Групповое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 9 класса «Что такое конфликт?»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Алексеева Марина Викторовна

Предназначено для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_9b.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое коррекционно-развивающее занятие

 для учащихся 9 класса VIII вида

«Что такое конфликт?»

Цели:

Формулирование понятия конфликта.

 развитие психологической компетентности у учащихся 9 классов по разрешению конфликтных ситуаций.

Ход занятия

Разминка «Приветствие»

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята.  Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Предлагаю начать  встречу с высказывания - пожелания друг другу на сегодняшний день.


Психолог: Давайте послушаем диалог ученика с учителем.

  1. Кирилл, почему ты ударил его?
  2. Он первый ударил меня.
  3. А он говорит, ты ударил его первым.
  4. Нет, не я. Он первый ударил меня.
  5. Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?
  6. Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.
  7. И поэтому ты его ударил?
  8. Он первый меня ударил...
  • Психолог: Что произошло?
    Ученики: Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.
  • Психолог: Итак, произошёл конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово "конфликт" лично для вас?
  • Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?(гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слёзы).

Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт”? (Ссора, драка, слёзы, спор, крик)

Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношении людей, о таких ситуациях как конфликты, их причинах и как выйти из конфликта.

Так что же такое конфликт?

Конфликт - это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек .Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под городской стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое, чем наш путешественник. Они поспорили.

Как так? Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

  • Могут ли быть у всех людей одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (Дети - нет)

Возникали ли у вас проблема по поводу не вымытой дома посуды, прогулки с младшими братьями или сестрами, покупки какой либо вещи, посещения музыкальной школы. Одним словом, возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными, одноклассниками? (Дети - да)

Упражнение «Копилка». Конфликты возникают  по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов?

Причины конфликтов:

  • несовпадение целей и желаний;
  • неуважение к другим людям;
  • неумение общаться;
  • разные чувства и состояния, которые испытывают участники ссоры;
  • незнания правил и норм поведения или не желание следовать  этим нормам и правилам поведения.

Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт. Существует даже наука – конфликтология, которая изучает конфликты и помогает людям избегать конфликтов.

В итоге получается, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы.

Упражнение "Незаконченные предложения". У вас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске - “У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)

Упражнение "Ситуации". Перед вами на столах лежат описания возникших ситуаций, подумайте и скажите, как бы вы вышли из такого конфликта.

  1. Ваш сосед  по парте  часто не приносит  учебник, из-за  этого  с ним  возникают споры на уроке. Как поступить в данной ситуации, что бы избежать нового конфликта на уроке?

  1. Мама  посылает вас в магазин, а вы смотрите телевизор.  Как  поступить, что бы избежать  конфликта  с родителями?

  1.     «– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

    - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу».

- По какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (Ответы детей).

4. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

 -свое мнение.

5. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения  стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь?

6. Перед сном ты часто играешь в компьютерные игры. Это занятие захватывает тебя настолько, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?

ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» 

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения. 

Если подобным образом вы ведете себя 

ЧАСТО - поставьте 3 балла; 

ИНОГДА - 2 балла; 

РЕДКО - 1 балл. 

ВОПРОС: 

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?» 

ОТВЕТЫ: 

1. Угрожаю или дерусь. 

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей. 

3. Ищу компромиссы. 

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 

5. Избегаю противника. 

6. Желаю во что бы то ни стало добиться.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 

8. Иду на компромисс. 

9. Сдаюсь. 

10. Меняю тему... 

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего. 

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось. 

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону. 

14.  Предлагаю мир. 

15. Пытаюсь обратить все в шутку. 

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль. 

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11. 

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12. 

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13. 

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14. 

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15. 

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: 

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав. 

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. 

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. 

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. 

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения. 

Психолог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

В чём же вред конфликтов?

  • От конфликтов страдает достоинство человека, его самоуважение.
  • На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.
  • Страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому, правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, нервы, сделает счастливее не только вас, но и окружающих вас людей.

Давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения во время конфликта.

Методы выхода из конфликта:

  • найти в себе силы и уйти от спора, выйти из конфликта первым;
  • найти компромисс спорного вопроса;
  • принять точку зрения противника;
  • понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры.

Упражнение «Ласковые слова»

Это упражнение помогает научиться полезному способу примирения с товарищем. Этот способ помогает не доводить дело до ссоры и лучше понимать друг друга.

Замечательный способ, который придумали психологи заключается  следующем. Как только двое ребят почувствовали, что дело идет к ссоре, то по специальному знаку, известному вам двоим, вы начинаете говорить друг другу по очереди комплименты. Например: «Ты красиво пишешь!», «Ты замечательный математик!», «Ты лучший в мире спортсмен!», «Ты добрейший человек!».

        Проигрывает тот, кто первым собьётся, начнет повторяться или не найдет подходящего комплимента.

        Способ примирения и улучшения отношений помогает не только в общении с ребятами, но и с родителями.

Упражнение  «Релаксация»

Давайте немного отдохнём и выполним упражнение, которое позволит дать выход негативным эмоциям и расслабиться.

Заключительная часть

Рефлексия.

-Что нового вы узнали для себя сегодня?

- Выскажите, пожалуйста, своё мнение о занятии. 

- Что больше всего понравилось?

- А что не понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...