Социально-бытовое ориентирование
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.
Специальные коррекционные занятия по основам социальной жизни направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
Реализуя разделы курса основам социальной жизни в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Результативность занятий по основам социальной жизни обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 334 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.
Специальные коррекционные занятия по основам социальной жизни направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
Реализуя разделы курса основам социальной жизни в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
Результативность занятий по основам социальной жизни обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
Программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция 2020 г.);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образований и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644), с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;
5. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса по основам социально жизни состоит в практической подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи курса социально – бытовая ориентировка:
– научить обучающихся правилам ведения домашнего хозяйства;
– сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
– знакомство с предприятиями, учреждениями, организациями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь;
– коррекция личностного развития обучающего и подготовка его к самостоятельной жизни.
– повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности;
–повышение качества жизни обучающихся;
– усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях;
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью (8 вид).
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
Программа по основам социально жизни составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям обучающих. При сообщении нового материала может использоваться опыт обучающихся как база для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, тестовые задания, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Беседа на занятиях по основам социальной жизни является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, происходит ориентировка на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках письма. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом проходит контроль над полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
4. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Основы социальной жизни» – включен в курс коррекционной подготовки.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения всего на изучение предмета выделяется 1 час в неделю для 5-6 классы (34 часа) и 2 часа – для 7-9 классов (68 часов).
Общее количество часов по программе в учебном году:
5 класс — 34 ч;
6 класс — 34 ч;
7 класс — 68 ч;
8 класс — 68 ч;
9 класс — 68 ч.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Рабочая программа по курсу «Основы социальной жизни» содержит следующие основные разделы для изучения в 5-6 классах:
– личная гигиена – значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.
– одежда и обувь – значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.
– питание – значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
– семья – Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.
– культура поведения – значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.
– жилище – виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.
– транспорт – виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
– торговля – виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.
– повторение. – повторение изученного материала.
Рабочая программа по курсу «Основы социальной жизни» содержит следующие основные разделы для изучения в 7-9 классах:
– личная гигиена – значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.
– одежда и обувь – значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.
– питание – значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
– семья – Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь.
– культура поведения – значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.
– жилище – виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.
– транспорт – виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
– торговля – виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.
– медицинская помощь – виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Меры по предупреждению переломов.
– учреждения, организации и предприятия – дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) – учебно-воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.
– экономика домашнего хозяйства – бюджет семьи: виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.); – условия и порядок их получения; – основные статьи расходов:
а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;
б) виды государственных страхований;
в) питание;
г) оплата проезда;
д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость.
– профориентация и трудоустройство. (Раздел изучается в 9 классе). Профессия, профессионально жизненная перспектива, трудоустройство, учреждения и отделы по трудоустройству, оформление на работу, документы для поступления на работу, деловые бумаги (заявление, расписка, докладная записка, заявка.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Освоение учебного предмета Основы социальной жизни обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты:
– осознание себя как гражданина России;
– воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
– владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
– сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный (обязательный) и достаточный (не обязательный).
Минимальный уровень:
– представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
– приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
– представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
– знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
– знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
– знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
– знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
– совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
– первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
– представления о различных видах средств связи;
– знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения.
