Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Гласные звуки [а],[у],[и],[о],[ы]. Гласные буквы А, У, И, О, ы»
учебно-методический материал
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Гласные звуки (а), (у), (и), (о), (ы). Гласные буквы А, У, И, О, ы."
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 728.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида
города Бокситогорска»
Конспект
логопедического занятия по обучению грамоте
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: «Гласные звуки [а],[у],[и],[о],[ы]. Гласные буквы А, У, И, О, ы»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
И.А. Глебова
г. Бокситогорск
2025 г.
Цель: совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания детей о гласных звуках [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
- совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза;
- закрепить умение выделять гласный звук в слове;
- закрепить целостные визуально-пространственные образы букв А, У, И, О, ы
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать зрительное внимание, память;
- развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение
Коррекционно - воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование:
- компьютерная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, ноутбук, телевизор;
- предметные картинки, конверты;
- песочный стол с цветной подсветкой;
- аудиозапись :песня « Буква А» , слова: С. Миклашевский
- видеозапись «Письмо от Деда Мороза»;
- костюм Снегурочки, аудиозапись «Песня Снегурочки» (Кружится снежинок хоровод) слова: А. Усачев, музыка: М. Мокиенко
- карточки с картинками и словами, черные маркеры;
- большая буква А из картона, клей карандаш, материал для украшения: пайетки, звёздочки;
- разрезные картинки с заглавными буквами А, У, И, О и строчными буквами а, у, и, о, ы, мешок Деда Мороза;
- бумажные снежинки: розовые, голубые и белые.
Предварительная работа: знакомство с гласными звуками [а],[у],[и],[о],[ы], гласными буквами А, У, И, О, ы; разучивание стихов про гласные буквы.
Ход занятия.
- Вводная часть.
Слайд № 1 (аудиозапись : «Песня Снегурочки)
Дети сидят. Под музыку заходит логопед в костюме Снегурочки.
Здравствуйте, ребята! Дедушка Мороз отправил меня к вам с видеописьмом. Давайте посмотрим и послушаем. ( Дети смотрят видеозапись на экране телевизора). Слайд № 2
Слова деда Мороза : Здравствуйте, мои дорогие друзья! Все вы от меня ждёте на Новый год сюрпризы и подарки. Я вам рад их преподнести, таким добрым, воспитанным и любознательным детям. Я знаю, что вы готовитесь к школе и изучаете звуки и буквы. Я хотел бы чтобы сегодня вы мне рассказали о гласных звуках и буквах. Мой оператор обязательно снимет о вас фильм, а Снегурочка мне его передаст. Я для вас придумал интересные задания. Спасибо за внимание.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Итак, ребята, давайте расскажем Дедушке Морозу о гласных звуках и буквах, которые вы изучили.
2. Повторение гласных звуков [а], [у], [и], [о] [ы].
А сначала назовите гласные звуки, опираясь на символы. ( Дети смотрят на экран и называют гласные звуки, в соответствии с символами.)
Слайды № 3-7
3. Характеристика гласных звуков.
Расскажите деду Морозу, что вы знаете о гласных звуках.
(гласные звуки можно петь и тянуть; они состоят из голоса; когда мы их
произносим, воздух выходит легко и свободно, не встречая преграды.)
4. Закрепление знания букв А, У, И, О, ы. Развитие мелкой моторики рук,
памяти.
Чем обозначаются звуки на письме? ( на письме звуки обозначаются
буквами). Слайд № 8
Загадки про буквы.
Дед Мороз попросил меня загадать вам загадки про гласные буквы. А вы
внимательно слушайте и отгадывайте.
Загадки.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?- Три!
- А какая буква?- (И.)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла
Покатится бы смогла. (О)
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву ….О
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов-
Нет её в начале слов. (Ы).
Удобная буква, удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто. ( буква У)
Как лесенка стоит
Начинает алфавит (буква А)
Изображение букв с помощью пальчиков и карандашей.
Дед Мороз просит вас изобразить гласные буквы с помощью пальцев рук и
карандашей. ( Дети изображают буквы А, У, И, О, ы.)
Стихи про буквы.
Дедушка Мороз очень любит стихи и хотел бы послушать стихи о буквах.
( дети читают стихи о буквах)
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко-
Ноги ставит широко
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок!
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ..У
И- калитка, три доски.
