Развитие зрительного восприятия у дошкольников
методическая разработка

Туманова Людмила Леонидовна

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tumanova_vystuplenie_konferentsiya.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Актуальность. В настоящее время развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения имеет очень важное значение. Зрительное восприятие — это не просто способность видеть. Это сложный процесс, который включает в себя восприятие, анализ и интерпретацию визуальной информации. У детей с нарушением зрения этот процесс затруднен, что влияет на их общее развитие, социальные навыки и обучение. 

В Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы и законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что в нашем обществе каждый ребенок, независимо от его физических возможностей, имеет право на полноценное образование и развитие, а так же о создании необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ. Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц, посредствам организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Инклюзивное образование – это подход, который позволяет детям с особыми потребностями учиться вместе с их сверстниками в обычных образовательных учреждениях. Это не только способствует социализации, но и помогает всем детям развивать эмпатию и понимание. Концепция инклюзивного образования  направлена на создание доступной образовательной среды для всех детей. В рамках этой концепции особое внимание уделяется детям с нарушениями зрения.

Цель: создание условий для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам дидактических игр и упражнений, во взаимодействия с родителями и педагогами.

Задачи:

  1. Корригировать и развивать зрительное восприятие детей с нарушенным зрением, используя прием «Фрагментарное восприятие изображаемого объекта».
  2. Организовать практико-ориентированную просветительскую работу с родителями воспитанников, для закрепления результатов по развитию зрительного восприятия в домашних условиях.
  3. Развивать зрительное восприятие во взаимодействии с педагогами по средствам дидактических игр и упражнений.

Для достижения цели в своей коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушением зрения я использую дидактические игры и упражнения направленные на формирование и развитие зрительного восприятия. Для концентрации внимания, ограничения поля воспринимаемой информации и лучшего восприятия изображений я использую прием «Фрагментарное восприятие изображаемого объекта». Прием заключается в использовании специальных рамок, ограничивающих поле для зрительного восприятия не изображения в целом, а лишь его отдельного фрагмента. Перемещая рамку по изображению, ребенок рассматривает отдельные элементы изображения, анализирует их и объединяет в цельное изображение.

В своей работе рамки я использую для активизации зрительного внимания. Работу выстраиваю пошагово. Например, сначала предлагаю ребенку рассмотреть сюжетную картинку и назвать все, что он видит на ней. После того как ребенок называет не все предметы изображенные на картинке я использую рамку. Рамку с окошечком накладываю на то изображение, которое ребенок не назвал и предлагаю ребенку рассмотреть тот фрагмент изображения, который выделила рамкой. Тем самым с помощью работы с рамками мы снимаем визуальный шум, фокусируем внимание на заданном изображении или его деталях, так же акцентируем внимание ребенка на целостности и значимости воспринимаемого объекта.

Прием «Фрагментарного восприятия изображаемого объекта» применяю также для развития зрительно- гностических свойств восприятия и развития ориентировке в микропространстве. Например: для обучения детей ориентировке на листе бумаги я использую «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала провожу серию «зрительных» диктантов. Предлагаю ребенку рассмотреть  выложенный орнамент из геометрических фигур, далее предлагаю ребенку составить такой же (по образцу), после того как ребенок выполнил задание, предлагаю воспользоваться рамкой и произвести самоконтроль. После того как ребенок научился выполнять «зрительные» диктанты мы переходим к «слуховым», я говорю как и какие фигуры расположить на листе.  Например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников, между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т.д. Так же прием «Фрагментарного восприятия изображаемого объекта» можно использовать для самоконтроля, при обучении детей написании графических диктантов, что тоже способствует развитию ориентировке в микропространстве.

Рамка предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию произвольного внимания и восприятия, позволяет делать процесс рассматривания более осмысленным и произвольным.

Работая на группах компенсирующей направленности для слабовидящих детей и детей с нарушением зрения, я планирую и организую коррекционную работу, учитывая разный возраст и актуальный уровень развития воспитанников.  В своей работе я выделяю несколько этапов по развитию зрительного восприятия в среднем и старшем возрасте.

В среднем дошкольном возрасте на начальном этапе я расширяю знания детей о сенсорных эталонах, формирую умения пользоваться ими при анализе свойств и качеств предметов. Для этого используются дидактические игры, например «Найди такого же цвета», «Сложи из геометрических фигур», «Найди такой же по форме предмет» и т.д.

Далее я работаю над развитием представлений о предметах, их качествах, свойствах, геометрических и цветовых параметрах. Для  этого я используются игры такие как «4-й лишний», «Схемы пути», «Разрезные картинки», «Обведи контур предмета и раскрась» и т.д.

На заключительном этапе работы мы переходим к закреплению полученных навыков и умений сравнивать одинаковые по форме, но разные по величине предметы, закрепляем умение выделять свойства предметов, зрительно воспринимать  предметы и соотносить их с основными геометрическими фигурами. Для этого я использую игры такие как «Найди предмет такой же формы», «Разложи предметы по форме», «Найди предметы такого же цвета» и т.д. Например, в задании «Найди и покажи только круглые предметы». Я ребенку предлагаю рассмотреть картинку, далее прошу назвать и показать те предметы, которые похожи на круг, если у ребенка все же возникают трудности, мы используем рамку, с помощью рамки мы выделяем только часть картинки тем самым ребенку легче найти предметы заданной формы.