Достаточный уровень:
– знание способов хранения переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
– соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
– соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
– некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
– навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
– пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
– знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; o составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;
–формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
Раздел 1: Личная гигиена (4 ч) | ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с кабинетом. | 1 | ||
2. | Личная гигиена. Выполнение утреннего и вечернего туалета. | 1 | ||
3. | Уход за кожей и волосами. | 1 | ||
4. | Гигиена зрения и слуха. правила просмотра телевизора. | 1 | ||
Раздел 2: Одежда и обувь (4 ч) | ||||
5. | Виды одежды и головных уборов. | 1 | ||
6. | Правила ухода за одеждой. Глажка. | 1 | ||
7. | Обувь, уход за обувью. | 1 | ||
8. | Практическая работа. Уход за одеждой: отработка навыков по глажке одежды и уход за обувью. | 1 | ||
Раздел 3: Питание (7 ч) | ||||
9. | Значение продуктов питания в жизни и деятельности человека. | 1 | ||
10. | Место приготовления пищи и его оборудование. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне. | 1 | ||
11. | Режим питания школьника, его влияние на здоровье. | 1 | ||
12. | Кухонная и столовая посуда, приборы, приспособления - назначение. | 1 | ||
13. | Чайная посуда, приборы - назначение. Правила и приемы ухода за чайной посудой. | 1 | ||
14 | Правила приготовления различных блюд. | 1 | ||
15. | Практическая работа: «Мытье кухонной посуды». | 1 | ||
Раздел 4: Семья (2 ч) | ||||
16. | Моя семья. Роль семьи. | 1 | ||
17. | Правила общения внутри семьи. | |||
Раздел 5: Культура поведения (4 ч) | ||||
18. | Осанка: при ходьбе, в положении сидя и стоя. | 1 | ||
19. | Правила этикета. | 1 | ||
20. | Правила поведения в общественных местах и на различных мероприятиях. | 1 | ||
21. | Контрольная работа: «Правильное питание и культура поведения». | 1 | ||
Раздел 6: Жилище (5 ч) | ||||
22. | Виды жилых помещений в нашей местности (дома, квартиры, общежития) | 1 | ||
23. | Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки жилых помещений. | 1 | ||
24. | Правила вытирания пыли, подметания и мытья полов. | 1 | ||
25. | Что такое адрес. Почтовый адрес дома и школы. | 1 | ||
26 | Практическая работа: «Заполнение домашнего и школьного адреса» | 1 | ||
Раздел 7: Транспорт (4 ч) | ||||
27. | Виды транспортных средств. Общественный транспорт | 1 | ||
28. | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | 1 | ||
29. | Привила поведения в общественном транспорте. | 1 | ||
30. | Практическая работа: «Составление маршрутного листа «Дом-школа-дом». | 1 | ||
Раздел 8: Торговля (4 ч) | ||||
31. | Основные виды продовольственных магазинов. | 1 | ||
32. | Правила приобретения товаров в магазине. | 1 | ||
33. | Сюжетно-ролевая игра: «Я – покупатель». | 1 | ||
34 | Повторение изученного материала. Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
6 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
Раздел 1: Личная гигиена (4 ч) | ||||
1. | Инструктаж по ТБ. Значение закаливания организма для здоровья человека. способы закаливания. | 1 | ||
2. | Правила и приемы ухода за кожей рук.. | 1 | ||
3. | Правила и приемы ухода за ногами. | 1 | ||
4. | Практическая работа: «Составление распорядка дня школьника». | 1 | ||
Раздел 2: Одежда и обувь (4 ч) | ||||
5. | Значение опрятного вида человека. | 1 | ||
6. | Правила стирки вещей из различных тканей. | 1 | ||
7. | Правила ухода за обувью в различные сезоны. | 1 | ||
8. | Практическая работа. «Пришивание пуговиц». | 1 | ||
Раздел 3: Питание (7 ч) | ||||
9. | Хранение продуктов питания и готовой пищи (в холодильнике и без него). | 1 | ||
10. | Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток).. | 1 | ||
11. | Кухонная и столовая посуда, приборы, приспособления - назначение. | 1 | ||
12. | Чай. История чаепития в России. | 1 | ||
13. | Картофель. Приготовление блюд из картофеля (отварной картофель, пюре). | 1 | ||
14 | Блюда из круп и макаронных изделий. | 1 | ||
15. | Практическая работа: «Составления меню на неделю». | 1 | ||
Раздел 4: Семья (2 ч) | ||||
16. | Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. | 1 | ||
17. | Права и обязанности каждого члена семьи. Семейное древо. | 1 | ||
Раздел 5: Культура поведения (4 ч) | ||||
18. | Библиотека. Правила поведения в библиотеке. | 1 | ||
19. | Обобщение пройденного материала по разделу: «Личная гигиена», «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище», «Культура поведения». | 1 | ||
20. | Контрольное тестирование по темам: «Личная гигиена», «Питание», «Одежда и обувь», «Культура поведения». | 1 | ||
21. | Экскурсия в сельскую библиотеку. | 1 | ||
Раздел 6: Жилище (5 ч) | ||||
22. | Виды жилых помещений в нашей местности (дома, квартиры, общежития) | 1 | ||
23. | Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки жилых помещений. | 1 | ||
24. | Повседневная сухая и влажная уборка помещения. | 1 | ||
25. | Современные электрические приборы для уборки дома, квартиры. | 1 | ||
26 | Практическая работа: «Комната моей мечты». | 1 | ||
Раздел 7: Транспорт (4 ч) | ||||
27. | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | 1 | ||
28. | Виды транспортных средств: железнодорожный и воздушный. | 1 | ||
29. | Привала и способы приобретения билетов. | 1 | ||
30. | Просмотр видео-фильма про вокзал «Новосибирск-Главный». | 1 | ||
Раздел 8: Торговля (4 ч) | ||||
31. | Основные виды продовольственных магазинов. | 1 | ||
32. | Правила приобретения товаров в магазине. Срок годности продуктов. | 1 | ||
33. | Сюжетно-ролевая игра: «Я – покупатель». | 1 | ||
34 | Повторение изученного материала. Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
7 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
Раздел 1: Личная гигиена (6 ч) | ||||
1. | Инструктаж по ТБ. Что такое ОСЖ | 1 | ||
2. | Особенности личной гигиены в жизни подростка. | 1 | ||
3. | Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. | 1 | ||
4. | Особенности ухода за кожей лица, волосами. | 1 | ||
5. | Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. | 1 | ||
6. | Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. | 1 | ||
Раздел 2: Одежда и обувь (8 ч) | ||||
7. | Правила повседневного ухода, хранения и поддержания одежды и обуви в порядке. | 1 | ||
8. | Основные способы ремонта одежды. Штопка. | 1 | ||
9. | ТБ при обращении с бытовыми приборами предназначенными для стирки белья. Для чего нужна стиральная машина. | 1 | ||
10. | Виды стирок. Таблица условных обозначений по уходу за одеждой. | 1 | ||
11. | Выбор режима стирки, температуры и стирка белья с помощью стиральной машины. | 1 | ||
12. | Правила и приёмы утюжки белья. | 1 | ||
13. | Химчистка, что это? | 1 | ||
14. | Практическая работа: «Глажка брюк». | 1 | ||
Раздел 3: Семья (5 ч) | ||||
15. | Что такое семья? Состав семьи. | 1 | ||
16. | Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми. | 1 | ||
17. | Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка дома. | 1 | ||
18. | Практическая работа: «Оказание помощи первоклассникам в уборке класса». | 1 | ||
19. | Самостоятельная работа: «Проведение игр с младшими школьниками». | 1 | ||
Раздел 4: Питание (9 ч) | ||||
20. | Виды питания. Классификация продуктов по группам. | 1 | ||
21. | Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление. | 1 | ||
22. | Пищевая ценность продуктов. | 1 | ||
23. | Виды первых, вторых и третьих блюд. | 1 | ||
24. | ТБ при обращении с колюще-режущими приборами и электроприборами необходимых для приготовления пищи. | 1 | ||
25. | Практическая работа: «Составление меню на обед». | 1 | ||
26. | Практическая работа: «Составления списка необходимых продуктов для приготовления обеда». | 1 | ||
27. | Правила приема пищи и поведения за столом. | 1 | ||
28. | Правила сервировки стола. | 1 | ||
