«Формирование двигательной активности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития»
методическая разработка

Тюппа Светлана Александровна

Методическая разработка тему:

 «Формирование двигательной активности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития»

учителя адаптивной физической культуры Тюппа С.А.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по образованию Санкт-Петербурга Администрация Фрунзенского района

Санкт-Петербурга  ГБОУ СОШ №322

Методическая разработка тему:

 «Формирование двигательной активности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития»

учителя адаптивной физической культуры Тюппа С.А.

Санкт-Петербург

На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у разных специалистов. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Одной из волнующих проблем учителей коррекционной школы является организация обучения детей с выраженными проблемами в развитии таким образом, чтобы им было интересно, и при этом они активно работали.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. У детей с нарушением в развитии дефицита движения – гипокинезии (малоподвижности) происходят выраженные функциональные и морфологические изменения. Выявлено, что при гипокинезии у детей снижается активность биохимических процессов, что приводит к ослаблению иммунитета, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосдистой систем, ослабевает нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, плоскостопие, ожирение. Важно, что все указанные нарушения в функционировании различных систем и органов, являются следствием ухудшения физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движения, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости и т.п) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2—3 года и более.

Часто, дети с ТМНР замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в младшем школьном возрасте с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.

Внимание детей данной категории всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна слабая активность внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей с ТМНР младшего возраста, возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно.

У детей, для которых свойственны резкие нарушения мышления, существенно страдают и волевые процессы. Эти дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу той или иной работы.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с ТМНР – не только необходимое средство коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощник в социализации личности. Для развития двигательной сферы разбалансированных детей важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с ТМНР сложно регулировать произвольные движения своего тела и собственным речевым командам.

В процессе двигательной деятельности,  у детей:

- формируются определенные  умения и навыки;

- развиваются все познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение);

-  формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками;

-  развивается эмоционально-волевая сфера;

-  формируется представление об окружающем мире и необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

 Основными целями обучения детей с ТМНР на уроках адаптированной физической культуры являются:

  • Развитие имитационных способностей (умение подражать);
  • Стимулирование к выполнению инструкций;
  • Формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
  • Воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

В программу входят следующие классы действий:

- действия, требующие ориентировки в пространстве тела;

- действия, обеспечивающие различные виды перемещений во внешнем пространственном поле – ползание, ходьба, бег, прыжки;

- точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

Кроме того, на занятиях происходит развитие двигательной  рефлексивности детей: умение осознавать выполняемые  действия, в частности называть выполняемые движения,, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются двигательные действия, и т.п.  

В процессе занятий АФК необходимо соблюдать определенные правила:

- предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, в подражание взрослому, по инструкции и показу);

- соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное действие и движение, давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;

- соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений  в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

- соблюдать закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем – спины и ног;

- соблюдать проксимо-дистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала стоять на коленях, потом – на выпрямленных ногах и т.д.);

- обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства – нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

- соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем – с постепенной минимизацией помощи  и стимуляцией самостоятельного выполнения движения. Важных аспектов

Нормализация физического состояния  и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с ТМНР. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

         С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста

«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста

                   В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном  пр...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует так...

10 игр на формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

10 игр на  формирование познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.1.Игра «Радуга». Цель Развитие способности к переключению вни...

Статья на тему: "Формирование социальной активности у детей младшего школьного возраста в проектной деятельности" с 168-174

Л.Е. Горячева ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, РФlyubov.gorya4ewaa@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗ...