Логопедическое занятие в 10 классе для учащихся с УО Тема: Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
план-конспект занятия (10 класс)

Логопедическое занятие в 10 классе для учащихся с УО

 

Тема: Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

 

Цель: Закрепление и систематизация знаний о звуках и буквах, дифференциация гласных и согласных звуков.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Учить отличать гласные звуки от согласных на основе артикуляционных и акустических признаков. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Развивать связную речь, обогащать словарный запас. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учебе, самостоятельность, умение работать в парах. Оборудование: ·Интерактивная доска или магнитная доска. ·Карточки с буквами (гласные – красным цветом, согласные – синим). Картинки-символы: красный квадрат (для гласного звука), синий квадрат (для согласного звука).  Предметные картинки (для определения первого звука). Индивидуальные зеркала. «Волшебный мешочек» с небольшими предметами или игрушками. Рабочие листы для учащихся.

 

Ход занятия: 1. Организационный момент (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу. Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с улыбки. Улыбнитесь себе, соседу справа, соседу слева. Молодцы! Сегодня нас ждет интересная и полезная работа».

 

2. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение (4-5 минут) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе.

Упражнения: «Бублик»/«Бублик и иголочка», «Качели», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Футболист»: Дуть на ватный шарик, стараясь «забить гол» в ворота (между двумя кубиками).

 

3. Введение в тему. Актуализация знаний (5 минут) Цель: Подвести учащихся к формулировке темы занятия. Логопед: «Ребята, послушайте загадку:» На странице букваря- Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей -Знает каждый грамотей.» (Ответ: Алфавит, буквы) Логопед: «Правильно! Это буквы. А из чего состоят наши слова? (Из звуков). Верно! Сегодня мы с вами будем повторять, чем отличаются звуки от букв, и вспомним, на какие две большие группы делятся все звуки речи». На доске появляется тема: «ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ».

 

 4. Основная часть (15-18 минут) 1. Повторение теории в доступной форме. Логопед: «Давайте вспомним: Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим, пишем и читаем. Звуки делятся на две команды: гласные и согласные».

Работа с индивидуальными зеркалами. Логопед: «Произнесите звук [А]. Посмотрите в зеркало. Воздух выходит свободно? Рот открыт? Никаких преград нет? Этот звук поет! Значит, он какой? (Гласный). Обозначаем его красным квадратом».  «А теперь произнесите звук [М]. Воздух идет свободно? (Нет, губы мешают). Значит, звук какой? (Согласный). Обозначаем синим квадратом».

2. Игра «Определи звук» (работа с карточками).  Логопед произносит звуки ([У], [C], [О], [Р], [И], [К] и т.д.). Учащиеся поднимают соответствующую карточку: красную (гласный) или синюю (согласный).

3. Практическое задание «Помоги слову» (работа у доски). На доске картинки: МАК, СОК, КОТ, ЛУК. Задание: «Определите первый звук в слове. Какой он? Гласный или согласный? Подберите к картинке нужную букву (из разбросанных на доске) и положите под ней правильный квадратик (красный или синий)». · Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание.

4. Работа в парах с «Волшебным мешочком». В мешочке лежат маленькие предметы: мячик, кубик, ручка, ластик, яблоко (игрушечное), машинка. Ученик на ощупь достает предмет, называет его и определяет первый звук (гласный/согласный).

5. Физкультминутка (2-3 минуты) Логопед: «Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами превратимся в звуки!» «Если я назову гласный звук – вы тянетесь руками вверх, как будто тянете звук ([А-а-а-а!]). · Если я назову согласный звук – вы приседаете, потому что воздуху мешает преграда ([П!], [Т!])». Логопед называет звуки, дети выполняют действия.

 

6. Закрепление. Работа с раздаточным материалом (5-7 минут) Учащиеся получают индивидуальные карточки-задания.

Задание 1: Раскрась буквы в нужный цвет: гласные – красным, согласные – синим (даны А, М, О, С, У, Х). ·

Задание 2: Соедини линией картинку с нужным квадратом (например, картинка «астра» – красный квадрат, картинка «стол» – синий квадрат).

 

7. Итог занятия. Рефлексия (2-3 минуты)  Логопед: «Молодцы, ребята! Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?» Чем звук отличается от буквы?  На какие две группы делятся звуки? Почему гласные звуки так называются? Что нам мешает произносить согласные звуки? (Преграды: губы, зубы, язык). Оценка работы: «Вы сегодня все очень хорошо работали: внимательно слушали, правильно отвечали. Особенно хорошо справились с волшебным мешочком/работой у доски (индивидуальная похвала каждому ученику)».

Прощание: «Занятие окончено. Спасибо за работу!»

 

Рекомендации и примечания: Индивидуальный подход: Учитывайте возможности каждого ребенка. Давайте более простые задания (выбрать из 2-х вариантов) тем, кому это необходимо. Наглядность: Максимально используйте визуальные опоры: цвета, картинки, схемы.

Практика: Делайте акцент не на теории, а на практических играх и заданиях. Дозировка материала: Если видите, что дети устали, сократите один из этапов или проведите дополнительную физкультминутку. Положительное подкрепление: Хвалите за любую удачную попытку, создавайте ситуацию успеха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_10klass_1_nedelya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 г.

