КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КАК РЕБЯТА ЗВЕРЯТАМ ПОМОГАЛИ»
план-конспект

Бояркина Наталья Александровна

В занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КАК РЕБЯТА ЗВЕРЯТАМ ПОМОГАЛИ»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.

Коррекционно-образовательные задачи

Обобщение и систематизация знаний о диких животных леса.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов».

Совершенствование грамматического строя речи:

— образование слов с суффиксами уменьшительности и ласкательности, притяжательных прилагательных, подбор однокоренных родственных слов, глубокое понимание смыслового значения фразы;

— упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении;

— совершенствование навыка звукового анализа слов;

— совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

— закреплять навыки чтения;

— развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;

— развивать фонематическое восприятие;

— продолжить развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение;

— поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка;

— развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

— воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе;

— способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Оборудование и материалы

Картинки с героями занятия (Совунья-Говорунья, жук, белка-Хлопотуша, хитрая ворона, ёжик, лесник, корзинка с находками ежа, конверты с распечатанными словами и предложениями, предметные картинки следов животных, мячики су-джок на каждого ребенка, книги для сюрпризного момента, колокольчик.

Предварительная работа

Беседа о диких животных, заучивание стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением животных. Составление загадок-описаний о диком животном.

Чтение художественной литературы: В. Г. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко», русская народная сказка «Хвосты». Экскурсия в музей «Там на неведомых дорожках».

Словарь

Существительные: лесник, жук, белка, ежик, ворона, береза, дуб, сосна, лиса, волк, кабан, сова, гриб, кукушка, ландыш, василек, ромашка, орехи, недотрога, находки, гусеница, яблоко, червяк, цветок, браконьеры, кормушка, школа.

Прилагательные: лисий, кабаний, беличий, заячий, волчий, медвежий, ежиный, лосиный, ежовые, сердитый, колючий, хитрый, лесные.

Наречия: ловко, быстро, высоко.

Глаголы: скакать, прыгать, ходить, бегать, прятать, сушить, помогать, спасать, защищать, охранять, учить.

Методы и приемы.

Словесные методы: вопросы, сравнения, пояснения, объяснения.

Наглядные методы: показ схем, показ иллюстраций нарисованных героев, нарисованных следов зверей.

Практические методы: путешествие по лесу.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед звонит в колокольчик, ребята собираются в круг.

— Дети, куда он нас пригласил колокольчик?

— На занятие.

— А для того, чтобы занятие прошло хорошо, что мы обычно делаем?

— Создаем друг другу настроение.

— Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Встало солнышко с утра, на занятия пора.

— Ребята, а вы ничего интересного у нас в группе не заметили?

(На стене у Совуньи-говоруньи конверт в лапах, он прикреплен заранее.)

Если не скажут, то … «Посмотрите на Совунью-говорунью».

— Видим, у совуньи конверт.

— Вам интересно, что там?

— Да.

— Посмотрим?

— Да.

Логопед берет у совуньи конверт, открывает.

— Что это?

— Письмо.

— Прочитаем?

— Да.

ЧИТАЕМ ПИСЬМО.

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я собрался открыть лесную школу для зверят. Но для этого нужно им помочь подготовиться к занятиям. Помогите, пожалуйста, моим зверушкам».

Логопед переворачивает листочек разными сторонами и показывает его детям со словами: «А подписи-то тут и нет».

— Как же мы узнаем, кто это письмо прислал?

— Хотя вот, тут загадка.

— Что бы это значило?

Ребята предлагают свои варианты.

— А может это и есть подсказка, отгадаем и узнаем, кто письмо написал.

ЗАГАДКА

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждет лесных зверушек.

— О ком идет речь в этой загадке?

— О леснике.

— Почему вы подумали, что это лесник?

Дети высказывают свое мнение.

(Он следит, чтобы никто не обижал зверей, подкармливает их зимой).

— Правильно, ребята.

— А почему его назвали ЛЕСНИКОМ, а не грибником, не учителем?

— Потому что он работает в лесу.

— Конечно. Слово лесник образовалось от слова лес. Работник леса. И захотел, ребята, лесник открыть для зверей школу и просит нас помочь зверятам подготовиться к занятиям.

— Вы согласны помочь?

— Да.

— Тогда нам с вами нужно куда-то пойти. Куда пойдем?

Ответы детей, возможны варианты (в лес, в парк…).

— Почему решили пойти в лес, а не в город или в деревню?

— Потому что лесник помогает диким животным, а они живут в лесу.

— Правильно! Пойдем помогать.

Идут по группе, логопед включает запись на телефоне, где жужжит жук.

— Ушки слышат?

— Да.

— А что слышат? (Жук жужжит)

— Где он?

— Так вот на листочке. (На дереве в группе заранее прикреплен жук на листочке)

— Что же он так громко жужжит, может ему нужна наша помощь? Спросим?