Вот на что похожа И.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
О- как круглая луна
Посмотрите вот она.
5. Выделение гласного звука из начала слова. Закрепление написания букв А, У, И, О, ы. Дидактическая игра «Выбери картинку»
Д.М. вам приготовил задание .В конвертах картинки. Вы должны выбрать
картинку, название которой начинается с гласного звука. А затем подойти к
песочному столу и написать на песке соответствующую букву. (дети
выполняют задание)
Проверим, как вы справились с заданием. (дети говорят какую букву
написали и почему. «Я написал букву у, потому, что в слове утка- первый
звук [у]»)
6. Звуко- слоговой анализ и синтез.
Дидактическая игра « Назови слово по первым звукам названий картинок»
А сейчас ещё одно задание от Деда Мороза. Слайд № 9
Дед Мороз зашифровал одно из своих любимых слов. Сначала назовите картинки (зебра, индеец, мороженое, ананас). А сейчас составьте слово из первых звуков названий картинок. (зима).
Выделите гласные звуки в этом слове.( [и], [а] )
Сколько слогов в этом слове? ( 2 слога) Почему 2 слога? ( потому что в слове зима 2 гласных звука. Сколько гласных звуков – столько и слогов в слове.)
7.Динамическая пауза. Слайд № 10 (аудиозапись: «Буква А» )
А сейчас я предлагаю вам послушать песню про букву А и потанцевать
(Звучит песня: «Буква А». Дети выполняют движения, соответствующие тексту песни.)
8. Закрепление графических образов букв А, У, И, О, ы. Закрепление понятий: строчная и заглавная буква.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
А сейчас помогите пожалуйста Д. М. , соберите буквы, которые рассыпались на части. ( Дети собирают буквы, звучит музыка)
Здесь есть буквы большие и маленькие. Как мы их называем ? (Строчные и заглавные)
А вот буква ы – только строчная. Почему ? (Потому что нет слов которые начинаются на букву ы).
9. Звуко-буквенный анализ и синтез. Дидактическая игра «Подбери букву»
А вот вам ещё задание от дедушки Мороза.
У каждого из вас карточка, на которой вверху картинка, а внизу слово - название картинки, но Дедушка Мороз забыл написать гласную букву в середине слова. Возьмите маркеры и напишите букву. ( Дети выполняют задание, сидя за столом)
Давайте проверим как вы справились с заданием. Слайды № 10-17
Смотрим на экран. Говорим какую букву вы выбрали, наводим курсор на эту букву, щёлкаем мышкой. Если вы выбрали правильно букву, то она встанет на своё место в середину слова. Какое слово получилось? (Я выбрал букву А – получилось слово «мак». Я выбрал букву О -получилось слово «сок». и. т. д.)
10. Развитие мелкой моторики рук. Формирование навыков сотрудничества. Игра: «Укрась букву»
Предлагаю вам, ребята, сделать подарок деду Морозу. Давайте подарим ему букву., но не простую, а новогоднюю. А что для этого нужно сделать.?
( украсить букву) ( Дети украшают большую букву А, приклеивают пайетки, звёздочки.)
На что стала похожа буква А? (на новогоднюю ёлку)
III. Заключительная часть.
Ребята, вы очень хорошо рассказали Д. М. о гласных звуках и буквах.
У меня здесь много снежинок.
Те, из вас кто считают, что им было легко на занятии и они справились со всеми заданиями- возьмут розовую снежинку.
Те , кто испытывал какие –то трудности иногда- возьмут голубую снежинку
А те, кому было очень трудно- возьмут белую снежинку.
Почему вы взяли именно такую снежинку? (Дети отвечают)
А… чуть не забыла, дедушка просил передать вам маленький подарок (конфеты). А я передам ему от вас красивую букву А и видеозапись. До свидания, ребята.
Литература.
1.Занимательное азбуковедение. Материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: Попова Г. П., Усачева В. И. Издательство: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"
Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему: «Звуки, слоги и слова»
Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово»Задачи:Развивающие:Создание проблемной ситуации,Развивать фонематическое восприятие,Развивать память, внимание,Развивать словесно-логическое...

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках»
Автоматихзация звука Л в слогах, словах, предложениях, чистоговорках....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет "Звук и буква Ф"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет "Звук и буква Ф"...















