Рабочая программа по предмету Труд (технология) для 7 класса коррекционной школы (вариант 2)
рабочая программа (7 класс)

Предвичная Виктория Валерьевна

Данная программа разработана на основе Федеральной Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), утвержденной приказом № 1026 Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года.

Целью изучения предмета предмета трудового обучения является подготовка детей и подростков с нарушениями интеллекта, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.

Учебный предмет "Труд (технология) должен способствовать решению следующих задач:

- развитие интереса к трудовой деятельности;

- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;

- освоение отдельных операций и технологий при работе с почвой и растениями;

- формирование мотивации трудовой деятельности;

- развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности;

- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи).

Количество часов рассчитано на 34 недели в 7-ом классе (136 часов в год, в неделю - 4 часа).

Программа по учебному предмету "Труд (технология), профиль "Растениеводство" представлена  следующими разделами:

Раздел "Цветоводство"

Раздел "Почва"

Раздел "Садовые растения"

Раздел "Комнатные растения"

Раздел "Выращивание овощей"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_trud_tehnologiya_7_klass.docx85.89 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск – на – Кубани

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №15 г. Славянска – на – Кубани Краснодарского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Труд (технология)»

II этап образования (5-9)

класс 7

Количество часов: 136 часов

Учитель: Предвичная Виктория Валерьевна

Программа разработана в соответствии и на основе:

«Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599)» (с изменениями и дополнениями)

«Федеральная адаптивная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от г. № 1026 (далее – ФАООП УО), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. № 495»

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2) ГКОУ школы № 15 г. Славянска-на-Кубани.

2025-2026 учебный год

Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели образования с учётом специфики учебного предмета

Рабочая программа является частью адаптированной общеобразовательной программы, которая составлена на основе:

-«Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599)» (с изменениями и дополнениями);

-«Федеральная адаптивная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от г. № 1026 (далее – ФАООП УО), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 г. № 495»;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2) ГКОУ школы № 15 г. Славянска-на-Кубани.

Одной из основных задач образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), наряду с общим образованием, является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к доступному им производительному труду. В образовательных организациях, реализующих АООП, получают образование обучающиеся, имеющие стойкие нарушения в развитии мышления, речи и аффективно-волевой сферы, поэтому деятельность обучающихся с нарушением интеллекта в процессе обучения труду отличается большим своеобразием. Это определяет особенности содержания профессионально-трудового обучения в образовательных организациях, реализующих АООП, и применение как общих, так и специфических методов и методических приёмов при формировании у обучающихся профессиональных знаний, трудовых навыков и умений, которые позволят им после окончания образовательной организации работать на производстве. Изучение данного учебного предмета способствует получению обучающегося трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профессии с учётом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Целью обучения по предмету Труд (технология) является формирование у обучающегося практических навыков и умений работы с различными инструментами и оборудованием, подготовка к доступной трудовой деятельности.

Учебный предмет Труд (технология) способствует решению следующих задач:

  • развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям;
  • включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • формирование разнообразных дифференцированных ручных умений;
  • формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
  • освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессии и результатам их труда.

В процессе изучения материала на уроках труда у обучающегося будет развиваться наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. Обучающийся будет учиться планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность в выполнении задания, определять приемы работы и выбирать необходимые инструменты при выполнении данного вида деятельности), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качественность выполненной работы).

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы педагогического работника по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе.. Наряду с этим на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся:

  • коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  • коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических умений;
  • развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
  • формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности, совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
  • повышение работоспособности и выносливости учеников;

раскрытие причинно–следственных связей явлений природы на доступном обучающемуся уровне и расширение его кругозора.

Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося на дому, выполняемая по заданию педагогического работника, под его руководством, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание самостоятельной работы определяется в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося и включается в рабочую программу по учебному предмету. Предусмотренные часы инклюзивной (или самостоятельной) работы, которые включаются в максимальную недельную нагрузку обучающегося направлены на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей.