29. | Практическая работа: «Сервировка обеденного стола». | 1 | ||
Раздел 5: Культура поведения (4 ч) | ||||
30. | Правила приема приглашения в гости. | 1 | ||
31. | Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, прическа), подарки. | 1 | ||
32. | Правила вручения подарка. | 1 | ||
33. | Практическая работа: «Изготовление несложных сувениров». | 1 | ||
Раздел 6: Жилище (5 ч) | ||||
34. | Правила ежедневной уборки дома. | 1 | ||
35. | Подготовка квартиры и дома к весне, лету. | 1 | ||
36. | Уход за мебелью в зависимости от её покрытия ( кожа, лак, дерево и т.д.) | 1 | ||
37. | Животные в доме (кошка, собака и т.д.) | 1 | ||
38. | Правила мытья полов. Средства и инструменты для мытья пола. | 1 | ||
Раздел 7: Транспорт (5 ч) | ||||
39. | Правила пользования железнодорожным транспортом и правила безопасности в поездке. | 1 | ||
40. | Службы вокзала, их назначение. Виды пассажирских поездов. | 1 | ||
41. | Расписание движения поездов, приобретение билетов в кассах. | 1 | ||
42. | Виды пассажирских вагонов: купэ и плацкарт. | 1 | ||
43. | Просмотр видео фильма: «Вокзал – «Новосибирск-Главный». | 1 | ||
Раздел 8: Средства связи (4 ч) | ||||
44. | Что такое почта? | 1 | ||
45. | Посылки, бандероли и заказные письма. | 1 | ||
46. | Правила отправки почтовых отправлений. | 1 | ||
47. | Перечень предметов и продуктов закрещенных для пересылки. | 1 | ||
Раздел 9: Медицинская помощь (7 ч) | ||||
48. | Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. | 1 | ||
49. | Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. | 1 | ||
50. | Лекарственные растения в домашней аптечке. | 1 | ||
51. | Первая помощь при различных видах травм. | 2 | ||
52. | Профилактика ОРВИ и ГРИППА | 1 | ||
53. | Практическая работа: «Наложение повязок на рану или поврежденную конечность». | 1 | ||
Раздел 10: Учреждения и организации (4 ч) | ||||
54. | Предприятия и организации, и их предназначение. | 1 | ||
55. | Рабочие места на предприятиях и организациях. | 1 | ||
56. | Предприятия и организации нашей местности. | 1 | ||
57. | Просмотр видео фильма: «Предприятия г. Новосибирска». | 1 | ||
Раздел 11: Торговля(6 ч) 3 | ||||
58. | Виды магазинов. | 1 | ||
59. | Отделы магазинов и ассортимент товаров. | 1 | ||
60. | Правила обмена и возврата купленного товара. | 1 | ||
61. | Что такое гарантийной срок. Необходимость сохранности чека. | 1 | ||
62. | Практическая работа: «Составление списка покупок». | 1 | ||
63. | Правила поведения в магазинах. | 1 | ||
Раздел 12: Экономика домашнего хозяйства(5 ч) | ||||
64. | Назначение денег. Виды денег. | 1 | ||
65. | Что такое бюджет? Заработная плата. | 1 | ||
66. | Расходы семьи. | 1 | ||
67 | Повторение курса. | 2 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
8 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
Раздел 1: Личная гигиена (6 ч) | ||||
1. | Инструктаж по ТБ. Что такое ОСЖ | 1 | ||
2. | Особенности личной гигиены в жизни подростка. | 1 | ||
3. | Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. | 1 | ||
4. | Особенности ухода за кожей лица, волосами. | 1 | ||
5. | Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. | 1 | ||
6. | Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. | 1 | ||
Раздел 2: Одежда и обувь (8 ч) | ||||
7. | Правила повседневного ухода, хранения и поддержания одежды и обуви в порядке. | 1 | ||
8. | Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей | 1 | ||
9. | Таблица условных обозначений по уходу за одеждой. Условные обозначения на этикетках. | 1 | ||
10. | ТБ при обращении с бытовыми приборами предназначенными для стирки белья. Для чего нужна стиральная машина. | 1 | ||
11. | Моющие средства для стирки шерстяных и синтетических тканей, этапы стирки. | 1 | ||
12. | Утюг. Правила ТБ | 1 | ||
13. | Правила и приемы глажения блузок, рубашек. | 1 | ||
14. | Практическая работа: «Глажка брюк». | 1 | ||
Раздел 3: Семья (5 ч) | ||||
15. | Что такое семья? Состав семьи. | 1 | ||
16. | Грудной ребенок в семье. | 1 | ||
