Семинар для педагогов на тему: «Кольца Луллия как средство развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка»
учебно-методическое пособие
Цель семинара: Познакомить педагогов с новой технологией - кольцами Луллия и её использованием в образовательной деятельности ДОУ.
Задачи семинара:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Организовать работу с педагогами по изготовлению и ознакомлению с методикой использования кругов Луллия в образовательной деятельности.
3. Популяризовать инновационные идеи авторов ТРИЗ.
4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по использованию технологии ТРИЗ – колец Луллия.
5. Вызвать интерес у участников мастер-класса к формированию творческого подхода в педагогической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
Семинар для педагогов
на тему:
«Кольца Луллия как средство развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка»
«Новые педагогические технологии в обучении дошкольников»
Подготовила: учитель - логопед
Ткаченко Людмила Анатольевна
г.о. Красногорск
2025
Цель семинара: Познакомить педагогов с новой технологией - кольцами Луллия и её использованием в образовательной деятельности ДОУ.
Задачи семинара:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Организовать работу с педагогами по изготовлению и ознакомлению с методикой использования кругов Луллия в образовательной деятельности.
3. Популяризовать инновационные идеи авторов ТРИЗ.
4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по использованию технологии ТРИЗ – колец Луллия.
5. Вызвать интерес у участников мастер-класса к формированию творческого подхода в педагогической деятельности.
Форма работы: практическая
Теоретическая часть.
- Слайд Добрый день, уважаемые коллеги!
- Слайд Одним из современных и интереснейших методов обучения остаётся технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач,
3. Слайд разработанная Генрихом Альтшуллером — изобретателем и писателем-фантастом. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
4. Слайд В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.
Сегодня я хочу познакомить вас с уникальной методикой «Кольца Луллия». Современных авторов ТРИЗ: Лелюх Светлану Викторовну, Сидорчук Татьяну Александровну и Хоменко Николая Николаевича очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. На основе метода луллизма разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия».
5. Слайд Центральное место в ней занимает многфункциональное пособие - круги Луллия. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес детей к изучаемому материалу.
6. Слайд Основоположником этого метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в в Каталонии.
7. Слайд Он изобрел круги, на которых разместил принципы:
абсолютные начала; относительные начала; добродетели и пороки, субъекты.
8. Слайд Всего у Луллия получилось шесть категорий. В каждой из них было ровно по девять элементов. Элементы эти Луллий разместил на шести концентрических кругах по типу пирамидки.
Первый, внутренний, круг состоял из девяти основных вопросов: что? почему? из чего? сколько? где? когда? какое? которое из двух? каким образом?
Если привести систему кругов во вращение, то по мнению Луллия, можно получить ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Иными словами, Луллий считал, что его круги охватывают все знания, которые может вместить наш разум!
9. Слайд Оказалось, его круги можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду с детьми от 3 до 7 лет. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
10. Слайд В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом.
11. Слайд Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.
12. Слайд Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
13. Слайд Круги Луллия могут быть парными, тогда используется одновременно два круга. Как их изготовить? Возьмём коробку из-под шоколадных конфет. На дне коробки с боков делаем прорези длиной во всю сторону и шириной 1, 5 см. Круги вырезаем из обычного картона, делим их на сектора, согласно методике, наклеиваем картинки. В крышке коробки делаем отверстие в виде ромба. Сами круги помещаются в коробку. На дно коробки приклеивается 2 кусочка пенопласта, в которые вставляются штыри. У меня они сделаны из металлических наконечников шариковых ручек. На них нанизываем оформленные круги, накрываем крышкой с окошком посередине, в котором и совмещаются нужные изображения. Вращаем круги одновременно обеими руками за их выступающие части.
Если изготовить прозрачные кармашки или приклеить магнит, то можно использовать только одно пособие и множество картинок по разным образовательным областям. В парных кругах Луллия лучше сделать сменные круги по разным тематическим разделам.
Как же использовать данную методику в образовательной деятельности?
14. Слайд Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой.
Тренинги состоят из заданий 4 типов:
- 1-й тип: «Найти реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, лягушка– клякса зеленого цвета. Лягушка бывает зеленого цвета.
- 2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
Например, выпало сочетание коза – котёнок. Котёнок потерялся, а коза согрела малыша и на своей спинке привезла во двор хозяину.
- 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
Например, выпало сочетание берёза – апельсин. Апельсины на берёзе не растут, но учёные постарались и вывели такой сорт, чтобы все дети ели витамины.
- 4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. Например, выпало сочетание крышка от чайника – река. Проблема: крышка железная и в воде станет ржавой, поэтому вода в реке начнёт портиться. Как решить проблему? Поэтому нужно достать крышку с помощью магнита, привязанного к удочке.
15. Слайд Бог слепил человека из глины, и остался у него ещё кусочек. Что ещё слепить тебе?» – спросил Бог. «Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только молча положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Всё в наших руках! Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами! Воспитывая и обучая своих детей, руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»
Какими они будут, наши дети?
Ведь всё это зависит лишь от нас!
И на пороге будущих столетий
Быть может они будут лучше нас!
Благодарю Вас за внимание!
Самоанализ мастер-класса для педагогов
«Кольца Луллия как средство развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка»
Данный мастер-класс адресован педагогам ДОУ.
Цель мастер - класса: Познакомить педагогов с новой технологией ТРИЗ - кольцами Луллия и её использованием в образовательной деятельности ДОУ.
Задачи мастер - класса:
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Организовать работу с педагогами по изготовлению и ознакомлению с методикой использования кругов Луллия в образовательной деятельности.
3. Популяризовать инновационные идеи авторов ТРИЗ.
4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по использованию технологии ТРИЗ – колец Луллия.
5. Вызвать интерес у участников мастер-класса к формированию творческого подхода в педагогической деятельности.
Для реализации этих задач я использовала следующие методы:
- словесные: рассказ, объяснение
- наглядные: просмотр презентации
- практические: демонстрирование сборки пособия, тренинг с педагогами, выполнение заданий, рефлексия.
Мастер-класс состоял из нескольких логически связанных между собой частей.
Во вступительной части, я кратко познакомила педагогов с инновационной педагогической технологией ТРИЗ, рассказала об истории появления метода луллизма, тем самым постаралась заинтересовать содержанием мастер-класса.
В теоретической части я продемонстрировала варианты изготовления пособия «Круги Луллия», рассказала, как оно используется в образовательной деятельности.
В практической части предложила участникам мастер-класса выполнить задания тренинга. Все участники мастер-класса получили буклеты.
В заключительной части я постаралась подвести педагогов к пониманию того, что все дети талантливы от природы, задача педагогов помочь развить способности детей, научить их нестандартно мыслить.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод: все поставленные мною задачи удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство развития поисково-исследовательских способностей обучающихся
В данной статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся при обучении математике посредством введения в процесс изучения предмета информационных технолог...
Использование народных подвижных игр на уроках ф.к. как средство развития основных физических качеств ребёнка
Посредством применения народных игр на уроках физической культуры совершенствовать психофизическое развитие ребёнка....

Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий
Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладаю...

Игра, как важнейшее средство развития основных навыков у ребёнка с аутизмом ( 1-2 группа по классификации О. Никольской)
Игры в системе коррекционно-образовательной работы....

Доклад «Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка»
Технология опыта...

Обобщение педагогического опыта "Предметная декада как эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся"
Предметная декада дает возможность развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, несёт эмоциональный заряд: творчество никого не оставляет равнодушным. Самое главное - это заинтерес...

Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности
Программа, направленная на выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся...