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися

Труд (технология) является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация обучающихся с нарушением интеллекта в современном обществе. При составлении рабочей программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимся по предметам социальный окружающий мир, социальный природный мир и математические представления. В структуру программы учебного предмета Труд (технология) входят следующие обязательные содержательные линии:

  • Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства.
  • Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и др.);
  • Инструменты и оборудование. Простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и др. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования; Качество и производительность труда;
  • Технологии изготовления предмета труда;
  • Предметы труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты;
  • Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
  • Применение элементарных фактических знаний и/или ограниченного круга специальных знаний;
  • Этика и эстетика труда.
  • Правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения; Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

Рабочая программа по предмету Труд (технология) включает следующие разделы: «Растениеводство». Содержание учебного предмета Труд (технология) определяется профессиональной направленностью трудового обучения в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, необходимостью проведения коррекционной работы на занятиях, психофизическими и возрастными особенностями обучающегося. При подборе и разработке разделов и тем программы учитывалась возможность их изучения в условиях работы с обучающимся с нарушением интеллекта. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта направлена на формирование готовности у обучающегося к овладению содержанием программы по учебному предмету и включает следующие задачи:

1. Подготовку обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.

2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия.

Итоговые достижения обучающегося с нарушением интеллекта определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Промежуточная аттестация обучающегося включает в себя текущее оценивание результатов освоения учебной программы по предмету. Итоговая (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения учебной программы и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов учебной деятельности, динамика развития личности и жизненных компетенций. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимся 5 специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся задания, взаимодействие следующих компонентов: - что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, - что из полученных знаний и умений он применяет на практике, - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения речевых, предметных действий, графических работ и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях:

7 баллов – «выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние средства; внешними средствами являются непосредственная помощь учителя, алгоритмы, образцы)» / «самостоятельно показывает называемый объект окружающего мира / самостоятельно называет указанный объект окружающего мира»

6 баллов – «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия).

5 баллов – «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную – предметную или графическую последовательность действий).

4 балла – «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую).

3 балла – «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия, обучающийся повторяет это действие).

2 балла – «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь – при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука в руке», меняет локализацию прикосновения, придерживая ребенка за запястье, предплечье, локоть и др.)

1 балл – «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет все действие вместе с обучающимся, использует прием «рука в руке»).

НР – негативная реакция на воздействие

СР – скрытая реакция на воздействие

ПР – положительная реакция на воздействие.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Труд (технология)» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормами. Максимальная допустимая недельная нагрузка определяется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации в общеобразовательном учреждении. Образовательный процесс регламентируется индивидуальным учебным планом и расписанием занятий. Формат реализации основных общеобразовательных программ в форме индивидуального обучения расширяется за счёт интенсификации образовательного процесса при использовании ИКТ и электронного обучения.

На реализацию рабочей программы по предмету «Труд (технология)», в индивидуальном учебном плане 7 класса предусмотрено: 136 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с нарушением интеллекта результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Личностные:

  • Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»;
  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • Владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные:

1. Получение первоначальных представлений значении труда в жизни человека;

2. Усвоение правил техники безопасности;

3. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия;

4. Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия;

5. развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), устанавливать последовательность работы;

6. Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

7. Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);

8. Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач.

Фиксация результатов (исключая 1 класс и первое полугодие 2 класс) осуществляется в виде отметок, которые не свидетельствуют о негативном результате, а являются фиксацией доступного освоения обучающимся материала в течение учебного года. Отметки формируются на основе показателя процентного соотношения уровня освоения навыков, где:

0-30% соответствует отметке «3» и характеризует выполнение задания в сопряженном режиме, хотя не наблюдается стойких позитивных изменений (динамика нестабильная, неравномерная);

31-60% соответствует отметке «4» и характеризует частичное, избирательное усвоение материала;

61-100% соответствует отметке «5» и характеризует способность самостоятельно по образцу выполнять задания.

