Показатели нормального развития ребенка раннего возраста
учебно-методическое пособие

Гафарова Юлия Владимировна

Показатели нормального развития ребенка раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoobrazovaniya_ot_1_mesyatsa_do_7_let.docx156.75 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели нормального развития ребенка раннего возраста.

1 месяц:

  • плавное прослеживание за движущимся предметом;
  • ребенок начинает прислушиваться к звуку, голосу взрослого, возникает первая улыбка в ответ на эмоциональное общение взрослого;
  • издает гортанные звуки; 
  • в положении на животе поворачивает голову в сторону, чаще к источнику света, пытается поднимать и удерживать ее;
  • https://vse-pro-detstvo.ru/wp-content/uploads/rebenok_derzhit_golovu.jpgруки и ноги согнуты во всех суставах, пальцы рук сжаты в кулачок.

2 месяца:

  • снижается мышечный тонус, нарастает объем активных движений, отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачок;
  • на животе удерживает голову по средней линии более продолжительное время, начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще не постоянно – голова «болтающаяся»;
  • может на достаточно длительное время сосредоточиться на лице взрослого или неподвижном предмете;
  • длительно следит за движущейся игрушкой;
  • при длительном звуке возникают ищущие повороты головы;
  • на разговор со взрослым отвечает улыбкой.

3 месяца:

  • удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого;
  • лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову;
  • удерживает вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот;
  • сочетанный поворот головы и глаз в сторону;
  • в ответ на общение со взрослым появляется «комплекс оживления» - улыбка в сочетании с двигательной активностью.

4 месяца:

  • произвольное захватывание предмета (может захватить висящую над ним игрушку, начинает тянуться к игрушке в руке взрослого);
  • садится при протягивании за руки, кратковременно сидит с опорой;
  • лежа на животе опирается на предплечья под прямым углом, приподнимая верхнюю часть туловища;
  • узнает мать, радуется ей;
  • громко смеется, в ответ на обращение – гулит;
  • ищет глазами невидимый источник звука;
  • придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления

5 месяцев:

  •   долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки;
  •   четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке;
  •   ест с ложки полугустую и густую пищу;
  •   отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует);
  •   узнает голос матери, различает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи;
  •   гулит с разными интонациями.

6 месяцев:

  •  поворачивается с живота на спину, сидит при поддержке за одну руку, на животе передвигается, переставляя руки;
  •  перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  •  по-разному реагирует на свое и чужое имя;
  •  лепечет – произносит отдельные слоги;
  •  снимает губами пищу с ложки; будучи голодным, сам ест из бутылки, радуется ей

7 месяцев:

  • стучит игрушкой, размахивает, кладет и поднимает маленькие предметы;
  • берет предметы захватом большого и указательного пальцев;
  • радуется играм «ку-ку», «ладушки».
  • ползает; 
  • реагирует на вопрос «где?», ища предмет взглядом;
  • пьет из чашки в руках взрослого;
  • сидит при поддержке, иногда самостоятельно;
  • https://kidsbebus.ru/wp-content/uploads/3/2/9/3299e109c1441c4e6e7fe3f9706a7e38.jpegпросится на руки, подползает под «зовущий» жест;
  • «разговаривает» сам с собой, со взрослым.

8 месяцев:

  • сам садится и ложится, передвигается в вертикальном положении, держась за край кровати (манежа);
  • выбрасывает игрушки из кровати (манежа), открывает дверцы шкафов, вытаскивает оттуда предметы;
  • особенно любит некоторые игрушки;
  • обижается, радуется, хнычет в адекватных этих ситуациях;
  • разнообразно лепечет: «ма, па, ба, га, да».

9 месяцев:

  • переходит от предмета к предмету, держась за руку взрослого или предмет, подпрыгивает, держась за барьер;
  • открывает крышку у коробочек, действует одновременно двумя игрушками, четко берет мелкие предметы двумя пальчиками, следит за падением бросаемых предметов;
  • знает свое имя, на чужое не откликается;
  • понимает названия отдельных предметов и выполняет элементарные поручения по словесной инструкции взрослого («дай то-то»)
  • при питье из чашки поддерживает ее руками;
  • повторяет за взрослым слоги.

10 месяцев:

  • по просьбе взрослого ищет предмет взглядом;
  • ходит, держась одной рукой;
  • выполняет разнообразные разученные действия (ладушки и т.п.);
  • находит и дает знакомые игрушки, знает слово «дай», понимает значение слов «гулять», «кушать» и т.п.;
  • появляются первые «лепетные» слова, понятные при соотнесении с ситуацией.