Логопедическое занятие в 10 классе для учащихся с УО

Тема: Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Цель: Закрепление и систематизация знаний о звуках и буквах, дифференциация гласных и согласных звуков.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Учить отличать гласные звуки от согласных на основе артикуляционных и акустических признаков. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Развивать связную речь, обогащать словарный запас. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учебе, самостоятельность, умение работать в парах. Оборудование: ·Интерактивная доска или магнитная доска. ·Карточки с буквами (гласные – красным цветом, согласные – синим). Картинки-символы: красный квадрат (для гласного звука), синий квадрат (для согласного звука). Предметные картинки (для определения первого звука). Индивидуальные зеркала. «Волшебный мешочек» с небольшими предметами или игрушками. Рабочие листы для учащихся.

Ход занятия: 1. Организационный момент (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, настроить на работу. Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наше занятие с улыбки. Улыбнитесь себе, соседу справа, соседу слева. Молодцы! Сегодня нас ждет интересная и полезная работа».

2. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение (4-5 минут) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе.

Упражнения: «Бублик»/«Бублик и иголочка», «Качели», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Футболист»: Дуть на ватный шарик, стараясь «забить гол» в ворота (между двумя кубиками).

3. Введение в тему. Актуализация знаний (5 минут) Цель: Подвести учащихся к формулировке темы занятия. Логопед: «Ребята, послушайте загадку:» На странице букваря- Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей -Знает каждый грамотей.» (Ответ: Алфавит, буквы) Логопед: «Правильно! Это буквы. А из чего состоят наши слова? (Из звуков). Верно! Сегодня мы с вами будем повторять, чем отличаются звуки от букв, и вспомним, на какие две большие группы делятся все звуки речи». На доске появляется тема: «ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ».

4. Основная часть (15-18 минут) 1. Повторение теории в доступной форме. Логопед: «Давайте вспомним: Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим, пишем и читаем. Звуки делятся на две команды: гласные и согласные».

Работа с индивидуальными зеркалами. Логопед: «Произнесите звук [А]. Посмотрите в зеркало. Воздух выходит свободно? Рот открыт? Никаких преград нет? Этот звук поет! Значит, он какой? (Гласный). Обозначаем его красным квадратом». «А теперь произнесите звук [М]. Воздух идет свободно? (Нет, губы мешают). Значит, звук какой? (Согласный). Обозначаем синим квадратом».

2. Игра «Определи звук» (работа с карточками). Логопед произносит звуки ([У], [C], [О], [Р], [И], [К] и т.д.). Учащиеся поднимают соответствующую карточку: красную (гласный) или синюю (согласный).

3. Практическое задание «Помоги слову» (работа у доски). На доске картинки: МАК, СОК, КОТ, ЛУК. Задание: «Определите первый звук в слове. Какой он? Гласный или согласный? Подберите к картинке нужную букву (из разбросанных на доске) и положите под ней правильный квадратик (красный или синий)». · Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание.

4. Работа в парах с «Волшебным мешочком». В мешочке лежат маленькие предметы: мячик, кубик, ручка, ластик, яблоко (игрушечное), машинка. Ученик на ощупь достает предмет, называет его и определяет первый звук (гласный/согласный).

5. Физкультминутка (2-3 минуты) Логопед: «Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами превратимся в звуки!» «Если я назову гласный звук – вы тянетесь руками вверх, как будто тянете звук ([А-а-а-а!]). · Если я назову согласный звук – вы приседаете, потому что воздуху мешает преграда ([П!], [Т!])». Логопед называет звуки, дети выполняют действия.

6. Закрепление. Работа с раздаточным материалом (5-7 минут) Учащиеся получают индивидуальные карточки-задания.

Задание 1: Раскрась буквы в нужный цвет: гласные – красным, согласные – синим (даны А, М, О, С, У, Х). ·

Задание 2: Соедини линией картинку с нужным квадратом (например, картинка «астра» – красный квадрат, картинка «стол» – синий квадрат).

7. Итог занятия. Рефлексия (2-3 минуты) Логопед: «Молодцы, ребята! Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?» Чем звук отличается от буквы? На какие две группы делятся звуки? Почему гласные звуки так называются? Что нам мешает произносить согласные звуки? (Преграды: губы, зубы, язык). Оценка работы: «Вы сегодня все очень хорошо работали: внимательно слушали, правильно отвечали. Особенно хорошо справились с волшебным мешочком/работой у доски (индивидуальная похвала каждому ученику)».

Прощание: «Занятие окончено. Спасибо за работу!»

Рекомендации и примечания: Индивидуальный подход: Учитывайте возможности каждого ребенка. Давайте более простые задания (выбрать из 2-х вариантов) тем, кому это необходимо. Наглядность: Максимально используйте визуальные опоры: цвета, картинки, схемы.

Практика: Делайте акцент не на теории, а на практических играх и заданиях. Дозировка материала: Если видите, что дети устали, сократите один из этапов или проведите дополнительную физкультминутку. Положительное подкрепление: Хвалите за любую удачную попытку, создавайте ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [х], [х\']. Буква Х.

Конспект логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы. Тема занятия: Звуки [х], [х']. Буква х....

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к\']. Буква К".

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы "Звуки [к], [к']. Буква К"....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Гласные звуки [а],[у],[и],[о],[ы]. Гласные буквы А, У, И, О, ы»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Гласные звуки  (а), (у), (и), (о), (ы). Гласные буквы А, У, И, О, ы."...