Жук говорит, что очень хочет в школу, но не умеет собирать слова из звуков, а ваши ушки так хорошо слышат, научите меня!

— Поможем, научим?

— Да.

Логопед берет слова, которые закреплены под листочком и говорит: «Где же твои звуки? А вот, под листочком».

— Ребята, я буду бросать вам звуки, а вы их ловите и составляйте слова.

БЕРЁЗА, СОСНА, ЛИСА, ВОЛК, КАБАН, СОВА, ГРИБ, КУКУШКА.

— Здорово! Молодцы!

— А как вы думаете, почему именно эти слова мы поймали?

— Эти слова все связаны с лесом. Деревья, птицы, животные, которые там живут.

— Жук вас благодарит, ведь теперь он научился собирать слова из звуков.

— Побежали дальше……

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Побежали по дорожке маленькие ножки,

Побежали по дорожке маленькие ножки,

А теперь шагаем, ножки поднимаем,

И еще шагаем, ножки поднимаем.

Побежали, побежали, очень мы устали.

А теперь присядем, ноженьки погладим.

— Пока отдыхаем, посмотрим по сторонам, может еще кому нужна наша помощь.

— Что это там за листочек необычный? Заранее приготовлен листочек на дереве с загадкой.

— Да это же загадка! Отгадаем и узнаем, кому помочь.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

— Почему вы решили, что это белка?

— Что значит она взлетает, у нее крылья выросли?

Дети объясняют, используя в речи сложноподчиненные предложения.

— Правильно, а вот и она…. (на пенечке под зеленым кусочком ткани лежит белочка)

Логопед достает и говорит: «Это же наша Хлопотуша!»

— Хлопотуша, а что у тебя случилось?

— Белочка говорит, что тоже хочет учиться в школе, но плохо читает и не знает некоторые слова. Приглашает вас в гости и помочь.

Логопед приглашает ребят пройти за столы, дети садятся.

Логопед берет конверты.

— Интересно, какое тут задание. 4 конверта, там что-то лежит. Но конвертов каждому не хватает. Что же нам делать, ведь помочь хотим все?

— Мы дружные ребята?

— Да.

— Что же мы обычно в таких случаях делаем?

— Объединяемся в пары и тогда конвертов хватает всем.

— Правильно.

— А еще что мы делаем, когда работаем в парах?

— Договариваемся. Кто из нас читает, кто объясняет.

Логопед раздаёт каждой паре конверты. Смотрим, что в них. Дети достают, смотрят и говорят, что в них слова.

— Правильно, здесь написаны слова. Вам нужно их прочитать, найти лишнее и объяснить, почему это слово оказалось лишним.

1 конверт: БЕРЁЗА, СОСНА, ДУБ, ЛИСА.

2 конверт: ЛИСА, ВОЛК, КАБАН, ГРИБ.

3 конверт: СОВА, КУКУШКА, СОРОКА, ДУБ.

4 конверт: РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ВАСИЛЁК, КАБАН.

Дети читают, объясняют.

— Молодцы, ребята. Вы очень помогли белочке, она вам обещает, что научиться читать так же.

Стук в дверь.

— А это еще кто? (Логопед на доску прикрепляет картинку хитрой вороны.)

— Это хитрая ворона.

— Зачем она к нам прилетела?

— Хочет запутать нас и перехитрить.

— НЕТ, ребята, оказывается она тоже хочет в школу, узнала, что вы всем помогаете и прилетела тоже просить о помощи.

— Поможем хитрой вороне, простим её?

— Да.

Логопед берет из лап вороны полоски со словами: «Что тут у тебя?»

— Ребята, это предложения, но я не могу их понять.

Логопед раздает детям полоски с предложениями и просит:

— Ребята, прочитайте их, пожалуйста, и исправьте так, чтобы они стали понятными.

Дети читают и исправляют предложения. (Работают снова в парах, друг с другом договариваются).

1. Берлога спит в медведе.

2. Заяц охотится за лисой.

3. Орешки грызут белку.

4. Куст спит под зайцем.

Теперь все понятно!

— Помогли белке с вороной?

— Да.

— Пошли дальше.

— Дети, посмотрите на дорожку. По ней уже кто-то ходил и оставил следы. Интересно, чьи они…… Отгадаем пока идем?

На дорожке заранее разложены следы, дети рассматривают их и называют, чьи они.

Следы: ЛИСИЙ, КАБАНИЙ, БЕЛИЧИЙ, ЗАЯЧИЙ, ВОЛЧИЙ, МЕДВЕЖИЙ, ЕЖИНЫЙ, ЛОСИНЫЙ.

— Ой, а тут вместо следа загадка, наверное, она снова нам подскажет, кому нужна помощь.

— Отгадаем?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

— Ребята, а почему вы решили, что это ежик?

(ответы детей)

Да вот же он….

Логопед показывает ежа и говорит: «Ой, а он и правда сердитый, может с ним подружимся?» (дети садятся на ковер)

— Да он тут не один, их много.

