Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"
план-конспект занятия по теме

антонова инга владимировна

Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx820.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа№7

Красносельского района Санкт-Петербург

Тема коррекционно-развивающего занятия: «Насекомые: муха, муравей, божья коровка, стрекоза»

Учитель-дефектолог  ГБОУ СКШ №7

Красносельского района С-Пб

Антонова  Инга  Владимировна

С-Пб, 2014 год

Класс: 3 «Б»

Цель: актуализировать, пополнять, уточнять и закреплять  знания учащихся  по лексической теме «Насекомые»; развивать  психические процессы.

Задачи:

  1. Образовательные

Создать условия для:

- совершенствования естественнонаучных представлений (признаки весны, названия насекомых, особенности внешнего вида, обобщающее значение: насекомые);

- закрепления знаний о промежуточных цветах: оранжевый, фиолетовый, коричневый

  1. Корреционно-развивающие

Создать условия для:

- развития тонкой и общей моторики, координации движений;

- совершенствования графо-моторных навыков;

- формирования навыка словообразования при согласовании существительного с числительным;

- развития пространственной ориентировки;

- развития мыслительных операций анализа, синтеза;

- развития зрительного восприятия и произвольного внимания

  1. Воспитательные

- развивать познавательную активность, сознательность, интерес к занятиям;

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых

Оборудование и материалы: демонстрационная сюжетная картинка «Поздняя весна», конверты, картонные части цветов (серединки и лепестки) разных цветов: оранжевого, голубого, фиолетового, коричневого; разрезные картинки «Насекомые»; карточки с цифрами от1 до 8; демонстрационная таблица, разделенная на 9 ячеек; рабочие листы с точечным изображение муравья; рабочие листы с контурным изображением божьих коровок; демонстрационные листы с изображением божьих коровок с различным геометрическим узором; мяч.

Использованная литература: Л.В. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей» - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995; Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль: Академия развития, 1996, интернет-ресурсы

Методы  приемы обучения: здоровьесберегающие технологии, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа.

Тип занятия: занятие-игра.

Форма организации: групповая

План занятия:

Время

Этапы

Содержание

1

2 мин

Организационный

Коммуникативное упражнение

 

2

 33 мин

Основной

Развитие речи: беседа по картинке

Формирование сенсорных эталонов: дифференциация по цвету

Дидактическое упражнение на развитие мыслительных операций анализа, синтеза: составление целого из частей

Разгадывание загадок

Дидактическое упражнение на развитие концентрации внимания

Развитие графо-моторных навыков

Технология здоровеьсбережения учащихся: речевая игра с мячом

Дидактическое упражнение на развитие произвольного внимания

Дидактическое упражнение на развитие ориентировки на плоскости листа, произвольного внимания

3

5 мин

Рефлексивно-оценочный (рефлексия деятельности на уроке)

Обобщающая беседа

Прием устной  рефлексии


Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность дефектолога

Деятельность учащихся

Слайды, иллюстрации, дидактический материал

  1. Организа-ционный этап

- Давайте дружно встанем в круг, крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Закройте глаза.  Буду задавать вам вопросы и мы узнаем, как вы внимательны друг к другу (Какого цвета глаза у Леры?, Какого цвета рубашка у Дани? и т.п.)

Выполняют коммуникативное упражнение, отвечают на вопросы

  1. Основной этап

Беседа по картинке

Д/упражнение «Собери цветок»

Рассматривание картинок с изображением насекомых

Составление разрезных картинок

Д/игра «Муха»

Показывает картинку «Весна»

- Какое время года изображено на картинке?

- По каким признакам вы догадались, что это весна?

Называют признаки весны

Сюжетная картинка «Поздняя весна»

   

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=305162693-28-72&n=21

Раскладывает лепестки цветов, раздает серединки.

