Программа по курсу Предметно-практические действия
рабочая программа

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kursu_predmetno-prakticheskie_deystviya.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                                приказом №                от                  года

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

(ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ)

для обучающихся 7 класса

срок реализации: 1 год

                                                                                                              Объём: 34 ч.

Учитель-дефектолог:

                                                                                                                    Бакирова В.Р.

г. Нефтеюганск – 2024                             

Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Основные задачи

1.2

Основные направления и формы занятий

2.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

3.

Календарно – тематическое планирование

  1. Пояснительная записка

          Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Федеральной Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

        Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основании следующих документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

           Программа является компонентом Программы коррекционной работы и направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

  1. Основные задачи

           Программа разработана для обучающихся 7 классов с тяжелой умственной отсталостью, составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся. Всего 9 человек

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 8 человек
  2. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 1 человек.

        На каждого обучающегося 7 класса выделен 1 занятие в неделю.

       Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности, обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Для данной категории детей характерны:

- четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий; 

- речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи; 

-        Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи); 

-        эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

-        разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

-        замедленным темпом психического развития; 

-        отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.

        Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);

Таблица 1

Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2024-2025 учебный год.

Класс

Ф.И обучающегося

Предметная задача

Личностная задача

7

Вербельчук Тимофей

сформировать умение читать слова из двух слогов.

сформировать умение качественно выполнять задания самостоятельно при письме.

7

Гаджимурадова Валида

сформировать умение читать слова из двух слогов.

научить самоорганизовываться на перемене.

7

Ибаев Амин

сформировать умение следить за своим внешним видом (аккуратность в одежде).

Сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при одевании верхней одежды).

7

Козак Семен

сформировать графический образ изученных букв, умение читать слоги.

сформировать навык соблюдения правил поведения школьника (сидеть за партой на протяжении 2-3 уроков).

7

Куцырин Иван

сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью (застёгивать и расстёгивать пуговицы).

сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при надевании одежды).

7

Кушнир Аурика

сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью.

сформировать навыки личной гигиены (мыть лицо, умение пользоваться бумажными полотенцами).

7

Пяткина Виктория

сформировать умение писать изученные буквы самостоятельно.

сформировать умение правильно организовывать своё рабочее место.

7

Туйчиев Самир

Сформировать навыки самообслуживания (застегивать замок на куртке).

сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога

7

Чечуков Данил

сформировать графический образ изученных букв, умение читать по слогам.

научить самоорганизовываться на перемене.

1.2 Основные направления и формы занятий

       Программа включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

       В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.                                                              

Формы и методы реализации программы

       Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.

Приёмы и методы:

•        совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию;

•        действия детей по образцу, по инструкции;

•        действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

•        предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;

•        соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

•        наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

•        использование рисунков и аппликаций.

         На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети обучаются правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).                                                                                                                      

Основной формой обучения являются занятие.

Типы занятий:

•        сообщения новых знаний;

•        закрепления полученных знаний и умений;

•        упражнение;

•        обобщение полученных знаний, умений и навыков;

•        проверки и оценки знаний, умений и навыков;

•        повторение полученных знаний;

•        комбинированный.

2.Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности.

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.

Название курса

Предполагаемые предметные результаты

Предполагаемые личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

-  освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

   

 В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Коммуникативные

Вступает и поддерживает коммуникацию.

Познавательные

Использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Регулятивные

осуществляет самоконтроль в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней деятельность.

Личностные

принятие социальной роли обучающегося

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

Содержательный раздел

Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.

Содержание учебного курса

Раздел

Формы организации коррекционных занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

Диагностика

2

Действия с материалами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.             Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.  

Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах.

Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала

3

Действия с предметами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.

Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.

Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности

Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве

3.  Календарно-тематическое планирование (вторник, четверг)

Тема урока

Содержание

Кол-во час

Дата

1 четверть (8 занятий)

1 группа

2 группа

1.

Наблюдение за предметно-манипуляторной деятельностью педагога.

