КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КАК РЕБЯТА ЗВЕРЯТАМ ПОМОГАЛИ»
план-конспект
В занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «КАК РЕБЯТА ЗВЕРЯТАМ ПОМОГАЛИ»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.
Коррекционно-образовательные задачи
Обобщение и систематизация знаний о диких животных леса.
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов».
Совершенствование грамматического строя речи:
— образование слов с суффиксами уменьшительности и ласкательности, притяжательных прилагательных, подбор однокоренных родственных слов, глубокое понимание смыслового значения фразы;
— упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении;
— совершенствование навыка звукового анализа слов;
— совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
— закреплять навыки чтения;
— развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;
— развивать фонематическое восприятие;
— продолжить развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение;
— поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка;
— развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
— воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе;
— способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование и материалы
Картинки с героями занятия (Совунья-Говорунья, жук, белка-Хлопотуша, хитрая ворона, ёжик, лесник, корзинка с находками ежа, конверты с распечатанными словами и предложениями, предметные картинки следов животных, мячики су-джок на каждого ребенка, книги для сюрпризного момента, колокольчик.
Предварительная работа
Беседа о диких животных, заучивание стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением животных. Составление загадок-описаний о диком животном.
Чтение художественной литературы: В. Г. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко», русская народная сказка «Хвосты». Экскурсия в музей «Там на неведомых дорожках».
Словарь
Существительные: лесник, жук, белка, ежик, ворона, береза, дуб, сосна, лиса, волк, кабан, сова, гриб, кукушка, ландыш, василек, ромашка, орехи, недотрога, находки, гусеница, яблоко, червяк, цветок, браконьеры, кормушка, школа.
Прилагательные: лисий, кабаний, беличий, заячий, волчий, медвежий, ежиный, лосиный, ежовые, сердитый, колючий, хитрый, лесные.
Наречия: ловко, быстро, высоко.
Глаголы: скакать, прыгать, ходить, бегать, прятать, сушить, помогать, спасать, защищать, охранять, учить.
Методы и приемы.
Словесные методы: вопросы, сравнения, пояснения, объяснения.
Наглядные методы: показ схем, показ иллюстраций нарисованных героев, нарисованных следов зверей.
Практические методы: путешествие по лесу.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Логопед звонит в колокольчик, ребята собираются в круг.
— Дети, куда он нас пригласил колокольчик?
— На занятие.
— А для того, чтобы занятие прошло хорошо, что мы обычно делаем?
— Создаем друг другу настроение.
— Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Встало солнышко с утра, на занятия пора.
— Ребята, а вы ничего интересного у нас в группе не заметили?
(На стене у Совуньи-говоруньи конверт в лапах, он прикреплен заранее.)
Если не скажут, то … «Посмотрите на Совунью-говорунью».
— Видим, у совуньи конверт.
— Вам интересно, что там?
— Да.
— Посмотрим?
— Да.
Логопед берет у совуньи конверт, открывает.
— Что это?
— Письмо.
— Прочитаем?
— Да.
ЧИТАЕМ ПИСЬМО.
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я собрался открыть лесную школу для зверят. Но для этого нужно им помочь подготовиться к занятиям. Помогите, пожалуйста, моим зверушкам».
Логопед переворачивает листочек разными сторонами и показывает его детям со словами: «А подписи-то тут и нет».
— Как же мы узнаем, кто это письмо прислал?
— Хотя вот, тут загадка.
— Что бы это значило?
Ребята предлагают свои варианты.
— А может это и есть подсказка, отгадаем и узнаем, кто письмо написал.
ЗАГАДКА
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждет лесных зверушек.
— О ком идет речь в этой загадке?
— О леснике.
— Почему вы подумали, что это лесник?
Дети высказывают свое мнение.
(Он следит, чтобы никто не обижал зверей, подкармливает их зимой).
— Правильно, ребята.
— А почему его назвали ЛЕСНИКОМ, а не грибником, не учителем?
— Потому что он работает в лесу.
— Конечно. Слово лесник образовалось от слова лес. Работник леса. И захотел, ребята, лесник открыть для зверей школу и просит нас помочь зверятам подготовиться к занятиям.
— Вы согласны помочь?
— Да.
— Тогда нам с вами нужно куда-то пойти. Куда пойдем?
Ответы детей, возможны варианты (в лес, в парк…).
— Почему решили пойти в лес, а не в город или в деревню?
— Потому что лесник помогает диким животным, а они живут в лесу.
— Правильно! Пойдем помогать.
Идут по группе, логопед включает запись на телефоне, где жужжит жук.
— Ушки слышат?
— Да.
— А что слышат? (Жук жужжит)
— Где он?
— Так вот на листочке. (На дереве в группе заранее прикреплен жук на листочке)
— Что же он так громко жужжит, может ему нужна наша помощь? Спросим?