В старшем дошкольном возрасте на начальном этапе я расширяю полученные знания детей о сенсорных эталонах (цвета, формы, величины) из множества других вблизи и на расстоянии. Так же продолжается работа по уточнению предметных представлений. Особое внимание уделяю обучению детей выделять признаки опознания предметов. Провожу работу  по умению видеть “зашумленные” изображения, воспринимать объекты в условиях затрудненного восприятия. Для этого я использую такие упражнения как «Узнавание предмета в силуэтном, контурном изображении», «Выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля», «Узнавание целого по части», «Составление целого предмета из частей» и т.д. Например, в задании  «Выделение заданного контура, предметного изображения из зашумленного поля». Я предлагаю ребенку рассмотреть картинку с зашумленными изображениями, далее с помощью карандаша обвести контур только тех предметов, которые я ему назову. Так же обучаю детей воспринимать сюжетные изображения и находить отдельные фрагменты. Да этого я использую такие дидактические игры, как «Найди отличия», «Найди фрагмент изображения», «Кто спрятался» и т.д. Например, в задании «Найди отличия», я ребенку предлагаю сначала рассмотреть картинки и назвать, что на ней изображено. После прошу найти отличия на картинках, если ребенок не видит отличий, мы используем рамки тем самым учу ребенка выделять отдельные фрагменты картинок и сравнивать. В задании «Кто спрятался» я использую предметные изображения и зашумленные лупы, для этого я на изображение накладываю зашумленную лупу и прошу ребенка назвать, кто изображен на данной картинке.

В подготовительном возрасте я продолжаю развивать знания полученные детьми о сенсорных эталонах, о восприятии предметных, сюжетных, контурных силуэтных изображениях. Для развития восприятия сенсорных эталонов в своей работе я использую логические таблицы, они способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, цветах, так же развивают логическое мышление. В этом возрасте на занятиях по ознакомлению с пространственными отношениями я обучаю детей игре в «Морской бой», для лучшего понимания и усвоения игры я использую рамки, которые помогают снять визуальный шум, так же эти игры способствуют формированию представлений о системе координат.

Хочется отметить, что предложенные задания подбираются строго с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.

Совместно с педагогами мы используем тетрадь взаимодействия, в которой я подбираю задания на развитие зрительного восприятия для закрепления детьми в группе полученных навыков во время занятий, так же провожу консультации для педагогов по подбору дидактического материала и приемов работы с учетом индивидуально- типологических  особенностей развития каждого ребенка.  

В работе с родителями для закрепления результатов я организую, родительские собрания в формате мастер- классов, где рассказываю и показываю, как в домашних условиях можно развивать зрительное восприятие с ослабленным и нарушенным зрением, размещаю информацию на стендах в группах в виде памяток и буклетов, провожу консультации, участвую в родительских собраниях, размещаю информацию на сайте ДОУ и официальной странице МАДОУ в ВК.

Для диагностики развития зрительного восприятия дошкольников я использую следующие методики:

  1. Методика изучения восприятия и воспроизведения наложенных изображений геометрических фигур (проба В. Поппельрейтора).
  2. Методика «Форма-эталон» Л.А. Венгера.
  3. Методика «Дорисуй- фигуры» Т.Н. Головиной.

Показатели уровня развития зрительного восприятия у детей среднего и старшего возраста на начало учебного года, и конец учебного года представлены в диаграммах. (Приложение 1)

Анализируя результаты диагностики, мною было отмечено, что уровень зрительного восприятия у дошкольников становится выше, данные представлены на диаграммах,  дети более самостоятельно научились рассматривать сюжетные картинки и выделять отдельные фрагменты. Так же дети научились  выделать форму, величину, цвет предметов, а так же называть и показывать  предметы не только на картинках, но и в окружающем их пространстве. Видны результаты работы родителей и педагогов по закреплению умений детей воспринимать  предмет целиком. Дети самостоятельно  выделяют характерные признаки предметов, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.

 

Литература:

  1. Тарадаева Е.В. Теория и практика применения иллюстративной наглядности и коррекции здения слабовидящих дошкольников: монография –Красноярск: КК ИПК ППРО, 2011.-136 с.
  2. Борисова Е.А. Диагностика и развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие/ Е.А. Борисова.- Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом- Алейхема», 2013-65 с.
  3. Дружинина Л.А. Психолого –педагогическое сопровождание дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования: учебно- медодическое пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина.- Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. Гос.гуман. пед. ун-та, 2017- 254с.
  4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие для педагогадефектолога / Л.И. Плаксина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 87 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

Приложение 1

Данная диаграмма демонстрирует состояние зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения на начало учебного года.

Данная диаграмма демонстрирует состояние зрительного восприятия и результативность занятий у детей дошкольного возраста с нарушением зрения на середину учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия у дошкольников.

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Развивающие упражнения на развитие зрительного восприятия....

Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"

В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения  зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения посредством ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО.

Формирование целостного восприятия окружающего мира является важным направлением в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Но целостная картина складывается из окружающих нас о...

Картотека дидактических игр. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы...