коррекционно-развивающие занятия (предметно-практические действия)
рабочая программа на тему

Ларина Наталья Геннадьевна

рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям (предметно-практические действия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saytpredmetno-prakticheskie_deystviya_1_klass.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Задачи и направления рабочей программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Коррекционные задачи предмета:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. «Действия с материалами».

2. «Действия с предметами».

Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.

Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.

Реализуя принцип системности и многократного повторения, совместно с предметом математики разработаны и реализуются следующие коррекционные направления:

1.Формирование временных представлений (день – ночь).

2. Формирование количественных представлений (один – много), нахождение одинаковых предметов.

3. Формирование представлений о величине (большой – маленький).

4. Формирование представлений о форме (круг).

5. Формирование пространственных представлений (вверху – внизу).

6. Формирование пространственных представлений (далеко – близко).

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. Сенсорное развитие детей осуществляется в системе предметно-манипуляционной деятельности,  дидактических играх.

    Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.  
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации;
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Умение использовать предметы для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
  • Использование доступных жестов для передачи сообщения.
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
  • Проявляет собственные чувства. 
  • Наблюдает за окружающими предметами.
  • Умеет фиксировать взгляд на объекте.
  • Проявляет интерес к совместной деятельности.
  • Участвует в совместной деятельности.

Коррекционные (предметные) результаты освоения учебного предмета:

  • умеет фиксировать взгляд на объекте;
  • умеет рассматривать различные по качеству материалы;
  • берет в руки мозаику, рассматривает ее;
  • умеет фиксировать взгляд на картинке;
  • удерживает изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
  • проявляет интерес к действиям других;
  • умеет держать правильно в руках карандаш;
  • играет с кубиками;
  • проявляет интерес к совместной деятельности;
  • разминает пластилин в руках;
  • проводит линии на бумаге;

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • выполнять стереотипную инструкцию;
  • выполнять действие способом рука-в-руке;
  • действовать по подражанию;
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • выполняет простые инструкции учителя;
  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество занятий

Дата по плану

Дата по факту

1 модуль. Действия с предметами, материалами, временные представления (день, ночь) + диагностика ВПФ

15

1

Диагностика ВПФ

1

04.09

2

Диагностика ВПФ

1

06.09

3

«Как дети ёжику помогли». (Игра «Когда это бывает», подвижная игра «День – ночь», разминание пластилина).

1

11.09

4

«В гостях у Незнайки». (Беседа с детьми «о частях суток и их последовательности», дидактическая игра «Когда это бывает?», подвижная игра «День и ночь»)

1

13.09

5

«День-ночь». (Игра «Когда это бывает», игра «Закончи предложение», игра «Найди предмет»).

1

18.09

6

Мозаика «Солнышко». (Беседа с детьми о времени суток – день,  выкладывание мозаики на шаблоне).

1

20.09

7

«Звездочка». (Беседа с детьми о времени суток – ночь, выкладывание мозаики на шаблоне).

1

25.09

8

«Страна времени». ( Знакомство с временными понятиями по картинкам).

1

27.09

9

«Магазин одежды». (Беседа с детьми об одежде, подбор пары к вещам).

1

02.10

10

«Игрушки матрешки». (Действия с разборно-сборными игрушками).

1

04.10

11

«Разноцветные пирамидки». (Действия с разборно-сборными игрушками).

1

16.10

12

«Кто в лесу живет?». (Беседа с детьми о животных, живущих в лесу в разное время суток).

1

18.10

13

«Стоит в поле теремок». (Рассказ и показ сказки «Теремок», работа с пластилином, игра в сказку).

1

23.10

14

«В поисках солнышка». (Обыгрывание игровой ситуации).

1

25.10

15

«Что выросло на огороде». (Соотнесение картинок с предметами, раскрашивание картинок).

1

30.10

2 модуль. Действия с предметами, материалами, количественные представления «Один - много», нахождение одинаковых предметов.

15

16

«Мячики в корзинке». (Нахождение одинаковых предметов).

1

01.11

17

«Кубики». (Объединение предметов по единому признаку).

1

06.11

18

«Игрушки в гости пришли». (Сравнение предметов).

1

08.11

19

«Лесные звери». (Составление группы отдельных предметов, установление отношения между понятиями, игра «Лиса и зайцы»).

1

13.11

20

«Лесные дары». (Определять совокупность один, много, ни одного).

1

15.11

21

«В гостях у Незнайки». (Выделение предметов с двумя одинаковыми признаками, раскрашивание картинок).