В соответствии с Программой воспитания государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы №15 города Славянска-на-Кубани Краснодарского края в тематическом планировании отражены основные направления воспитательной деятельности: #1043;ражданское воспитание:

- осознание себя как гражданина России;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России;

- элементарные представления о своей малой Родине, ее людях, ближайшем окружении и о себе;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

- положительное отношение к своему языку и культуре;

- формирование опыта ролевого взаимодействия в классе, школе, семье;

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:

- осознание себя как гражданина России;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- уважение к защитникам Родины;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях в истории России и её народов;

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, края, населенного пункта;

3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:

- формирование мотивации универсальной нравственной компетенции – «становиться лучше», активности в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностей; формирование чувства причастности к коллективным делам;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем; - укрепление доверия к другим людям, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению;

- принятие соответствующих возрасту нравственных ценностей на основе российских традиций;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома и на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

4. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):

- различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

- формирование элементарных представлений о красоте;

- формирование умения видеть красоту природы и человека;

- интерес к продуктам художественного творчества;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;

- представление и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости;

- различение хороших и плохих поступков, способность признаваться в проступке и анализировать его;

- представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающихся жизни в семье и в обществе;

- уважительное отношение к старшим, родителям, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- представления о недопустимости плохих поступков;

- знание правил этики, культуры речи, недопустимость грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений;

5. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):

- мировоззренческие представления, соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира;

- представление об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

- познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

- познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

- интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

- формирование представлений об основных компонентах культуры и здорового образа жизни; - формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

- формирование установок на использование здорового питания;

- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающегося: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, инфекционные заболевания, нарушения правил гигиены, правильного питания;

- использование оптимальных двигательных режимов;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на ЗОЖ, осознание последствий и неприятие вредных привычек;

- необходимость соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата;

- формирование чувства причастности к коллективным делам;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

- сформированность мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- положительное отношение к учебному труду;

- формирование первоначальных представлений о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

- уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;

- соблюдение порядка на рабочем месте;

- проявление готовности к самостоятельной жизни;

- коммуникативная компетентность в общественно полезной, учебной исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

8. Экологическое воспитание:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде;

- формирование элементарных природосберегающих умений и навыков;

- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования;

- повышение уровня экологической культуры;

- экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета Труд (технология).

«Растениеводство»- 136 ч.

Вводные занятия – 4 ч.

Цветоводство – 32 ч.

Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте. Определение видов растений на клумбе. Виды цветкового растения (однолетние, многолетние). Разница между видами. Полив растений цветника. Признаки созревания семян. Сезонные работы в цветнике.

Почва – 11 ч.

Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Различение почв по составу. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Ручные инструменты для обработки почвы.

Садовые растения – 26 ч.

Кустарники, распространенные в нашей местности. Ягодные кустарники: виды, названия. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасности. Строение плодовых деревьев. Значение ухода за растениями.

Комнатные растения – 25 ч.

Выращивание комнатных растений Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Выращивание овощей – 38 ч.

Выращивание растений в открытом грунте Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Тема занятия

Кол-во часов учителя

Кол-во часов на самостоятельное закрепление

Планируемые результаты по ФГОС, определенные СИПР

Формируемые БУД по СИПР

Основные виды деятельности

Основные направления воспитательной работы

личностные

предметные

Вводные занятия- 4 ч.

1.

Инструктаж по технике безопасности.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

1 3 6

2.

Подготовка ручного инвентаря к работе.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

2 5 8

3.

Значение труда растениеводов.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

2 6 8

4.

Правила безопасной работы с инвентарем и его хранение.

1

Усвоение правил техники безопасности

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 5 7

Цветоводство – 20 ч.

5.

Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 3 6

6.

Пр. работа. Определение видов растений на клумбе.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

2 5 8

7.

Виды цветкового растения (однолетние и многолетние). Разница между видами.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

1 2 5

8.

Пр. работа. Определение однолетних цветковых растений на клумбе.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

3 5 7

9.

Однолетние цветочные растения, выращиваемые в местных условиях.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

3 6 9

10.

Пр. работа. Полив растений цветника.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции)

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 3 6

11.

Признаки созревания семян.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

2 5 7

12.

Пр. работа. Определение растений для сбора семян.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

1 4 7

13.

Садовые ножницы: приемы работы, техника безопасности.

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

1 4 5

14.

Пр. работа. Приемы сбора семян бархатцев садовыми ножницами.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

1 3 5

15.

Местные зимующие многолетние цветковые растения (пион, флокс, ирис).

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

7 8 9

16.