17. | Правила ухода за грудным ребёнком. Предметы и оборудование для грудного ребёнка. | 1 | ||
18. | Виды досуга, активные и пассивные виды досуга семьей. | 1 | ||
19. | Практическая работа: «Упражнения в купании, одевании и пеленании грудного ребенка». | 1 | ||
Раздел 4: Питание (9 ч) | ||||
20. | Домашние заготовки, их виды. | 1 | ||
21. | Способы по образцу, заготовки, соления, квашения, маринования, варки, сушки, заморозки овощей, фруктов и ягод. | 1 | ||
22. | Правила ТБ на кухне. Меры предосторожности при хранении и употреблении консервированных продуктов | 1 | ||
23. | Виды теста. Изделия из разных видов теста | 1 | ||
24. | Способы приготовления изделий из теста. | 1 | ||
25. | Практическая работа: «Составление меню на один день». | 1 | ||
26. | Практическая работа: «Составление списка необходимых продуктов для реализации меню». | 1 | ||
27. | Правила приема пищи и поведения за столом. | 1 | ||
28. | Правила сервировки стола. | 1 | ||
29. | Практическая работа: «Сервировка обеденного стола». | 1 | ||
Раздел 5: Культура поведения (4 ч) | ||||
30. | Культура общения юноши и девушки. | 1 | ||
31. | Внешний вид молодых людей. Как завязать галстук. | 1 | ||
32. | Правила поведения молодых людей в общественных местах. | 1 | ||
33. | Сюжетно-ролевая игра: «Знакомство» | 1 | ||
Раздел 6: Жилище (5 ч) | ||||
34. | Виды подсобных помещений. Современные средства для уборки санузла и ванной комнаты. | 1 | ||
35. | Мытье кафельных стен, чистка раковины, использование инструкции, соблюдение правил техники безопасности, использование резиновых перчаток. | 1 | ||
36. | Электробытовые приборы в ванной комнате и кухне. | 1 | ||
37. | Классификация нагревательных приборов в кухне. Их назначение, правила использования, уход и ТБ. | 1 | ||
38. | Правила мытья полов. | 1 | ||
Раздел 7: Транспорт (5 ч) | ||||
39. | Виды транспорта. Виды автотранспорта. Понятие «автовокзал». | 1 | ||
40. | Службы автовокзала, их назначение. Основные автобусные маршруты. Ориентирование в расписании автобусов. | 1 | ||
41. | Виды водного транспорта. Понятия «пристань», «порт», «причал». Названия крупных портов нашей страны | 1 | ||
42. | Правила безопасной поездки на речном и морском видах транспорта. | 1 | ||
43. | Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Обращение с просьбами, вопросами к работникам транспорта. | 1 | ||
Раздел 8: Средства связи (4 ч) | ||||
44. | Виды телефонов. Виды телефонной связи. | 1 | ||
45. | Названия сотовых компаний, тарифы, номера телефонов срочного вызова. | 1 | ||
46. | Правила пользования телефонами и культура разговора. | 1 | ||
47. | Правила оплаты различных видов телефонной связи. | 1 | ||
Раздел 9: Медицинская помощь (7 ч) | ||||
48. | Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. | 1 | ||
49. | Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. | 1 | ||
50. | Лекарственные растения в домашней аптечке. | 1 | ||
51. | Первая помощь при различных видах травм. | 2 | ||
52. | Профилактика ОРВИ и ГРИППА | 1 | ||
53. | Практическая работа: «Наложение повязок на рану или поврежденную конечность». | 1 | ||
Раздел 10: Учреждения и организации (4 ч) | ||||
54. | Исполнительные органы государственной власти города: назначение и структура. | 1 | ||
55. | Полиция | 1 | ||
56. | Морально-этические нормы поведения и навыки общения с людьми в разных жизненных ситуациях | 1 | ||
57. | Просмотр видео фильма: «Полиция России». | 1 | ||
Раздел 11: Торговля(6 ч) | ||||
58. | Виды магазинов. | 1 | ||
59. | Специализированные магазины. Правила поведения в магазине.. | 1 | ||
60. | Виды товара, отделы. | 1 | ||
61. | Правила обмена и возврата купленного товара. Что такое гарантийной срок. | 1 | ||
62. | Правила поведения и общения с продавцами-консультантами. | 1 | ||
63. | Сюжетно-ролевая игра: «Бытовая техника». | 1 | ||
Раздел 12: Экономика домашнего хозяйства(5 ч) | ||||
64. | Понятие бюджета. Составные части бюджета. | 1 | ||
65. | Основные статьи расходов. Обязательные платежи. | 1 | ||
66. | Незапланированные расходы. | 1 | ||