По сигналу собирают цветы

Серединки и лепестки цветов из картона: оранжевого, голубого, фиолетового, коричневого цветов

Предлагает перевернуть серединки у цветков, назвать изображение

Предлагает собрать разрезную картинку

Называют насекомое, обоснуют свой ответ

Составляют разрезные  картинки

http://img01.chitalnya.ru/upload/753/2766256928443908.jpg    http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00459844.gif

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/178/91178197_23044857.png        http://penilopa.ru/published/publicdata/CP161377PENILOPA/attachments/SC/images/strekoza6.JPG

 

Читает загадку:

Нам бы, вредным цокотухам,

Пожжужать у вас над ухом.

Но боимся, если вдруг

В уголке живет паук.

Выставляет на доске картинку с изображением мухи.

Предлагает поиграть в игру «Муха»

 

Отгадывают загадку: муха

Показывают карточку с нужной цифрой

Таблица, карточки с цифрами 1-8

1

2

3

8

http://www.luk-media.ru/raskraski/090_1.gif

4

7

6

5

Рисование по точкам

Читает загадку:

- Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель ?…

Выставляет на доске картинку с изображением муравья

Предлагает обвести картинку по точкам, следуя инструкции: муравья обвести коричневым карандашом, шарфик – фиолетовым, дорожку – голубым, ягоды – оранжевым

Отгадывают загадку: муравьи

Листки с точечным  изображением муравья

       

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/259/57259667_007.jpg

Д/упражнение с мячом

«Подскажи словечко»

Проводит игру с мячом (На цветке сидит одна бабочка, на цветке сидят три… и т.п.)

Ловят мяч, заканчивают предложение

Мяч

Д/упражнение «Нарисуй узор»

Читает загадку:

- Красненькие крылышки,

 Черные горошки.

 Кто это гуляет

 По моей ладошке?

Демонстрирует в течении 10 сек изображение божьей коровки с геометрическим узором на одной половине спинки

Предлагает дорисовать узор на второй половине спинки и раскрасить его согласно инструкции:        - голубым,      - оранжевым,

      - фиолетовым

Отгадывают загадку: божья коровка

Рисуют узор по памяти

Дорисовывают, раскрашивают

Листы с изображением божьих коровок, демонстрационные листы (6 шт) с изображением божьих коровок с различным узором

     

Графический диктант

- А это насекомое вы узнаете, когда выполните задание.

Проводит графический диктант «Стрекоза»

Выставляет на доске картинку с изображение стрекозы

Дает задание на дом: дорисовать по клеточкам вторую половинку стрекозы, раскрасить по желанию

Выполняют задание (половина изображения стрекозы)

  1. Оценочно-рефлексивный этап

- О ком мы сегодня говорили?

- Какую пользу приносят насекомые людям? Какой вред?

- На доске  картинка с каким насекомым расположена справа от божьей коровки, слева от стрекозы, между мухой и божьей коровкой?

- Понравилось ли вам наше занятие?

- Какое задание было самым трудным?

Отвечают на вопросы

Читает стихотворение:

Когда в душистом сквозняке

Присядешь где-то в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое увидишь, друг:

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела…

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое коррекционно-развивающее занятие "Вместе мы хор"

Для успешных занятий по классу хорового пения учащимся, по мимо, знаний умений и навыков хорового пения требуется также сплоченность и умение внимательно относится друг к другу. Данное занятие направл...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

Групповое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 9 класса «Что такое конфликт?»

Предназначено для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями....

Коррекционно-развивающая программа для 1 класса интегрированного группового занятия психолога и дефектолога

Коррекционно-развивающая программа развития познавательных способностей, учебных навыков и эмоционально-волевой сферы  у учащихся 1 класса с ОВЗ....

Групповое коррекционно-развивающее занятие для подростков «Уверенное и неуверенное поведение».

Подростки не всегда различают понятия "уверенное" и "грубое" поведение. данное занятие знакомит учащихся с новыми критериями оценки себя и окружающих, развивает навыки, необходимые для уверенного пове...

Программа групповых коррекционно - развивающих занятий "Знайка и Умейка" для детей 3,5 - 6 лет

Программа дополнительного образования групповых коррекционно - развивающих занятий "Знайка и Умейка" предназначена для учителей - дефектологов, работающих с детьми дошкольного возраста от 3,...