Жук говорит, что очень хочет в школу, но не умеет собирать слова из звуков, а ваши ушки так хорошо слышат, научите меня!
— Поможем, научим?
— Да.
Логопед берет слова, которые закреплены под листочком и говорит: «Где же твои звуки? А вот, под листочком».
— Ребята, я буду бросать вам звуки, а вы их ловите и составляйте слова.
БЕРЁЗА, СОСНА, ЛИСА, ВОЛК, КАБАН, СОВА, ГРИБ, КУКУШКА.
— Здорово! Молодцы!
— А как вы думаете, почему именно эти слова мы поймали?
— Эти слова все связаны с лесом. Деревья, птицы, животные, которые там живут.
— Жук вас благодарит, ведь теперь он научился собирать слова из звуков.
— Побежали дальше……
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Побежали по дорожке маленькие ножки,
Побежали по дорожке маленькие ножки,
А теперь шагаем, ножки поднимаем,
И еще шагаем, ножки поднимаем.
Побежали, побежали, очень мы устали.
А теперь присядем, ноженьки погладим.
— Пока отдыхаем, посмотрим по сторонам, может еще кому нужна наша помощь.
— Что это там за листочек необычный? Заранее приготовлен листочек на дереве с загадкой.
— Да это же загадка! Отгадаем и узнаем, кому помочь.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
— Почему вы решили, что это белка?
— Что значит она взлетает, у нее крылья выросли?
Дети объясняют, используя в речи сложноподчиненные предложения.
— Правильно, а вот и она…. (на пенечке под зеленым кусочком ткани лежит белочка)
Логопед достает и говорит: «Это же наша Хлопотуша!»
— Хлопотуша, а что у тебя случилось?
— Белочка говорит, что тоже хочет учиться в школе, но плохо читает и не знает некоторые слова. Приглашает вас в гости и помочь.
Логопед приглашает ребят пройти за столы, дети садятся.
Логопед берет конверты.
— Интересно, какое тут задание. 4 конверта, там что-то лежит. Но конвертов каждому не хватает. Что же нам делать, ведь помочь хотим все?
— Мы дружные ребята?
— Да.
— Что же мы обычно в таких случаях делаем?
— Объединяемся в пары и тогда конвертов хватает всем.
— Правильно.
— А еще что мы делаем, когда работаем в парах?
— Договариваемся. Кто из нас читает, кто объясняет.
Логопед раздаёт каждой паре конверты. Смотрим, что в них. Дети достают, смотрят и говорят, что в них слова.
— Правильно, здесь написаны слова. Вам нужно их прочитать, найти лишнее и объяснить, почему это слово оказалось лишним.
1 конверт: БЕРЁЗА, СОСНА, ДУБ, ЛИСА.
2 конверт: ЛИСА, ВОЛК, КАБАН, ГРИБ.
3 конверт: СОВА, КУКУШКА, СОРОКА, ДУБ.
4 конверт: РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ВАСИЛЁК, КАБАН.
Дети читают, объясняют.
— Молодцы, ребята. Вы очень помогли белочке, она вам обещает, что научиться читать так же.
Стук в дверь.
— А это еще кто? (Логопед на доску прикрепляет картинку хитрой вороны.)
— Это хитрая ворона.
— Зачем она к нам прилетела?
— Хочет запутать нас и перехитрить.
— НЕТ, ребята, оказывается она тоже хочет в школу, узнала, что вы всем помогаете и прилетела тоже просить о помощи.
— Поможем хитрой вороне, простим её?
— Да.
Логопед берет из лап вороны полоски со словами: «Что тут у тебя?»
— Ребята, это предложения, но я не могу их понять.
Логопед раздает детям полоски с предложениями и просит:
— Ребята, прочитайте их, пожалуйста, и исправьте так, чтобы они стали понятными.
Дети читают и исправляют предложения. (Работают снова в парах, друг с другом договариваются).
1. Берлога спит в медведе.
2. Заяц охотится за лисой.
3. Орешки грызут белку.
4. Куст спит под зайцем.
Теперь все понятно!
— Помогли белке с вороной?
— Да.
— Пошли дальше.
— Дети, посмотрите на дорожку. По ней уже кто-то ходил и оставил следы. Интересно, чьи они…… Отгадаем пока идем?
На дорожке заранее разложены следы, дети рассматривают их и называют, чьи они.
Следы: ЛИСИЙ, КАБАНИЙ, БЕЛИЧИЙ, ЗАЯЧИЙ, ВОЛЧИЙ, МЕДВЕЖИЙ, ЕЖИНЫЙ, ЛОСИНЫЙ.
— Ой, а тут вместо следа загадка, наверное, она снова нам подскажет, кому нужна помощь.
— Отгадаем?
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
— Ребята, а почему вы решили, что это ежик?
(ответы детей)
Да вот же он….
Логопед показывает ежа и говорит: «Ой, а он и правда сердитый, может с ним подружимся?» (дети садятся на ковер)
— Да он тут не один, их много.