67 | Сбережения. Значение и способы экономии расходов. | 1 | ||
68 | Повторение курса. | 1 | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
9 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1: Жилище (3 ч) | |||
1 | Рациональная расстановка мебели в квартире (доме). Интерьер. | 1 | |
2 | Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборка деталей интерьера. | 1 | |
3 | Сохранение «жилищного фонда». Обобщение по теме. | 1 | |
Раздел 2: Одежда и обувь (6 ч) | |||
4 | Стиль одежды, мода. Обновление одежды. | 1 | |
5 | Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с размерами. | 1 | |
6 | Практическая работа по определению размера одежды и обуви. | 1 | |
7 | Выведение мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. | 1 | |
8 | Техника безопасности при использовании средств для выведения пятен. | 1 | |
9 | Практическая работа. Обобщение по теме. | 1 | |
Раздел 3: Торговля (1 ч) | |||
10 | Что такое Ярмарка? Виды ярмарок. Места размещения. | 1 | |
Раздел 4: Средства связи (5 ч) | |||
11 | Виды денежных переводов. Стоимость отправлений. | 1 | |
12 | Практическая работа. Почтовые перевод. | 1 | |
13 | Виды связи: сотовая, компьютерная ит. д | 2 | |
14 | Обобщение по теме. | 1 | |
Раздел 5: Семья (3 ч) | |||
15 | Российская семья. Условия создания и основные семейные отношения. Планирование бюджета. | 1 | |
16 | Распределение обязанностей по ведению хозяйства. | 1 | |
17 | Семейные традиции, формы организации досуга. Обобщение по теме. | 1 | |
Раздел 6: Культура поведения (3 ч) | |||
18 | Адекватность поведения в обществе. | 1 | |
19 | Прием гостей и правила хорошего тона в общении с друзьями и знакомыми. | 1 | |
20 | Сюжетно-ролевая игра: «Культура поведения. | 1 | |
Раздел 7: Медицинская помощь (2 ч) | |||
21 | Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Практическое занятие. Установка градусника. | 1 | |
22 | Чтение инструкции показаний и применения лекарств | 1 | |
Раздел 8: Транспорт (1 ч) | |||
23 | Назначение автотранспорта. Аэропорт, автовокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. | 1 | |
Раздел 9: Учреждения, организации и предприятия (1 ч) | |||
24 | Предприятия и профессии бытового обслуживания. | 1 | |
Раздел 10: Питание (5 ч) | |||
25 | Организация учащихся на уроке питания. | 1 | |
26 | Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при приготовлении пищи. | 1 | |
27 | Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. | 1 | |
28 | Приготовление первых блюд, салатов | 1 | |
29 | Приготовление вторых блюд и напитков | 1 | |
Раздел 10: Трудоустройство (4 ч) | |||
30 | Краткая характеристика рабочих мест. Ситуация выбора после окончания 9 классов. | 1 | |
31 | Учреждения и отделы по трудоустройству. Временная и постоянная занятость. | 1 | |
32 | Трудовой договор. Трудовой стаж. | 1 | |
33 | Объяснительная записка, заявление. Практическая работа. | 1 | |
34 | Повторение изученного. Тест. | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - беседа по социально-бытовому ориентированию." Телефон"
История создания телефона, его функции и правила общения по телефону....

Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию
Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию...
Беседа по социально-бытовому ориентированию на тему: "Культура разговора по телефону"
Цель: Оказание помощи обучающимся в овладении навыками речевого поведения в ситуациях телефонного разговора.Задачи:- ознакомление обучающихся с правилами общения по телефону, обучение правильному...
"Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома"
Данная работа посвящена проблеме подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни...

Рабочая тетрадь по социально - бытовому ориентированию.
Перед вами тетрадь по Социально-бытовой ориентировке. В ней содержится много полезной и увлекательной информации о быте, транспорте, приготовлении блюд, уборки помещений и др. ...

Конспект занятия по социально – бытовому ориентированию детей с ОВЗ
Конспект занятия по социально – бытовому ориентированию детей с ОВЗ...
