Программа по курсу Предметно-практические действия
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № от года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ)
для обучающихся 7 класса
срок реализации: 1 год
Объём: 34 ч.
Учитель-дефектолог:
Бакирова В.Р.
г. Нефтеюганск – 2024
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
1.1 | Основные задачи | |
1.2 | Основные направления и формы занятий | |
2. | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
3. | Календарно – тематическое планирование |
- Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Федеральной Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) на основании следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Устав КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Программа является компонентом Программы коррекционной работы и направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
- Основные задачи
Программа разработана для обучающихся 7 классов с тяжелой умственной отсталостью, составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся. Всего 9 человек
Из них:
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 8 человек
- Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, дети РАС 1 человек.
На каждого обучающегося 7 класса выделен 1 занятие в неделю.
Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.
Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности, обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.
Для данной категории детей характерны:
- четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;
- речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;
- Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);
- эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);
- разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);
- замедленным темпом психического развития;
- отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ППК, задачами индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся (см. Таблицу 1);
Таблица 1
Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся на 2024-2025 учебный год.
Класс | Ф.И обучающегося | Предметная задача | Личностная задача |
7 | Вербельчук Тимофей | сформировать умение читать слова из двух слогов. | сформировать умение качественно выполнять задания самостоятельно при письме. |
7 | Гаджимурадова Валида | сформировать умение читать слова из двух слогов. | научить самоорганизовываться на перемене. |
7 | Ибаев Амин | сформировать умение следить за своим внешним видом (аккуратность в одежде). | Сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при одевании верхней одежды). |
7 | Козак Семен | сформировать графический образ изученных букв, умение читать слоги. | сформировать навык соблюдения правил поведения школьника (сидеть за партой на протяжении 2-3 уроков). |
7 | Куцырин Иван | сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью (застёгивать и расстёгивать пуговицы). | сформировать умение удерживать инструкцию и доводить начатое дело до конца (при надевании одежды). |
7 | Кушнир Аурика | сформировать умение надевать одежду с посильной самостоятельностью. | сформировать навыки личной гигиены (мыть лицо, умение пользоваться бумажными полотенцами). |
7 | Пяткина Виктория | сформировать умение писать изученные буквы самостоятельно. | сформировать умение правильно организовывать своё рабочее место. |
7 | Туйчиев Самир | Сформировать навыки самообслуживания (застегивать замок на куртке). | сформировать умение понимать и принимать пошаговую инструкцию педагога |
7 | Чечуков Данил | сформировать графический образ изученных букв, умение читать по слогам. | научить самоорганизовываться на перемене. |
1.2 Основные направления и формы занятий
Программа включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Формы и методы реализации программы
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.
Приёмы и методы:
• совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию;
• действия детей по образцу, по инструкции;
• действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
• предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
• соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
• наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
• использование рисунков и аппликаций.
На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети обучаются правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
• сообщения новых знаний;
• закрепления полученных знаний и умений;
• упражнение;
• обобщение полученных знаний, умений и навыков;
• проверки и оценки знаний, умений и навыков;
• повторение полученных знаний;
• комбинированный.
2.Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися предметных (коррекционных) личностных результатов, формирует базовые учебные действий. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности.
Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.
Название курса | Предполагаемые предметные результаты | Предполагаемые личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. |
В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Коммуникативные
Вступает и поддерживает коммуникацию.
Познавательные
Использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Регулятивные
осуществляет самоконтроль в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней деятельность.
Личностные
принятие социальной роли обучающегося
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п./п. | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
Содержательный раздел
Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.
Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Диагностика | |||
2 | Действия с материалами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах. | Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала |
3 | Действия с предметами | Групповая | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог. Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности. Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности | Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве |
3. Календарно-тематическое планирование (вторник, четверг)
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во час | Дата | |
1 четверть (8 занятий) | 1 группа | 2 группа | |||
1. | Наблюдение за предметно-манипуляторной деятельностью педагога. | Фиксация взгляда на предметно – манипуляторной деятельности педагога. | 2 | 03.09. | 05.09. |
2 | Наблюдение за движущейся игрушкой. | Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 2 | 10.09. | 12.09. |
3 | Наблюдение за появлением игрушки в определенном месте. | Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. | 2 | 17.09. | 19.09 |
4 | Дидактическая игра «Помоги зайчишке». | Узнавание знакомых предметов. | 2 | 24.09. | 26.09. |
5 | Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши». | Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых. | 2 | 01.10. | 03.09. |
6 | Игра «Что привез нам мишка». | Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. | 2 | 08.10. | 10.10. |
7 | «Магазин игрушек» | Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. | 2 | 15.10. | 17.10. |
8 | «Найди пару». | Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. | 2 | 22.10. | 24.10. |
(8 занятий) | |||||
9. | Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. | Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия. | 2 | 05.11. | 07.11. |
10. | Игра «Забавные цветочки». | Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый). | 2 | 12.11. | 14.11. |
11. | Игра «Большой – маленький». | Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький). | 2 | 19.11. | 21.11. |
12. | Игра «Цветная радуга». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета из 5—6 предметов двух контрастных цветов. | 2 | 26.11. | 28.11. |
13. | Игра «Выбери правильно». | Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного размера из 5—6 предметов двух контрастных размеров. | 2 | 03.12. | 05.12. |
14. | Как говорят животные? | Игровые упражнения с использованием карточек. Раздаточный материал. | 2 | 10.12. | 12.12. |
15. | «Чей звук?» | Игровые упражнения с использованием карточек. Раздаточный материал. | 2 | 17.12. | 19.12. |
16. | Игра «Забавные игрушки». | Сравнение предметов по цвету путем прикладывания их друг к другу. | 2 | 24.12. | 26.12. |
( 10 занятий) | |||||
17. | Знакомство со счетными палочками. | Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. | 2 | ||
18. | Игра «Цветные палочки». | Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. | 2 | ||
19. | Игры: «Ворота», «Дорожки», «Окно», «Домики». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем). | 2 | ||
20. | Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик». | Складывание из счетных палочек простейших фигур (по подражанию и образцу). | 2 | . | |
21. | Дидактическая игра «Мишка в гостях у Маши». | Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения. | 2 | ||
22. | Развивающая игра «Мозаика». | Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней. Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | 2 | ||
23. | Игра с мозаикой «Домики и флажки». | Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики). | 2 | ||
24. | Работа с пластилином. | Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином. | 2 | ||
25. | Лепка «Бублик». | Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из пластилина (хлебобулочные, кондитерские изделия). | 2 | ||
26. | «Веселые формочки»: формование пластических материалов специальными формами. | Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д | 2 | ||
(8 занятий) | |||||
27. | Обучение приему действия с пластилином – резание стекой. | Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями). | 2 | ||
28. | Лепка «Лесенка». | Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: лесенки. | 2 | ||
29. | «Большие и маленькие бублики». | Изготовление совместно с педагогом из колец на основе образца: больших и маленьких бубликов. | 2 | ||
30. | Выполнение практических упражнений с бумагой: сминание, разглаживание, разрывание, отрывание. | Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: сминание, разглаживание ладонью, отрывание небольших кусочков . | 2 | ||
31. | Выполнение практических упражнений с бумагой: сгибание по прямым линиям произвольно. | Практическое знакомство с бумагой. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении). | 2 | ||
32. | Выполнение практических упражнений с бумагой: разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. | Практическое знакомство с бумагой. Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. | 2 | ||
33. | Изготовление шариков из фольги. | Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из фольги, выполнение с ними игровых действий. | 2 | ||
34. | «Конфеты в обертке». | Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке». | 2 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практическая деятельность"
Рабочая программа предназначена для учителя математики, работающего как со слабовидящими детьми, так и с нормально видящими учащимися. Имеет практическую напрвленность....

Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (гл...

Программа коррекционного курса "Предметно - практические действия""
Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно - практические действия" для обучающихся по СИПР АООП (вариант 2)...

Конспект урока по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность» Тема «Снеговик»
Конспект урока по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность»Тема: «Снеговик»...

Конспект урока по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность» Тема:«Снеговик»
Методическая разработка...
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия"
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия" 1 - 9 класы в соответствии с ФГОС ИН (2 вариант)...