"Кинезеологические и нейропсихологические упражнения в работе учителя - логопеда!
методическая разработка

Халтурина Анна Анатольевна

Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации.

Работая в школе учителем - логопедом, заметила тенденцию к увеличению роста воспитанников, имеющих трудности в развитии и обучении. В следствии этого, пришли к выводу о необходимости поиска инновационных технологий, способствующих эффективности работы с такими детьми. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми младшего школьного возраста,  выбрала кинезиологический и нейропсихологический подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinezeologi.docx99.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мамонтовская СОШ»

Картотека

«Кинезиологические и нейропсихологические

игры и упражнения»

Авторы материала: Халтурина А.А. - учитель-логопед

с. Мамонтово

2024 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Особенности детей с ЗПР и ТНР
  3. Методическое обеспечение условий использования нейропсихологических и кинезиологических методов.
  4. Алгоритм использования нейропсихологических и кинезиологических методов в процессе психолого-педагогической деятельности.
  5. Приложение.

Нейропсихологические и кинезиологические игры и упражнения:

  1. Игры и упражнения на разно типичное согласование движений рук;
  2. Нейроигры, нейротренажеры, нейродорожки, задания на активацию работы мозга.

5.3. Нейро-кинезиологические упражнения двигательной активности;

5.4 Дыхательные упражнения;

5.5. Самомассаж;

5. 6. Глазодвигательные упражнения, упражнения для координации работы глаз и рук;

5. 7. Упражнения на релаксацию;

5.8. Кинезиологические сказки;

  1. Пояснительная записка

Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации.

Работая в школе учителем - логопедом, заметила тенденцию к увеличению роста воспитанников, имеющих трудности в развитии и обучении. В следствии этого, пришли к выводу о необходимости поиска инновационных технологий, способствующих эффективности работы с такими детьми. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми младшего школьного возраста,  выбрала кинезиологический и нейропсихологический подход.

    Нейрокинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально- волевой сферы ребенка через движение. Кинезиологическая и нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.

В картотеке нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений представлены методы работы с детьми которые могут быть полезны как педагогам (воспитателям, учителям, психологам, логопедам, дефектологам) использующим в своей работе здоровье сберегающие технологии, так и родителям.

Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально- волевой сфере детей имеющим дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально- волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.

Цели и задачи использования картотеки:

-Развитие высших психических функций;

-Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности;

-Повышение работоспособности и продуктивности;

-Развитие общей и мелкой моторики;

-Содействие развитию речи;

-Стабилизация психоэмоционального состояния;

-Формирование произвольности действий.

Нейрокинезиологические игры и упражнения использовались в течении года систематически как дополнение к основным занятиям. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников

  1. Особенности детей с ЗПР и ТНР

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, создают дополнительные трудности в обучении, формировании учебных умений и навыков. В нашем детском саду специалисты работают с детьми относящимся к группе детей с ЗПР и детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с задержкой психического развитии (ЗПР)

У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает

своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. Эти дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах

поведения.

При задержке психического развития затруднено социальное развитие

ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

В дошкольном возрасте для детей с ЗПР характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается

качественным своеобразием. У детей с ЗПР процесс восприятия несколько затруднен

-снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти

недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом.

Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в

несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую

очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта

зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими

способами запоминания.

Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень

словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным

признакам.

Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд

грамматических категорий дети практически не используют в речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на

вопросы педагога он отвечает правильно.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются

формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им не доступно творческое рассказывание.

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ТНР.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих

их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

У этих детей отмечается

-нарушение восприятия: страдают пространственные представления, а именно наблюдаются трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между»,

«над», «под»;

  • нарушение внимания: они так же часто имеют низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых может наблюдаться неустойчивое внимание, а также ограниченные возможности его распределения;
  • развитие воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи в значительной степени отстает от нормально развивающихся сверстников;
  • психическая деятельность характеризуется однообразием действий (появлением штампов), медленным включением в работу, быстрой утомляемостью. Всё вышеперечисленное, безусловно, сказывается на мнемических функциях (запоминание, сохранение, узнавание и др.) ребенка и может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.

- Снижена вербальная память, то есть продуктивность запоминания мыслей и слов, при этом сама смысловая и логическая память сохранна. В процессе обучения сложные инструкции в заданиях воспринимаются с трудом, некоторые моменты объяснения заданий пропускаются, а иногда даже меняется их последовательность. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, отсутствие наблюдательности, низкая мотивация, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности, трудности в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля. Часто их поведение характеризуется негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или же наоборот, повышенной застенчивостью и пугливостью.

  1. Методическое        обеспечение        условий        использования нейропсихологических и кинезиологических методов.

Использование нейропсихологических и кинезиологических методов в работе с детьми предусматривает наличие не только методических материалов, но и определенных пособий. Какие методы и упражнения будут использоваться определяет педагог в зависимости от своих целей. В своей практике нами используются следующие методические пособия и дидактические материалы:

Методические пособия

Дидактические материалы

Т. Трясорукова «Развитие

межполушарного взаимодействия у детей. Нейропсихологические игры»

Мои первые цифры. Прописи

К. Гончарова, А. Черткова

«Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие

памяти, внимания, моторики»

Межполушарные лабиринты

К. Гончарова, М. Наумова

«Нейропсихологические игры. 10

волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля»

Игра «Зеркальное отражение»

Т. Пятница «Нейропсихологические игры для левшей. Готовимся к

школе»

Игра «Лабиринты»

И. И. Праведникова

«Нейропсихология. Игры и упражнение. Практическое пособие»

Нейросхемы

В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова

«Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие»

Фитбол

Н.Г. Шайдулина «Кинезиологический

подход в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ»

Малые мячи

А.Е. Сыщенко «Формируем

межполушарные связи. Тетрадь по лексическим темам»

Тренажеры

В. С. Колганова

«Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие»

Комплекс «Кузнечик»

Ж.М. Глозман

«Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста»

Комплект из 3-х книг.