Фиксация взгляда на предметно – манипуляторной деятельности педагога.

2

03.09.

05.09.

2

Наблюдение за движущейся игрушкой.

Фиксация взгляда на движущейся игрушке.

2

10.09.

12.09.

3

Наблюдение за появлением игрушки в определенном месте.

Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте.

2

17.09.

19.09

4

Дидактическая игра «Помоги зайчишке».

Узнавание знакомых предметов.

2

24.09.

26.09.

5

Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши».

Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

2

01.10.

03.09.

6

Игра «Что привез нам мишка».

Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других.

2

08.10.

10.10.

7

«Магазин игрушек»

Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе.

2

15.10.

17.10.

8

«Найди пару».

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.

2

22.10.

24.10.

(8 занятий)

9.

Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия.

2

05.11.

07.11.

10.

Игра «Забавные цветочки».

Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый).

2

12.11.

14.11.

11.

Игра «Большой – маленький».

Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький).

2

19.11.

21.11.

12.

Игра «Цветная радуга».

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу  предметов одного цвета из 5—6 предметов двух контрастных цветов.

2

26.11.

28.11.

13.

Игра «Выбери правильно».

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу  предметов одного размера  из 5—6 предметов двух контрастных размеров.

2

03.12.

05.12.

14.

Как говорят животные?

Игровые упражнения с использованием карточек. Раздаточный материал.

2

10.12.

12.12.

15.

«Чей звук?»

Игровые упражнения с использованием карточек. Раздаточный материал.

2

17.12.

19.12.

16.

Игра «Забавные игрушки».

Сравнение предметов по цвету путем прикладывания их друг к другу.

2

24.12.

26.12.

( 10 занятий)

17.

Знакомство

со счетными палочками.

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно.

2

18.

Игра «Цветные палочки».

Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета.

2

19.

Игры: «Ворота», «Дорожки»,  «Окно», «Домики».

Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем).

2

20.

Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик».

Складывание из счетных палочек простейших фигур  (по подражанию и образцу).

2

.

21.

Дидактическая игра «Мишка в гостях у Маши».

Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

2

22.

Развивающая игра «Мозаика».

Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней. Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

2

23.

Игра с мозаикой «Домики и флажки».

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики).

2

24.

Работа с пластилином.

Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином.

2

25.

Лепка «Бублик».

Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из пластилина (хлебобулочные, кондитерские изделия).

2

26.

«Веселые формочки»:

формование пластических материалов специальными формами.

Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д

2

(8 занятий)

27.

Обучение приему действия с

пластилином – резание стекой.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:

разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями).

2

28.

Лепка  «Лесенка».

Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: лесенки.

2

29.

«Большие и маленькие бублики».

Изготовление совместно с педагогом из колец на основе образца: больших и маленьких бубликов.

2

30.

Выполнение практических упражнений с бумагой: сминание, разглаживание, разрывание, отрывание.

Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: сминание, разглаживание ладонью, отрывание небольших кусочков .

2

31.

Выполнение практических упражнений с бумагой: сгибание по прямым линиям произвольно.

Практическое знакомство с бумагой. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении).

2

32.

Выполнение практических упражнений с бумагой: разгибание и разглаживание листа по месту сгиба.

Практическое знакомство с бумагой. Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба.

2

33.

Изготовление шариков из фольги.

Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из  фольги, выполнение с ними игровых действий.

2

34.

«Конфеты в обертке».

Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практическая деятельность"

Рабочая программа предназначена для учителя математики, работающего как со слабовидящими детьми, так и с нормально видящими учащимися. Имеет практическую напрвленность....

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (гл...

Программа коррекционного курса "Предметно - практические действия""

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно - практические действия" для обучающихся по СИПР АООП (вариант 2)...

Конспект урока по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность» Тема «Снеговик»

Конспект урока по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность»Тема: «Снеговик»...

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия"

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" 1 - 9 класы в соответствии с ФГОС ИН (2 вариант)...