Пр. работа. Распознавание вида зимующего многолетнего цветкового растения.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 3 5

17.

Виды не зимующих многолетних цветковых растений.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

5 6 7

18.

Пр. работа. Определение не зимующих растений.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 6 8

19.

Пр. работа. Осенние работы в цветнике. Рыхление почвы.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

3 6 8

20.

Пр. работа. Обрезка листьев многолетников.

1

Усвоение правил техники безопасности

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

1 3 5

21.

Пр. работа. Срезка стеблей и выкопка клубнелуковиц.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

2 4 6

22.

Пр. работа. Осенние работы в цветнике. Удаление сорняков.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 5 7

23.

Пр. работа. Уборка сухих листьев и стеблей однолетников.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 3 6

24.

Пр. работа. Обрезка сухих стеблей многолетников.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 5 7

Почва – 11 ч.

25.

Общее представление о почве: свойство (плодородность), цвет. Пахотный слой.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

6 7 9

26.

Пр. работа. Различение почв по составу.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 6 7

27.

Значение почвы для выращивания растений.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

1 3 6

28.

Пр. работа. Удобрение почвы.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

2 4 6

29.

Соблюдение глубины вскапывания.

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 3 6

30.

Пр. работа. Прокладывание первой борозды.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

2 4 5

31.

Ручные инструменты для обработки почвы.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

1 3 5

32.

Пр. работа. Вскапывание почвы.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 6 8

33.

Обработка почвы машинами.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

1 4 6

34.

Пр. работа. Полив почвы.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

2 4 6

35.

Органические и минеральные удобрения.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 2 4

Садовые растения – 26 ч.

36.

Ягодные кустарники. Виды, названия.

1

Усвоение правил техники безопасности

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 5 7

37.

Пр. работа. Узнавание изученных кустарников.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

2 5 8

38.

Кустарники, распространенные в нашей местности.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

1 2 3

39.

Пр. работа. Наблюдение за кустарниками, их узнавание.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

2 4 6

40.

Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 5 7

41.

Пр. работа. Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

4 6 8

42.

Правила осеннего ухода за кустарниками.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

4 6 8

43.

Пр. работа. Удаление срезанных веток. Утилизация срезанных веток.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 7 9

44.

Значение осеннего ухода.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

6 7 8

45.

Пр. работа. Сгребание опавших листьев.

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

7 8 9

46.

Строение плодового дерева.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 3 5

47.

Пр. работа. Вскапывание почвы вокруг кустов.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

2 4 6

48.

Косточковые культуры.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 5 7

49.

Пр. работа. Перекопка приствольных кругов.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 6 7

50.

Болезни плодово-ягодных культур.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых издел

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

6 7 8

51.

Пр. работа. Обработка почвы и внесение удобрений в плодовом саду.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

7 8 9

52.

Вредители плодово-ягодных культур.

1

Усвоение правил техники безопасности

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 2 3

53.

Пр. работа. Посадка ягодных кустарников.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 3 4

54.

Уход за растениями сада.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 4 5

55.

Пр. работа. Уборка листьев и веток в приствольных кругах плодовых деревьев.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 6 7

56.

Подготовка растений к зиме.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

3 4 5

57.

Пр. работа. Уборка листьев и веток в приствольных кругах плодовых кустарников.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

5 6 7

58.

Пр. работа. Рыхление почвы в приствольных кругах деревьев.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

5 6 8

59.

Пр. работа. Рыхление почвы в приствольных кругах кустарников.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

6 7 8

60.

Осенний уход за цветником. Уход за территорией вокруг цветника.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

1 3 6

61.

Пр. работа. Сгребание сухой травы.

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 4 7

Комнатные растения – 25 ч.

62.

Комнатные цветковые растения.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 7 8

63.

Пр. работа. Осмотр и оценка состояния цветов в доме.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

7 5 9

64.

Значение комнатных растений. Опасные комнатные растения.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 7 5

65.

Пр. работа. Опрыскивание комнатных растений из пульверизатора.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

7 5 9

66.

Укорачивание стеблей: причины.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

1 3 4

67.

Пр. работа. Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

7 8 5

68.

Ручной инвентарь необходимый для выращивания комнатных растений.

