Показатели нормального развития ребенка раннего возраста
учебно-методическое пособие
Показатели нормального развития ребенка раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 156.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели нормального развития ребенка раннего возраста.
1 месяц:
- плавное прослеживание за движущимся предметом;
- ребенок начинает прислушиваться к звуку, голосу взрослого, возникает первая улыбка в ответ на эмоциональное общение взрослого;
- издает гортанные звуки;
- в положении на животе поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света, пытается поднимать и удерживать ее;
- руки и ноги согнуты во всех суставах, пальцы рук сжаты в кулачок.
2 месяца:
- снижается мышечный тонус, нарастает объем активных движений, отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачок;
- на животе удерживает голову по средней линии более продолжительное время, начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще не постоянно – голова «болтающаяся»;
- может на достаточно длительное время сосредоточиться на лице взрослого или неподвижном предмете;
- длительно следит за движущейся игрушкой;
- при длительном звуке возникают ищущие повороты головы;
- на разговор со взрослым отвечает улыбкой.
3 месяца:
- удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого;
- лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову;
- удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот;
- сочетанный поворот головы и глаз в сторону;
- в ответ на общение со взрослым появляется «комплекс оживления» - улыбка в сочетании с двигательной активностью.
4 месяца:
- произвольное захватывание предмета (может захватить висящую над ним игрушку, начинает тянуться к игрушке в руке взрослого);
- садится при протягивании за руки, кратковременно сидит с опорой;
- лежа на животе опирается на предплечья под прямым углом, приподнимая верхнюю часть туловища;
- узнает мать, радуется ей;
- громко смеется, в ответ на обращение – гулит;
- ищет глазами невидимый источник звука;
- придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления
5 месяцев:
- долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки;
- четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке;
- ест с ложки полугустую и густую пищу;
- отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует);
- узнает голос матери, различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи;
- гулит с разными интонациями.
6 месяцев:
- поворачивается с живота на спину, сидит при поддержке за одну руку, на животе передвигается, переставляя руки;
- перекладывает игрушку из одной руки в другую;
- по-разному реагирует на свое и чужое имя;
- лепечет – произносит отдельные слоги;
- снимает губами пищу с ложки; будучи голодным, сам ест из бутылки, радуется ей
7 месяцев:
- стучит игрушкой, размахивает, кладет и поднимает маленькие предметы;
- берет предметы захватом большого и указательного пальцев;
- радуется играм «ку-ку», «ладушки».
- ползает;
- реагирует на вопрос «где?», ища предмет взглядом;
- пьет из чашки в руках взрослого;
- сидит при поддержке, иногда самостоятельно;
- просится на руки, подползает под «зовущий» жест;
- «разговаривает» сам с собой, со взрослым.
8 месяцев:
- сам садится и ложится, передвигается в вертикальном положении, держась за край кровати (манежа);
- выбрасывает игрушки из кровати (манежа), открывает дверцы шкафов, вытаскивает оттуда предметы;
- особенно любит некоторые игрушки;
- обижается, радуется, хнычет в адекватных этих ситуациях;
- разнообразно лепечет: «ма, па, ба, га, да».
9 месяцев:
- переходит от предмета к предмету, держась за руку взрослого или предмет, подпрыгивает, держась за барьер;
- открывает крышку у коробочек, действует одновременно двумя игрушками, четко берет мелкие предметы двумя пальчиками, следит за падением бросаемых предметов;
- знает свое имя, на чужое не откликается;
- понимает названия отдельных предметов и выполняет элементарные поручения по словесной инструкции взрослого («дай то-то»)
- при питье из чашки поддерживает ее руками;
- повторяет за взрослым слоги.
10 месяцев:
- по просьбе взрослого ищет предмет взглядом;
- ходит, держась одной рукой;
- выполняет разнообразные разученные действия (ладушки и т.п.);
- находит и дает знакомые игрушки, знает слово «дай», понимает значение слов «гулять», «кушать» и т.п.;
- появляются первые «лепетные» слова, понятные при соотнесении с ситуацией.
11 месяцев:
- самостоятельно стоит и делает первые шаги;
- повторяет разученные действия с игрушкой (катает машинку, качает куклу, надевает кольца на стержень);
- понимает слово «нельзя»;
- появляются первые слова, обычно «мама», «папа».