Логопед выкладывает на ковер из корзинки мячики су-джок.

— Почему мячики похожи на ежа?

Дети отвечают сложноподчиненными предложениями: «Мячики похожи на ежей, потому что они такие же колючие».

— Подружимся? Возьмем их аккуратно в ладошки и скажем:

Гладь мои ладошки ёж,

Ты колючий, ну и что ж…

Я хочу с тобой поладить,

Я хочу тебя погладить.

— Подружились, положим обратно в корзинку.

— Ребята, а вы помните слова-родственники, к слову, еж?

Да. Ежиха, ежонок, ежата. Может кто-то вспомнит выражение «ежовые рукавицы».

Если не вспомнят, то логопед спрашивает:

— Ребята, а я слышала такое выражение «ежовые рукавицы», вы знаете, что оно обозначает?

— Это что, рукавички, которые сшили из ежа?

— НЕТ! Так говорят, когда хотят держать кого-то в строгости, чтобы соблюдали дисциплину.

— Так что же такое слова-родственники?

— Это слова, которые друг на друга похожи.

— Правильно.

— Ёжик все еще сердитый. Смотрите, что это?

Логопед берет заранее приготовленные на скрепках находки ежа: гриб, гусеницу, яблоко, червяка, цветок, жука.

Ребята высказывают свое мнение о том, что же нашел логопед.

Логопед обобщает.

— Это находки ежа, он, наверное, и сердитый, потому что не может прицепить их себе на спинку и унести домой.

— Поможем?

— А чтобы он стал добренький-добренький, назовем его находки ласково.

Дети прицепляют находки на спинку ежику и называют их ласково.

Яблоко — яблочко                        лис — листочек (2) дубовый и березовый

Червяк — червячок                        гусеница — гусеничка        жук — жучок

Цветок — цветочек                        гриб — грибочек

— Ёжик, ты подобрел?

— Говорит, что да. Оказывается, он спешит к леснику и тоже хочет учиться в его школе. А вот чего НЕЛЬЗЯ делать в лесу забыл. (Логопед говорит за ежика)

— Поможем ежику вспомнить, чтобы он стал совсем добрый?

— Да.

— Чего же нельзя делать в лесу?

Ответы детей: разорять гнезда, муравейники, мусорить, разжигать костры, рубить деревья…

— Ребята, подарим ежику нашу схему поведения в лесу, чтобы, если забудет, посмотрел и вспомнил.

Дети дарят ежику схему (заранее схема поведения в лесу распечатана на листе бумаги).

Ежик вас благодарит, теперь он точно не забудет, чего НЕЛЬЗЯ делать в лесу.

— Ребята, тихо….

— Вы слышите, что нас кто-то зовет?

— Пойдем посмотрим.

Дети подходят к доске, и в это время логопед на нее вывешивает картинку с изображение лесника.

— Кто же это?

— Это лесник.

— А почему вы так решили?

Дети рассматривают картинку и приводят аргументы того, что это лесник: защитная форма, надпись лесник, ружье, помогает деревьям.

— Согласна.

Ребята, лесник спрашивает, с кем вы встретились в лесу?

— С жуком, белкой Хлопотушей, хитрой вороной, ежом.

- Вы помогли им? (ответы детей)

— Какое задание было самым интересным?

— Какое самым трудным?

Дети отвечают на вопросы.

-Как вы думаете, сможет теперь лесник открыть лесную школу, чтобы все звери стали умными? (Ответы детей)

— А за то, что вы такие дружные, добрые, умные, находчивые, лесник для вас приготовил сюрприз.

— А что такое сюрприз? (ответы детей)

Логопед достает заранее приготовленный сундучок с книгами. Вместе с детьми раскрывает его.

— Что же это?

— Это книги.

— Но рассмотрим мы их, когда вернемся из нашего путешествия в группу.

А сейчас поблагодарим лесника, зверят, Совунью-говорунью, друг друга и дружно скажем: «Спасибо за занятие». Похлопаем друг другу.

— Ну что, берем книжки, побежали в группу.

В группе дети рассматривают подарки лесника.

Похвала детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Как животные помогают людям".

Показать фотографии животных и рассказать детям,какую помощь нам они оказывают ....

Открытое занятие. "Спорт ребятам очень нужен"

Ознакомление с различными видами спорта для детей старшей и подготовительной групп....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во 2 классе «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Тема занятия: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».Цель: формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:...

Конспект психологического занятия по теме: "Что помогает мне быть успешным?"

Цель: предоставить возможности раскрывать различные стороны своего образа.Задачи: развитие навыков самопознания (самоанализа самопонимания и самокритики), конструктивного отношения к со...

Конспект занятия "Помоги лесным друзьям"

Возрастной диапазон детей: дошкольный возраст, а также младший школьный возраст у детей с УО.Группа: компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)Обл...