1

27.11

22

«Грибы в корзине». (Сравнение совокупности предметов по количеству путем составления пар).

1

29.11

23

«Музыкальный лягушонок». (Различение и группировка предметов. Игра «Сколько у тебя?»).

1

04.12

24

«Зайчики и волк». (Сравнение предметов).

1

06.12

25

«Путешествие в деревню».(Понятие количества: один – много).

1

11.12

26

 «У зайчика в гостях». (Сравнение двух групп предметов на основе взаимного сопоставления).

1

13.12

27

«В гостях у мишки». (Различение понятий  “один” и “много” различными анализаторами, игра “Угадай”).

1

18.12

28

 «Цветные карандаши». (Выделение отдельных предметов из группы и составление группы из отдельных предметов).

1

20.12

29

«Угостим зайку». (Выделение отдельных предметов из группы и составление группы из отдельных предметов).

1

25.12

30

«Морское приключение». (Закрепление понятий «один», «много»).

1

27.12

3 модуль.  Действия с предметами, материалами, представления о величине «Большой-маленький».

15

31

«Матрешки гуляют». (Сравнение предметов по величине).

1

10.01

32

«Зайчики». (Объединение одинаковых (по величине) предметов в предметные множества по словесному заданию

Игра – задание «Разложи морковки по коробкам»).

1

15.01

33

«Куклы Маша и Даша». (Выделение и группировка предметов по величине).

1

17.01

34

«Зайчонок в гости пришел». (Восприятие и различение предметов по размеру).

1

22.01

35

«В домике у трех медведей». (Различение и употребление слов (понятий) «Больной-маленький»).

1

24.01

36

«Большие и маленькие кубики». (Зрительное сравнение предметов по величине).

1

29.01

37

«Большой-маленький». (Сравнение предметов по величине, работа с кубиками, работа с пластилином).

1

31.01

38

«Львенок в гости пришел». (Различение и объединение предметов по величине).

1

05.02

39

«Пирожки». (Различение размеров предметов, работа с пластилином).

1

07.02

40

«Маша идет домой». (Сравнение двух предметов, способами наложения и приложения).

1

12.02

41

«В гостях у Леопольда». (Различение размеров предметов).

1

14.02

42

«Колобок». (Закрепление понятия «маленький-большой»). 

1

26.02

43

«В гости к медвежатам». (Выделение и объединение предметов по одному (общему) признаку).

1

28.02

44

«Плывут кораблики». (Закрепление понятия «маленький-большой»). 

1

05.03

45

«Собачки». (Закрепление понятия «маленький-большой»). 

1

07.03

4 модуль. Действия с предметами, материалами, представление о форме «Круг».

13

46

«Круг». (Составление группы из отдельных предметов и выделение из нее одного предмета).

1

12.03

47

 «В гостях у круга». (Выделение и объединение предметов по одному (общему) признаку). ИОТ и ТБ.

1

14.03

48

«Паровозик». (Различение круга).

1

19.03

49

 «Чудесный мешочек». (Различение круга).

1

21.03

50

«Солнечный круг». (Различение круга).

1

26.03

51

 «Подарки от куклы Маши». «Чудесное дерево». (Распознаёт на ощупь геометрическую фигуру: круг).

1

28.03

52

 «Зайка». (Нахождение предмета, отличающегося от остальных).

1

02.04

53

 «Путешествие в белую сказку». (Закрепление знаний о геометрической фигуре — круг).

1

04.04

54

 «Урожай на грядках». (Составление группы предметов из отдельных предметов и выделение одного предмета из группы).

1

16.04

55

 «В гости к солнышку». (Использование любых пособий).

1

18.04

56

 «Маша и медведь». (Сравнение двух разных групп предметом способом наложения).

1

23.04

57

 «В гостях у круга». (Выделение и объединение предметы по одному (общему) признаку).

1

25.04

58

 «Помоги Маше». (Выделение и объединение предметы по одному (общему) признаку).

1

30.04

5 модуль. Действия с предметами, материалами, пространственные представления «Вверху-внизу» + диагностика ВПФ

5

59

«Петрушка». (Раскладывание предметов, расположенных вверху и внизу).

1

07.05

60

«Весеннее приключение». (Сравнение двух предметов).

1

14.05

61

«Путешествие в лес». (Установление признаков сходства и различия предметов).

1

16.05

62

Диагностика развития ВПФ

1

21.05

63

Диагностика развития ВПФ

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"

Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...

Рабочая программа коррекционных занятий "Предметно-практические действия" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа предназначена для проведения коррекционных занятий у учащихся с ТМНР...