиваю, изготавливают поделки для конкурсов. Кружок «Я изучаю компьютер» позволяет детям освоить элементарные навыки владения компьютером (слайд). Различные спортивные секции (слайд).
Важность и значимость кружковой работы в школе VIII вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для умственно отсталых детей школа – единственное учебно-воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе мы стремимся максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке, в занимательной форме воспитываем и прививаем жизненно необходимые навыки и привычки.
Работа кружков в школе проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую, затем полезную для всех работу они смогут сделать.
Практика работы школы VIII вида показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда учащиеся принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Отбираются, конечно, только те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать группы детей от школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.
Заключение.
Таким образом, можно отметить что, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
- Воспитательная система школы: Проблемы и поиск. Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Знание, 1989.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.
- Миронова Г.В. Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. - Уфа, 2001.
- Нечаев М.П.Теория и практика управления воспитанием. – М., 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....
Организация внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучным предметам в свете требований ФГОС ООО
Стендовый доклад, выполненный в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" Дувановой Т.В....

Организация внеурочной деятельности обучающихся по химии в свете требований ФГОС ООО (Из опыта работы МОУ «СОШ № 73» г. Саратова)
Работа выполнена в соавторстве с заместителем директора по УВР Зубковой Е.Д....

Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы
Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы...

Доклад " Организация внеурочной деятельности"
Данный доклад содержит информацию о внеурочной деятельности....

Доклад "Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах"
Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах...
Доклад "Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Доклад на педсовете школы о методах организации внеурочной деятельности по физкультуре...