11 месяцев:

  • самостоятельно стоит и делает первые шаги;
  • повторяет разученные действия с игрушкой (катает машинку, качает куклу, надевает кольца на стержень);
  • понимает слово «нельзя»;
  • появляются первые слова, обычно «мама», «папа».

12 месяцев:

  • https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/1/f/e/1fef57f576aa3af1be3d3232743199b7.jpgходит самостоятельно (без опоры);
  • выполняет большое количество инструкций (принеси, найди, дай тете, положи на место и т.п.)
  • знает всех в своем окружении
  • говорит 10-15 слов. 

1 год 3 месяца:

  • ребенок ходит, меняет направление, приседает, наклоняется, забирается на диван и слезает с него;
  • воспроизводит в игре разнообразные разученные действия и легко повторяет их по заданию взрослого - покорми куклу, уложи спать;
  • при просьбе дать определенный предмет достаточно часто смотрит на нужный, но дает не его, а более привлекательный;
  • повторяет действия многократно – щелкает выключателем, закрывает и открывает дверь;
  • помнит сильные эмоциональные переживания, например, может заплакать при виде человека, который вчера поставил ему укол;
  • начинает самостоятельно есть густую пищу ложкой, но еще неаккуратно;
  • гримасничает, строит рожицы;
  • радуется, капризничает, печалиться.

1 год 6 месяцев:

  • сам садиться на стульчик, пятится назад, поднимается по лестнице, показывает части тела называет предметы и картинки;
  • говорит около 8 слов в том числе «дай», «нет»;
  • действия с предметами становятся более разнообразными;
  • «Нельзя» становится регулятором поведения, хотя носит относительный характер;
  • начинает проявлять заботу;
  • эмоциональная память проявляется ярче –тянет маму за руку к магазину, где ему покупают конфеты. Возвращаясь с прогулки, знает свою квартиру.

1 год 9 месяцев:

  • начинает слушать сказки, смотреть книжки с картинками, понимает несложные рассказы по картинке;
  • узнает предметы на картинках, себя в зеркале, знакомые лица на фотографиях;
  • произносит простые предложения. Отвечает на вопросы «Кто там? Кто это? Что это?»;
  • пытается получить одобрение взрослого, раздевается при небольшой помощи. Ест самостоятельно как густую, так и жидкую пищу.

2 года:

  • начинает бегать, спускаться по лестнице, может постоять на одной ноге, прыгает на двух ногах;
  • открывает дверь, поворачивая ручку, пользуется местоимениями «мне, мой» и некоторыми глаголами;
  • понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту, появляются любимые стишки, сказки, песенки;
  • может сопереживать плачущему ребенку, в игре действия становятся последовательными;
  • умеет одеваться с небольшой помощью.

2 года 6 месяцев:

  • начинает использовать предметы заместители, кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку;
  • появляется местоимение «я», знает свой пол;
  • появляется фразовая речь, которая ещё может быть грамматически несовершенна;
  • самостоятельно одевается и раздевается, но не умеет застегивать пуговицы;
  • держит карандаш пальцами;
  • начинает понимать смысл мультфильмов, любит их смотреть;
  • упрямится, вредничает;
  • считает взрослого эталоном поведения и активно стремиться подражать ему.

3 года:

  • начинает задавать вопросы «Почему?», «Кто?», «Что?»;
  • понимает, чего хочет, и чего боится;
  • перестает говорить о себе в третьем лице;
  • может рассказать о каких – то событиях;
  • начинает рисовать;
  • хорошо бегает, поднимается по лестнице, ловит мяч двумя руками и прижимает к себе, наливает воду в чашку.

Показатели нормального развития ребенка дошкольного возраста.

4 года.

Познавательная деятельность:

  • знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей;
  • знает основные цвета и формы;
  • владеет понятиями «один-много»;
  • знает обобщающие слова «посуда, игрушки, обувь, одежда»;
  • выполняет постройку из строительного материала по образцу;
  • складывает пирамидку, учитывая размер колец;
  • вставляет вкладыши в доску с прорезями;
  • собирает разрезную картинку из 4х частей.

Речь:

  • использует правильно простроенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже;
  • появляются сложные предложения с союзами (я покушаю, а потом пойду гулять);
  • появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек);
  • словотворчество;
  • способен к диалогу со взрослым, со сверстником;
  • нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (Л, Р), свистящие, шипящие (С, З и Ш, Ж).

Моторика:

  • может стоять на одной ноге;
  • ловит мяч с вытянутыми руками;
  • повторяет движения за взрослым.

Игра:

  • любит играть с игрушками;
  • разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит суп, усаживает куклу за стол, кормит).

Общение:

  • со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру, но не разрушая ее;
  • дома проявляет желание делать многое самостоятельно.