1

Усвоение правил техники безопасности

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

3 6 7

69.

Обработка почвы в горшках.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

7 8 9

70.

Пр. работа. Легкое рыхление почвы вокруг растений.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 4 5

71.

Виды земляных смесей комнатных растений.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

7 5 9

72.

Пр. работа. Добавка земляной смеси по необходимости. Уплотнение земляной смеси.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

7 5 6

73.

Признаки необходимости перевалки растения.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 7 8

74.

Пр. работа. Полив и выемка растения с комом земли.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

7 3 4

75.

Виды размножения комнатных растений. Деление куста.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

1 2 3

76.

Пр. работа. Перевалка комнатного растения.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 4 5

77.

Температура поливной воды.

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

5 6 4

78.

Пр. работа. Заготовка поливной воды.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

6 4 5

79.

Правила и приемы полива.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

7 5 4

80.

Пр. работа. Полив растений из лейки.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

5 3 7

81.

Пр. работа. Вытирание пыли с листьев комнатных растений губкой.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

6 4 8

82.

Пр. работа. Протирка горшков.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 5 7

83.

Пр. работа. Удаление сухих цветков или соцветий комнатных растений.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

7 5 9

84.

Пр. работа. Легкое рыхление поверхности почвы в горшках.

1

Усвоение правил техники безопасности

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 6 8

85.

Пр. работа. Черенкование комнатных растений.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

2 6 9

86.

Пр. работа. Пересадка комнатных растений.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 7 8

Выращивание овощей – 38 ч.

87.

Понятие об овощах. Приемы выращивания овощных культур.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

3 7 9

88.

Пр. работа. Подготовка почвы в теплице.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

2 6 9

89.

Выращивание петрушки и укропа в теплице.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 7 9

90.

Пр. работа. Подготовка семян к посадке.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 4 5

91.

Выращивание лука на зелень в теплице.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

6 8 9

92.

Пр. работа. Подготовка лука к посадке.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

3 6 7

93.

Пр. работа. Посев петрушки в землю.

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 7 6

94.

Пр. работа. Посев укропа в землю.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

1 2 5

95.

Пр. работа. Посадка лука на зелень в почву.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

6 7 8

96.

Уход за посеянными растениями.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

7 8 9

97.

Смарт-сад. Устройство. Правила использования.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 4 7

98.

Пр. работа. Подготовка смарт – сада к посеву микро-зелени (засыпание вермикулита).

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

7 6 5

99.

Пр. работа. Посев семян микро-зелени в грядки смарт-сада.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

3 7 9

100.

Контроль количества света и воды в грядках смарт-сада.

1

Усвоение правил техники безопасности

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 5 6

101

Пр. работа. Прополка рассады.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

5 6 8

102

Пр. работа. Полив рассады.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

1 3 6

103

Пр. работа. Рыхление почвы.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

6 8 9

104

Пр. работа. Умеренный полив.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

7 8 9

105

Овощные растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

2 3 4

106

Определение овощных растений для посадки.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 5 6

107

«Чудо-грядка». Устройство. Правило использования.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

6 5 3

108

Пр. работа. Отработка приемов работы «Чудо-грядки» на примере комнатного растения.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

6 3 7

109

Пр. работа. Проращивание семян огурцов с помощью «Чудо-грядки».

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 5 7

110

Пр. работа. Посев семян томатов.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

4 7 8

111

Правила ухода за будущей рассадой.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 7 9

112

Пр. работа. Посев семян огурцов.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

3 6 8

113

Этапы выращивания рассады овощных растений.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

7 6 4

114

Пр. работа. Зарисовка овощных культур в альбом.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

6 5 9

115

Пр. работа. Помещение рассады в систему «Чудо-грядки». Наблюдение за показателями.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

8 9 2

116

Пр. работа. Пикировка рассады.

1

Усвоение правил техники безопасности

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 6 8

117

Пр. работа. Полив рассады.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

1 5 7

118

Наблюдение за рассадой, выращенной в «Чудо-грядке» и торфяных горшочках.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

4 6 7

119

Пр. работа. Умеренный поливы рассады.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

6 7 8

120

Закаливание рассады.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

7 6 9

121

Пр. работа. Выставление рассады в прохладное место на определенное время.