Логопед выкладывает на ковер из корзинки мячики су-джок.
— Почему мячики похожи на ежа?
Дети отвечают сложноподчиненными предложениями: «Мячики похожи на ежей, потому что они такие же колючие».
— Подружимся? Возьмем их аккуратно в ладошки и скажем:
Гладь мои ладошки ёж,
Ты колючий, ну и что ж…
Я хочу с тобой поладить,
Я хочу тебя погладить.
— Подружились, положим обратно в корзинку.
— Ребята, а вы помните слова-родственники, к слову, еж?
Да. Ежиха, ежонок, ежата. Может кто-то вспомнит выражение «ежовые рукавицы».
Если не вспомнят, то логопед спрашивает:
— Ребята, а я слышала такое выражение «ежовые рукавицы», вы знаете, что оно обозначает?
— Это что, рукавички, которые сшили из ежа?
— НЕТ! Так говорят, когда хотят держать кого-то в строгости, чтобы соблюдали дисциплину.
— Так что же такое слова-родственники?
— Это слова, которые друг на друга похожи.
— Правильно.
— Ёжик все еще сердитый. Смотрите, что это?
Логопед берет заранее приготовленные на скрепках находки ежа: гриб, гусеницу, яблоко, червяка, цветок, жука.
Ребята высказывают свое мнение о том, что же нашел логопед.
Логопед обобщает.
— Это находки ежа, он, наверное, и сердитый, потому что не может прицепить их себе на спинку и унести домой.
— Поможем?
— А чтобы он стал добренький-добренький, назовем его находки ласково.
Дети прицепляют находки на спинку ежику и называют их ласково.
Яблоко — яблочко лис — листочек (2) дубовый и березовый
Червяк — червячок гусеница — гусеничка жук — жучок
Цветок — цветочек гриб — грибочек
— Ёжик, ты подобрел?
— Говорит, что да. Оказывается, он спешит к леснику и тоже хочет учиться в его школе. А вот чего НЕЛЬЗЯ делать в лесу забыл. (Логопед говорит за ежика)
— Поможем ежику вспомнить, чтобы он стал совсем добрый?
— Да.
— Чего же нельзя делать в лесу?
Ответы детей: разорять гнезда, муравейники, мусорить, разжигать костры, рубить деревья…
— Ребята, подарим ежику нашу схему поведения в лесу, чтобы, если забудет, посмотрел и вспомнил.
Дети дарят ежику схему (заранее схема поведения в лесу распечатана на листе бумаги).
Ежик вас благодарит, теперь он точно не забудет, чего НЕЛЬЗЯ делать в лесу.
— Ребята, тихо….
— Вы слышите, что нас кто-то зовет?
— Пойдем посмотрим.
Дети подходят к доске, и в это время логопед на нее вывешивает картинку с изображение лесника.
— Кто же это?
— Это лесник.
— А почему вы так решили?
Дети рассматривают картинку и приводят аргументы того, что это лесник: защитная форма, надпись лесник, ружье, помогает деревьям.
— Согласна.
Ребята, лесник спрашивает, с кем вы встретились в лесу?
— С жуком, белкой Хлопотушей, хитрой вороной, ежом.
- Вы помогли им? (ответы детей)
— Какое задание было самым интересным?
— Какое самым трудным?
Дети отвечают на вопросы.
-Как вы думаете, сможет теперь лесник открыть лесную школу, чтобы все звери стали умными? (Ответы детей)
— А за то, что вы такие дружные, добрые, умные, находчивые, лесник для вас приготовил сюрприз.
— А что такое сюрприз? (ответы детей)
Логопед достает заранее приготовленный сундучок с книгами. Вместе с детьми раскрывает его.
— Что же это?
— Это книги.
— Но рассмотрим мы их, когда вернемся из нашего путешествия в группу.
А сейчас поблагодарим лесника, зверят, Совунью-говорунью, друг друга и дружно скажем: «Спасибо за занятие». Похлопаем друг другу.
— Ну что, берем книжки, побежали в группу.
В группе дети рассматривают подарки лесника.
Похвала детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Как животные помогают людям".
Показать фотографии животных и рассказать детям,какую помощь нам они оказывают ....

Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Разработка мероприятия по формированию здорового образа жизни...

Открытое занятие. "Спорт ребятам очень нужен"
Ознакомление с различными видами спорта для детей старшей и подготовительной групп....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во 2 классе «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Тема занятия: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».Цель: формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:...

Конспект психологического занятия по теме: "Что помогает мне быть успешным?"
Цель: предоставить возможности раскрывать различные стороны своего образа.Задачи: развитие навыков самопознания (самоанализа самопонимания и самокритики), конструктивного отношения к со...
Конспект занятия "Помоги лесным друзьям"
Возрастной диапазон детей: дошкольный возраст, а также младший школьный возраст у детей с УО.Группа: компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)Обл...