Навыки:

  • умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна;
  • выполняет просьбы взрослого принести что-либо.

5 лет.

Познавательная деятельность:

  • знает свой адрес, день рождения, где и кем работают родители;
  • может выучить стихотворение из 4х строк;
  • пересчитывает предметы до 5;
  • сравнивает количество предметов (больше, меньше одинаково);
  • копирует простые геометрические фигуры;
  • ориентируется в пространстве (знает понятия «вверху», «внизу», «между», «напротив»);
  • знает названия цветов и оттенков;
  • конструирует по образцу;
  • вырезает из бумаги детали аппликаций;
  • лепит из пластилина несложные фигуры;
  • находит различия на картинках;
  • собирает кубики и мозаику;
  • пересказывает по вопросам небольшую сказку.

Речь:

  • в речи достаточно прилагательных, наречий, местоимений;
  • употребляет предложения с причинно-следственными связями;
  • развиваются простейшие формы звукового анализа, становится возможным узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком;
  • завершается становление нормального звукопроизношения: у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторые смешения звуков «Л-Р», «С-Ш» в многосложных словах (лаборатория, шерстяной).

Моторика:

  • прыгает на одной ноге, прыгает вниз с невысокой скамейки;
  • совершает движения по заданию (присядь, подними руку, достань до пола);
  • бросает мяч одной рукой.

Игра:

  • сюжеты игр становятся разнообразными;
  • в игре используют предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики-конфеты);
  • выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение:

  • играет вдвоем с другим ребенком-сверстником.

Навыки:

  • справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль);
  • одевается и раздевается на прогулку самостоятельно.

6 лет:

Познавательная деятельность:

  • хорошо ориентируется в назначении различных бытовых предметов;
  • сформированы пространственные представления (справа и слева), временные (утро, день, вечер, вчера, завтра);
  • знает времена года и их основные признаки;
  • может сосчитать предметы в пределах 10;
  • знает много рядов однородных понятий с обобщающими названиями (кошка, собака –домашние животные);
  • рисует разнообразные сюжеты, конструирует, лепит, делает аппликацию;
  • слушая книгу начинает давать оценку действиям персонажей.

Речь:

  • появляются сравнительные и превосходные степени прилагательных, разнообразные антонимы (не только большой-маленький, хороший-плохой), слова с высокой степенью обобщенности (счастье, здоровье, страх), слова передающие эмоциональное состояние (обидно, весело, завидно)

Моторика:

  • попадает мячом в неподвижную цель, удерживает равновесие проходя по краю тротуара, отбивает мяч от пола, от стены, перепрыгивает небольшое препятствие.

Игра:

  • играя один становится «режиссером», т.е. распределяет роли разных игрушек и взаимодействует, высказываясь за них;
  • играет в настольные игры с кубиком и фишками. Хорошо понимает правила подвижных игр («жарко-холодно», «день-ночь»).

Общение:

  • становятся возможными коллективные игры с распределением ролей между детьми-сверстниками;
  • появляется покровительственные отношения к младшим детям, чувствует отношение к себе со стороны других людей и взрослых, тянется к более старшим детям.

6,5-7лет

Познавательная деятельность:

  • знает имена, отчества родителей, дедушек, бабушек;
  • понимает родственные связи;
  • начинает ориентироваться в городе;
  • знает название месяцев;
  • начинает понимать время;
  • может угадать предмет по признакам (зеленый, длинный, толстый овощ-огурец);
  • сравнивает пары слов называя их сходства и различия (одуванчик и ромашка);
  • может решать задачи;
  • рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Речь:

  • может рассказать о просмотренном спектакле, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку, придумать конец к сказке. Может рассказать о своих планах.

Моторика:

  • попадает в движущейся объект, катается на двухколесном велосипеде;
  • копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры;
  • аккуратно разукрашивает, штрихует;
  • синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.

Игра:

  • становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты;
  • играет в школу принимая на себя роль учителя.

Общение:

  • легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях;
  • хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности;
  • в присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки:

  • может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.);
  • усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых инструкций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы городского Центра развития ребенка раннего возраста на 2011-2012 учебный год

ТЕМА: « Современные подходы к воспитанию детей раннего и младшего возраста»Цель: Научно - методическое обеспечение обновления воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.Задачи...

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста

   Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Показатели нормального развития речи детей

Нормы развития речи у детей от года до 6 лет....

Памятка для родителей «Показатели эмоционального и социального развития детей раннего возраста»

laquo;Показатели эмоционального и социального развития детей раннего возраста»...

Использование танцевально-игровых технологий для музыкального развития ребенка раннего возраста.

                «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,                ...