12 месяцев:
- ходит самостоятельно (без опоры);
- выполняет большое количество инструкций (принеси, найди, дай тете, положи на место и т.п.)
- знает всех в своем окружении
- говорит 10-15 слов.
1 год 3 месяца:
- ребенок ходит, меняет направление, приседает, наклоняется, забирается на диван и слезает с него;
- воспроизводит в игре разнообразные разученные действия и легко повторяет их по заданию взрослого - покорми куклу, уложи спать;
- при просьбе дать определенный предмет достаточно часто смотрит на нужный, но дает не его, а более привлекательный;
- повторяет действия многократно – щелкает выключателем, закрывает и открывает дверь;
- помнит сильные эмоциональные переживания, например, может заплакать при виде человека, который вчера поставил ему укол;
- начинает самостоятельно есть густую пищу ложкой, но еще неаккуратно;
- гримасничает, строит рожицы;
- радуется, капризничает, печалиться.
1 год 6 месяцев:
- сам садиться на стульчик, пятится назад, поднимается по лестнице, показывает части тела называет предметы и картинки;
- говорит около 8 слов в том числе «дай», «нет»;
- действия с предметами становятся более разнообразными;
- «Нельзя» становится регулятором поведения, хотя носит относительный характер;
- начинает проявлять заботу;
- эмоциональная память проявляется ярче –тянет маму за руку к магазину, где ему покупают конфеты. Возвращаясь с прогулки, знает свою квартиру.
1 год 9 месяцев:
- начинает слушать сказки, смотреть книжки с картинками, понимает несложные рассказы по картинке;
- узнает предметы на картинках, себя в зеркале, знакомые лица на фотографиях;
- произносит простые предложения. Отвечает на вопросы «Кто там? Кто это? Что это?»;
- пытается получить одобрение взрослого, раздевается при небольшой помощи. Ест самостоятельно как густую, так и жидкую пищу.
2 года:
- начинает бегать, спускаться по лестнице, может постоять на одной ноге, прыгает на двух ногах;
- открывает дверь, поворачивая ручку, пользуется местоимениями «мне, мой» и некоторыми глаголами;
- понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту, появляются любимые стишки, сказки, песенки;
- может сопереживать плачущему ребенку, в игре действия становятся последовательными;
- умеет одеваться с небольшой помощью.
2 года 6 месяцев:
- начинает использовать предметы заместители, кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку;
- появляется местоимение «я», знает свой пол;
- появляется фразовая речь, которая ещё может быть грамматически несовершенна;
- самостоятельно одевается и раздевается, но не умеет застегивать пуговицы;
- держит карандаш пальцами;
- начинает понимать смысл мультфильмов, любит их смотреть;
- упрямится, вредничает;
- считает взрослого эталоном поведения и активно стремиться подражать ему.
3 года:
- начинает задавать вопросы «Почему?», «Кто?», «Что?»;
- понимает, чего хочет, и чего боится;
- перестает говорить о себе в третьем лице;
- может рассказать о каких – то событиях;
- начинает рисовать;
- хорошо бегает, поднимается по лестнице, ловит мяч двумя руками и прижимает к себе, наливает воду в чашку.
Показатели нормального развития ребенка дошкольного возраста.
4 года.
Познавательная деятельность:
- знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей;
- знает основные цвета и формы;
- владеет понятиями «один-много»;
- знает обобщающие слова «посуда, игрушки, обувь, одежда»;
- выполняет постройку из строительного материала по образцу;
- складывает пирамидку, учитывая размер колец;
- вставляет вкладыши в доску с прорезями;
- собирает разрезную картинку из 4х частей.
Речь:
- использует правильно простроенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже;
- появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять);
- появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек);
- словотворчество;
- способен к диалогу со взрослым, со сверстником;
- нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (Л, Р), свистящие, шипящие (С, З и Ш, Ж).
Моторика:
- может стоять на одной ноге;
- ловит мяч с вытянутыми руками;
- повторяет движения за взрослым.
Игра:
- любит играть с игрушками;
- разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит суп, усаживает куклу за стол, кормит).
Общение:
- со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру, но не разрушая ее;
- дома проявляет желание делать многое самостоятельно.
Навыки:
- умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна;
- выполняет просьбы взрослого принести что-либо.
5 лет.