1

Владение правилами поведения в учебной ситуации

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 4 7

122

Пр. работа. Уход за растениями теплицы. Рыхление почвы.

1

Развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

5 4 7

123

Пр. работа. Уход за растениями теплицы. Полив растений.

1

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

5 7 9

124

Пр. работа. Уход за растениями теплицы. Подкормка растений.

1

Иметь представление о работе с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

1 2 4

Цветоводство – 12 ч.

125

Цветник. Элементы цветочного оформления (рабатка, бордюр, групповая посадка).

1

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

1 2 6

126

Пр. работа. Распознавание элементов цветочного оформления.

1

Сформированность навыков самообслуживания, организационных трудовых умений

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

6 7 9

127

Пр. работа. Уборка в цветнике, вырезка сухих листьев и веток зимующих растений.

1

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости, проявление сопереживания к чувствам других людей

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

1 4 7

128

Пр. работа. Окопка зимующих многолетников.

1

Использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных практических задач

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

3 6 7

129

Рабатка.

1

Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом

3 4 5

130

Пр. работа. Составление плана размещения рабатки.

1

Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

5 7 8

131

Определение места для рабатки.

1

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности

Освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению различных изделий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

3 4 6

132

Пр. работа. Размещение рабатки на местности. Вскапывание почвы в рабатке.

1

Усвоение правил техники безопасности

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий

Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала и до конца, с заданными качественными параметрами

5 7 8

133

Способы оформления рабатки.

1

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным ее операциям

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

5 6 7

134

Пр. работа. Оформление краев рабатки.

1

Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для социального и трудового взаимодействия

Включение обучающегося в разнообразные доступные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий

Умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов

3 4 5

135

Подбор растений для цветника.

1

Оценка своих поступков по принципу «хорошо/плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах

Формирование разнообразных дифференцированных ручных умений

Умение выполнять действия по образцу и подражанию

6 7 8

136

Пр. работа. Посадка рассады цветов в открытый грунт.

1

Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для коммуникации, социального и трудового взаимодействия

Формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действий

3 4 7

Итого: 136 часов, практических работ 79 часов.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся нарушением интеллекта (вариант 2) ГКОУ школы № 15 г. Славянска-на-Кубани.

Дидактические и технические материалы: Раздел «Растениеводство» #1057;ельскохозяйственный инвентарь: Ящики (кассеты) для рассады, набор садового инвентаря, сельскохозяйственный инвентарь (садовый опрыскиватель, садовая тачка, садовая лейка, садовые грабли с черенком, штыковая лопата, хозяйственные вилы), ручной культиватор, «Чудо-грядка», смарт-сад.

2. Комплект учебно-методических материалов: аммофос, карбамид (мочевина), натрий азотнокислый технический, селитра кальциевая техническая, сульфат аммония, калий хлористый технический, суперфосфат гранулированный, мука фосфоритная.

#1058;ехнические средства обучения (средства ИКТ): интерактивная панель, документ камера, персональный компьютер, многофункциональное устройство Образовательные Интернет-порталы: Сайт Министерства образования и науки РФ Сайт Рособразования Федеральный портал «Российское образование» Российский образовательный портал Школьный портал Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» Российский портал открытого образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» (5-9 класс) основного общего образования

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты.Стратегическим документом, определяющими направление модерн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Труд (технология)» для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, тех...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ  составлена на основе пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» для основного общего образования для обучающихся с ОВЗ с ТНР. Срок освоения программы: 2 года (с 8 по 9 класс)

Адаптированная рабочая программа по учебного предмета «труд (технология)» на уровне основного общего образования для обучающихся с нарушениями с ОВЗ с ТНР (вариант 6.1) сост...

Рабочая программа учебного предмета "Труд (технология)" для обучающихся 5-9 классов

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральной рабочей программой по учебному предмету «Труд (технология)» для 5-9 классов. Рабочая программа по учебному предмету «Труд (тех...

Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Профиль «Швейное дело» для обучающихся 7 класса

В рамках профиля «Швейное дело» программа нацелена на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья. Первично происходит зн...