Резинки

Коврики

Игра «Колокольчики»

Су-джок наборы

Камешки «Марблс»

Игры-сортировки

Нейроскакалка

Балансиры /ручной, ножной/

Кинезиологические дорожка

Ладошки и стопы с шипами

Шарики и кольца игольчатые

Массажные мячи и шарики

  1. Алгоритм использования нейропсихологических и кинезиологических методов в процессе психолого-педагогической деятельности.

В картотеке представлены некоторые кинезиологические и нейропсихологические игры, движения и упражнения, которые могут быть применены для успешного развития и обучения ребенка. Эти методы могут быть использованы во время занятия, прогулки, в свободной деятельности (как средство переключения внимания, активизации деятельности), они достаточно просты в исполнении. Можно использовать элементы игр и упражнений как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и снятие психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение. Это позволит облегчить взаимодействие всех органов и систем организма ребенка. Первым всегда должно быть выполнение дыхательных упражнений, а затем можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Для педагога оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. В какие занятия целесообразно включать нейро-кинезиологические упражнения? Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность упражнений. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия проводятся в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в

ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания нужно усложнять, объём заданий увеличивать, наращивать темп выполнения заданий. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

-подключение движений глаз и языка к движениям рук;

-подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;

-ускорение темпа выполнения.

Занятия могут выполняться ежедневно, но без принуждения. Регулярность проведения нейро-кинезиологических игр и упражнений, движений — это залог быстрого достижения положительного результата в развитии и обучении ребенка. Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, нужно выполнять как минимум по 1-2 упражнения в день. Общая продолжительность всего комплекса упражнений должна находиться в пределах от 5 до 10 мин., так как ребенок может устать. Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных режимных моментах. Например, сегодня в свободной деятельности, в группе, завтра на прогулке, послезавтра перед занятием и т.д. Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития. Основным требованием к использованию кинезиологических и нейропсихологических игр и упражнений является чёткое выполнение движений. Перед тем, как внедрять новое упражнение, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, изучить их, а потом показывать их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы ребенок повторил данные действия правильно и без ошибок.

В том случае, если ребенку необходимо выполнить какое либо задание, либо ему предстоит другая интеллектуальная нагрузка, лучше сначала выполнить упражнения, а уже затем переходить к мыслительному процессу.

  1. Приложение.

Нейропсихологические и кинезиологических игры и упражнения.

5. 1. Игры и упражнения на разно типичное согласование движений рук.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.

Упражнение «Капитанское»

Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки.

Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение «Колечки»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца.

То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для

дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).

Упражнение «Ладушки»

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не

знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая

— правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число

движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Зеркало»

Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и

договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий

начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.

Упражнение «Попробуй повтори»

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное

движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

Упражнение «Резиночки»

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

«Зеркальное рисование»:

- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Упражнение «Ухо – нос – хлопок»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с

«точностью до наоборот».

Упражнение Игры с мячами (обычными, прыгунами,).

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;

-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

  • Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;
  • Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;
  • Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;

-Разноцветные мячи по порядку собери - составить звуковую схему слова;

  • С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов;
  • Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);
  • Мяч бросаю, диких животных называю;
  • Мяч передаю, деревья назову;
  • Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья) и т.д.

Упражнение «Передай мячи».

Игра проходит в парах, дети встают друг против друга, в руках у одного ребенка 2мяча.

-Передают поочередно в руки другому;

-Передают, держа руки крест на крест;

-Передают по одному мячу с хлопком и т.д.

Метод «Су-Джок»

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.

Чтение стихотворения под хлопки или стук двумя руками.

Цель: Развитие слухомоторной координации, улучшение дикции, развитие концентрации и распределения внимания

  1. Взрослый читает и одновременно прохлопывает стихотворение. Голосом и хлопками выделяются ударные слоги (в тексте эти слоги помечены ударением). Метод прохлопывания стихотворения полезен при заучивании любых стихов наизусть, так как к работе подключается левая височная доля мозга (речь, текст стихотворения) и правая височная доля (ритм, мелодика).

Зима недаром злится. Прошла ее пора'.

Весна в окно стучится

И гонит со двора'. (Ф. И. Тютчев)

  1. Взрослый читает ребёнку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать количество ударов. Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.

В деревне

Приехал Миша летом в деревню из города. Всё незнакомо. Вышел во двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор: — Ку-ка-ре-ку! Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого в городе не увидишь.

Упражнения с мячиками.

Выполняется в паре. У каждого по одному мячику (массажный, либо резиновый, маленький).

Способы действий с мячиками:

  • мяч в противоположной руке

– перекладывать из руки в руку друг другу;

  • мяч в противоположной руке, перекладываем с левой в правую и другому отдаем;
  • мяч в противоположной руке – себе – другому,
  • мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,
  • мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,
  • 2 тебе, 2 мне, - диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,
  • 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ, - 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху. Возможны свои вариации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Преемственность в использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ"

Oбследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий....

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методы и приемы коррекционной работы на  логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную св...

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя - логопеда

Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в...