Познавательная деятельность:
- знает свой адрес, день рождения, где и кем работают родители;
- может выучить стихотворение из 4х строк;
- пересчитывает предметы до 5;
- сравнивает количество предметов (больше, меньше одинаково);
- копирует простые геометрические фигуры;
- ориентируется в пространстве (знает понятия «вверху», «внизу», «между», «напротив»);
- знает названия цветов и оттенков;
- конструирует по образцу;
- вырезает из бумаги детали аппликаций;
- лепит из пластилина несложные фигуры;
- находит различия на картинках;
- собирает кубики и мозаику;
- пересказывает по вопросам небольшую сказку.
Речь:
- в речи достаточно прилагательных, наречий, местоимений;
- употребляет предложения с причинно-следственными связями;
- развиваются простейшие формы звукового анализа, становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком;
- завершается становление нормального звукопроизношения: у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторые смешения звуков «Л-Р», «С-Ш» в многосложных словах (лаборатория, шерстяной).
Моторика:
- прыгает на одной ноге, прыгает вниз с невысокой скамейки;
- совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань до пола);
- бросает мяч одной рукой.
Игра:
- сюжеты игр становятся разнообразными;
- в игре используют предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики-конфеты);
- выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).
Общение:
- играет вдвоем с другим ребенком-сверстником.
Навыки:
- справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль);
- одевается и раздевается на прогулку самостоятельно.
6 лет:
Познавательная деятельность:
- хорошо ориентируется в назначении различных бытовых предметов;
- сформированы пространственные представления (справа и слева), временные (утро, день, вечер, вчера, завтра);
- знает времена года и их основные признаки;
- может сосчитать предметы в пределах 10;
- знает много рядов однородных понятий с обобщающими названиями (кошка, собака –домашние животные);
- рисует разнообразные сюжеты, конструирует, лепит, делает аппликацию;
- слушая книгу начинает давать оценку действиям персонажей.
Речь:
- появляются сравнительные и превосходные степени прилагательных, разнообразные антонимы (не только большой-маленький, хороший-плохой), слова с высокой степенью обобщенности (счастье, здоровье, страх), слова передающие эмоциональное состояние (обидно, весело, завидно)
Моторика:
- попадает мячом в неподвижную цель, удерживает равновесие проходя по краю тротуара, отбивает мяч от пола, от стены, перепрыгивает небольшое препятствие.
Игра:
- играя один становится «режиссером», т.е. распределяет роли разных игрушек и взаимодействует, высказываясь за них;
- играет в настольные игры с кубиком и фишками. Хорошо понимает правила подвижных игр («жарко-холодно», «день-ночь»).
Общение:
- становятся возможными коллективные игры с распределением ролей между детьми-сверстниками;
- появляется покровительственные отношения к младшим детям, чувствует отношение к себе со стороны других людей и взрослых, тянется к более старшим детям.
6,5-7лет
Познавательная деятельность:
- знает имена, отчества родителей, дедушек, бабушек;
- понимает родственные связи;
- начинает ориентироваться в городе;
- знает название месяцев;
- начинает понимать время;
- может угадать предмет по признакам (зеленый, длинный, толстый овощ-огурец);
- сравнивает пары слов называя их сходства и различия (одуванчик и ромашка);
- может решать задачи;
- рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.
Речь:
- может рассказать о просмотренном спектакле, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку, придумать конец к сказке. Может рассказать о своих планах.
Моторика:
- попадает в движущейся объект, катается на двухколесном велосипеде;
- копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры;
- аккуратно разукрашивает, штрихует;
- синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.
Игра:
- становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты;
- играет в школу принимая на себя роль учителя.
Общение:
- легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях;
- хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности;
- в присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.
Навыки:
- может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.);
- усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых инструкций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы городского Центра развития ребенка раннего возраста на 2011-2012 учебный год
ТЕМА: « Современные подходы к воспитанию детей раннего и младшего возраста»Цель: Научно - методическое обеспечение обновления воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.Задачи...

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста
Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Памятка для родителей «Показатели эмоционального и социального развития детей раннего возраста»
laquo;Показатели эмоционального и социального развития детей раннего возраста»...
Роль игры в развитии ребенка раннего возраста.
Консультация для родителей....
Использование танцевально-игровых технологий для музыкального развития ребенка раннего возраста.
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, ...




